Слайд 1Психолингвистика
Алехина Людмила Николаевна,
Слайд 2Объект и предмет психолингвистики
Язык и система языковых знаков могут быть
объектом исследования лингвистики, литературоведения, антропологии, программирования и психолингвистики.
Можно сказать,
что у этих дисциплин общий объект — язык и речь человека, используемые им для разных целей и в разных ситуациях.
Слайд 3Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в коммуникации. Лингвистика
рассматривает систему языковых знаков и принципы устройства знаковой системы.
Психолингвистику интересует
процесс функционирования этой знаковой системы, а именно, процесс создания и восприятия знаков языка людьми.
Тем самым психолингвистика по объекту совпадает с лингвистикой, а по предмету различается с ней.
Слайд 4 Термин «психолингвистика» впервые употребил некто Н. Пронко (N. Pronko) в
большой статье, озаглавленной «Язык и психолингвистика», которая была опубликована в
США в 1946 г.
Но вошел в научный обиход этот термин лишь в 1953 г. на межуниверситетском исследовательском семинаре в г. Блумингтоне (штат Индиана, США), организованном американскими психологами Дж. Кэрроллом (J. Carroll) и Чарлзом Осгудом (Charles Osgood), а также лингвистом и этнографом Томасом Сибеоком (Т. Sibeok).
Слайд 5Ч. Осгуд: «Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих
преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода, и эти
сигналы преобразуются в интерпретации слушающих.
Другими словами, психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку Они соотносят состояние сообщений с состоянием участников коммуникации».
«Психолингвистика занимается в широком смысле соотношением структуры сообщений и характеристик человеческих индивидов, производящих и получающих эти сообщения, т.е. психолингвистика есть наука о процессах кодирования и декодирования в индивидуальных участниках коммуникации».
Слайд 6С. Эрвин-Трипп и Д. Слобин: «Психолингвистика - наука об усвоении
и использовании структуры языка».
Европейский исследователь П. Фресс пишет: «Психолингвистика
есть учение об отношениях между нашими экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые нам предоставляет язык».
Т. Слама-Казаку: «Предметом психолингвистики является влияние ситуации общения на сообщения».
Слайд 7А. А. Леонтьев: «Психолингвистика — это наука, предметом которой является
отношение между системой языка... и языковой способностью».
«Предметом психолингвистики является
речевая деятельность как целое и закономерности её комплексного моделирования».
«Предметом психолингвистики является структура процессов речепроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка (любого или определённого национального).
Слайд 8А. А. Леонтьев: «Психолингвистика — это наука, изучающая процессы речеобразования,
а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с
системой языка».
В этом определении отмечается, что у психолингвистики есть три предметные области:
производство речи (в индивидуальном речевом акте);
восприятие речи (в индивидуальном речевом акте);
формирование речи (в процессе становления личности ребёнка).
Слайд 9
А. А. Леонтьев: «Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой
и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как
главной «образующей» образа мира человека, с другой».
В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Психолингвистика — это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний».
Слайд 10Язык — это деятельность человеческого духа
Известный немецкий философ и языковед
Вильгельм Гумбольдт:
«Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук
в выражение мысли».
Слайд 11Язык отражает культуру народа
Вильгельм Гумбольдт: язык — это часть культуры.
Язык
есть главная деятельность не только человеческого, но и национального духа
— духа народа.
В понятие «национальный дух народа» у Гумбольдта входит: психический склад народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература.
Он полагал, что «дух народа» и язык его настолько тесно связаны друг с другом, что если существует одно, то другое можно вывести из него.
Слайд 12 Пожалуй, Гумбольдт был первым, кто ввёл понятие языкового сознания. Он
писал: «Язык в своих взаимозависимых связях есть создание народного языкового
сознания».
Но поскольку язык развивается по законам духа, тем самым он развивается и по законам человеческого сознания.
Слайд 14По мнению Штейнталя, языкознание относится к числу психологических наук, поскольку
речь — это духовная деятельность, подобно тому как к психологическим
наукам относится и учение о мышлении и воле, т.е. учение о возникновении мыслей и волевых импульсов.
