Слайд 1Психологическое сопровождение профессионального самоопределения
Подготовила студентка 1 курса, гр.№4
Профиля «Начальное
образование»
Постнова мария
Руководитель:
К.ф.н., доц., Лебеденко Ольга Алексеевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный
университет
Академия психологии и педагогики
Кафедра начального образования
Ростов-на-Дону
2019
Слайд 2Содержание
1. Введение
2. Понятие «профессиональное самоопределение»
3. Понятие «психологическое сопровождение»
3.1. Цель
психологического сопровождения
3.2. Задача психологического сопровождения профессионального становления
4. Философское основание системы
психологического сопровождения
5. Процесс профессионального самоопределения
6. Основные концептуальные положения психологического сопровождения
7. Особенность психологического сопровождения
8. Ситуации психологического сопровождения профессионального самоопределения
8.1. Обращение к психологу за подтверждением правильности выбора профессии
8.2. Обращение к психологу за помощью в самоопределении, в случае отсутствия выраженных интересов и способностей.
8.3. Обращение к психологу в связи с тем, что у школьника наблюдается расхождение между интересами и способностями
8.4. Обращение к психологу вызвано расхождением мнения учащегося и его родителей относительно профессионального выбора
9. Заключение
10. Список использованных источников
Слайд 3Введение
Понятия «самоопределение» и «профессиональное самоопределение» соотносятся как общее и частное.
Если самоопределение предполагает определение общей жизненной позиции, понимание своего положения
в жизни и обществе, то профессиональное самоопределение направлено на определение (уточнение, корректировку) профессиональной позиции на разных этапах профессионализации.
Слайд 4Понятие «профессиональное самоопределение»
Профессиональное самоопределение – это деятельностный процесс, включающий
решение профессионального самоопределения.
Ключевые задачи профессионального самоопределения решаются на основе
осмысления реальных выборов, осуществления социальных и профессиональных проб и других ментальных и практических действий.
Важную роль в процессе самоопределения, наряду с рациональными(осознание, анализ, сопоставление и др.), играют нерациональные компоненты: чувства, переживания, привычки, интуиция.
Слайд 5Понятие «психологическое сопровождение»
Психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования,
развития и коррекции профессионального становления личности.
Кто же осуществляет это
сопровождение? Сопровождающих много: это родители, родственники, учителя, друзья. Компетентное и продуктивное психологическое сопровождение может осуществлять – психолог-профконсультант. Психолог оказывает человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, не навязывая ему своего мнения, а помогая наметить ориентиры.
Слайд 6Цель психологического сопровождения
Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития
личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и
поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности.
Цель такого психологического сопровождения - полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение субъекта деятельности.
Слайд 7Задача психологического сопровождения
Одна из важных задач психологического сопровождения профессионального становления
личности не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но
и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению.
Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными жизненными переменами, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами.
Слайд 8Философское основание системы психологического сопровождения
Философским основанием системы сопровождения человека является
концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования
теоретических основ психологического сопровождения стал личностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессионального становления.
Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам.
Слайд 9 Процесс профессионального самоопределения
Реальный процесс профессионального самоопределения далеко не всегда
осуществляется в соответствии с нормативной моделью.
Он может характеризоваться разной
широтой; степенью согласованности внутренних и внешних факторов; устойчивости (сохранение ценностных ориентаций относительно различных видов деятельности), обоснованности (степенью полноты учета внешних и внутренних факторов).
Слайд 10Процесс профессионального самоопределения
Среди множества причин, обуславливающих необходимость сопровождения процесса профессионального
самоопределения, первоочередную роль играют трудности подростков, возникающие на разных этапах
данного процесса: поиск необходимой информации, выбор наиболее подходящих вариантов, обоснование намеченного выбора, построение образовательной траектории и др.
Слайд 11Основные концептуальные положения психологического сопровождения
1. наличие социально-экономических условий для того,
чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни;
2. необходимость для
полноценного профессионального становления социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества;
3. признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций;
4. принятие личностью всей ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала на себя;
5. гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.
Слайд 12Особенность психологического сопровождения
Особенность психологического сопровождения на стадии оптации, т.е.
на подготовке старшеклассников к сознательному выбору профессионального пути, является профессиональное
консультирование, которое осуществляет школьный психолог. Основная задача профориетационной и профконсультанционной работы со старшеклассниками - всемерное содействие пробуждению собственной активности молодого человека.
Слайд 13Ситуации психологического сопровождения самоопределения
Обращение к психологу за подтверждением правильности
выбора профессии
Обращение к психологу за помощью в самоопределении, в случае
отсутствия выраженных интересов и способностей.
Обращение к психологу в связи с тем, что у школьника наблюдается расхождение между интересами и способностями
Обращение к психологу вызвано расхождением мнения учащегося и его родителей относительно профессионального выбора
Слайд 14Обращение к психологу за подтверждением правильности выбора профессии
В этом случае
важно проверить устойчивость профессиональных намерений. Для этого психолог может провести
беседу о профессиональном плане, обратив внимание на соответствие интересов содержанию профессии, степень продуманности путей приобретения профессии, адекватность оценки своих возможностей в овладении выбранной профессией.
Диагностические приемы следует использовать в случаях, когда выбранная профессия предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям. Результаты необходимо подробно обсудить с оптантом. И в случае выявления серьезных препятствий для овладения профессией, психолог должен сообщить об этом и постараться найти альтернативные для него области деятельности в русле избранной профессии.
Слайд 15Обращение к психологу за помощью в самоопределении
(в случае отсутствия
выраженных интересов и способностей)
Такая ситуация наиболее сложная для психолога и
требует порядка 5-6 встреч, чтобы добиться активизации процесса профессионального самоопределения. Здесь задача психолога - пробудить у школьника интерес к проблеме своего будущего, к себе, к своим возможностям, активизировать процесс самопознания.
Для этого можно провести обстоятельное диагностическое обследование, позволяющее обсудить со школьником его тестовый профиль, психофизиологические особенности и черты личности. Учитывая особую чувствительность старших подростков к оценке себя, психологу следует создать обстановку крайней доброжелательности, полное принятие оптанта.
Слайд 16Обращение к психологу в связи с тем, что у школьника
наблюдается расхождение между интересами и способностями
Здесь позиция психолога такова: при
выборе профессии в наибольшей степени следовать за интересами оптанта, исключение – прямые ограничения психофизиологического характера.
Слайд 17Обращение к психологу вызвано расхождением мнения учащегося и его родителей
относительно профессионального выбора
Здесь имеет место работа со всей семьей. Позиция
психолога: отстаивание интересов оптанта, исходя их его реальных возможностей и склонностей, тактично помогая родителям лучше понять своего ребенка.
Слайд 18Выбор профессии
Центральным моментом профессионального самоопределения старшеклассников является конкретный выбор профессии.
Согласно
обобщенной модели профессиональной жизни человека, предложенной Е.А. Климовым, выбор профессии
– принятие жизненно и профессионально значимого решения, которое меняет вектор дальнейшего профессионального становления. Именно в эти переломные моменты жизни человек нуждается в психологической помощи.
Слайд 19Заключение
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников предусматривает участие психолога на этапах
формирования профессиональных намерений, выбора профессии а также коррекции выбора и
реориентации.
Эффективность сопровождающей деятельности зависит от творческого вариативного использования разнообразных средств, позволяющих развернуть силы и деятельность человека на решение задач профессионального самоопределения: познание себя, изучение мира профессий, ситуации на рынке труда, взвешивание различных условий и факторов выбора и др.
Слайд 20Список использованной литературы
https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskoe-soprovozhdenie-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov
https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00133926_0.html
https://works.doklad.ru/view/yTzYl-MoN_E/5.html
Слайд 21Спасибо за внимание!!!
Контактная информация: postnova2013@bk.ru