Слайд 1Психологическая структура личности
Слайд 2
Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и
свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Эта базовая
модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.
Слайд 3
Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:
самосознание;
направленность личности;
темперамент
и характер;
психические процессы и состояния;
способности и задатки;
психический опыт личности
Слайд 4Говоря о психических процессах, мы различаем процессы познавательные, эмоциональные и
можем также говорить о волевых процессах. Однако, различая мыслительные, или
интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, мы не устанавливаем этим никакого дизъюнктивного деления аналогично тому, как это делала психология, которая делила психику, или сознание, на интеллект, чувство и волю. Один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым.
Слайд 5Когда анализируем, речь идет о характеристике единых и в то
же время многообразных психических процессов по преобладающему в каждом процессе
интеллектуальному, эмоциональному или волевому компоненту. Каждый психический процесс может быть охарактеризован по отношению к каждому из них.
Слайд 6Познавательные, эмоционально-волевые и психические процессы
Психические процессы, включая в себя
в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою
очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются.
Слайд 7Психические процессы охватывают:
1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение
и мышление;
2) волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений;
3) эмоциональные процессы: чувства, эмоции. К психическим состояниям относятся проявления психических процессов: познавательных (например, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты).
Психические свойства включают: качества ума (способности}, устойчивые особенности волевой сферы, закрепившиеся качества чувств.
Слайд 8Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с
инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворение,
радость, страх) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения.
Слайд 9Аффекты- сильные и относительно кратко временные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко
выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях
при невозможности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникших ситуаций. У человека аффекты могут вызываться не только факторами, затрагивающими его физическое существование и связанными с его биологическими потребностями и инстинктами, но и нарушением его социальных отношений, направленные несправедливостью, оскорблением.
Слайд 10Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе
деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни,
так и в роли особых обстоятельств. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (так называемым, экстремальным) условиям, а так же прогнозирования его поведения в подобных условиях.
Слайд 11Настроение - более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее
в течение некоторого времени все его переживания.
Слайд 12Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие
значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами;
высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно- обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.
Слайд 13Воля
Человек – это бездушный механизм, до тех пор, пока в
его действиях не появится воля, нечто наиболее тесным образом связанное
с человеческой самостоятельностью, его духовным началом. Человек ничем не отличается от умного и хорошо выдрессированного животного, пока не использует свою волю.
Слайд 14 Воля - специфический акт, не сводимый к сознанию и
деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с
преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности.