Слайд 2Мир психических явлений
Психические явления
Психические процессы
Психические свойства
Психические состояния
Психические образования
Социально-психические явления и
процессы
Слайд 3Специфика психических явлений
Полифункциональность и полиструктурность психики, «пересечение» функций и средств,
трудность определения структур, реализующих конкретную функцию
Психические явления
Специфика психических явлений
Недоступность для
непосредственного наблюдения внутренних процессов и механизмов психических явлений. Исключение составляют акты деятельности.
Большинство из психических явлений не обладают пространственными признаками, из-за чего нельзя построить их описание на основе пространственной структуры.
Большая подвижность, изменчивость «вектора» сознания.
Высокая адаптивность психики.
1
2
3
4
5
Слайд 4психические процессы
психические процессы - это понятие означает, что современная
психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в
готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.
Слайд 5Виды психических процессов
1. Познавательные:
Ощущение
Восприятие
Мышление
Сознание
Речь
Внимание
Память
Воображение
2. Эмоционально-мотивационные:
Эмоции и Чувство
Состояния (Настроение, Тревожность и
пр.)
Мотивация
Воля
Проактивность
3. Личностные характеристики
Характер
Темперамент
Моторика
Интеллект
Слайд 6Классификация ощущений
По наличию или отсутствия контакта с раздражителем
Дистантные, обеспечивают
отражение без непосредственного соприкосновения с раздражителем
вкусовые
кожные
кинестетические ощущения (движения,
положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий)
Контактные возникают при соприкосновении органа чувств с раздражителем
зрительные
слуховые
обонятельные
По расположению рецептора
Экстрорепцептивные (рецепторы находятся на поверхности тела)
Интерорепцептивные (рецепторы находятся на внутренних органах)
зрительные
слуховые
кожные
обонятельные
Тактильные (форма кожной чувствительности, обусловленная работой рецепторов кожи)
голода
жажды
тошноты
Связаны с переживанием эмоций
положительные
отрицательные
Проприоцептивные (рецепторы находятся в связках и сухожилиях)
Проприоцептивные (ощущения, которые мы непосредственно получаем на выходе от контактных рецепторов тела при прямом воздействии на них)
Слайд 7Характеристика видов ощущений
Зрительные (Аппаратом является глаз. Механизм – световые волны
преломляются в хрусталике и отражаются в сейчатке)
Ахроматические ощущения.
Отражение оттенков черного
Вызывают эмоциональный фон
Зеленый - успокаивает
Красный – возбуждение, тревога
Хроматические ощущения.
Отражения цветовой гаммы
Голубой – открытое пространство
Черный - угнетает
Слуховые (Аппаратом является внутреннее ухо. Механизм – принцип резонанса чувствующих окончаний в результате колебания частиц воздуха)
Шум - опасность
Музыкальные, способность различать качество звука
высота
Сила (громкость)
тембр
длительность
речевые
Способность различать звуки речи
Фонематический слух
Эмоциональный настрой
Слайд 9Виды восприятия
Первичное и вторичное восприятие
Первичное восприятие формирует образ, картину ситуации
на основе обработки ощущений от органов чувств. Другое название первичного
восприятия - внешние чувства. Вторичное восприятие создает представление о происходящем на основе самой разнообразной информации, включая не только собственные ощущения, но и воспоминания, фантазции, рассказы окружающих и все что угодно другое.
Личное и социальное восприятие
Социальное восприятие (социальная перцепция) - восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями.
Объемность восприятия
Если человек смотрит на происходящее только из одной точки зрения, его точка зрения одностороння. Если с разных позиций - его восприятие объемно. Если он, глядя, видит только то, что ожидает видит или видеть ему положено, говорят о том, что у него плоское восприятие.
Модальности восприятия
Так же, восприятие отличается по модальности (визуал, аудиал, кинестетик, дигитал), в зависимости от используемого канала восприятия и последующей переработке в той или иной репрезентативной системе.
Произвольность (управляемость) восприятия
Как правило, первичное восприятие полностью непроизвольная функция. Научиться воспринимать либо не воспринимать что-либо теоретически можно, практически очень сложно и мало когда востребовано.
Субъективность восприятия
В восприятии всегда, хотя и в разной степени, присутствует момент субъективности: то, что человек видит, зависит не только от того, что перед ним находится на самом деле, объективно, а еще и того, что это за человек, каков его прошлый опыт, привычки, страхи и надежды, в каком он настроении. Основные моменты, определяющие субъективность восприятия, это используемые шаблоны, ценностная избирательность, воображение и интерпретация, позиции восприятия, гендерные особенности.
Живое, обдуманное - и пассивное, шаблонное восприятие
Восприятие может быть более и менее внимательным - мельком, живым, а не шаблонным и осознанным, обдуманным (а не рефлекторным).
Необдуманное (пассивное) восприятие – картинки постоянно сменяют друг друга, непрерывным потоком проходя через наше сознание. Они нам привычны и не очень важны – чего о них думать?
Мы видим мир целостным круглые сутки – а не только когда нам это нужно. У детей – чаще состояние живого и обдуманного восприятия – ведь вокруг так много нового!
Апперцепция
Когда мы обратили внимание и поняли, что увидели - такое восприятие называется апперцепцией. Что поняли – это уже вопрос второй. Разные люди разные ситуации трактуют очень по-разному.
Слайд 10Мышление
Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих
задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают.
Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.
Само по себе большим достоинством это не является: мыслят все и всегда, включая пауков и ворон, а переработка информации может быть и пустым, и деструктивным процессом. И инсайт, и бред – все это проявления процесса мышления.
Мышление может происходить в самых разных формах, разном стиле и с разным качеством: оно может быть разной степени связности, логичности и целесообразности, быть бредом и образцом великой мудрости, эффективным и пустым.
Мышление — очень личностное явление, и его видов можно выделить столько же, сколько типов характера и других личностных особенностей: мышление ленивое и бодрое, импульсивное и рассудительное, некритичное и критичное, позитивное и негативное, прямолинейное и гибкое, мышление процессника и мышление результатника, дикое и цивилизованное, мужское и женское.
Слайд 11Сознание
Сознание как процесс - энергия (сила), освещающая внутренний мир
человека и делающая управление психическими процессами явным и контролируемым.
Сознание
как орган внутреннего выбора
Сознание в узком смысле (в типологии жизненных миров) - это орган внутреннего выбора, инструмент ориентировки человека в ценностях сложного внутреннего мира.
От сознания (в узком смысле) следует отличать психику - орган, инструмент ориентировки в трудном внешнем мире, и волю - то, что организует жизнь творческого человека в сложном внутреннем и трудном внешнем мире.
Составляющие сознания
Элементы сознания - ощущения, чувствования и представления.
Поле сознания - видимое внутренним взором пространство жизненного мира. В поле сознания может двигаться внимание (луч или круг внимания). Та область, которая в принципе доступна для внимания по всей траектории его возможного движения, и есть область сознательного. То, куда внимание не может быть обращено, не достает - подсознательное и бессознательное.
Центр сознания - точка зрения, которая дает ценностную окраску вещам, событиям и явлениям, определяют восприятие и переживание реальности. Центр Удовольствия, Пользы, Бедности, Изобилия…
Жизнь сознания
Жизнь сознания имеет три особенности: наше ясное сознание узко, жизнь нашего сознания течет без скачков и перерывов, сознание может произвольно выбирать направление своего внимания. См.→
Состояния сознания
У сознания могут быть разные состояния. Состояния - не части сознания, а его характеристики. Сознание само не может менять состояния, хотя используется в этой работе.
Слайд 12Речь
Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков
и других элементов языка.
Виды речи
Устная речь отличается от письменной речи.
Внутренняя речь имеет другой характер, нежели речь внешняя. Речь может быть бодрящей, энергетизирующей или успокаивающей, расслабляющей, наполненной смыслом или эмоциями, яркой и увлекательной - или сдержанной и достойной. Речь может быть разного качества - лучше, когда речь чистая, понятная и логичная.
Речь в человеческой жизни
С помощью речи люди передают информацию, договариваются, узнают своих и чужих, развлекаются и выясняют отношения. Подстройки по речи помогают лучше установить контакт.
