Разделы презентаций


Психологические аспекты спортивной и тренерской деятельности

Содержание

Психология и спорт: высказывания тренеровПройдя путь большого спорта, мы серьезно не задумывались о роли психологии в подготовке спортсменов высокого класса, не уделяли должного внимания индивидуальному подходу, взаимоотношениям тренера и спортсмена, в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психологические аспекты спортивной и тренерской деятельности

Психологические аспекты спортивной и тренерской деятельности

Слайд 2Психология и спорт: высказывания тренеров
Пройдя путь большого спорта, мы серьезно

не задумывались о роли психологии в подготовке спортсменов высокого класса,

не уделяли должного внимания индивидуальному подходу, взаимоотношениям тренера и спортсмена, в чем сильно проигрывали. Позже, оглядываясь назад, с горечью замечаешь, что многие молодые талантливые спортсмены почему-то не дошли до своей цели.
<…> Роль психолога в команде у нас принижается, но на практике мне приходилось прибегать к его помощи. Считаю, что, используя рекомендации и советы психолога, удалось не только сохранить многих спортсменов в команде, но и добиться значительных результатов.
<…> Даже косвенное соприкосновение с психологической наукой — через общение с психологом — дало повод многое переоценить, увидеть ее огромные возможности.
Хмелев А. А., заслуженный тренер СССР

Раньше я очень ревностно относился к появлению чужого человека в сборной. Считал, что я сам лучший психолог. Также до меня думал Гайич. Но видно, не справляюсь… Я могу рассказать о важности матча. А убрать чувство ответственности за результат, которое убивает искры в глазах, не получается... Мы с моим помощником пойдем на специальные курсы. Может, после них проще будет понять психолога. А то порой обращаются какие-то люди, а ты не понимаешь, что они делают и зачем. Так было в «Динамо», когда ребятам предлагали вместе кубики складывать, парашют разбирать, чтобы командой себя почувствовать. Но для меня очевидно: психолог команде необходим.
В. Олекно, главный тренер сборной мужской команды России по волейболу

Психология и спорт: высказывания тренеровПройдя путь большого спорта, мы серьезно не задумывались о роли психологии в подготовке

Слайд 3Наибольшее внимание психологической подготовке уделяют заслуженные тренеры СССР, наименьшее —

не имеющие звания, менее квалифицированные. Обобщая опыт общения с тренерами,

можно утверждать, что высоких профессиональных результатов достигают те из них, кто изначально не ставит психологию и индивидуальность спортсмена на последнее место.
Толочек В. А.

Психология и спорт: высказывания тренеров

Наибольшее внимание психологической подготовке уделяют заслуженные тренеры СССР, наименьшее — не имеющие звания, менее квалифицированные. Обобщая опыт

Слайд 4Предмет и разделы психологии спорта
Психология спорта — это наука о

человеке в сфере спорта.
Психология спорта — это область психологической

науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
Разделы психологии спорта:
мотивы спортивной деятельности;
психологические основы ориентации и отбора в различные виды спорта и психодиагностика склонностей и способностей;
психология обучения и воспитания в спорте; психологические особенности физической, технической и тактической подготовки спортсменов;
психологические особенности личности спортсменов;
психология спортивного коллектива;
состояния спортсмена и их психорегуляция;
психологические особенности личности и деятельности тренеров;
психологические особенности личности и деятельности спортивных судей;
психологическая характеристика болельщиков; и др.
Предмет и разделы психологии спортаПсихология спорта — это наука о человеке в сфере спорта. Психология спорта —

Слайд 5Мотивы спортивной деятельности

Мотив — это сложное психологическое образование, являющееся обоснованием

для самого себя действия и поступка; побуждающим к достижению выбранной

цели.

Осознанный мотив отвечает на вопрос:
Почему? (осознание потребности),
Для чего или ради чего? (осознание цели),
Почему именно таким способом? (учет обстоятельств) человек будет или уже удовлетворяет возникшую у него потребность (нужду).

Мотивы спортивной деятельностиМотив — это сложное психологическое образование, являющееся обоснованием для самого себя действия и поступка; побуждающим

Слайд 6Мотивы на начальном этапе (приход в спорт) могут быть:

Стремление

к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых

качеств).

Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; быть привлекательным для противоположного пола).

Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить спортивные семейные традиции).

Удовлетворение духовных потребностей (стремление чувствовать себя членом референтной спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам).

Мотивы спортивной деятельности

Мотивы на начальном этапе (приход в спорт) могут быть: Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие

Слайд 7Мотивы на этапе специализации
Устойчивый интерес к данному виду спорта, чему

способствуют как физическое развитие и формирование навыков, так и осознание

того, что выбранный вид спорта отвечает наклонностям.
Получение высоких результатов как следствие тяжелого и кропотливого труда.
Потребность в физических нагрузках. Физические нагрузки становятся привычными, появляется потребность в них, а их отсутствие (по болезни, например) вызывает ощущение физического дискомфорта.
Познавательный интерес к данному виду спорта, к его технике и тактике, то есть он начинает познавать данный вид «изнутри», не довольствуясь, как на первой стадии, внешним впечатлением.
Мотив ответственности перед тренером. (Важное место в поддержании мотивации занятий спортом начинают играть отношения с тренером.). Однако деление тренером учеников на «любимчиков» и «нелюбимчиков» приводит к негативным изменениям в мотивационной сфере юных спортсменов: «нелюбимчики» теряют веру в свои возможности и часто бросают занятия спортом, а у «любимчиков» возникает потребительское отношение к спорту.

Мотивы спортивной деятельности

Мотивы на этапе специализацииУстойчивый интерес к данному виду спорта, чему способствуют как физическое развитие и формирование навыков,

Слайд 8Мотивы на стадии спортивного мастерства

стремление поддержать и развить насколько это

возможно свои достижения, умножить престиж и славу в спортивном мире,



содействовать своими успехами прославлению города, страны,

способствовать развитию данного вида спорта (обогащая его технику и тактику, внедряя свой оригинальный стиль и т. п.),

обеспечение своего материального благополучия,

стремление к стрессу и его преодолению. (бороться, чтобы преодолевать препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха — мощные мотивы спортивной деятельности - Кретти Б. Дж.)

На этой стадии спортсмен может уже сам выбирать себе тренера, поэтому его мотивация в большой мере обусловлена отношением к тренеру как к специалисту.

Мотивы спортивной деятельности

Мотивы на стадии спортивного мастерствастремление поддержать и развить насколько это возможно свои достижения, умножить престиж и славу

Слайд 9Индивидуальные особенности спортивных мотивов

1. Мотив достижения успеха.
У высококвалифицированных спортсменов мотив

достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации.


2.

Мотив избегания неудачи.
У спортсменов, успешно выступивших в наиболее ответственных соревнованиях сезона, мотив избегания неудачи выражен меньше, чем у спортсменов, выступивших ниже своих возможностей.
Индивидуальные особенности спортивных мотивов1. Мотив достижения успеха.У высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов

Слайд 10Управление мотивацией спортсменов
Эффективность деятельности тем больше, чем больше сила мотива

(у детей особенно отчетливо).

(закон Йеркса— Додсона: усиление стимуляции (до

определенного предела) повышает эффективность деятельности и обучения, но сверхсильная мотивация ухудшает и то и другое).

Похвала, моральное поощрение и порицание, наказание.
Действенность похвалы или порицания зависит от индивидуально-типических особенностей спортсменов (на интровертов больше действует похвала, на экстравертов — порицание). Публичная похвала оказывает очень хорошее стимулирующее действие, в то время как публично выраженное порицание вызывают крайне отрицательное отношение спортсменов. На выговор наедине половина спортсменов реагирует положительно. Отрицательная оценка оказывает стимулирующее влияние, если она обоснована и дана тактично. Отсутствие оценивания (игнорирование) – негативно для спортсмена.
Существенным моментом является своевременность похвалы и порицания
Управление мотивацией спортсменовЭффективность деятельности тем больше, чем больше сила мотива (у детей особенно отчетливо). (закон Йеркса— Додсона:

Слайд 11Соревнование (соперничество) как стимулирующий фактор.

