Разделы презентаций


Отечественная история

Содержание

Устройство курса «Отечественная история»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2Устройство курса «Отечественная история»




Устройство курса  «Отечественная история»

Слайд 3Схема распределения баллов

Текущий контроль - 60 баллов


Итоговый контроль

(тестирование) - 40 баллов

Схема распределения балловТекущий контроль -   60 балловИтоговый контроль (тестирование)   -  40 баллов

Слайд 4Схема распределения баллов (текущий контроль)

Схема распределения баллов (текущий контроль)

Слайд 5ТЕСТИРОВАНИЕ
Всего – 3 тестирования
ПЕРВОЕ проводится после вводной лекции и 1

модуля
ВТОРОЕ – после 2 и 3 модулей
ТРЕТЬЕ – после 4

и 5 модулей
Тестирование состоит из 50 вопросов.
За каждый правильный ответ студент получает по 0,8 балла. В ИТОГЕ ВЫВОДИТСЯ СРЕДНИЙ БАЛЛ по результатам трёх тестирований
ТЕСТИРОВАНИЕВсего – 3 тестированияПЕРВОЕ проводится после вводной лекции и 1 модуляВТОРОЕ – после 2 и 3 модулейТРЕТЬЕ

Слайд 6Шкала оценивания знаний

Шкала оценивания знаний

Слайд 7История
Реальный процесс жизни общества (то, что было в прошлом)

Наука, которая

изучает реальный процесс жизни людей (знание о том ,

что было в прошлом)
ИсторияРеальный процесс жизни общества (то, что было в прошлом)Наука, которая изучает реальный  процесс жизни людей (знание

Слайд 8История – наука гуманитарная, социальная
Объект изучения – общество в прошлом
Предмет

изучения – деятельность людей; особенности экономической, социальной, политической, культурной и

других сфер жизни общества; совокупность отношений в обществе в их развитии
История – наука гуманитарная, социальнаяОбъект изучения – общество в прошломПредмет изучения – деятельность людей; особенности экономической, социальной,

Слайд 9Цель истории – изучение закономерностей развития человечества, различных аспектов его

жизни.

Цель истории – изучение закономерностей развития человечества, различных аспектов его жизни.

Слайд 10Структура исторической науки
История –комплекс научных дисциплин:
Всемирная (всеобщая) история
История отдельных стран

и народов
Специализация исторического знания:
По хронологическому признаку (по вертикали):
История

первобытного общества, древнего мира, средневековая, новая и новейшая история
По сферам исследования (по горизонтали):
Экономическая история, история политических учреждений, военная политика, история развития культуры, искусства, история науки и т.п.

Структура исторической науки История –комплекс научных дисциплин:Всемирная (всеобщая) историяИстория отдельных стран и народовСпециализация исторического знания:По хронологическому признаку

Слайд 11Специальные исторические дисциплины
Экономическая история
Военная история
Археология
Этнография
Источниковедение
Историография
Философия истории

Специальные исторические дисциплиныЭкономическая историяВоенная историяАрхеологияЭтнографияИсточниковедениеИсториографияФилософия истории

Слайд 12Вспомогательные исторические дисциплины
Археография –наука об издании источников
Топонимика – наука

о происхождении географических названий
Антропонимика – наука о происхождении имен и

фамилий
Хронология – изучение различных приемов исчисление времени
Генеалогия – изучение происхождения отдельных семейств и фамилий, родственных связей между ними

Вспомогательные исторические дисциплиныАрхеография –наука об издании источников Топонимика – наука о происхождении географических названийАнтропонимика – наука о

Слайд 13Вспомогательные исторические дисциплины
Палеография – наука, изучающая древнее письмо
Дипломатика –наука, изучающая

публично-правовые акты
Сфрагистика – наука о печатях
Нумизматика – изучение монет и

медалей
Геральдика – исследование гербов
Филателия – изучение почтовых марок

Вспомогательные исторические дисциплиныПалеография – наука, изучающая древнее письмоДипломатика –наука, изучающая публично-правовые актыСфрагистика – наука о печатяхНумизматика –

Слайд 14Функции исторической науки
Имеющие теоретическое значение
Научно-познавательная – изучение процесса общественного развития,

выявление общих закономерностей
Гносеологическая – создание концепций и теорий познания