Как работать над речью
Над качеством своей речи можно и нужно работать: учиться говорить понятно, учиться говорить логично, учиться говорить ярко, интересно и образно. Ваша речь должна быть чистой, должна быть красивой и убедительной.
Слайд 13 Внимание
Внимание - система отбора информации, позволяющая нам
воспринимать только значимую для нас информацию, помогающая нам реагировать лишь
на то, что для нас важно или представляет для нас интерес.
Непроизвольное внимание реагирует обычно на все новое, яркое, громкое и движущееся. Произвольное и послепроизвольное - на то, что мы выбираем сами.
Чтобы начать читать книгу, вначале нужно направить на нее свое внимание.
Внимание - сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект. Внимание можно уподобить лучу или потоку света: то, на что направлено внимание, становится для нас более ясным, освещенным светом сознания. Если внимание направлено к собственному мышлению или внутренним чувствам, его называют внутренним вниманием. Внешнее внимание направлено на объекты внешнего мира и на себя, если мы себя рассматириваем как внешний объект.
Внимание является не самостоятельным психическим процессом, а качественной характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.
Однако внимание - не только свет, но и энергия, дающая возможность человеку лучше управлять тем, на что он в себе эту энергию направил.
Направляя внимание на свои руки, можно почувствовать их расслабленность и тяжесть. Внимание к расслабленности и тяжести в руках - та энергия, которая помогает сменить напряжение на расслабление. Внимательно следя на своими движениями, мы делаем их более точными. Внимательно подбирая слова, мы выбираем из них лучшие.
Цветок для любимой - знак внимания к ней.
Другая частая метафора в отношении внимания - это нить, которая нас привязывает к чему-либо. Тот человек, к которому все время притягивается наше внимание, вначале человек для нас интересный, после - значимый, а в конце концов становится любимым. Почему? Потому что за живым вниманием обычно следуют пусть маленькие, но действия, вниманием по жизни называют не только внутренний психический процесс, но и мелкую житейскую заботливость, выражающую теплое отношение к кому-то или чему-то.
Слайд 14Память
Память - способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать
(воспроизводить) нужную информацию.
При более широком понимании к памяти относят
и процессы забывания. Если бы мы не забывали ненужную нам информацию, хотя бы помнили все подряд ценники разложенных на полках многочисленных товаров во всех магазинах, в которые мы заходили, то скоро серьезно затруднились бы в быстром вспоминании того, что нам нужно.
Кроме этого, воспоминания бывают больными, тяжелыми - и хорошая память в этом случае та, которая от них быстро освобождается.
Слайд 15Воображение
Воображение - погружение человека в свой внутренний мир и создание
там образов, картинок и представлений. Если восприятие создает нам образы
предметов и явлений, которые непосредственнно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.
Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память.
Виды воображения
Воображение бывает непроизвольным, прозвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Те или иные картинки иногда по самой причудливой логике приходят к нам, сменяют друг друга, и удивительные, волшебные и иногда страшные сюжеты можно наблюдать, как в кинотеатре. Поставив специальную задачу, можно научиться во многом управлять этим процессом, и вы будете наблюдать уже управляемые сновидения.
Произвольное воображение рисует перед мысленном взором или вызывает из памяти те картинки, которые вам нужны. В последнем случае воображение больше напоминает восприятие или память. Картинка притягательного будущего, к которой хочется возвращаться и которую хочется воплотить, у деятельного человека становится мечтой, у бездельника - пустыми мечтаниями.
Воображение в практической психологии
Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом. Это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.
Слайд 16эмоции
Слово "эмоции" имеет несколько основных значений.
В первом значении, эмоции -
это быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление. Злость,
обвинения и страдания, как вспыхивающие эмоции при глубоком чувстве обиды.
Во втором значении, эмоции - это чувства, выражаемые для предъявления окружающим.
Переживания для себя - скорее чувства. Выплеск чувств на другого, демонстрация чувств, выразительные движения для... - это уже скорее эмоции.
В третьем значении, эмоции - это название всех проявлений аффективной сферы, в этом случае под эмоциями понимаются и чувства, и аффекты, и настроения, и даже желания.
Покрайней мере эмоции и чувства легко употребляются в качестве синонимов.
Классификация эмоций, виды эмоций и чувств
Эмоции различаются по своему источнику (кто запускает наши эмоции: мы сами либо те, с кем мы общаемся? или ситуация?), по своему знаку (положительные и отрицательные), по высоте эмоционального тона и по возможности эмоциями управлять...
Эмоции в человеческой жизни
Эмоции для чего-то появились в эволюционном развитии человека. Для чего? Эмоции осваиваются, выучиваются каждым ребенком в процессе его развития. Для чего? Можно ли управлять своими эмоциями, как? Как развивать свою эмоциональную сферу?
Развитие эмоциональной сферы
Подход к развитию эмоциональной сферы личности тот же, что и в развитии других личностных ресурсов. Зная, куда именно двигаться и в каком направлении эмоционально развиваться, человек может либо развивать эмоциональную сферу самостоятельно, либо обратиться к специалистам. В последнем случае важно, чтобы специалисты были высококвалифицированные, а центры - проверенные временем.
Слайд 17чувства
В широком смысле слова, чувства - это все то, что
противопоставлено рациональному началу в человеке, все, что относится к аффективной
сфере: чувства, эмоции, настроения, желания и потребности. Однако в более узком значении - чувства отличают от эмоций, настроений, потребностей и пр., определяя чувства как эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению.
Виды чувств
К чувствам относят и физические ощущения (ощущение прикосновения или ощущение холода - так называемые внешние чувства), и эмоциональные, внутренние чувства (чувство радости или печали, чувство страха, чувство гордости или чувство любви).
В дальнейшем, по умолчанию, под "просто чувствами" мы будем иметь в виду внутренние, эмоциональные чувства.
Внешние чувства в академической психологии чаще называются восприятиями (первичными восприятиями) и изучаются в соответствующем разделе, разделе восприятия человеком окружающего мира. Внешние чувства рассказывают нам о внешнем мире, внутренние чувства - о состояниях нашего тела. Внутренние чувства в академической психологии исследованы мало, при этом они исключительно популярны в области практической психологии и еще более в человеческой жизни, где их называют просто - чувства.
Если вы где-то в книге читаете о чувствах, вы можете быть уверены - автор имеет в виду внутренние чувства. Если молодой человек рассказывают о своих чувствах девушке, он рассказывает ей не об особенностях своего восприятия внешнего мира, он рассказывает ей не о своих внешних, а о своих внутренних чувствах.
С точки зрения науки, внутренние чувства сообщают нам в первую очередь о готовности нашего организма к той или иной деятельности или взаимодействию. Для гуманитариев внутренние чувства - это язык, на котором говорит наша душа.
Чувства и внимание
Чувства вызываются теми или иными событиями, но что мы увидим как события, во многом зависит от направленности нашего внимания. Направленность внимания, точнее - обращенность внимания вовне или в себя, - главный момент, определяющий возникновения внешних или внутренних чувств.
Чувство и знание
Чувства в сравнении со знанием являются первичной информацией. Чувства содержат в себе более полную и объемную информацию, чем знание, но то, что содержатся в чувствах - еще не переработано, не осмыслено, легко может потеряться и легко может неверно проинтерпретировано. Знание - это выжимка из чувств, готовый продукт из полуфабрикатов (чувств)
Слайд 18Состояние
Состояние (физическое, объективное телесное состояние) - длительное, относительно стойкое изменение
своего функционального состояния. Мгновенно пришедшая и схлынувшая радость - это
не состояние, а эмоция. Состояние после бодрой зарядки - уже состояние.
Состояние и внутреннее состояние
Ощущение (чувство) своего состояния называют: "внутреннее состояние". Иногда состояние и внутреннее состояние могут существенно отличаться.
Управление состояниями
Многие ключи и приемы для управления эмоциями вполне подходят и для управления состояниями. Смотри Управление эмоциями
На наши состояния более всего влияет (и этим можно пользоваться):
Жизнь и движение нашего тела.
Организация образа жизни.
Состояние здоровья.
Если движения эмоций становятся более плавными и поэтому длительными, длящимися и почти статичными, говорят о состояниях и настроениях. Состояние – это про объективное, про тело. Настроение – про внутреннее, про душу.
Тревожность — склонность бояться, ожидать Страшное, видеть возможные опасности и неудачи. Для переживательной личности тревожность - это тяжелое негативное переживание.
Основные виды тревожности - ситуативная и личностная тревожность.
Ситуативная тревожность имеет ссылки на конкретную ситуацию и проходит вместе с завершением ситуации.
Личностная тревожность - повышенная склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований. Бывает связана как с гормональным фоном организма, так и привычными способами привлечения к себе внимания и отыгрывания роли Жертвы.
Слайд 19психические свойства личности
психические свойства личности - общая направленность на
те или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку
на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.
качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.
Слайд 20Мотивация
Мотивация - направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к
формированию намерения. Также, мотивацией называют и результат этого процесса: состояние
побуждения к тем или иным действиям, желание делать то или иное.
Мотивация обращается к чувствам, убеждение - к разуму. Мотивация оставляет человеку выбор, принуждение - нет. В отличие от воли, где человек добивается своего силой, прилагая усилия и преодолевая сопротивление в лоб, мотивация - способность добиваться своего, вызывая внутреннее побуждение. Двигать себя только на воле - нерентабельно, надеяться только на мотивацию - нереалистично.
Мотивация иногда создается на выгоде и амбициях: Ты пойдешь туда, потому что этого хочешь ты!
Виды мотивации
Разновидностей мотивации много. Мотивация других людей отличается от мотивации самого себя, от самомотивации. Мотивация бывает позитивная и негативная, мотивация «к» и мотивация «от», внешняя и внутренняя, извне и изнутри, реактивная и проактивная, в мягком и жестком стиле.
Управление мотивацией
Управление мотивацией - это создание мотивации, поддержание мотивации и удержание ее на нужном, оптимальном уровне. Мотивация создается следующими основными путями: через побуждение, через заставление и с помощью организации ситуации, см.→. В управлении мотивацией необходимо учитывать и личностные особенности. Процессника не мотивирует цель, для результатника радость процесса является маловажным стимулом. Женщина, если она живет как женщина, живет чувствами. Мужчина, если это мужчина - руководствуется умом.
Слайд 21воля
Волевое поведение противопоставляют полевому поведению. Полевое поведение - поведение, в
котором человек ведется случайными эмоциями и стимулами внешнего окружения, а
не собственными потребностями, внутренними правилами или поставленными перед собой целями. О волевом поведении говорится, когда у человека есть внутренний стержень, если человек помнит свои планы и у него хватает сил сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.
«Воля — это способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка»
Слайд 22Проактивность
Проактивность - действование и Способ жизни, когда человек не реагирует
на воздействия извне, а сам оказывается автором воздействий, выбирает свои
действия сам, запускает их по своей инициативе, опережая воздействия на себя и формируя нужные реакции у окружающих. Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, не по указке условий и обстоятельств, а формируя эти условия и обстоятельства.
Альтернативой проактивности является реактивность, когда выбор определяется внешними обстоятельствами и действия идут как ответ на внешнюю стимуляцию.
Действия проактивного человека - его инициативы и акции, воздействия. Действия реактивного человека - его ответы, его реакции.
Проактивность - обязательная составляющая личности. Насколько человек реактивен, настолько он не личность.
Слайд 23Характер
Характер в узком смысле слова (и в повседневной речи) -
естественные для человека особенности его поведения, делающие его ситуативно легким
или трудным для других.
В более широком значении слово "характер" используется как синоним термина "психотип". В этом случае характером называют совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека в определенной ситуации.
Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры - вариантов не счесть.
Характер можно определить и как совокупность поведенческих черт и особенностей, позволяющая предсказывать поведение человека. Все черты характера можно разделить на три группы - хорошие черты характера, проблемные черты характера и черты, которые нельзя уверенно отнести ни к хорошим, ни к проблемным. Их точнее называть - особенности характера.
Черты характера говорят нечто о человеке как организме, а не человека как личности. Черты характера отражают то, как действует человек в той или иной ситуации (естественные для него способы поведения), а черты личности — то, ради чего он действует (мотивы и направленность поведения)↑.
Слайд 24Темперамент
Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и
скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро,
громко! Темпераментные люди вспыльчивы, причем их вспыльчивость скорее образ жизни и продолжение их характера.
На темперамент влияет в первую очередь уровень гормонов и ферментов в организме, свойства нервной системы и другие телесные характеристики.
Когда начинается разговор о темпераментах, в первую очередь вспоминают деление людей на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов: типы темперамента по Гиппократу.
Слайд 25Моторика
Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных
органов[1]. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности
нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей.
Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз.
Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.
Слайд 26Интеллект
Интеллект - способность разбираться в происходящем, использовать имеющиеся средства и
эффективно решать жизненные задачи.
Иногда в интеллект включают и интуицию (способность
находить решение без осознанных рассуждений), иногда - только осознаваемые процессы. Интеллект вместе со знаниями и личностными составляющими (верованиями, позициями) - ум.
Как правило, говоря об интеллекте, имеют в виду умственный интеллект. "Он умный?", "Как у него с головой?" и "Как у него с интеллектом?" - один и тот же вопрос. Однако сводить интеллектуальный потенциал к умственному интеллекту неправильно: существуют разные виды интеллекта, или - для разных ситуаций требуется своя разновидность интеллекта. В первую очередь, это житейский интеллект, умственный интеллект, эмоциональный интеллект. Иногда выделяют кроме этого вербальный, музыкальный, пространственный и телесно-кинестетический интеллект.
Тесты уровня интеллекта замеряют интеллект лишь частично, поскольку хорошо соображающий человек может не знать некоторых вещей, совершенно естественных для авторов подобных тестов. С другой стороны, тренировка в прохождении тестов на уровень интеллекта действительно помогает получить лучший балл - но едва ли существенно улучшает интеллект.
Связаны ли интеллект и креативность? Связаны, но связь между ними не очевидная и не линейная. Повышение уровня интеллекта повышает креативность, но только до определенного предела
Слайд 27психические состояния
психические состояния - бодрости или подавленности, работоспособности или
усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
Слайд 28Апатия Психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеванием
и проявляющееся потерей интереса и безразличием к окружающему.
Аффект Стремительно
и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию и способная принять форму аффекта патологического. Также под аффектом в общей психологии понимается в целом эмоционально-чувственная сфера человека.
Аффективные состояния Психические состояния, характеризующиеся заметной эмоциональной окрашенностью: эмоциональные состояния, состояние аффекта, настроение и т.п.
Бессонница Психическое состояние, характеризующееся перевозбуждением, препятствующим возникновению здорового сна.
Вдохновение Психическое состояние, высшая степень концентрации внимания, резкое увеличение производительности в действиях.
Слайд 29Вменяемость Нормальное психическое состояние человека, характеризующееся адекватной работой сознания
как психического интегратора; способность адекватно воспринимать слова и поступки окружающих
людей.
Гипноз Особое психическое состояние, промежуточное между сном и бодрствованием, обычно сопровождающееся повышенной внушаемостью.
Грезы Психическое состояние "сна наяву", развитое фантазирование.
Истерия Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут иметь место конверсионные или диссоциативные проявления.
История психических состояний Первое более-менее систематическое изучение ПС начинается в Индии 2-3 тысячелетия до н.э., предметом которого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему ПС.
Компульсия Настроенность на выполнение повторяющихся, ритуальных действий, невыполнение которых приводит к тревожности, расстроенности.
Монотония Функциональное состояние человека, возникающее как следствие однообразной работы: снижение тонуса и восприимчивости, ослабление сознательного контроля, ухудшение внимания и памяти, стереотипизация действий, появление ощущений скуки и потери интереса к работе.
Слайд 30Навязчивое состояние Психическое состояние, при котором у человека появляются
навязчивые, мешающие или пугающие мысли (навязчивые идеи).
Оптимистичность Психическое состояние,
характеризующееся уверенностью в себе, в завтрашнем дне, стремлением ощутить всю полноту бытия.
Пограничные психические состояния Группа не резко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений.
Подавленность Психическое состояние, характеризующееся лёгкими депрессивными проявлениями: снижением настроения, низкой физической активностью, низкой целеустремлённостью и подавленной волей.
Предстартовое психическое состояние Состояние готовности спортсмена к участию в спортивном состязании.
Психическая напряженность Психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи, и негативно влияющее на деятельность (разрущающее деятельность). Психическая напряженность оказывает понижающее влияние на устойчивость психических и двигательных функций, вплоть до дезинтеграции деятельности.
Слайд 31Психическое состояние Самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними
признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или
свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.
Психологическая устойчивость Целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.
Рассеянное состояние Временное психическое состояние, характеризующееся довольно резким снижением интегративной функции внимания.
Растерянность Психическое состояние: неуверенность, часто тревожность и фрустрированность, дезориентация, пересмотр ценностно-смысловой сферы, стратегических и тактических принципов деятельности.
Реактивная ипохондрия Состояние, развивающееся преимущественно у астеников и эмотивно-лабильных людей, в связи с неосторожно сообщенным им серьезным диагнозом или из-за собственных предположений.
Релаксация Состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.
Решительное состояние Состояние высокой настроенности человека, сочетающейся с высоким тонусом, готовностью совершать спонтанные (произвольные, волевые) поступки.
Слайд 32Синкопа Кратковременный обморок, потеря сознания, вызванный нарушением мозгового кровотока.
Собранное
состояние Состояние высокой настроенности, отсутствия внутренних конфликтов.
Сосредоточенное состояние
Состояние довольно резкого повышения интегративной функции внимания.
Состояние сомнения Состояние временного повышения критического отношения к действительности.
Состояния сознания Качественно разные состояния сознания: нормальное состояние, сон, транс, медитация и другие.
Спокойствие Психическое состояние, характеризующееся нормальным тонусом, уравновешенностью, достаточной критичностью.
Стресс Термин, используемый с целью обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Тонус Бодрость, способность в единицу времени сделать больше действий, активность.
Тревога Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации это опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет.
Слайд 33Утомление Временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.
Формы
нарушения настроения Формы нарушения, в основном клинические, настроения.
Фрустрация
Психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится (В.С. Мерлин).
Шизоидные состояния Состояния, обычно наблюдаемые у лиц с шизоидной акцентуацией, временно обостряющие черты шизоидного характера, являющиеся следствием психологической травмы.
Шок Психическое состояние, характеризующееся значительными изменениями в функционировании центральной нервной системы, временными грубыми нарушениями психической деятельности.
Эйфория Радостное, веселое настроение, не имеющее объективных причин для своего появления и характеризующееся достаточной стойкостью. Характерно двигательное оживление, многословие, иногда психомоторное возбуждение.
Экстаз Особое психическое состояние, в котором теряются границы между внешним и внутренним, сопровождающееся чувством восторженности, опьянения, отрешенности от действительности, игнорированием реальных внешних ощущений.
Эмоциональное возбуждение Психическое состояние, характеризующееся бурным проявлением эмоций, как положительных, так и отрицательных, а также значительным изменением соматических ощущений.
Слайд 34психические новообразования
психические новообразования — приобретенные в течение жизни
знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.
Слайд 35Отечественная возрастная периодизация психического развития человека
Слайд 36Содержание Психических Новообразований
Возраст Содержание психических новообразований
0-1 г. преднамеренные действия, подражание
1-3 г. овладение
предметами действия (соотносящими и орудийными) активная речь, самосознание
3-6 л. использование символов,
ориентация на обобщенные нормы, появление познаватеньных задач; соподчинение мотивов; условно-динамическая позиция
6-10 л. произвольность, внутренний план действий, рефлексия
11-15л. чувство взрослости; выработка «кодекса товарищества», ориентация на возрастную и социальную норму интеллектуализации
15-18 л. самосознание; юношеский максимализм; жизненные планы, мировоззрение