Слайд 1Психологическая характеристика ребенка
Выполнила:
Журомская Екатерина Владимировна
Слайд 2Основные требования, при составлении психологической характеристики:
характеристика учащегося должна отображать его
индивидуально-психологические особенности, проявляемые им в процессе обучения и поведении;
разделить учеников
по уровню преобладания тех или иных особенностей;
показать отношение преподавателя к ученику;
характеристика на ученика должна составляться по стандартной схеме;
должна быть «легкочитаемой» и понятной для педагогов, незнакомых с характеризующимися школьниками;
процесс составления характеристики не должен быть трудоемким.
Слайд 3Примерная схема изучения личности обучающегося и составление
психолого-педагогической характеристики.
1. Общие сведения
об обучающемся:
ФИО, дата рождения, класс
Общее физическое развитие, состояние здоровья
Бытовые условия
жизни в семье, взаимоотношения между членами семьи, правильность главной линии воспитания.
Слайд 42. Взаимоотношения с одноклассниками и отношения в школе:
Общая характеристика класса
(успеваемость и воспитанность обучающихся, традиции и требования классного коллектива)
Положение в
классном коллективе (пользуется ли любовью или авторитетом, чем определяется подобное отношение)
Отношения с одноклассниками (любит их или нет, равнодушен ли к одноклассникам; дорожит и уважает мнение коллектива, с кем из одноклассников дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с одноклассниками и в чём их причина)
Удовлетворён ли своим положением в классном коллективе и какое положение хотел бы в нём занять.
Дорожит ли пребыванием в данной школе (что более всего ценит)
Отношения с учителями (есть ли контакт, любит ли, уважает их)
Слайд 53. Учеба:
Успеваемость (преобладающие отметки, одинаково или неодинаково усваивает учебный материал
по разным дисциплинам, успеваемость по основным предметам). Уровень знаний.
Кругозор, начитанность.
Развитие
речи (словарный запас, образность и эмоциональность речи, умение выразить мысль письменно и устно, культура речи)
Интерес к занятиям и отношение к учёбе (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет особый интерес, отношение к отметке, к похвале или замечаниям взрослых, основной мотив учебной деятельности)
Способности к учению
Особенности внимания (уровень произвольного внимания, сосредоточенность, устойчивость и способность к распределению внимания)
Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления
Уровень и характер развития осмысленной памяти (заучивает механически или осознанно, владеет ли приёмами целенаправленного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, лёгкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти)
Развитие мышления (различает ли первостепенные и несущественные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, анализировать и делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения )
Развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности)
Усердие в учебной работе, желание учиться
Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, способность заучивать материал, контролировать себя, составлять планы и конспекты).
Слайд 64. Труд:
Отношение к труду (уважает трудовую деятельность или относится к
ней пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит
ли трудиться и что конкретно его привлекает: сам процесс, результат работы или овладение определённым навыком)
Наличие трудовых навыков и умений, легкость их приобретения
Организованность и дисциплинированность в труде
Предпочитаемые виды труда
Слайд 75. Направленность личности обучающегося и специальные способности:
Интересы (перечислить всевозможные виды:
техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т. д.; характер интересов
с точки зрения их глубины и активности, если обучающийся не просто интересуется какой-либо областью знаний, а серьёзно ею занимается; интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно – популярную, публицистику или преимущественно развлекательную литературу).
Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли преобладание тех или иных мотивов в поведении.
Особые способность и стремление к какой – либо деятельности (музыка, рисование, артистические способности и т. п.)
О чём мечтает и что намеревается делать в будущем
Слайд 86. Дисциплинированность:
Характеристика поведения (ведёт себя спокойно и сдержанно или проявляет
излишнюю подвижность и непоседливость)
Выполнение режима школьника (соблюдает режим, нарушает намеренно
или по небрежности, не успевает уложиться в отведённое время и т. д.)
Выполнение требований учителей и родителей (выполняет с охотой или по принуждению, как часто отказывается выполнять поручения и какие именно)
Наиболее характерные нарушения дисциплины
Слайд 97. Особенности характера и темперамента:
Явно выраженные положительные и отрицательные черты
характера:
Черты личности (по отношению к людям, учёбе, труду, самому себе:
чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, чёрствость, добросовестность, зазнайство, скромность, высокомерие и т. д.)
Волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, лёгкая внушаемость и т. д.)
Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности)
Преобладающее настроение (радостное, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются смены настроения.
Слайд 108. Общие психолого – педагогические выводы:
Наличие достоинств и недостатков формирующейся
личности обучающегося. Внутренние и внешние причины недостатков (условия семейного воспитания,
болезни, отсутствие или наличие определённых способностей, навыков работы и т. д.)
Формулирование основных психолого – педагогических задач, стоящих перед педагогом, пути дальнейшей воспитательной работы с обучающимся.