Язык определяется им как «выражение осознанных внутренних, психологических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулируемых звуков». Всё его внимание было сосредоточено на индивидуальном акте речи — акте, по его мнению, целиком психическом.
Слайд 15По мнению немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832-1920), речь представляет собой
вербализацию невербальной мысленной картины и основана не только на ассоциациях
как на непроизвольном связывании слов, но и на апперцепции как на произвольном внимании.
Слайд 16Герман Пауль, выступая против «народной психологии», полагал, что всякое психическое
взаимодействие совершается в недрах индивида, поэтому следует признать, что в
действительности существует лишь индивидуальная психология и никакая этнопсихология не может быть ей противопоставлена.
В свою очередь, из этого, по мнению Пауля и других младограмматиков, следует, что в действительности в каждый данный момент в данной языковой общности насчитывается столько диалектов, сколько говорящих индивидов, причём каждый из этих диалектов обладает собственным историческим развитием и подвергается непрерывным изменениям. Индивидуальный язык можно изучать, по убеждению Пауля, только по его проявлениям, т.е. по отдельным актам речевой деятельности.
Слайд 17Язык — это условие мысли
Шлейхер писал, что язык есть «мышление,
выраженное звуками», «язык имеет своей задачей создать звуковой образ представлений,
понятий и существующих между ними отношений, он воплощает в звуках процесс мышления. Язык посредством имеющихся в его распоряжении точных и подвижных звуков может с фотографической точностью отобразить тончайшие нюансы мыслительного процесса».
Слайд 18Язык ограничивает познание мира
Важным моментом теории Гумбольдта является то, что
он считал язык «промежуточным миром». Этот «промежуточный мир» находится между
народом и окружающим его объективным миром. Вот что учёный писал по этому поводу: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг».
Слайд 19Язык есть условие общения
В отношении речи Бодуэн де Куртенэ
считал, что она основана на общительном характере человека и его
потребности воплощать свои мысли в ощущаемые продукты собственного организма и сообщать их ему подобным, то есть другим людям.
Слайд 20Ещё Гумбольдт писал о том, что «всякое понимание есть непонимание,
а всякое согласие в мыслях — вместе несогласие».
Потебня, развивая
гумбольдтовские идеи на русской почве и, в частности, эту идею Гумбольдта, разумел под «непониманием» не только обязательное отклонение от мысли, идущей от сообщающего, а «понимание по-своему» как творческую работу слушающего, то новое, что он творчески привносит.
Возбуждение извне — лишь повод для появления своих мыслей. Окончательную определённость слова получают только в речи отдельного лица.
Слайд 21Особенность общения состоит, по Гумбольдту, в том, что говорящий и
слушающий воспринимают один и тот же предмет с разных сторон
и вкладывают различное, индивидуальное содержание в одно и тo же слово.
Отсюда следует, что «никто не понимает слов совершенно в одном и том же смысле, и мелкие оттенки значений переливаются по всему пространству языка, как круги на воде при падении камня.
Поэтому взаимное разумение между разговаривающими в то же время есть и недоразумение, и согласие в мыслях и чувствах — в то же время и разногласие».
Слайд 22Язык регулирует деятельность человека
Известный американский лингвист Леонард Блумфилд (1887-1949), применяя
бихевиористский подход к анализу речевого общения, полагал, что сферы жизнедеятельности
человека — это потребности и действия по их удовлетворению. Сотрудничающие люди могут воздействовать друг на друга при помощи практических (т.е. неречевых) и речевых стимулов.
Слайд 23Реагируют они на эти стимулы двояко: речевыми и неречевыми действиями.
При этом речевые воздействия (стимулы) Блумфилд называл замещающими практические стимулы.
Поэтому речевые стимулы и реакции коммуникантов имеют практический аспект.
По Блумфилду, речь является средством решения практических задач и её основная функция — регуляция деятельности человека.