исторического процесса
Эвристическая - поиск истины, открытие частных закономерностей общественного развития
Функции исторической наукиИмеющие теоретическое значениеНаучно-познавательная – изучение процесса общественного развития, выявление общих закономерностей Гносеологическая – создание концепций

Слайд 15Функции исторической науки
Имеющие прикладное значение

Социальной памяти –сохранение в памяти опыта

предшествующих поколений, СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОРИЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ

Мировоззренческая –формирование

интеллектуальной основы человека, определяющей его жизненную позицию
Воспитательная – формирование нравственных и гражданских качеств
Политико-идеологическая – выработка общего взгляда на историю на основе «проекта будущего»
Аналитико-прогностическая (ПРАКТИЧЕСКИ-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ)–предоставление материала для объяснения настоящего и прогнозирования будущего
Функции исторической наукиИмеющие прикладное значениеСоциальной памяти –сохранение в памяти опыта предшествующих поколений, СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОРИЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА

Слайд 16 Методы исторического исследования
Генетический (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ)–
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ПРОШЛОЕ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ

ПРИЧИНЫ СОБЫТИЙ

Методы исторического исследованияГенетический (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ)–ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ПРОШЛОЕ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИНЫ СОБЫТИЙ

Слайд 17Методы исторического исследования
Сравнительный –
СОПОСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ И

ВО ВРЕМЕНИ

Методы  исторического исследованияСравнительный – СОПОСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ

Слайд 18Методы исторического исследования
Типологический –
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ, СОБЫТИЙ, ОБЪЕКТОВ.

Методы исторического исследованияТипологический – КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ, СОБЫТИЙ, ОБЪЕКТОВ.

Слайд 19Методы исторического исследования
Системный –
РАСКРЫТИЕ ВНУТРЕННИХ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Методы  исторического исследованияСистемный – РАСКРЫТИЕ ВНУТРЕННИХ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Слайд 20Методы исторического исследования
Квантитативный (количественный) –
анализ динамики общественных процессов на

основе статистического материала

Методы исторического исследованияКвантитативный (количественный) – анализ динамики общественных процессов на основе статистического материала

Слайд 21МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
СИНХРОННЫЙ-
Изучение исторических событий, происходящих в одно и тоже

время в разных странах

МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯСИНХРОННЫЙ- Изучение исторических событий, происходящих в одно и тоже время в разных странах

Слайд 22МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ
Последовательное проникновения в прошлое с целью выявления причины

события

МЕТОДЫ  ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯРЕТРОСПЕКТИВНЫЙПоследовательное проникновения в прошлое с целью выявления причины события

Слайд 23МЕТОДЫ исторического исследования

ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ-
Изучение последовательности исторических событий во времени

МЕТОДЫ исторического исследованияПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ- Изучение последовательности исторических событий во времени

Слайд 24МЕТОДЫ исторического исследования

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ –
Описание исторических событий и явлений

МЕТОДЫ исторического исследованияИДИОГРАФИЧЕСКИЙ – Описание исторических событий и явлений

Слайд 25Исторический источник –
это «следы» прошлого (артефакты), памятники, содержащие

свидетельства о прошлом, отражающие факты и события реальной действительности каждой

исторической эпохи
Исторический источник –  это «следы» прошлого (артефакты), памятники, содержащие свидетельства о прошлом, отражающие факты и события

Слайд 26Исторические источники
Письменные:
- печатные материалы
- рукописи - на

бересте, пергаменте, бумаге (летописи, хроники, грамоты, договоры, указы,

письма, дневники, воспоминания)
- эпиграфические памятники – надписи на камне, металле и т.п.
- граффити – тексты, нацарапанные на стенах зданий, посуде

Исторические источникиПисьменные: - печатные материалы - рукописи - на бересте, пергаменте, бумаге (летописи, хроники, грамоты,

Слайд 27Исторические источники


Вещественные (орудия труда, ремесленные изделия, одежда, монеты, медали, оружие,

архитектурные сооружения и т.п.)

