Слайд 1ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
Слайд 2Задатки
Задатки - анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми.
«Гений
- это на 1% вдохновение и на 99% потение» Эдисон.
Слайд 3Способности
Способности – индивидуальные возможности человека в той или иной
сфере деятельности.
Классификация способностей:
- по основным видам деятельности: инженерные, врачебные, педагогические
и пр.;
- по особенностям работы органов чувств;
разделение способностей на общие и специальные.
Слайд 4Свойства личности, которые в той или иной мере необходимы для
самых разнообразных видов деятельности. Эти свойства имеют такие вполне конкретные
психологические проявления, как наблюдательность, конструктивное воображение, способность к оперированию абстрактным материалом и т.д. Общие способности влияют на образование новых знаний и умений.
Общие способности
Слайд 5Специальные способности
К ним обычно относят способности, отвечающие более узкому кругу
требований данной деятельности. Это могут быть психомоторные, сенсорные, мнемические, интеллектуальные
и другие способности.
Профессиональные способности - это новые структуры индивидуальности, которые формируются с началом профессионального обучения. Развиваются в гораздо более позднем возрасте и тесно взаимодействуют с задатками: в ответственные моменты своей профессиональной деятельности человек мобилизует все ресурсы своей психики, включая задатки.
Слайд 6Одаренность
Это совокупность природных задатков, выступающих одним из условий формирования
способностей.
Слайд 7:
Способности приводящие к формированию одаренности
Во-первых, это внимательность, собранность, постоянная готовность
к напряженному труду.
Во-вторых, готовность к труду перерастает в трудолюбие,
в неуемную потребность трудиться.
В-третьих, это высокая продуктивность умственной деятельности, которая выражается в быстроте мыслительных процессов, систематичности ума, в повышении возможности анализа и обобщения.
Слайд 8Талант
Благоприятное сочетание и взаимодействие способностей к той или иной деятельности,
обеспечивающих успешность творческого выполнения этой деятельности.
Составляющие талант способности не являются
идентичными, так как структура таланта детерминируется характером требований, которые предъявляет личности конкретный вид творческой деятельности.
Слайд 9Мастерство
Проявление таланта личности в деятельности раскрывается не только в сумме
соответствующих умений и навыков, но и в психологической готовности к
квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи.
Слайд 10Гениальность
целостное качество человеческой личности. Понятия «гениальность» и «гений» не являются
тождественными.
Гениальность человека проявляется в силе восприятия им мира и глубине
воздействия на других людей
Гений рождает соединение гениальной натуры человеческой личности с талантом. Гений создает высшие общечеловеческие ценности, опережающие историческую эпоху и имеющие мировую значимость на все времена.
Слайд 11Направленность личности
- это совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации,
ориентирующих избирательную активность личности.
Она характеризуется желаниями, интересами, склонностями, ценностями, идеалами, убеждениями, мировоззрением,
которые являются её основными элементами.
Слайд 12Желание -- это психическое состояние, выражающее осознание потребности, её объектов и
возможных путей её удовлетворения. Желания обладают непосредственной побуждающей силой.
Интерес -- психическое состояние, обеспечивающее
направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности.
Склонность - это психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную деятельность и побуждающее ею заниматься.
Слайд 13Ценность -- это свойство того или иного предмета или явления, способное
удовлетворить потребности, желания, интересы, склонности человека. Ценностная ориентация -- это психическое
состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей.
Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков.
Убеждения - это осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии с её ценностными ориентациями и идеалами,.
Мировоззрение - это система взглядов человека на мир в целом, на его место в этом мире, которой он руководствуется в деятельности и поведении.
Слайд 14Темперамент
это индивидуальное свойство человека, которое в наибольшей мере зависит
от его врожденных, природных психофизиологических качеств.
Темперамент — индивидуальная характеристика
человека со стороны особенностей его психической деятельности, таких как интенсивность, скорость, темп психических процессов.
Слайд 15Три сферы проявления темперамента
Общая активность определяется степенью интенсивности взаимодействия человека с
окружающей средой — природной и социальной. Здесь можно выделить две
крайности. Один тип людей отличается своей явно выраженной вялостью, пассивностью, а другой — высокой активностью, быстротой в действиях. Представители других темпераментов располагаются между этими двумя полюсами.
Двигательная или моторная активность выражается в быстроте и резкости движений, в темпе речи, а также во внешней подвижности или, наоборот, медлительности, говорливости или молчаливости.
Эмоциональность - выражается в быстроте смены эмоциональных состояний, восприимчивости к эмоциональным воздействиям, чуткости.
Слайд 16Характеристика темпераментов
Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп
на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость
в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Слайд 17Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений,
с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно
легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.
Слайд 18Свойства темперамента
Экстраверсия-интроверсия — характеристики темперамента, введенные К. Юнгом - определяют зависимость реакции и
деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт),
или от внутренних психических процессов и состояний человека (интроверт). К экстравертам относят сангвиника и холерика, к интровертам — флегматика и меланхолика.
Слайд 19Темп протекания реакций характеризует скорость протекания психических процессов и реакции (быстрота
ума, темп речи, динамика жестов). Темп протекания реакций повышен у
холериков, сангвиников и хорошо отдохнувших меланхоликов и понижен у флегматиков и уставших меланхоликов.