Увеличить силу мотива на тренировочных

занятиях можно используя элемент соревнования между спортсменами или командами спортсменов.



Даже простая осведомленность, что в другой команде или спортивной школе люди выполняют ту же работу более эффективно, может привести к увеличению активности спортсменов .

Дети и самолюбивые спортсмены в большей степени стимулируются соревновательной ситуацией, больше «заводятся».

Соревнование с самим собой (отслеживание динамики собственных результатов)

Управление мотивацией спортсменов

Соревнование (соперничество) как стимулирующий фактор. Увеличить силу мотива на тренировочных занятиях можно используя элемент соревнования между спортсменами

Слайд 12Присутствие других людей.

Бехтерев В.М. выделял людей социально возбудимых, социально

тормозимых и индифферентных.

Высокотревожные спортсмены скорее обнаруживают отрицательную реакцию на

присутствие болельщиков, чем низкотревожные, а спортсмены с высоким уровнем притязаний на поддержку зрителей чаще всего реагируют положительно.

(эффект социальной фассилитации) Большое значение имеет степень сложности и прочности навыков: простые и прочные навыки в присутствии других людей в большинстве случаев выполняются лучше, а еще только осваиваемые и сложные по координации могут выполняться хуже.

Управление мотивацией спортсменов

Присутствие других людей. Бехтерев В.М. выделял людей социально возбудимых, социально тормозимых и индифферентных. Высокотревожные спортсмены скорее обнаруживают

Слайд 13
Влияние общественного внимания.

Даже небольшое проявление внимания и заботы к

нуждам людей повышает самоотдачу в деятельности.

Отсутствие общественного внимания (не упоминают

в прессе, не показывают по телевидению и т. п.) отражается на силе и устойчивости мотива к спортивной деятельности, вызывает депрессию.

Чрезмерное проявление общественного внимания может иметь и негативные последствия («звездная болезнь») .

Проявление внимания со стороны тренера по отношению к родителям воспитанников.

Управление мотивацией спортсменов

Влияние общественного внимания. Даже небольшое проявление внимания и заботы к нуждам людей повышает самоотдачу в деятельности.Отсутствие общественного

Слайд 14Наличие перспективы, конкретной цели.

Сила мотива зависит от того, насколько

ясно осознается спортсменом смысл и цель его деятельности.
Реальность достижения

цели создает для спортсмена перспективу. Она должна быть непрерывной, с постоянно возрастающими по трудности частными целями. Поэтому для поддержания силы мотива целесообразно ставить перед спортсменом не только отдаленные, но и ближайшие цели, достижение которых вызовет у спортсмена удовлетворение своей деятельностью, и будет подкреплять его мотивационную установку (целеустремленность). Длительное ожидание или откладывание на неопределенный срок достижения цели приводит к охлаждению, потере интереса к деятельности, желания достичь цели.

Управление мотивацией спортсменов

Наличие перспективы, конкретной цели. Сила мотива зависит от того, насколько ясно осознается спортсменом смысл и цель его

Слайд 15Материальное поощрение.

Известно, что как в любительском, так и в

профессиональном спорте, для того чтобы спортсмены показали на соревнованиях максимально

высокий результат, организаторы соревнований и спортивное руководство используют материальное стимулирование (от шоколадки до дорогой машины).

Управление мотивацией спортсменов

Материальное поощрение. Известно, что как в любительском, так и в профессиональном спорте, для того чтобы спортсмены показали

Слайд 16Психические состояния в спортивной деятельности

Мертвая точка.
Субъективно спортсмен переживает тягостное

эмоциональное состояние, связанное с осознанием невозможности продолжать деятельность, желанием сойти

с дистанции или прекратить бой или схватку. Это состояние связано с ухудшением ряда психических функций: снижается ясность восприятия, ослабевают память, мышление, нарушается внимание, замедляется быстрота реакций.

Второе дыхание. Большая роль в преодолении мертвой точки принадлежит волевому усилию спортсмена. Один из его признаков — сильное потоотделение. Второе дыхание сопровождается чувством физического облегчения, восстановлением нормальной деятельности психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятий), желанием продолжать деятельность. При работе с максимальной или субмаксимальной мощностью второе дыхание может не наступить.
Психические состояния в спортивной деятельности Мертвая точка.Субъективно спортсмен переживает тягостное эмоциональное состояние, связанное с осознанием невозможности продолжать

Слайд 17Состояние монотонии.
Симптомы: падение интереса к работе (скука), преждевременная усталость,

ослабление внимания, чувство неудовлетворенности и т. д. Такое богатство переживаний

монотонности связано с динамикой их развертывания: сначала возникает равнодушно-апатичное настроение и падение интереса к работе, затем скука, переходящая в чувство усталости, и как последняя стадия — сонливость (дремота).

Меры борьбы с монотонией:
деление тренировочного занятия на временные отрезки с помощью пауз;
усиление мотивации благодаря объяснению цели деятельности;
установление поэтапных целей вместо бесконечного количества повторений одних и тех же действий (например, 10 подходов по 20, а не 200 раз);
объединение простых элементов упражнений в более сложные, увеличение темпа работы, смену работы, использование различных сенсорных раздражителей;
элемент соревнований
Например, американские и австралийские тренеры по плаванию борются с монотонней во время тренировочных занятий, используя подводную музыку или давая пловцам на тренировку шесть пар очков со стеклами разного цвета, которые спортсмены время от времени меняют.

Психические состояния в спортивной деятельности

Состояние монотонии. Симптомы: падение интереса к работе (скука), преждевременная усталость, ослабление внимания, чувство неудовлетворенности и т. д.

Слайд 18Состояние психического пресыщения.

спортсмены чувствуют возбужденность, раздражительность от процесса работы,

испытывая к ней отвращение.

Очевидно, что самым эффективным средством борьбы

психическим пресыщением является прекращение деятельности. Смена темпа вряд ли здесь поможет. Зато большое значение в предупреждении этого состояния имеет правильно организованный тренировочный цикл – использование различных форм переменности: волнообразное изменение нагрузок, ударная тренировочная нагрузка, маятникообразное построение тренировочного цикла.

Психические состояния в спортивной деятельности

Состояние психического пресыщения. спортсмены чувствуют возбужденность, раздражительность от процесса работы, испытывая к ней отвращение. Очевидно, что самым

Слайд 19Фрустрация. (лат. frustratio — расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд).
Это состояние

возникает после неудачного выполнения деятельности, когда потребность вследствие каких-либо препятствий

остается неудовлетворенной. Фрустрация возникает только при ожидании спортсменом успеха в деятельности.

Фрустрация может приводить к трем формам поведения (реакциям):
экстрапунитивная (спортсмен обвиняет в неудаче внешние объекты — других людей, обстоятельства);
интрапунитивная (у спортсмена возникают состояние тревоги, подавленность, молчаливость, обвинение самого себя, сознание своей вины.
импунитивная (ситуация рассматривается спортсменом как малозначащая и исправимая со временем).

Психические состояния в спортивной деятельности

Фрустрация. (лат. frustratio — расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд).Это состояние возникает после неудачного выполнения деятельности, когда потребность

Слайд 20Интеллектуальное развитие и спортивная деятельность
Сила есть – ума не надо???