Изобразительные (картины, фрески, мозаика, иллюстрации)

Исторические источникиВещественные (орудия труда, ремесленные изделия, одежда, монеты, медали, оружие, архитектурные сооружения и т.п.)Изобразительные (картины, фрески, мозаика,

Слайд 28Исторические источники
Фольклорные (памятники устного народного творчества: песни, сказания, пословицы, поговорки,

анекдоты и т.п.)
Лингвистические (географические названия, личные имена)
Кинофонофотодокументы (кинодокументы, фотографии, фонические

записи)

Исторические источникиФольклорные (памятники устного народного творчества: песни, сказания, пословицы, поговорки, анекдоты и т.п.)Лингвистические (географические названия, личные имена)Кинофонофотодокументы

Слайд 29Анализ исторического источника (критика источника)
Внешняя критика – определение времени, места, подлинности

создания источника и авторства
Внутренняя критика –анализ содержания источника


Анализ исторического источника (критика источника)Внешняя критика – определение времени, места, подлинности создания источника и авторстваВнутренняя критика –анализ

Слайд 30Анализ исторического источника (критика источника)
Основные направления внутренней критики
Место источника в контексте

эпохи, полнота, репрезентативность (отражение значимых фактов)
Цель создания источника
Достоверность (точность и

правдивость)
Анализ исторического источника (критика источника)Основные направления внутренней критикиМесто источника в контексте эпохи, полнота, репрезентативность (отражение значимых фактов)Цель

Слайд 31МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ
«Методологический подход» - способ исторического исследования, основанный на определенной

теории, объясняющей исторический процесс.
«методология» - теория, объясняющая исторический процесс и

определяющая методы исторического исследования.
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ«Методологический подход» - способ исторического исследования, основанный на определенной теории, объясняющей исторический процесс.«методология» - теория, объясняющая

Слайд 32ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
опирается на теории, объясняющие исторический процесс как отражение Божественного

плана существования человечества. Источник развития человечества- божественная воля и вера

в неё людей. СТОРОННИКИ этой теории:
АВГУСТИН, ДЖЕФФРИ, ОТТОН.
Российские авторы:
Г. Флоровский, Н. Канторов
ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДопирается на теории, объясняющие исторический процесс как отражение Божественного плана существования человечества. Источник развития человечества- божественная

Слайд 33СУБЪЕКТИВИЗМ
это идеалистическое понимание исторического процесса, согласно которому история развития общества

определяется не объективными законами, а субъективными факторами.
Субъективизм, как методологический

подход, отрицает исторические закономерности и определяет личность творцом истории,
объясняет развитие общества волей отдельных выдающихся личностей, результатом их деятельности.
К сторонникам субъективного подхода в исторической социологии можно отнести К. Беккера.
СУБЪЕКТИВИЗМэто идеалистическое понимание исторического процесса, согласно которому история развития общества определяется не объективными законами, а субъективными факторами.

Слайд 34Географический детерминизм
в основу исторического процесса положены природные условия, определяющие

развитие человеческого общества.
Многообразие исторического процесса объясняется особенностями географического положения,

ландшафта, климата.
К сторонникам этого направления можно отнести Ш.Л.Монтескье.
Географический детерминизм в основу исторического процесса положены природные условия, определяющие развитие человеческого общества. Многообразие исторического процесса объясняется

Слайд 35РАЦИОНАЛИЗМ
Как методологический подход рационализм соотносил исторический путь каждого народа со

степенью его продвижения по лестнице общечеловеческих достижений в области разума.


Деятели Просвещения наиболее отчетливо проявляли безграничную веру в торжество прогресса на основе силы разума.
Рационалистическая интерпретация истории (всемирно-историческая интерпретация) в XIX веке представлена учениями К.Маркса и Г.Гегеля
РАЦИОНАЛИЗМКак методологический подход рационализм соотносил исторический путь каждого народа со степенью его продвижения по лестнице общечеловеческих достижений

Слайд 36эволюционизм
Эволюционизм представляет исторический процесс
как однолинейное единообразное развитие культуры от

простых форм к сложным, исходя из того, что у всех

стран и народов существует единая цель развития и универсальные критерии прогресса.

Суть эволюционистской теории предельно проста: с немногими временными отклонениями все человеческие общества движутся вверх по пути к процветанию. Культурные различия между народами объясняются их принадлежностью к различным ступеням исторического прогресса.
К классикам эволюционизма относят Г.Спенсера, Л.Моргана, Э.Тейлора, Ф.Фрезера.
Из российских ученых к сторонникам эволюционизма причисляют Н.И.Кареева.
эволюционизмЭволюционизм представляет исторический процесс как однолинейное единообразное развитие культуры от простых форм к сложным, исходя из того,

Слайд 37ПОЗИТИВИЗМ
Основоположник позитивизма - французский философ и социолог О.Конт, разделивший историю

