Слайд 1
Кафедра:
Безопасность Жизнедеятельности
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности
Тема лекции:
Правовые, нормативно-технические основы обеспечения БЖД
Слайд 2Учебные вопросы:
Нормативно-правовые акты по вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.
Организация
обучения по охране труда, проведение инструктажей, стажировок, проверок знаний требований
охраны труда
Слайд 3IV. Рекомендуемая литература:
1. Н. Г. Занько и др. Безопасность жизнедеятельности.
Учебник. СПб. Омега-Л. 2007.
2. В.К. Смоленский, И.А. Куприянов. Гражданская защита
в ЧС. Ч. 1 и 2. Учебное пособие. СПб. СПГАСУ. 2007.
3. С.В. Ефремов, В.В.Цаплин Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. СПГАСУ. 2011. – 295 с.
4. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий. Кн. 3 и 4. Учебное пособие. Под ред. В. А. Котляревского. – М., Ассоциация строительных вузов, – 1998. – 413 с., – 203 с.
5. Гражданская оборона. Учебник для втузов. А. Атаманюк и др., – М.: Воениздат, 1986. – 222 с.
6. Ю. Ю. Каммерер и др. Аварийные работы в очагах поражения. Учебное пособие. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 380 с.
7. Ю. Ю. Каммерер и др. Защитные сооружения гражданской обороны. Учебное пособие. М.: Энергоатомиздат, 1985. – 227 с.
8. М. В. Бесчастнов. Промышленные взрывы: оценка и предупреждение. – М.: Химия, 1991. – 405 с.
9. СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны. – М.: Стройиздат, 1985.
10. Гражданская защита. Энциклопедия. Под общ. ред. С.К. Шойгу.
МЧС России. М. 2006.
Слайд 4ВОПРОС 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ (НПА) ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 25.12.1993г.
Мы, многонациональный народ
Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Слайд 5Раздел первый. Основные положения
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
1.
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Слайд 6Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Настоящий
Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Слайд 7Федеральный закон от 12 февраля 1998 года №28-Ф№28-ФP№28-ФP «О гражданской
обороне».
Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и
полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Слайд 8Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. №
547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»;
Настоящее Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания;
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Слайд 9Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2003 г. №
841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области
гражданской обороны»;
Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне", определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения.
Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:
а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;
в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (далее именуются - формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Слайд 10Указ Президента РФ от 11.06.2004 г. № 868 «Вопросы Министерства
Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных
бедствий» ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ МЧС ЯВЛЯЮТСЯ:
1) выработка и реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения ПБ, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов НПА в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения ПБ и безопасности людей на водных объектах;
Слайд 113) осуществление управления в области ГО, защиты населения и территорий
от ЧС, обеспечения ПБ, безопасности людей на водных объектах, а
также управление деятельностью ФОИВ в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
5) осуществление деятельности по организации и ведению ГО, экстренному реагированию при ЧС, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
Слайд 12Постановление правительства РФ от 30.12. 2003 г. №794 «О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
1.Настоящее Положение определяет порядок
организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.
2. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
4. Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
Слайд 13Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня
должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение
квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований»;
Слайд 14НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ (НТД).
Эта документация по охране окружающей среды включает федеральные,
республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные
нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Эти ведомства частично используют документацию организаций, правоприемниками которых они являются Минздрава СССР, Госстроя СССР, Госстандарта СССР, Госкомприроды СССР и Госгидромета СССР.
Слайд 15Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и
в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий
на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).
В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03–85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов).
Слайд 16Система стандартов «Охрана природы» – составная часть государственной системы стандартизации
(ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы
и улучшения использования природных ресурсов–совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.
Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса: 0 – организационно-методические стандарты; 1 –гидросфера, 2–атмосфера, 3 –биологические ресурсы, 4 –почвы, 5 –земли, 6 –флора, 7 – фауна, 8–ландшафты, 9–недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов (табл. 1).
Слайд 17Таблица 1. Классификация системы стандартов
Слайд 18Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности
и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов
безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.
Правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распространяются на все отрасли экономики. Они закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда, которые одинаковы для всех отраслей. Межотраслевые закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производства, либо при отдельных видах работ (например, на отдельных типах оборудования во всех отраслях).
Инструкции по охране труда делятся на типовые (для рабочих основных профессий отраслей) и действующие в масштабах предприятия, организации или учреждения.
Слайд 19Вопрос 2. Организация обучения по охране труда, проведение инструктажей, стажировок,
проверок знаний требований охраны труда
Слайд 20 Предисловие
Образование, полученное на том или ином этапе жизненного пути,
позволяет постепенно продвигаться к достижению определенного уровня знаний и профессионального
мастерства. Это относится и к сфере охраны труда - сложной и многогранной деятельности, от успешной реализации которой во многом зависят здоровье и благополучие людей, успешное экономическое развитие страны.
Обучение по охране труда сегодня по праву является одним из важнейших профилактических мероприятий, позволяющих снизить вероятность возникновения рисков повреждения здоровья работников, сократить число несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статистика производственного травматизма в организациях Российской Федерации показывает, что около 80 % несчастных случаев на производстве, в том числе, со смертельным исходом, происходит вследствие неудовлетворительной организации работы по охране труда (организационные причины несчастных случаев на производстве), а одной из основных организационных причин является допуск к выполнению самостоятельных работ работников, непрошедших в установленном порядке обучение по охране труда.
Слайд 21Нормативно-правовой основой организации работы по обучению работников охране труда являются
следующие документы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (ТК РФ):
1.1. Статья 212 ТК РФ - Работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения
работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
1.2. Статья 219 ТК РФ - Каждый работник имеет право на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.
1.3. Статья 225 ТК РФ - Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.
2. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
3. ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» от 01 июля 1991 года.
Слайд 22Организация обучения по охране труда
Все работники, в том числе руководители
организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение
по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ
Обучение руководителей
и специалистов по охране труда
Обучение работников по охране труда
Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда
и проверку знаний требований охраны труда работников организации
несет работодатель в порядке, установленном законодательством РФ
Слайд 23Порядок обучения по охране труда
Обучение по охране труда
Инструктажи по охране
труда
Стажировка
Проверка знаний,
допуск к самостоятельной работе
Слайд 24Инструктажи по охране труда
Инструктажи
Вводный
Первичный
Повторный
Внеплановый
Целевой
Вводный инструктаж - проходят в установленном порядке
Все принимаемые на работу лица, а также
командированные в организацию
работники и работники
сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном
участке, обучающиеся образовательных учреждений
соответствующих уровней, проходящие в организации
производственную практику, и другие лица, участвующие
в производственной деятельности организации.
Вводный инструктаж - проводит специалист по охране труда
или работник, на которого приказом работодателя
(или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
Инструктаж на рабочем месте
Слайд 25 Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на
основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с
учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом). Рекомендуемый примерный перечень основных вопросов для составления программы вводного инструктажа приведен в Приложении 3, ГОСТ 12.0.004-90.
О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Рекомендуемая форма журнала регистрации вводного инструктажа приведена в Приложении 4, ГОСТ 12.0.004-90.
Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный,
Внеплановый и целевой инструктажи проводит
непосредственный руководитель (производитель) работ
(мастер, прораб, преподаватель), прошедший в установленном
Порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований
охраны труда. Проведение инструктажей по охране труда
включает в себя ознакомление работников с имеющимися
опасными или вредными производственными факторами,
изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных
нормативных актах организации, инструкциях по охране труда,
технической, эксплуатационной документации, а также
применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Слайд 26
Первичный инструктаж на рабочем месте
проводится до начала самостоятельной работы:
со всеми вновь принятыми в организацию
работниками, включая работников,
выполняющих
работу на условиях трудового
договора, заключенного на срок до двух месяцев
или на период выполнения сезонных работ,
в свободное от основной работы время
(совместители), а также на дому (надомники)
с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.
Слайд 27
Работники, не связанные с эксплуатацией,
обслуживанием, испытанием, наладкой и
ремонтом оборудования,
использованием
электрифицированного или иного
инструмента, хранением и применением
сырья и материалов,
могут освобождаться
от прохождения первичного инструктажа
на рабочем месте. Перечень профессий и
должностей работников, освобожденных
от прохождения первичного инструктажа
на рабочем месте, утверждается работодателем.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации. Рекомендуемый примерный перечень основных вопросов для составления программы первичного инструктажа на рабочем месте приведен в Приложении 5, ГОСТ 12.0.004-90.
Слайд 28
Повторный инструктаж проходят все работники, указанные при прохождении первичного инструктажа
на рабочем месте, не реже одного раза в шесть месяцев.
Повторный
инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование,
и в пределах общего рабочего места по программе первичного Инструктажа на рабочем месте в полном объеме.
Внеплановый инструктаж проводится:
при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
Слайд 29- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения
создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве,
авария и т.п.);
- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);
- по решению работодателя (или уполномоченного им лица).
Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации
массовых мероприятий.
Слайд 30 Инструктажи на рабочем месте по охране труда завершаются устной проверкой
приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим
инструктаж.
Проведение инструктажей на рабочем месте по охране труда регистрируются в соответствующем журнале проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
Рекомендуемая форма журнала регистрации инструктажей на рабочем месте приведена в Приложении 6, ГОСТ 12.0.004-90.
Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.
Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.
Слайд 31Стажировка
Стажировка - составная часть процесса
обучения по охране труда, производственная
практика, проводимая с целью овладения работником
безопасных приемов и методов выполнения
работ.
Все рабочие, в том числе выпускники
профтехучилищ, учебно-производственных
(курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа
на рабочем месте должны в течение первых 2 - 14 смен
(в зависимости от характера работы, квалификации
работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.). Прохождение стажировки регистрируется в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
Примечание. Руководство цеха, участка, кооператива и т.п. по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж работы по специальности не менее 3 лет, переходящего из одного цеха в другой, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, не меняется.
Слайд 32Обучение работников рабочих профессий
Работодатель (или уполномоченное им лицо)
обязан организовать
в течение месяца после
приема на работу обучение безопасным методам
и приемам выполнения работ всех поступающих
на работу лиц, а также лиц, переводимых на
другую работу. Обучение по охране труда
проводится при подготовке работников рабочих
профессий, переподготовке и обучении их другим
рабочим профессиям.
Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Слайд 33
Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и
проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем
(или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
Работодатель (или уполномоченное им
лицо) организует проведение периодического,
не реже одного раза в год, обучения работников
рабочих профессий оказанию первой помощи
пострадавшим. Вновь принимаемые на работу
проходят обучение по оказанию первой помощи
пострадавшим в сроки, установленные
работодателем (или уполномоченным им лицом),
но не позднее одного месяца после приема на работу.
Слайд 34Обучение руководителей и специалистов
Руководители и специалисты организаций проходят
специальное обучение
по охране труда в объеме
должностных обязанностей при поступлении на
работу
в течение первого месяца, далее - по мере необходимости,
но не реже одного раза в три года.
Вновь назначенные на должность руководители и
специалисты организации допускаются к самостоятельной
деятельности после их ознакомления работодателем
(или уполномоченным им лицом) с должностными
обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Слайд 35
Обучение по охране труда проходят:
руководители организаций, заместители
руководителей организаций,
курирующие
вопросы охраны труда, заместители главных
инженеров по охране труда,
работодатели -
физические лица, иные лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью;
руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ;
- специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и т.д.
Слайд 36 Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда
и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей
комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.
В процессе обучения по охране труда
руководителей и специалистов
проводятся лекции, семинары,
собеседования, индивидуальные или
групповые консультации, деловые игры и
т.д., могут использоваться элементы
самостоятельного изучения программы
по охране труда, модульные и
компьютерные программы,
а также дистанционное обучение.
Слайд 37Проверка знаний требований охраны труда
Проверка знаний требований охраны труда
Внеочередная
Очередная
Проверку
теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы
работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.
Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.
Слайд 38 Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от
срока проведения предыдущей проверки проводится:
при введении новых или внесении
изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;
- при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;
- при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
- по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;
- после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;
- при перерыве в работе в данной должности более одного года.
Слайд 39
Для проведения проверки знаний требований
охраны труда работников в организациях
приказом
(распоряжением) работодателя (руководителя)
создается комиссия по проверке знаний требований
охраны труда в составе не менее трех человек,
прошедших обучение по охране труда и проверку
знаний требований охраны труда в установленном
порядке. В состав комиссий по проверке
знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.).
В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.
Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.
Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме, приведенной ниже.
Слайд 40 ПРОТОКОЛ № ____
ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
РАБОТНИКОВ
___________________________________________________________________________________
(полное наименование организации)
«___» ___________ 20__ год
В соответствии с
приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) организации
от «___» ___________ 20__ года № ______
комиссия в составе:
председателя ________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
членов: __________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
представителей <*>:
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
_______________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
органов местного самоуправления ______________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации
____________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
провела проверку знаний требований охраны труда работников по
____________________________________________________________________________________________
(наименование программы обучения по охране труда)
в объеме ____________________________________________________________________________________
(количество часов)
Слайд 41
Председатель комиссии _______________________________________________________________________
(Ф.И.О., подпись)
Члены комиссии: ____________________________________________________________________________
(Ф.И.О., подпись)
Представители :
органов исполнительной власти
субъектов
Российской Федерации
____________________________________________________________
(Ф.И.О., подпись)
органов местного самоуправления ____________________________________________________________
(Ф.И.О., подпись)
государственной инспекции труда субъекта
Российской Федерации ____________________________________________________________
(Ф.И.О., подпись)
--------------------------------
<*> Указываются, если участвуют в работе комиссии.
<**> Подписываются, если участвуют в работе комиссии.
Слайд 42
Работнику, успешно прошедшему
проверку знаний требований охраны
труда, выдается удостоверение
за
подписью председателя комиссии по
проверке знаний требований охраны
труда,
заверенное печатью организации,
проводившей обучение по охране труда
и проверку знаний требований охраны
труда, по форме, приведенной ниже.
Работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.
Обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только тех работников, которые проходили в них обучение по охране труда.
Слайд 43
(Лицевая сторона)
УДОСТОВЕРЕНИЕ
О ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
(Левая сторона)
____________________________________________________________________________________________
(полное наименование организации)
УДОСТОВЕРЕНИЕ
№ _____
Выдано ____________________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Место работы _______________________________________________________________________________
Должность __________________________________________________________________________________
Проведена проверка знаний
требований охраны труда по
__________________________________________________________________ в объеме _________________
(наименование программы обучения по охране труда) (часов)
Протокол № ____ заседания комиссии по проверке знаний требований
охраны труда работников _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
(наименование организации)
от «__» ___________ 20__ года № ___
Председатель комиссии __________________________
(Ф.И.О., подпись)
Дата
М.П.
Слайд 44(Правая сторона)
СВЕДЕНИЯ
О ПОВТОРНЫХ ПРОВЕРКАХ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Ф.И.О. _____________________________________________________________________________________
Место работы
_______________________________________________________________________________
Должность __________________________________________________________________________________
Проведена проверка знаний требований охраны
труда по
__________________________________________________________________ в объеме _________________
(наименование программы обучения по охране труда) (часов)
Протокол № ____ заседания комиссии по проверке знаний требований
охраны труда работников _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
(наименование организации)
от «__» ___________ 20__ года № ___
Председатель комиссии __________________________
(Ф.И.О., подпись)
Дата
М.П.