:-)


Фехтование —это борьба двух умов, двух воль, двух физических совершенств,

осуществляемая посредством сложной техники в кратчайший промежуток времени.
А. П. Мордовин, тренер по фехтованию


Основа успеха… мысль в бою. Техника, по моему глубокому убеждению, призвана быть оружием, строго управляемым рассудком.
Н. Королев, неоднократный чемпион СССР
Интеллектуальное развитие и спортивная деятельностьСила есть – ума не надо??? :-)Фехтование —это борьба двух умов, двух воль,

Слайд 21В ходе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмену приходится постоянно решать

задачи различной сложности, поэтому важную роль в успешности спортивной деятельности

играют интеллект и уровень его развития.

Б. Дж. Кретти считает, например, что существует некоторый минимальный уровень интеллектуального развития — обычно около 110–120 баллов по IQ, — ниже которого совершенствование спортивного мастерства становится затруднительным.

Надо знать, как использовать силу, чтобы был получен высокий спортивный результат. Например, известно, что дзюдоисты, показавшие высокие результаты на соревнованиях, имели лучшие показатели логического и оперативного мышления, чем борцы, выступившие неудачно.

Интеллектуальное развитие и спортивная деятельность

В ходе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмену приходится постоянно решать задачи различной сложности, поэтому важную роль в

Слайд 22Тренировочный процесс. Принципы
«Чтобы побыстрее добиться желаемого,
люди согласны до изнеможения

работать,
вместо того, чтобы подумать, как работать».
Эдисон

Качество тренировочного процесса

в первую очередь определяется соблюдением дидактических принципов, основанных на психологических и физиологических исследованиях закономерностей реагирования спортсмена и его организма на те или иные воздействия.

Тренировочный процесс. Принципы«Чтобы побыстрее добиться желаемого, люди согласны до изнеможения работать, вместо того, чтобы подумать, как работать».

Слайд 231. Принцип сознательности.

Реализация этого принципа связана:
с пониманием спортсменами цели

и задач спортивной тренировки, престижности занятий спортом и меры своей

ответственности за достижение высокого результата;
с умением спортсменов оценивать свои успехи и анализировать причины неудач, что помогает уберечь спортсмена как от излишней самоуверенности, так и от необоснованного разочарования;
с осмысленным отношением к задачам, которые ставит перед спортсменами тренер, так как обучение не может проходить успешно, если спортсмен не понимает этих задач, не контролирует выполняемых действий и не осознает ошибок, не ищет путей их устранения.

Тренировочный процесс. Принципы

1. Принцип сознательности.Реализация этого принципа связана: с пониманием спортсменами цели и задач спортивной тренировки, престижности занятий спортом

Слайд 242. Принцип активности.
Роль спортсмена не пассивная – выполнять требования тренера,

а активная – субъектное участие в процессе тренировки.
Одним из факторов,

снижающих активность спортсменов на тренировке, являются допускаемые тренером ошибки при постановке задачи (Л. В. Вишнева):
Тренер перечисляет упражнения, которые будут выполнять его ученики, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена.
Задача, которая ставится перед спортсменами тренером, является значимой для него, а не для спортсменов.
Тренер ставит неконкретную задачу, например научиться метать копье, что вызывает непонимание у спортсменов – как это делать.
Тренер ставит непривлекательные для учеников задачи. Нужно, чтобы за- дача была включена в значимую для школьника деятельность (учет возрастных особенностей психического развития).
Тренер ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одной- двух тренировок. В этом случае у спортсменов создается впечатление, что затрачиваемые ими усилия напрасны.

Тренировочный процесс. Принципы

2. Принцип активности.Роль спортсмена не пассивная – выполнять требования тренера, а активная – субъектное участие в процессе

Слайд 253. Принцип эмоциональности тренировочных занятий.

На тренировочных занятиях спортсмены (особенно юные)

должны получать удовольствие. Основным источником радости для спортсменов на занятиях

должен являться сам процесс тренировочной деятельности, связанный с освоением двигательных действий («ура, получилось!»).

Обстановка, в которой проходит занятие, и поведение тренера существенно влияют на эмоциональность тренировки.

Использование игрового и соревновательного методов.

Т.к. сильное эмоциональное возбуждение мешает работе над техникой, «эмоционально емкие» методы лучше использовать в конце занятия.

Тренировочный процесс. Принципы

3. Принцип эмоциональности тренировочных занятий.На тренировочных занятиях спортсмены (особенно юные) должны получать удовольствие. Основным источником радости для

Слайд 264. Принцип системности (регулярности)

Ощущения, образы и знания, сформированные на предыдущем

тренировочном занятии, не исчезают и спортсмен начинает следующее тренировочное занятие

на новом, более высоком уровне, с определенным опытом.

Систематичность предусматривает связывание нового материала с предыдущим.

Однако при соблюдении этого принципа следует предусматривать и безнагрузочные дни. Известно, что малый перерыв в обучении (1–3 дня) приводит к увеличению полноты содержания образа двигательного действия, к большей отчетливости представления пространственных, силовых и временных характеристик движения.

Тренировочный процесс. Принципы

4. Принцип системности (регулярности)Ощущения, образы и знания, сформированные на предыдущем тренировочном занятии, не исчезают и спортсмен начинает

Слайд 275. Принцип прогрессирования и оптимальной трудности заданий

Овладение знаниями и навыками:

от простого к сложному

Учет не только объективной, но и субъективной

меры трудности.
Неуверенность в себе также повышает субъективную трудность физического упражнения.

На первых порах при овладении физическим упражнением при возникновении субъективной трудности целесообразно упростить задание. Однако при этом важно не впасть в другую крайность: когда задание становится неинтересным для спортсменов, что приводит к снижению интереса и целеустремленности.

Тренировочный процесс. Принципы

5. Принцип прогрессирования и оптимальной трудности заданийОвладение знаниями и навыками: от простого к сложномуУчет не только объективной,

Слайд 286. Принцип подкрепления.
тренер должен проявлять заинтересованность в успехах своих учеников.

Реализацию этого принципа тренер может осуществлять следующими путями:
показывать всем

своим видом, репликами, что он видит и ценит старание ученика;
своевременно сообщать ученику, что им сделано правильно, а где допущены ошибки: без такого подкрепления ученик не сможет составить правильного представления об успешности освоения двигательного навыка;
поощрять учеников оценками, похвалой; это формирует у них уверенность в своих силах, подкрепляет желание тренироваться и преодолевать трудности и неудачи.

Тренировочный процесс. Принципы

6. Принцип подкрепления.тренер должен проявлять заинтересованность в успехах своих учеников. Реализацию этого принципа тренер может осуществлять следующими

Слайд 297. Принцип индивидуализации обучения и тренировок.
Под индивидуализацией понимается такое построение

тренировочного процесса, которое учитывает индивидуальные (психологические и физиологические) особенности спортсменов.
Необходимость

соблюдения принципа обусловлена:
различным уровнем обученности и тренированности занимающихся спортом;
индивидуально-типическими и личностными особенностями спортсменов, которые приводят к различному реагированию на тренировочные нагрузки, на общение с тренером и товарищами по команде;
наличием у спортсменов предпочитаемого стиля деятельности;
различиями между лицами мужского и женского пола в уровне физических возможностей, в психологических особенностях, потребностях, целях и направленности личности.

Тренировочный процесс. Принципы

7. Принцип индивидуализации обучения и тренировок.Под индивидуализацией понимается такое построение тренировочного процесса, которое учитывает индивидуальные (психологические и

Слайд 30Спортивная команда как малая группа. Изучение внутригрупповой структуры


Структура группы отражает

объективные взаимоотношения между ее членами - зависимость, подчинение, сотрудничество, взаимопомощь,

- называемые межличностными отношениями.