человечества на три стадии, из них – теологическая и метафизическая

– пройдены, высшая стадия – научная, или позитивная, характеризуется расцветом положительных, позитивных знаний.
Позитивизм уделяет особое внимание влиянию социальных факторов на человеческую деятельность, провозглашает всесилие науки и признает независимую от произвола личности эволюцию человеческого общества от низших к высшим ступеням.
Сторонники позитивизма игнорировали социально-политическую эволюцию общества, объясняя появление классов и другие социально-экономические процессы функциональным разделением труда.
ПОЗИТИВИЗМОсновоположник позитивизма - французский философ и социолог О.Конт, разделивший историю человечества на три стадии, из них –

Слайд 38Формационный подход
К. Маркс, Ф. Энгельс

История – это процесс единый, объективный,

закономерный, в основе развития лежит экономическая сфера

Формационный подход К. Маркс, Ф. ЭнгельсИстория – это процесс единый, объективный, закономерный, в основе развития лежит экономическая

Слайд 39Общественно-экономическая
формация – общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся

специфическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками

Общественно-экономическая формация – общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим базисом и соответствующими ему политической и

Слайд 40Общественно-
экономические формации:
первобытно-общинная
рабовладельческая
феодальная
капиталистическая
коммунистическая

Общественно-экономические формации:первобытно-общиннаярабовладельческаяфеодальнаякапиталистическаякоммунистическая

Слайд 41Основные законы общественного развития
закон обязательного соответствия производительных сил характеру и

уровню развития производственных отношений;

Основные законы общественного развитиязакон обязательного соответствия производительных сил характеру и уровню развития производственных отношений;

Слайд 42Основные законы развития:
закон классовой борьбы в антагонистических формациях;
закон прогрессивной смены

общественно-экономических формаций.

Основные законы развития:закон классовой борьбы в антагонистических формациях;закон прогрессивной смены общественно-экономических формаций.

Слайд 43Недостатки формационного подхода:
Человеческая история унифицируется. Предполагается, что все страны развиваются

по одним и тем же законам и критериям прогресса.
Схематизируется прошлое,

историческое развитие сводится к формационным характеристикам.
Гипертрофированность классового подхода – основное внимание - классам – антагонистам.
Абсолютизируется революционное и преуменьшается значение эволюционного развития.
Недостатки формационного подхода:Человеческая история унифицируется. Предполагается, что все страны развиваются по одним и тем же законам и

Слайд 44НЕДОСТАТКИ формационного подхода
5. Акцент на материальном производстве приводит к социально-экономическому

детерминизму, преувеличению значения экономических процессов.
6. Недооценивается микроистория на уровне

индивида, корпоративной группы, общины, недооценивается человеческий фактор в историческом процессе.
7. Отсутствует альтернативный подход к истории.
8. Не уделяется внимание ментальному уровню народа

НЕДОСТАТКИ  формационного подхода5. Акцент на материальном производстве приводит к социально-экономическому детерминизму, преувеличению значения экономических процессов. 6.

Слайд 45Локально-цивилизационныйподход:

История человечества – совокупность
историй различных локальных
цивилизаций

Арнольд Джозеф Тойнби (1889 –1975)
Освальд Шпенглер (1880 – 1936)

Николай Яковлевич Данилевский
(1822-1885)
Локально-цивилизационныйподход: История человечества – совокупность  историй различных локальных цивилизаций Арнольд Джозеф Тойнби (1889 –1975) Освальд Шпенглер

Слайд 46Цивилизация – сложная система, в которой взаимодействуют различные компоненты: географическая

среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, религия и т.п.
египетская;
греко-римская;
западно-европейская
славянская.

Цивилизация – сложная система, в которой взаимодействуют различные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство,

Слайд 47Недостатки локально-цивилизационного подхода:
Не разработаны критерии для определения понятия цивилизация
Затруднено выделение

общих закономерностей исторического развития

Недостатки локально-цивилизационного подхода:Не разработаны критерии для определения понятия цивилизацияЗатруднено выделение общих закономерностей исторического развития

Слайд 48Глобально-цивилизационный подход
Дикость-варварство-цивилизация
Цивилизация – стадия в развитии человечества, характеризующаяся определенными параметрами

(уровень развития техники, экономического развития и т.п.).
аграрное (традиционное) общество;
индустриальное;
постиндустриальное (информационное).


