Слайд 1Методологические основы научных исследований
Методы и методология научного исследования
Слайд 2Методы научного исследования
Метод и способ
Метод – способ познания объекта действительности.
Способ
– последовательность действий, приемов, операций.
Слайд 3Классификация методов (1)
По содержанию изучаемых объектов: методы естествознания и методы
социально-гуманитарного исследования.
По отраслям науки: математические, биологические, медицинские, правовые …
По уровню
познания: эмпирические, теоретические.
Слайд 4Классификация методов (2)
По сфере применения и степени общности:
всеобщие
(философские) – во всех науках, на всех этапах познания
общенаучные
– в гуманитарных, естественных, технических науках
специальные – в конкретной науке, области научного познания
Слайд 5Методы эмпирического и теоретического уровней
Методы эмпирического уровня: наблюдение, описание, сравнение,
счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование.
Методы теоретического уровня:
аксиоматический, гипотетический, формализация, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия).
Слайд 6Техника, процедура и методика научного исследования
Техника – совокупность специальных приемов
для использования метода.
Процедура – последовательность действий, способ организации исследования.
Методика –
совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения, интерпретация полученных результатов.
Слайд 7Методика
Зависит от
характера объекта изучения
методологии
цели исследования
методов
уровня квалификации
исследователя
Слайд 8Методология и ее уровни
Система приемов, способов и правил
Уровни методологии:
всеобщая
частная
методология конкретной науки
Слайд 9Всеобщие и общенаучные методы исследования
Всеобщие: диалектический, метафизический.
Слайд 10Диалектический всеобщий метод
Рассмотрение объекта в свете диалектических законов
единство и
борьба противоположностей
переход количественных изменений в качественные
отрицание отрицания
Слайд 11Диалектический метод
Опора на философские категории:
общее, особенное, единичное
содержание
и форма
сущность явления
возможность и действительность
необходимое и случайное
причина и следствие
Слайд 12Диалектический метод
Отношение к объекту исследования как к объективной реальности
Рассмотрение предметов
и явлений
всесторонне
во всеобщей связи и взаимосвязи
в непрерывном
изменении, развитии
конкретно-исторически
Проверка полученных знаний на практике
Слайд 13Общенаучные методы
Общелогические
Теоретические
Эмпирические
Слайд 14Общелогические методы
Анализ – расчленение объекта на составные части
Синтез – соединение
частей объекта в единое целое
Индукция – от фактов к общему
Дедукция
– от общего к частному
Аналогия – получение знаний на основе сходства объектов
Слайд 15Теоретические методы (1)
Аксиоматический – выведение знания из утверждения, принимаемого без
доказательств
Гипотетический – предположение о причине
Формализация – отображения объекта в знаковой
форме искусственного языка
Слайд 16Теоретические методы (2)
Абстрагирование – отделение существенного от второстепенного
Обобщение – установление
общих свойств и отношений
Исторический метод – выявление исторических фактов
Системный –
исследование системы, связей, компонентов
Слайд 17Эмпирические методы (1)
Наблюдение (простое и включенное; полевое и лабораторное) –
восприятие посредством органов чувств
Описание (непосредственное и опосредованное) – фиксация признаков
Счет
– определение количественных соотношений
Слайд 18Эмпирические методы (2)
Измерение – определение численного значения некоторой величины путем
сравнения ее с эталоном
Сравнение – сопоставление признаков, установление сходства и
различий
Эксперимент – искусственное воспроизведение явления
Моделирование – замена изучаемого объекта аналогичной моделью с существенными чертами оригинала