Слайд 1Горбунова Ирна
Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата.
Язык – хранилище человеческой
мысли. Он осуществляет связь времён, поколений…
Слайд 2Горбунова Ирна
Предложения с чужой речью
Чужая речь – это высказывание другого
лица, включённое в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются
словами автора.
Слайд 3Горбунова Ирна
Способы передачи чужой речи
Для передачи чужой речи существуют следующие
способы
Прямая
Цитаты Косвенная
речь речь
Диалог
Слайд 4Горбунова Ирна
Предложения с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
Прямая речь –
это передача чужой речи, сохраняющая её содержание и форму. С
помощью прямой речи создаётся впечатление подобия точности воспроизведения чужой речи.
Слайд 5Горбунова Ирна
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь ПЕРЕД
словами автора:
1. [« », - а.]
2.
[« » - а.]
3. [« » - а.]
ПРИМЕРЫ:
«Спасибо, что всё это рассказала», - глухим голосом сказал Олег.
«Интересно, что будут читать мои правнуки?» - писал Лев Толстой.
«Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.
П
П?
П!
Слайд 6Горбунова Ирна
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь ПОСЛЕ
словами автора:
1. А : « ».
2.
А : « ».
3. А : « ».
ПРИМЕРЫ
Тут Мишка говорит : «Не надо спорить. Сейчас я попробую».
Алёнка говорит : «Спорим, не подойдёт?»
Мишка кричит : «Здорово получается!»
П
П!
П?
Слайд 7Горбунова Ирна
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь РАЗРЫВАЕТСЯ
словами автора:
1. «[ П, - а, - п? ]»
2. «[
П, - а. – П ]».
3. «[ П? – а. – П! ]»
4. «[ П! – а. – П ]».
ПРИМЕРЫ
«Послушайте, товарищ Ложкин, - возмутился я, - вы где-нибудь учились?»
«Гуси летят, - с удовольствием говорит Ростовцев. – Сейчас целый косяк видел».
«Что вы говорите? – воскликнула Марья. – Как это странно!»
«Здравствуйте, товарищи! – крикнул он им. – Здорово».
Слайд 8Горбунова Ирна
Диалог
Диалог – это разговор двух, реже нескольких лиц (диалог
– от греч. «диалогос» - разговор, беседа).
Диалог состоит из реплик.
Реплика – это слова, обращённые к собеседнику.
На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.
Слайд 9Горбунова Ирна
Пример диалога
У меня зазвонил
телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От
верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
Слайд 10Горбунова Ирна
Цитаты и способы цитирования
Цитата – дословная выдержка из какого
– либо текста или в точности приводимые чьи – либо
слова.
В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.
Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.
Слайд 11Горбунова Ирна
Оформление цитат
Предложение с прямой речью.
Пушкин
писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные
порывы!»
Предложение с косвенной речью.
А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою».
Предложение с вводными словами.
По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
Слайд 12Горбунова Ирна
Косвенная речь
Косвенная речь – это чужая речь, переданная в
форме придаточного предложения.
Представляет собой разновидность
сложноподчинённых предложений с придаточными дополнительными.
Косвенная речь передаёт содержание чужой речи без сохранения всех особенностей речи говорящего.
Слайд 13Горбунова Ирна
Замена прямой речи косвенной
Союз ЧТО употребляется, если прямая речь
представляет собой повествовательное предложение:
«Я буду ждать тебя», - сказала Валя. – Валя сказала, ЧТО будет ждать меня.
Слайд 14Горбунова Ирна
Замена прямой речи косвенной
Союз ЧТОБЫ употребляется, если прямая речь
представляет собой побудительное предложение:
Иван Фёдорович попросил: «Назови,
Люба, всех членов штаба и охарактеризуй их». – Иван Фёдорович попросил, ЧТОБЫ Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала их.
Слайд 15Горбунова Ирна
Замена прямой речи косвенной
Союз-частица ЛИ употребляется, если прямая речь
представляет собой вопросительное предложение и имеет частицу ЛИ или вообще
не имеет вопросительных слов:
«Уж не думаешь ЛИ ты со мной в прятки играть?» - сказал Ваня с досадой. – Ваня сказал с досадой, не думаю ЛИ я с ним в прятки играть.
Слайд 16Горбунова Ирна
Практика
Упражнение №1.
Вставьте
пропущенные знаки препинания в ниже приведённые предложения. Составьте схемы 2
и 5 предложений.
Слайд 17Горбунова Ирна
Упражнение №1. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложения. Составьте
схемы 2 и 5 предложений.
А где мой
товарищ промолвил Олег Скажите где конь мой ретивый
Да… сказал он и резко повернулся ко мне да… ну что посмотрим
И говорю ей Как вы милы но мыслю Как тебя люблю
Что же, ты рад спрашивала Наташа Я так теперь спокойна счастлива Очень рад отвечал Николай Он отличный человек
Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато Да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу
2. [«П… - а, - п»]. 5. [А : «П»].
«
?-
. -
,
?
«
-
,-
,
» .
»
:«
! -
: -
!»
«
?-
. -
,
».«
, -
. -
».
,
,
,
: «
,
,
,
».
Слайд 18Горбунова Ирна
Практика
Упражнение №2.
Прочитайте. Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их
как цитаты.
Слайд 19Горбунова Ирна
Упражнение №2.
Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как
цитаты.
Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том,
верно, мало толку. (И. А. Крылов)
Все талантливые пишут разно, все бездарные– одинаково. (Илья Ильф)
Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л. Н. Толстой)
Наука борется с суевериями, как свет с потёмками. (Д. И. Менделеев)
Смех – великое дело… (Н. В. Гоголь)
Лженаука – непризнание ошибок. (П. Л. Капица)
Слайд 20Горбунова Ирна
Вариант ответа к упражнению № 2
Безусловно, прав Крылов :
«Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том,
верно, мало толку».
Илья Ильф говорил мудрые вещи : «Все талантливые пишут разно, все бездарные – одинаково».
Толстой считал : «Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше».
Менделеев утверждал : «Наука борется с суевериями, как свет с потёмками».
По словам Гоголя, «смех – великое дело…»
Капица считал, что «лженаука – непризнание ошибок».
Слайд 21Горбунова Ирна
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЯ.
Слайд 22Горбунова Ирна
Презентацию подготовили:
ученица 11 класса «В» Горбунова Ирина;
учитель русского и
литературы Ткаченко Татьяна Николаевна.