Слайд 2Устройство курса
«Отечественная история»
Слайд 3Схема распределения баллов
Текущий контроль - 60 баллов
Итоговый контроль
(тестирование) - 40 баллов
Слайд 4Схема распределения баллов
(текущий контроль)
Слайд 5ТЕСТИРОВАНИЕ
Всего – 3 тестирования
ПЕРВОЕ проводится после вводной лекции и 1
модуля
ВТОРОЕ – после 2 и 3 модулей
ТРЕТЬЕ – после 4
и 5 модулей
Тестирование состоит из 50 вопросов.
За каждый правильный ответ студент получает по 0,8 балла. В ИТОГЕ ВЫВОДИТСЯ СРЕДНИЙ БАЛЛ по результатам трёх тестирований
Слайд 7История
Реальный процесс жизни общества (то, что было в прошлом)
Наука, которая
изучает реальный процесс жизни людей (знание о том ,
что было в прошлом)
Слайд 8История – наука гуманитарная, социальная
Объект изучения – общество в прошлом
Предмет
изучения – деятельность людей; особенности экономической, социальной, политической, культурной и
других сфер жизни общества; совокупность отношений в обществе в их развитии
Слайд 9Цель истории – изучение закономерностей развития человечества, различных аспектов его
жизни.
Слайд 10Структура исторической науки
История –комплекс научных дисциплин:
Всемирная (всеобщая) история
История отдельных стран
и народов
Специализация исторического знания:
По хронологическому признаку (по вертикали):
История
первобытного общества, древнего мира, средневековая, новая и новейшая история
По сферам исследования (по горизонтали):
Экономическая история, история политических учреждений, военная политика, история развития культуры, искусства, история науки и т.п.
Слайд 11Специальные исторические дисциплины
Экономическая история
Военная история
Археология
Этнография
Источниковедение
Историография
Философия истории
Слайд 12Вспомогательные исторические дисциплины
Археография –наука об издании источников
Топонимика – наука
о происхождении географических названий
Антропонимика – наука о происхождении имен и
фамилий
Хронология – изучение различных приемов исчисление времени
Генеалогия – изучение происхождения отдельных семейств и фамилий, родственных связей между ними
Слайд 13Вспомогательные исторические дисциплины
Палеография – наука, изучающая древнее письмо
Дипломатика –наука, изучающая
публично-правовые акты
Сфрагистика – наука о печатях
Нумизматика – изучение монет и
медалей
Геральдика – исследование гербов
Филателия – изучение почтовых марок
Слайд 14Функции исторической науки
Имеющие теоретическое значение
Научно-познавательная – изучение процесса общественного развития,
выявление общих закономерностей
Гносеологическая – создание концепций и теорий познания
исторического процесса
Эвристическая - поиск истины, открытие частных закономерностей общественного развития
Слайд 15Функции исторической науки
Имеющие прикладное значение
Социальной памяти –сохранение в памяти опыта
предшествующих поколений, СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОРИЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ
Мировоззренческая –формирование
интеллектуальной основы человека, определяющей его жизненную позицию
Воспитательная – формирование нравственных и гражданских качеств
Политико-идеологическая – выработка общего взгляда на историю на основе «проекта будущего»
Аналитико-прогностическая (ПРАКТИЧЕСКИ-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ)–предоставление материала для объяснения настоящего и прогнозирования будущего
Слайд 16
Методы исторического исследования
Генетический (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ)–
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ПРОШЛОЕ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ
ПРИЧИНЫ СОБЫТИЙ
Слайд 17Методы
исторического исследования
Сравнительный –
СОПОСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ И
ВО ВРЕМЕНИ
Слайд 18Методы исторического исследования
Типологический –
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ, СОБЫТИЙ, ОБЪЕКТОВ.
Слайд 19Методы
исторического исследования
Системный –
РАСКРЫТИЕ ВНУТРЕННИХ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
Слайд 20Методы исторического исследования
Квантитативный (количественный) –
анализ динамики общественных процессов на
основе статистического материала
Слайд 21МЕТОДЫ
ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
СИНХРОННЫЙ-
Изучение исторических событий, происходящих в одно и тоже
время в разных странах
Слайд 22МЕТОДЫ
ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ
Последовательное проникновения в прошлое с целью выявления причины
события
Слайд 23МЕТОДЫ
исторического исследования
ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ-
Изучение последовательности исторических событий во времени
Слайд 24МЕТОДЫ
исторического исследования
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ –
Описание исторических событий и явлений
Слайд 25Исторический источник –
это «следы» прошлого (артефакты), памятники, содержащие
свидетельства о прошлом, отражающие факты и события реальной действительности каждой
исторической эпохи
Слайд 26Исторические источники
Письменные:
- печатные материалы
- рукописи - на
бересте, пергаменте, бумаге (летописи, хроники, грамоты, договоры, указы,
письма, дневники, воспоминания)
- эпиграфические памятники – надписи на камне, металле и т.п.
- граффити – тексты, нацарапанные на стенах зданий, посуде
Слайд 27Исторические источники
Вещественные (орудия труда, ремесленные изделия, одежда, монеты, медали, оружие,
архитектурные сооружения и т.п.)
Изобразительные (картины, фрески, мозаика, иллюстрации)
Слайд 28Исторические источники
Фольклорные (памятники устного народного творчества: песни, сказания, пословицы, поговорки,
анекдоты и т.п.)
Лингвистические (географические названия, личные имена)
Кинофонофотодокументы (кинодокументы, фотографии, фонические
записи)
Слайд 29Анализ исторического источника
(критика источника)
Внешняя критика – определение времени, места, подлинности
создания источника и авторства
Внутренняя критика –анализ содержания источника
Слайд 30Анализ исторического источника
(критика источника)
Основные направления внутренней критики
Место источника в контексте
эпохи, полнота, репрезентативность (отражение значимых фактов)
Цель создания источника
Достоверность (точность и
правдивость)
Слайд 31МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ
«Методологический подход» - способ исторического исследования, основанный на определенной
теории, объясняющей исторический процесс.
«методология» - теория, объясняющая исторический процесс и
определяющая методы исторического исследования.
Слайд 32ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
опирается на теории, объясняющие исторический процесс как отражение Божественного
плана существования человечества. Источник развития человечества- божественная воля и вера
в неё людей. СТОРОННИКИ этой теории:
АВГУСТИН, ДЖЕФФРИ, ОТТОН.
Российские авторы:
Г. Флоровский, Н. Канторов
Слайд 33СУБЪЕКТИВИЗМ
это идеалистическое понимание исторического процесса, согласно которому история развития общества
определяется не объективными законами, а субъективными факторами.
Субъективизм, как методологический
подход, отрицает исторические закономерности и определяет личность творцом истории,
объясняет развитие общества волей отдельных выдающихся личностей, результатом их деятельности.
К сторонникам субъективного подхода в исторической социологии можно отнести К. Беккера.
Слайд 34Географический детерминизм
в основу исторического процесса положены природные условия, определяющие
развитие человеческого общества.
Многообразие исторического процесса объясняется особенностями географического положения,
ландшафта, климата.
К сторонникам этого направления можно отнести Ш.Л.Монтескье.
Слайд 35РАЦИОНАЛИЗМ
Как методологический подход рационализм соотносил исторический путь каждого народа со
степенью его продвижения по лестнице общечеловеческих достижений в области разума.
Деятели Просвещения наиболее отчетливо проявляли безграничную веру в торжество прогресса на основе силы разума.
Рационалистическая интерпретация истории (всемирно-историческая интерпретация) в XIX веке представлена учениями К.Маркса и Г.Гегеля
Слайд 36эволюционизм
Эволюционизм представляет исторический процесс
как однолинейное единообразное развитие культуры от
простых форм к сложным, исходя из того, что у всех
стран и народов существует единая цель развития и универсальные критерии прогресса.
Суть эволюционистской теории предельно проста: с немногими временными отклонениями все человеческие общества движутся вверх по пути к процветанию. Культурные различия между народами объясняются их принадлежностью к различным ступеням исторического прогресса.
К классикам эволюционизма относят Г.Спенсера, Л.Моргана, Э.Тейлора, Ф.Фрезера.
Из российских ученых к сторонникам эволюционизма причисляют Н.И.Кареева.
Слайд 37ПОЗИТИВИЗМ
Основоположник позитивизма - французский философ и социолог О.Конт, разделивший историю
человечества на три стадии, из них – теологическая и метафизическая
– пройдены, высшая стадия – научная, или позитивная, характеризуется расцветом положительных, позитивных знаний.
Позитивизм уделяет особое внимание влиянию социальных факторов на человеческую деятельность, провозглашает всесилие науки и признает независимую от произвола личности эволюцию человеческого общества от низших к высшим ступеням.
Сторонники позитивизма игнорировали социально-политическую эволюцию общества, объясняя появление классов и другие социально-экономические процессы функциональным разделением труда.
Слайд 38Формационный подход
К. Маркс, Ф. Энгельс
История – это процесс единый, объективный,
закономерный, в основе развития лежит экономическая сфера
Слайд 39Общественно-экономическая
формация – общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся
специфическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками
Слайд 40Общественно-
экономические формации:
первобытно-общинная
рабовладельческая
феодальная
капиталистическая
коммунистическая
Слайд 41Основные законы общественного развития
закон обязательного соответствия производительных сил характеру и
уровню развития производственных отношений;
Слайд 42Основные законы развития:
закон классовой борьбы в антагонистических формациях;
закон прогрессивной смены
общественно-экономических формаций.
Слайд 43Недостатки формационного подхода:
Человеческая история унифицируется. Предполагается, что все страны развиваются
по одним и тем же законам и критериям прогресса.
Схематизируется прошлое,
историческое развитие сводится к формационным характеристикам.
Гипертрофированность классового подхода – основное внимание - классам – антагонистам.
Абсолютизируется революционное и преуменьшается значение эволюционного развития.
Слайд 44НЕДОСТАТКИ
формационного подхода
5. Акцент на материальном производстве приводит к социально-экономическому
детерминизму, преувеличению значения экономических процессов.
6. Недооценивается микроистория на уровне
индивида, корпоративной группы, общины, недооценивается человеческий фактор в историческом процессе.
7. Отсутствует альтернативный подход к истории.
8. Не уделяется внимание ментальному уровню народа
Слайд 45Локально-цивилизационныйподход:
История человечества – совокупность
историй различных локальных
цивилизаций
Арнольд Джозеф Тойнби (1889 –1975)
Освальд Шпенглер (1880 – 1936)
Николай Яковлевич Данилевский
(1822-1885)
Слайд 46Цивилизация – сложная система, в которой взаимодействуют различные компоненты: географическая
среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, религия и т.п.
египетская;
греко-римская;
западно-европейская
славянская.
Слайд 47Недостатки локально-цивилизационного подхода:
Не разработаны критерии для определения понятия цивилизация
Затруднено выделение
общих закономерностей исторического развития
Слайд 48Глобально-цивилизационный подход
Дикость-варварство-цивилизация
Цивилизация – стадия в развитии человечества, характеризующаяся определенными параметрами
(уровень развития техники, экономического развития и т.п.).
аграрное (традиционное) общество;
индустриальное;
постиндустриальное (информационное).
Слайд 49Недостатки глобально-цивилизационного подхода:
Попытка унифицировать человеческую историю
Представление о мире: одни общества
развитые, другие – слабо развитые, нуждающиеся в опеке
Слайд 50ИСТОРИОГРАФИЯ
ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Выдающиеся историки России XVIIIв.:
Василий Никитич Татищев
(1686-1750). Написал в 4-х книгах
«Историю Российскую с самых древнейших
времен»
Слайд 51Выдающиеся историки России XVIIIв.:
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765гг.)
по поручению Елизаветы
I написал ряд работ, среди которых «Краткий Российский летописец с
родословием» и «Древняя Российская история».
Слайд 52Выдающиеся историки России XIXв.:
Карамзин Николай Михайлович
(1766-1826гг.) –
основоположник русского
сентиментализма посвятил истории и обоснованию необходимости монархического строя свой главный
труд «История государства Российского» в 12-ти томах
Слайд 53Выдающиеся историки России XIXв.:
Погодин Михаил Петрович
(1800-1875гг.) – консервативный историк
эпохи Николая I, автор «Древней русской истории до монгольского ига».
Слайд 54Выдающиеся историки России XIXв.:
Соловьев Сергей Михайлович
(1820-1879гг.) описал историю российской
государственности от эпохи Рюрика до правления Екатерины II
в 29-ти
томах «Истории России с древнейших времен».
Слайд 55Выдающиеся историки России XIXв.:
Данилевский Николай Яковлевич
(1828-1885гг.) – выразитель панславизма
– движения направленного заставить правительство проводить агрессивную иностранную политику с
целью создания федерации славянских государств во главе с Россией. Автор работы «Россия и Европа».
Слайд 56Выдающиеся историки России XIXв.:
Ключевский Василий Осипович
(1841-1911гг.) в 5-ти томах
«Курса русской истории» впервые отказался от периодизации истории по принципу
царствований монархов и разработал ее на основе принципа территориально-экономического развития государства, выделив в истории России четыре периода: Днепровский, Верхневолжский, Московский, Всероссийский.
Слайд 57Выдающиеся историки России XIXв.:
Платонов Сергей Федорович
(1860-1933гг.) В 1899 были
изданы его знаменитые «Лекции по русской истории» - систематизированный обзор
русской истории с древнейших времен до царствования Николая I включительно
Слайд 58Выдающиеся историки XXв.:
Покровский Михаил Николаевич
(1868-1932гг.) – родоначальник школы советских
историков, создатель марксистской концепции отечественной истории, изложенной в «Русской истории
в самом сжатом очерке» и нашедшей отражение в 5-ти томах «Русской истории с древнейших времен»