Слайд 20Неактивность - степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия и
раздражения (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, внешнее воздействие). Это
автоматизированные реакции защиты и ориентировки. Высокая реактивность у холерика и сангвиника, низкая у флегматика.
Слайд 21Активность — характеризует выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек преодолевает
препятствия и добивается цели. Активность выражается в настойчивости, целенаправленности, сосредоточении
внимания и является основным качеством темперамента, которое способствует достижению цели. Наиболее высока активность у флегматика, хотя в силу низкой реактивности он включается в работу медленнее. Флегматик высокоактивен, ему не грозит переутомление. У холерика высокая активность сочетается с реактивностью. Сангвиники достаточно активны, но если деятельность однообразна, они могут потерять к пей интерес. Меланхолики характеризуются низкой активностью.
Слайд 23Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к
внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно его поведение (ригидность). Наиболее
высокая пластичность у сангвиников, ригидность характеризует флегматиков, холериков и меланхоликов.
Эмоциональная возбудимость отражает порог минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции и скорости ее развития. Эмоциональная возбудимость повышена у сангвиника, холерика и меланхолика, а у флегматика понижена.
Слайд 26Характер
Характер (от греч. charakter — печать, чеканка, отличительная черта, признак, примета,
особенность. Понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в
деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Характер – это сложившаяся система устойчивых психических характеристик, выражающих различное отношения человека к действительности и самому себе.
Слайд 27Формирование характера
Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст
от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно
общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.
Любая черта характера есть:
Слайд 28Структура характера
те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе
целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им
качества.
черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.
Слайд 29Два класса черт характера:
1. Первичные черты. Выстраиваются из различных психических процессов
и состояний, т.е. эти черты имеют исходное функциональное начало, связанное
с познавательными, эмоциональными, коммуникативными, психомоторными функциями человека. Эти черты формируются на ранних этапах онтогенеза и регулируют уровень активности и поведения.
Слайд 30Вторичные черты. Этот класс составляют нравственно смысловые вторичные черты характера, они
наиболее тесно связаны с общественными отношениями человека, и поэтому часто
путаются с качествами личности. Эти черты формируются на поздних этапах онтогенеза, когда человек включается в более широкий диапазон выполнения различных видов деятельности
Слайд 31Типы акцентуации черт характера по Леонгард и Личко :
Гипертимический тип. Постоянное или
частое пребывание в приподнятом настроении. Проявляется высокая активность; жажда деятельности;
чрезмерная общительность, выраженность жестов, мимики, пантомимики; оптимистичность; преодоление препятствий без труда. Возникновение конфликтов с окружающими людьми из-за не достаточно серьезного отношения к своим семейным и служебным обязанностям.
Застревающий тип. Высокая устойчивость аффекта; длительность эмоционального отклика, переживаний; умеренно общительны, занудливы; склонны к нравоучениям; не разговорчивы; стремление добиться высоких показателей в любом деле; требовательны к себе; чувствительны к социальной несправедливости; подозрительны; оскорбление достоинства и личных интересов долго не забывается и никогда не прощается просто так.
Слайд 32Эмотивный тип. Высокая чувствительность и глубокие эмоциональные реакции. Мягкосердечие, доброта, задушевность.
Сострадательность, эмоциональная отзывчивость, обостренное чувство долга. Исполнительность, слезливость. В конфликты
вступают редко, в них пассивны, обиды носят в себе.
Педантичный тип. Повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность, осторожность, добросовестность, серьезность, надежность в делах, уступают лидерство другим, бюрократы. В конфликты вступают редко, в них пассивны.
Тревожный тип. Повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и близкого окружения, робкие, иногда с покорностью, дружелюбные, самокритичные, исполнительные, неуверенные, неконтактные, в конфликты вступают редко, ищут поддержки и опоры.
Слайд 33Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических состояний. В гипертимической фазе поведения
радостные события вызывают положительные эмоции, жажду деятельности, словоохотливость, общительность, активность.
В дистимической фазе печальные события вызывают огорчение, подавленность, замкнутость. Замедленность реакции и мышления, снижение эмоционального отклика. Смена настроения → смена общения с людьми.
Демонстративный тип. Потребность и стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Самохваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа ситуации. Контактны, стремятся к лидерству, власти, похвале. Самоуверенны, с высокими притязаниями активно защищаются, обходительны, артистичны, лицемерны.
Слайд 34Возбудимый тип. Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций.
Занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам,
в которых являются активной, провоцирующей стороной. Неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. В состоянии эмоционального возбуждения раздражительны, вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение.
Дистимический тип (противоположный гипертимическому). Неконтактны, немногословны, доминирующее пессимистическое настроение. Домоседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни, высоко ценят тех, кто с ними дружит. Серьезность, добросовестностность, обостренное чувство справедливости, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
Слайд 35Экзальтированный тип. Бурная реакция на происходящее. Контактны, словоохотливы, влюбчивы. Часто спорят,
в конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной.
Привязаны и внимательны к друзьям и близким. Альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
Экстравертированный тип. Высокая контактность, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе, в семье уступают лидерство другим. Готовность внимательно выслушать другого, выполнить просьбу, исполнительность. Подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
Слайд 36Интровертированный тип. Очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к
философствованию. Любят одиночество; вступают в конфликты редко. Эмоционально холодные идеалисты,
слабо привязанные к людям. Сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.