Глобально-цивилизационный подходДикость-варварство-цивилизацияЦивилизация – стадия в развитии человечества, характеризующаяся определенными параметрами (уровень развития техники, экономического развития и т.п.).аграрное

Слайд 49Недостатки глобально-цивилизационного подхода:
Попытка унифицировать человеческую историю
Представление о мире: одни общества

развитые, другие – слабо развитые, нуждающиеся в опеке

Недостатки глобально-цивилизационного подхода:Попытка унифицировать человеческую историюПредставление о мире: одни общества развитые, другие – слабо развитые, нуждающиеся в

Слайд 50ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Выдающиеся историки России XVIIIв.:
Василий Никитич Татищев

(1686-1750). Написал в 4-х книгах
«Историю Российскую с самых древнейших

времен»
ИСТОРИОГРАФИЯ  ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИВыдающиеся историки России XVIIIв.: Василий Никитич Татищев (1686-1750). Написал в 4-х книгах «Историю

Слайд 51Выдающиеся историки России XVIIIв.:
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765гг.)
по поручению Елизаветы

I написал ряд работ, среди которых «Краткий Российский летописец с

родословием» и «Древняя Российская история».
Выдающиеся историки России XVIIIв.:Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765гг.) по поручению Елизаветы I написал ряд работ, среди которых «Краткий

Слайд 52Выдающиеся историки России XIXв.:
Карамзин Николай Михайлович
(1766-1826гг.) –
основоположник русского

сентиментализма посвятил истории и обоснованию необходимости монархического строя свой главный

труд «История государства Российского» в 12-ти томах
Выдающиеся историки России XIXв.:Карамзин Николай Михайлович (1766-1826гг.) – основоположник русского сентиментализма посвятил истории и обоснованию необходимости монархического

Слайд 53Выдающиеся историки России XIXв.:
Погодин Михаил Петрович
(1800-1875гг.) – консервативный историк

эпохи Николая I, автор «Древней русской истории до монгольского ига».


Выдающиеся историки России XIXв.:Погодин Михаил Петрович (1800-1875гг.) – консервативный историк эпохи Николая I, автор «Древней русской истории

Слайд 54Выдающиеся историки России XIXв.:
Соловьев Сергей Михайлович
(1820-1879гг.) описал историю российской

государственности от эпохи Рюрика до правления Екатерины II
в 29-ти

томах «Истории России с древнейших времен».
Выдающиеся историки России XIXв.:Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879гг.) описал историю российской государственности от эпохи Рюрика до правления Екатерины

Слайд 55Выдающиеся историки России XIXв.:
Данилевский Николай Яковлевич
(1828-1885гг.) – выразитель панславизма

– движения направленного заставить правительство проводить агрессивную иностранную политику с

целью создания федерации славянских государств во главе с Россией. Автор работы «Россия и Европа».
Выдающиеся историки России XIXв.:Данилевский Николай Яковлевич (1828-1885гг.) – выразитель панславизма – движения направленного заставить правительство проводить агрессивную

Слайд 56Выдающиеся историки России XIXв.:
Ключевский Василий Осипович
(1841-1911гг.) в 5-ти томах

«Курса русской истории» впервые отказался от периодизации истории по принципу

царствований монархов и разработал ее на основе принципа территориально-экономического развития государства, выделив в истории России четыре периода: Днепровский, Верхневолжский, Московский, Всероссийский.
Выдающиеся историки России XIXв.:Ключевский Василий Осипович (1841-1911гг.) в 5-ти томах «Курса русской истории» впервые отказался от периодизации

Слайд 57Выдающиеся историки России XIXв.:
Платонов Сергей Федорович
(1860-1933гг.) В 1899 были

изданы его знаменитые «Лекции по русской истории» - систематизированный обзор

русской истории с древнейших времен до царствования Николая I включительно
Выдающиеся историки России XIXв.:Платонов Сергей Федорович (1860-1933гг.) В 1899 были изданы его знаменитые «Лекции по русской истории»

Слайд 58Выдающиеся историки XXв.:
Покровский Михаил Николаевич
(1868-1932гг.) – родоначальник школы советских

историков, создатель марксистской концепции отечественной истории, изложенной в «Русской истории

в самом сжатом очерке» и нашедшей отражение в 5-ти томах «Русской истории с древнейших времен»
Выдающиеся историки XXв.:Покровский Михаил Николаевич (1868-1932гг.) – родоначальник школы советских историков, создатель марксистской концепции отечественной истории, изложенной

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика