Слайд 1
Психическое недоразвитие
(умственная отсталость)
Слайд 2Критерии умственной отсталости
Состояние стойкого снижения интеллекта вследствие органического поражения головного
мозга
(Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: учебное пособие /Сост.
Н.В., Новоторцева. 3-е изд., перераб. и доп. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. с. 109)
Слайд 3Критерии умственной отсталости
Стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на
основе органического поражения центральной нервной системы
Качественные изменения всей психики, всей
личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы
(Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. с. 81)
Слайд 4Критерии умственной отсталости
Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные
формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы
(Воспитание и обучение детей
во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. с.23)
Слайд 5Критерии умственной отсталости
Стойкое необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникающее вследствие
органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер
(Специальная педагогика
/Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. с. 211)
Слайд 6Сухарева Г.Е.
Умственная отсталость - группа различных по этиологии и патогенезу
болезненных состояний, объединенных одним общим признаком: все они представляют собой
клинические проявления дизонтогении головного мозга
(1965)
Слайд 7Певзнер М.С., Лубовский В.И.
Умственная отсталость - вид недоразвития сложных форм
психической деятельности, который возникает либо при поражении зачатка, либо вследствие
органического поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода, либо в самом раннем периоде жизни ребенка
(1963)
Слайд 8Международная классификация болезней - 10
Умственная отсталость - состояние задержанного или
неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей,
проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей
МКБ – 10 (1992)
Слайд 9Руководство Американской Психиатрической Ассоциации (1993)
Определение умственной отсталости представлено в виде
диагностических критериев:
1.При использовании индивидуального теста коэффициент интеллекта имеет показатель ниже
среднего и составляет 70 или ниже.
2.Сопутствующие нарушения адаптивного функционирования (т.е. несоответствие развития нормам, характерным для возрастной или социальной группы), проявляющиеся по меньшей мере в двух из следующих областей: общение, самообслуживание, домашняя жизнь, социальные (межличностные) контакты, использование ресурсов общества, самоконтроль, учебные навыки, работа, досуг, состояние здоровья и безопасность.
3. Возраст начала расстройств – до 18 лет.
Слайд 10Этиология олигофрении
Эндогенная (генетическая)
Экзогенная (врожденная и приобретенная на ранних стадиях онтогенеза)
Слайд 11Клинико-психологическая структура дефекта
Необратимое недоразвитие мозга в целом с преимущественной незрелостью
его коры (недоразвитие лобно-теменных отделов головного мозга – М.С. Певзнер)
Клинико-психологические
«законы» олигофрении: 1) тотальность нервно-психического недоразвития 2) его иерархичность (Г.Е. Сухарева)
Слайд 12Первичные и вторичные дефекты при олигофрении
Первичный: тотальное недоразвитие мозга
Вторичные: недоразвитие
мышления, речи, высших форм памяти, личности (искаженная самооценка, несформированность волевых
качеств и др.)
Специфика влияния : «сверху вниз»
Слайд 13Степень выраженности дефекта (международная классификация УО)
Глубокая степень
Тяжелая степень
Умеренная степень
Легкая степень
Слайд 14Нарушение межанализаторных связей
Изоляция отдельных функций
Декомпенсация по типу регресса
В явлениях
асинхронии господствуют признаки ретардации с редуцированностью отдельных этапов