Чаще всего межличностные отношения изучаются методом социометрии (Дж.Морено). Дж. Морено считал, что в основе взаимоотношений людей лежит самопроизвольное проявление симпатии и антипатии к другим людям. Социометрический метод предполагает получение от обследуемых ответов на вопросы о предпочтении или неприятии ими членов группы в различных ситуациях (в труде, учебе, при занятиях спортом, при проведении свободного времени).
Спортивная команда как малая группа. Изучение внутригрупповой структурыСтруктура группы отражает объективные взаимоотношения между ее членами - зависимость,

Слайд 31Психологический климат в группе.
Эмоциональное состояние команды, положительные или отрицательные межличностные

отношения спортсменов, отсутствие или наличие в команде конфликтов объединяются в

такое понятие, как психологический климат.

О психологическом климате в команде свидетельствует не то, как команда реагирует на победы, а то, как она переживает поражения, находит ли она в себе силы честно и открыто поговорить об их причинах, преодолеть возникший спад в игре.

Существенным при определении климата в группе является стиль руководства тренера.

Спортивная команда как малая группа. Социально-психологический климат в группе

Психологический климат в группе.Эмоциональное состояние команды, положительные или отрицательные межличностные отношения спортсменов, отсутствие или наличие в команде

Слайд 32Стили руководства
Авторитарный (автократический) стиль руководства. Тренер стремится к абсолютной власти,

он один определяет способы и средства достижения цели, ориентируется при

принятии решения только на свое мнение. Спортсмены для авторитарного тренера - лишь исполнители его замыслов. Требования тренер выражает в форме категорических инструкций и указаний.

Преимущества авторитарного руководства:
не уверенный в себе спортсмен будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях;
увеличивается агрессивность спортсмена, вызванная авторитарностью тренера, которая направляется на борьбу с соперниками, увеличивает активность;
авторитарное поведение тренера может соответствовать действительным потребностям спортсмена в авторитарном руководстве, и в этом случае он выступает лучше обычного.


Стили руководстваАвторитарный (автократический) стиль руководства. Тренер стремится к абсолютной власти, он один определяет способы и средства достижения

Слайд 33Стили руководства
Демократический стиль руководства характеризуется тем, что руководитель стремится к

коллективному решению проблем. Для этого он распределяет ответственность между членами

группы, поощряет и развивает отношения между ними, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение, создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества.
Тренер демократического стиля более доступен, чем тренер-автократ, спортсмены чувствуют себя с ним свободнее и охотно с ним общаются.

Предоставление в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них более зрелого в социальном плане поведения; спортсмены могут принимать более гибкие решения.

Настойчивость, последовательность и такт — оружие тренеров этого стиля руководства.

Тренеры демократического стиля более адекватно оценивают достоинства и недостатки спортсменов, уважают чужое мнение.
Стили руководстваДемократический стиль руководства характеризуется тем, что руководитель стремится к коллективному решению проблем. Для этого он распределяет

Слайд 34Стили руководства
Либеральный (анархический) стиль руководства характеризуется тем, что тренер старается

как можно реже вмешиваться в дела команды, предоставляя спортсменам свободу

действий и принятия решений. Тренер больше присутствует, чем действует, допускает свободу выбора упражнений, нагрузок.

Его предложения, похвала, порицание часто носят формальный характер. Такой стиль руководства для достижения высоких спортивных результатов неприемлем.

Однако наряду с демократическим стилем он часто встречается у начинающих тренеров. Либеральный тренер переоценивает положительные качества спортсменов и недооценивает их отрицательные качества. Ему по душе такие качества, как спокойствие, отсутствие шумливости, вежливость, участливость, добродушие, необидчивость, тактичность, сдержанность, приветливость.

Наиболее пригоден этот стиль руководства в массовых формах физического воспитания, где руководитель является лишь условным организатором деятельности и где занимающимся предоставляется большая свобода.
Стили руководстваЛиберальный (анархический) стиль руководства характеризуется тем, что тренер старается как можно реже вмешиваться в дела команды,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика