Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ
Преподаватель – к.пс.н., доцент
Ванновская Ольга Васильевна
ЛГУ им. А.С. Пушкина
Если существует
наука, действительно нужная человеку, то это та ... из которой
можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.
И.Кант
Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы.
Слайд 2Символ психологии
Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии.
Эта
буква использовалась в прошлом и в русском алфавите,
например, в
написании слова «Псалтирь»
Слайд 3Значение слова «психология»
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает
«наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»).
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
Слайд 4Житейская и научная психология
Слайд 5Области житейской психологии
Среди населения бытуют суждения по вопросам психологии, представляющие
собой субъективное их понимания, и обычно очень неточные, поверхностные, нередко
ошибочные — эта область психологического знания относится к обыденной психологии.
В последнее время на глубокое проникновение в психологию человека претендуют представители оккультного знания — астрологи, хироманты, предсказатели, колдуны и пр. Они не располагают никакими научными доказательствами достоверности своего знания, ссылаясь только на свою индивидуальность: интуицию, «дар свыше», наследственность и т.п. Это квази (как бы) психология.
В потоке надвинувшейся на нас с Запада так называемой «массовой культуры» просматривается и психологическая струя «поп-психологии» — «упрощенной психологии», психологии для массового читателя, воплощающейся в изданиях типа: «Как стать богатым», «Как добиться успеха у мужчин», «Сила ума» и пр. В этом направлении редко встречаются подлинно научно-популярные работы. Большинство же — не более чем житейские рассуждения, подкрепляемые «для научности» упоминанием имен видных психологов и эпизодическими ссылками на серьезные психологические публикации.
Слайд 6Психология как наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики
и психических явлений.
Объект психологии: психика человека, то есть, его
внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.
Слайд 7Исторические этапы развития психологии
(А.М.Маклаков)
В научном употреблении термин «психология» первоначально относился
к науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических,
явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Слайд 8«Бедная, бедная психология, сперва она утратила душу, затем психику, затем
сознание и теперь испытывает тревогу по поводу поведения», — цитирует
М.Г. Ярошевский (1985) одну из публикаций в Британской энциклопедии
Слайд 9Отрасли психологической науки
(А.М.Столяренко)
Современная научная психология представляет собой развитую и
разветвленную науку с широкой сферой применения своих теоретических и прикладных
разработок.
Слайд 10Связь психологии с другими науками
Слайд 11Специфика научно-психологического познания :
Полипредметность - множественность предмета психологического исследования.
Совпадение субъекта
и объекта научного познания.
Невозможность непосредственного эмпирического исследования душевной жизни, необходимость
выделения "вторичных объектов*.
Преобразующий и конструирующий характер психологического познания.
Слайд 12 Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном
отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него
картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Психология — это наука о психике и психических явлениях.
Что же значит понятие «психика»?
Основные функции психики
Слайд 14Человек как объект изучения психологии
Борис Герасимович Ананьев выделял в системе
человекознания, в структуре которой находится психология,
четыре основных понятия:
индивид,
субъект
деятельности,
личность и
индивидуальность.
Слайд 15Понятие
«индивид»
Индивид — это человек как единичное природное существо, представитель
вида Homo sapiens.
Слайд 16«СУБЪЕКТ»
Субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к
деятельности
Слайд 17Под личностью понимается :
индивид как субъект социальных отношений и сознательной
деятельности;
системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо
«ЛИЧНОСТЬ»
Слайд 18Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного
человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
«ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»
Слайд 19Методологические принципы психологии
Методология — учение о принципах построения, формах и
способах познания. Методология (от греч. methodos - дорога, путь, теория,
учение) - теория познания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем.
Методологические принципы психологической науки — основа основ исследования и понимания главных особенностей ее предмета — сущности психики и психической деятельности.
Слайд 20Принцип* причинности (детерминизма, каузальности)
как общенаучный принцип отражает факт существования
в мире явлений, одни из которых являются причиной других. Беспричинных
явлений не бывает и в психике человека. Чтобы понять в ней что-то, надо найти причины. Установление причин есть вместе с тем важнейшее условие успеха в разработке конструктивных предложений и воздействий на психику.
* От греч. principum - начало, основа.
Слайд 21Принцип взаимосвязи и взаимодействия
В психике человека взаимодействия особенно богаты,
что объясняет и сложности ее познания. Недопустимо изучать и оценивать
что-то в психике изолированно, атомарно, в отрыве от других явлений.
Слайд 22Принцип системности
Психика — самая сложная из известных человечеству систем.
Ее деятельность и проявления системно обусловлены.
Система* — совокупность множества элементов,
находящихся в тесных, разнообразных и устойчивых взаимоотношениях, и функционирующая как единое целое (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение).
Слайд 23Принцип развития
выражает органически присущие миру и психике динамизм и
изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества, в жизни каждого человека
и в каждом психологическом акте.
Слайд 24Принцип взаимосвязи психики и деятельности
констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов.
Деятельность — реальность, проявление и продукт психической жизни человека, активности
цели, мотива, способа действий, обеспечивающих достижение определенного результата. Это внешневнутреннее явление, вид целенаправленной психологической активности и ее взаимодействия с окружающей действительностью.
Слайд 25Принцип социальной обусловленности
Общественные (социальные) факторы (воздействия других людей, общение, речь,
совместная деятельность, социальные нормы поведения, культура, общественно-экономические условия и др.)
выступают как наиболее сильные, многочисленные и постоянно действующие факторы, определяющие психическое отражение, развитие и поведение каждого человека.
Слайд 26Методы психологического исследования