Слайд 1Сетевая экономика
"Если вам нет дела до сети [Интернет], то сеть
все равно будет воздействовать на вас. До тех пор пока
вы живете в обществе, в данное время и в данном месте, вам придется иметь дело с сетевым обществом."
Мануэль Кастельс «Галактика Интернета».
Слайд 2Почему возникла необходимость в сетевой экономике?
Общество в настоящее время трансформируется
в связи с появлением новых социально-экономических сетевых инноваций.
Возникают вопросы:
1)какова теоретическая модель функционирования сетевого общества;
2)какова модель поведения человека в сетевом обществе;
3)каковы формы и методы совместной деятельности людей в сетевом обществе
Слайд 3Радикальное улучшение условий для обмена информацией является главным достижением, которое
человечество получило от современной Интернет революции в области информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ).
Особенность современного периода заключается в том, что информационные взаимодействия стали возможны в таких масштабах и с такой интенсивностью, которые не встречались ранее.
Другие революции в ИКТ:
развитие системы дорог и судоходства,
появление книг, радио, телефона и т.п.
Слайд 4Результаты предыдущих революций
Важными социально-экономическими результатами от предыдущих революций в
ИКТ было:
создание условий для глобального обмена товарами и
формирование мирового рынка,
создание условий для глобального менеджмента и возникновение крупных межнациональных корпораций.
Слайд 5Для полноценного функционирования реальных структур и институтов сетевой экономики необходимо
разработать как общие принципы, так и частные модели социально-экономического поведения
людей. Эти разработки должны быть адекватны новой "среде обитания" с интенсивными информационными обменами. Кроме этого необходимо сконструировать соответствующие сетевые и институциональные инфраструктуры, которые позволят реализовать все потенциальные преимущества сетевой экономики на практике.
Слайд 6Принципиальная новизна
С помощью Интернет технологий гораздо более масштабные, чем раньше,
сообщества людей (измеряемые тысячами и более человек) могут в реальном
времени напрямую обмениваться информацией по принципу "все со всеми"
Значительное изменение условий для информационного взаимодействия
Изменения социально-экономической среды
Изменение условий для функционирования всех структур общества
Слайд 7Перечень основных понятий
Интернет технологии – набор программно-технических средств (в простейшем
случае – электронная почта, веб-страницы, списки рассылки и т.п.), которые
дают людям возможность обмена информацией через Интернет;
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – общее название для средств коммуникации между людьми, которое включает в себя и Интернет технологии;
Слайд 8
Сетевая экономика – состояние экономики, которое возникает, когда инфраструктура, обслуживающая
функционирование экономики некоторой страны или группы стран, основывается на использовании
Интернет технологий.
Сетевая организация – возникает, когда группа лиц, объединенная некими организационными рамками, осуществляет свои взаимодействия на базе Интернет технологий.
Слайд 9 Онлайновое сообщество – теоретическая абстракция, необходимая для
выделения "чистого" вида общественных отношений, которые возникают или могут возникать
между людьми в процессе их информационных взаимодействий на основе Интернет технологий.
Информационные взаимодействия– представляют собой прямой или опосредованный обмен информацией между участниками взаимодействий. Реализуются через распространение по пространству системы информационных потоков. Среду для их распространения создает функционирование разнообразных информационных технологий, включая и Интернет технологии.
Слайд 10Примеры Интернет инноваций и их воздействие на экономику
Слайд 11Наиболее популярная и доступная Интернет инновация – создание сайта.
Это дает
следующие возможности:
создание яркого мультимедийного образа компании;
создание базы данных заказчиков;
осуществление онлайновых платежей;
создание базы данных поставщиков;
создание центра реагирования на запросы клиентов;
осуществление разнообразных методов оплаты продукции и услуг;
отслеживание статистики посещения сайта.
Слайд 12Наиболее заметные явления в сети Интернет
"работа" становится телеработой, которую можно
выполнять в режиме телеприсутствия;
торговля превращается в электронную коммерцию, средство платежа
- в цифровую наличность, а бизнес – в электронный бизнес;
поддержание контактов основано на использовании электронной почты, ICQ и т.п., а обсуждения принимают вид телеконференций, веб-форумов, чатов и др.;
Слайд 13(продолжение)
4)"работа в коллективе" основывается на компьютерных средствах коллективной работы, дух
коллективизма, комфортность и эффективность совместной работы уже зависит от особого
класса компьютерных программ.
Причина данных явлений:
Развитие бизнеса и распространение среди предпринимателей понимания о том, что Интернет технологии позволяют снизить затраты и повысить эффективность бизнес деятельности.
Слайд 14В результате массового использования Интернет технологий в деятельности компаний в
общеэкономической среде наблюдаются следующие изменения:
1)формируются новые модели ведения бизнеса
(например, информационное партнерство);
2)начинают использоваться новые принципы управления бизнесом (пример - менеджмент 5-го поколения);
3)появляются новые правила успешного индивидуального поведения (например, правила К. Келли).
Слайд 15Новые способы интеграции с внешними организациями
При этом основными направлениями развития
компаний становятся:
а)аутсорсинг (outsourcing);
б)уменьшение ее размеров;
в)ее реинжениринг.
Аутсорсингом называется передача части задач, выполняемых сотрудниками компании, внешним организациям.
Слайд 16Целями большой компании должно стать ее превращение в своеобразный E-business
коммутатор, который:
дает мелким фирмам стимул для использования Интернет технологий,
создает им среду для более дешевого мониторинга спроса и предложения.
Целью небольшой фирмы в этих условиях становится доказательство своей жизненной необходимости для потенциальных партнеров.
Цели компаний
Слайд 17Принципы менеджмента 5-го поколения:
связывание не начальника с подчиненным,
а равноправных людей (людям должны обеспечиваться прямые контакты друг с
другом);
каждый сотрудник должен иметь доступ к любой информации о предприятии; должен быть обеспечен доступ к знаниям любого сотрудника предприятия; работой должны заниматься "команды", работающие либо над определенным проектом, либо с определенным заказчиком, или классом клиентов; команды собираются из сотрудников разных отделов;
Слайд 18Принципы менеджмента 5-го поколения (продолжение):
поддержание целостности предприятия за
счет создания сети команд (эти команды, эти подразделения могут и
даже должны быть в основном "потенциальными”);
работа в режиме реального времени, которая включает в себя запараллеливание работ и итеративно-коммуникационную их организацию;
создание технико-организационных условий для формирования "виртуальных" команд, члены которых могут находиться в различных географических точках.
Слайд 19Правила успешного индивидуального поведения
Все дешевеет по мере совершенствования.
Следует изобретать быстрее, чем новшество станет привычным.
Развивайте не
продукт, а сеть деловых связей. Преданность стандартам, а не фирме.
Нужно стремиться стать пусть менее совершенным, но более гибким и децентрализованным, чтобы на пике успеха провести демонтаж старого и идти к новому.
Слайд 20Правила успешного индивидуального поведения (продолжение)
Новые виды постоянно замещают
старые. Балансировка на грани хаоса и самообновления.
Не решайте
проблемы, ищите новые возможности. Повторы, копирование, автоматизация – обесцениваются, а оригинальность, воображение, творчество – растут в цене.
Слайд 21Сетевая форма организации
Когда новые модели ведения бизнеса, принципы менеджмента
и индивидуального поведения глубоко проникают во внутрифирменную среду, ее организационная
форма принимает новый вид, который получил название: "сетевая форма организации".
Главным отличием сетевых форм организации от рыночных и иерархических является:
а) длительность связей между членами организации, которые
б) регламентируются этими же лицами без участия вышестоящей власти
Слайд 22Сетевые изменения
Сетевые изменения, происходящие в последние годы во внутренней среде
традиционных иерархических фирм и организаций :
одно из основных отличий
сетевой формы организации от традиционной заключается в этических или ценностных ориентациях ее участников;
центральным элементом является "дух доброй воли", который означает использование "голоса" вместо "силы" для разрешения проблем, а также высокий уровень доверия между участниками;
Слайд 23Сетевые изменения (продолжение)
нормы взаимности лежат в основе сетевой организации
(в отношениях между участниками преобладают чувства взаимных обязательств и ответственности,
а не желание извлечь выгоду из имеющего место доверия);
члены сетевой организации составляют "моральное сообщество", в котором предполагается доверительное поведение, понимание нормативных стандартов, где оппортунизм имеет мало шансов на существование.
Слайд 24Преимущества сетевых организаций
Освоение новых навыков или знаний проходит лучше, чем
в иерархической организации, т.к. сетевая форма предлагает лучшее разнообразие процедур
поиска, чем иерархия, и обеспечивает участников более богатой и комплексной информацией, чем рынок.
2. Легитимность или статус сетевой организации, в большей степени, чем у традиционной организации, определяется статусом ее членов и наоборот, статус сетевой организации легко распространяется на ее членов.
Слайд 25Преимущества сетевых организаций (продолжение)
Экономические преимущества сетевой формы организации проявляются в
некотором снижении транзакционных издержек по сравнению с традиционной командно-иерархической формой.
Однако главным преимуществом являются не стоимостные, а качественные изменения.
Среди других преимуществ отмечается возможность сетевых организаций ослаблять внешние ограничения или неопределенность путем усиления своих связей с конкретными источниками, от которых эти ограничения зависят.
Слайд 27Предполагаемые особенности сетевой экономики
Необходимые условия для возникновения сетевой экономики сформированы
когда сетевые организации начинают доминировать
Особенности:
Покупают только те продукты, которые можно
попробовать.
Структура затрат в сетевой экономике не позволяет выживать многим конкурентам в одном сегменте рынка.
Увеличение единиц проданного продукта влечет возникновение дополнительных продуктов или услуг.
Слайд 28Теряемые свойства рынка
Современные ИКТ подрывают некоторые свойства экономики, при этом
рынок теряет следующие из своих фундаментальных основ:
Исключительность (нет эффективного
способа дать рыночной системе информацию о спросе)
Состязательность (пропадают конкурентные различия между продавцами по их затратам на обслуживание дополнительных заказов)
Прозрачность (покупка товаров перестает быть «прозрачной», т.к. соответствующая ей транзакция сразу не заканчивается).
Слайд 29Особенность деятельности людей в онлайновых сообществах
Главная и фундаментальная особенность совместной
деятельности людей в рамках онлайновых сообществ – массовое применение прямых
информационных обменов и взаимодействий.
«Плюсы»:
Прямые информационные взаимодействия дают людям лучшие возможности для управления потоком событий и согласования своей деятельности в реальном времени
Слайд 30Согласование деятельности в альтернативных системах
Рыночная система
Взаимодействия опосредуются товарными отношениями
Иерархическая система
Взаимодействия
опосредуются промежуточными звеньями и уровнями иерархии
Слайд 31Историческая точка зрения на изменение форм управления
Община – первое сообщество
людей со своей экономикой
Рыночная форма управления
Иерархическая форма управления
углубление специализации людей,
вовлечение все большего их числа в общественное разделение труда
Причина - ограниченные возможности средств коммуникаций, которые не обеспечивали тот уровень обмена информацией, что был необходим для согласования деятельности на необходимом уровне.
Слайд 32(продолжение)
Другие системы управления смогли координировать деятельность больших коллективов людей, чем
отдельная община, потому что для своей работы эти системы требовали
меньших коммуникаций и менее интенсивного обмена информацией
Рыночная форма управления
Иерархическая форма управления
основана на выборочном и одностороннем информационном обмене
сужает обмен информацией до распространения "ценовых сигналов"
Слайд 33Процесс формирования сетевой экономики
Слайд 34Современное состояние экономики
В последних публикациях современное или достаточно скоро ожидаемое
состояние экономики обозначается следующими терминами:
новая экономика
следующая экономика
высокотехнологичная экономика
экономика
внимания
цифровая экономика
е-экономика
сетевая экономика
Слайд 35Процессы, формирующие сетевую экономику
Одними из самых важных процессов, формирующих сетевую
экономику, являются следующие:
1) массовый перенос людьми их информационной активности и
взаимодействий в онлайн - формирование онлайновых сообществ;
2)возникновение различных организационных образований внутри онлайновых сообществ, создание сетевых организаций;
3)создание в Интернет необходимых условий для взаимодействия сетевых организаций и членов онлайновых сообществ.
Слайд 36Проблемы информационных взаимодействий в онлайновых сообществах
Две основные проблемы
Проблема информированности
Проблема информационного
переполнения
Слайд 37(продолжение)
Лавинообразный характер появления новых сайтов порождает ситуацию, когда пользователи сети
Интернет не могут извлечь из этого всю потенциально возможную выгоду.
Объем технической работы, которую необходимо проделать члену некоторого профессионального сообщества, чтобы регулярно контролировать изменение содержания большего количества сайтов своих коллег, может оказаться слишком большим и превысить его физические возможности.
Слайд 38(продолжение)
С расширением Интернета типичной становится ситуация, когда важная для пользователей
информация в принципе доступна на сайтах в Интернете, но технически
они не могут ее получить, т.к. это требует слишком больших затрат времени и/или денег на "обход" нужных сайтов.
Глобальные онлайновые каталоги и поисковые системы (Google, Яндекс и др.) в том виде, как они сейчас существуют, эту проблему решить не могут, т.к. не гарантируют пользователю, что вовремя проиндексировали требуемый ему набор сайтов.
Слайд 39(продолжение)
Вывод:
Виртуальная среда сети Интернет не обеспечивает пользователей надежными возможностями
для взаимодействий в реальном времени, т.к. она не гарантирует, что
сигналы, посланные одним членом сообщества, будут в реальном времени доставлены всем остальным членам сообщества.
Возникает проблема информированности членов онлайновых сообществ, что ограничивает увеличение размеров сообществ.
Слайд 40Решение проблемы информированности
Решение проблемы информированности заключается в "профессиональной" сегментации информационного
пространства Интернет.
Главная идея сегментации заключается в том, что члены
одного профессионального сообщества используют общий формат для представления в онлайн своих ресурсов.
Это позволяет им запустить определенную компьютерную программу, постоянно работающую в сети Интернет, которая с заданной регулярностью собирает стандартно оформленные добавления/обновления с частных сайтов в единую общедоступную базу данных.
Слайд 41(продолжение)
Созданию больших онлайновых сообществ должна обязательно предшествовать массовая "профессиональная" сегментация
ресурсов сети Интернет.
Этого следует ожидать в тех сферах общества,
где есть достаточно большие профессиональные группы, члены которых уже ведут свою информационную активность в онлайн.
Благоприятная среда для профессиональной сегментации существует не только в научно-образовательной среде, но также в первую очередь в бизнесе, где этот процесс уже тоже начал реализовываться.
Слайд 42Проблема информационного переполнения
Профессиональная сегментация Интернета, хотя и решает проблему информированности,
но создает другую проблему: проблему информационного переполнения.
В виду интеграции
информационной активности большего количества людей в рамках одного профессионально сегментированного информационного пространства в существенной степени возрастает опасность "информационного переполнения" каждого отдельного участника пространства.
Слайд 43Проблема информационного переполнения
Профессиональная сегментация Интернета не будет эффективной, если не
будут созданы настраиваемые (в соответствие с профилем интересов пользователя) "помощники",
которые возьмут на себя и автоматизируют процесс анализа входных информационных потоков.
Функции информационных помощников:
персонализация содержания информационного пространства (исключение из него мало интересных объектов),
фильтрация входных информационных потоков.
Слайд 44Место и особенности сетевой экономики
Первый уклад - рыночная экономика и
ценовой механизм координации
Второй уклад - индустриальная экономика и связанный
с ней командный механизм координации
Третий уклад - сетевая экономика и сетевой механизм координации
Слайд 45
К наиболее важным на данный момент прикладным задачам формирования сетевой
экономики относятся следующие:
Разработка и внедрение технологий, способствующих "профессиональной" сегментации сети
Интернет..
Конструирование сообществ персональных информационных роботов.
Построение модели сетевого механизма координации.
Слайд 46Литература:
Бугорский В.Н. Сетевая экономика. 2008
Стрелец И.А. Сетевая экономика. 2006
Паринов С.И.
К теории сетевой экономики. 2002
Юрасов И.А. Электронная коммерция. 2006