Разделы презентаций


Психология КОНФЛИКТА

Содержание

Современный контекст изучения конфликтаОБЩЕСТВОУсиление агрессии в социальных и межличностных отношениях. Принятие конфликта как неотъемлемой части нашей жизни. Инверсия «нормы» конфликта. Популяризация конфликта.Культ «конфликтной личности».ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВОПовышение научного, прикладного и практического интереса к

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психология КОНФЛИКТА
Наталья Ю. Самыкина, СамГУ

Психология  КОНФЛИКТАНаталья Ю. Самыкина, СамГУ

Слайд 2Современный контекст изучения конфликта
ОБЩЕСТВО
Усиление агрессии в социальных и межличностных отношениях.


Принятие конфликта как неотъемлемой части нашей жизни. Инверсия «нормы» конфликта.


Популяризация конфликта.
Культ «конфликтной личности».

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО
Повышение научного, прикладного и практического интереса к конфликту.
Включение темы конфликта в образовательный процесс (профессиональное образование).
Повышение спроса на конкурентоспособного человека.

ЧЕЛОВЕК
Повышение толерантности к конфликту.
Обучение способам преодоления конфликтных ситуаций.
Семантическая близость понятий «успешность» и «конфликтность».
Включение «конфликта» в систему интерпретации событий. Готовность к конфликту.
Конфликт как сценарий.

Современный контекст изучения конфликтаОБЩЕСТВОУсиление агрессии в социальных и межличностных отношениях. Принятие конфликта как неотъемлемой части нашей жизни.

Слайд 3Конфликтология
- научная отрасль (описание закономерностей возникновения и развития конфликтных явлений),
-

практика (поиск форм и методов разрешения и предупреждения конфликтов, психологическая

помощь и поддержка конфликтующих сторон),
- прикладная отрасль (изучение особенностей конфликта в контексте жизни человека и общества в определенной сфере).

Отрасли психологии изучают
различные аспекты конфликта.

Конфликтология- научная отрасль (описание закономерностей возникновения и развития конфликтных явлений),- практика (поиск форм и методов разрешения и

Слайд 4Методы изучения конфликта

Методы изучения конфликта

Слайд 5Конфликт как ситуация общения
КОНФЛИКТ – эмоционально окрашенное
явление социальных (межличностных)
отношений,

возникающее в результате
актуализации значимых противоречий,
неразрешимых типичным для человека


способом.



Признаки конфликта:
1) Наличие двух и более сторон 2) Активность этих сторон
3) Принципиальная оппозиция сторон 4) Предмет противоречия



КОНФЛИКТ – явление жизни человека,
возникающее в результате обострения
противоречий различной природы
(социальных, духовных,
внутриличностных и проч.) и
протекающее в условиях негативного
эмоционального фона.

Конфликт как ситуация общенияКОНФЛИКТ – эмоционально окрашенное явление социальных (межличностных)отношений, возникающее в результате актуализации значимых противоречий, неразрешимых

Слайд 6Подходы к изучению конфликта
3 группа
Территориальный подход
Ролевой подход
Ресурсный подход
1 группа
Персонологический подход
Ситуационный

подход
2 группа
Когнитивный подход
Мотивационный подход
Деятельностный подход
Организационный подход
4 группа
Системный подход

Подходы к изучению конфликта3 группаТерриториальный подходРолевой подходРесурсный подход				1 группаПерсонологический подходСитуационный подход 	2 группаКогнитивный подходМотивационный подходДеятельностный подходОрганизационный подход4

Слайд 7Подходы к изучению конфликта - 1
Персонологический подход: какова бы ни

была ситуация, если есть потребность в конфликте, он возникнет.
Единица анализа:

личностные особенности, внутренние конфликты, ценности, направленности и т.д.

Ситуационный подход: какова бы ни была личность, есть ситуации, где каждый ведет себя конфликтно (конкуренция, борьба за выживание, безусловная борьба и т.д.)
Единица анализа: ситуация как совокупность внешних по отношению к субъекту особенностей окружающей среды (т.е. не зависящих от субъекта).

Подходы к изучению конфликта - 1Персонологический подход: какова бы ни была ситуация, если есть потребность в конфликте,

Слайд 8Подходы к изучению конфликта* - 2
*Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская

Подходы к изучению конфликта* - 2*Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская

Слайд 9Подходы к изучению конфликта - 3
Территориальный подход
(граница, дистанция,

территория, пространство)

Причины:
Освоение новой территории
Защита своей территории
Поиск общей территории

Потребности: комфорт, безопасность,

развитие

Ролевой подход (роль, репертуар, сценарий, игра)

Причины:
Роль принимается субъектом, не принимается группой
- 1
Объективное противоречие ролей
Роль не адекватна ситуации

Потребности: общение, самореализация, безопасность

Ресурсный подход (ресурс, возможность, потенциал)

Причины:
Разные ценности ресурсов
Затраты ≠Результат
Неверное распределение ресурсов
Нехватка ресурса
Нереализованность

Потребности: развитие, самореализация, признание

Подходы к изучению конфликта - 3 Территориальный подход (граница, дистанция, территория, пространство)Причины:Освоение новой территорииЗащита своей территорииПоиск общей

Слайд 10Системный подход* к изучению конфликта
СИСТЕМА – комплекс элементов, находящихся во

взаимодействии и единстве (Л. Берталанфи).
Системы: живые (открытые) и неживые (закрытые).
Критерии

открытости: обмен веществом, энергией, информацией. Т.о. имеет внутреннюю и внешнюю среды и границы  входы и выходы.
Система состоит из подсистем и сама является подсистемой.

Свойства системы:
Уникальность

Слабопредсказуемость
Негэнтропийность
Иерархичность
Надсуммативность

Поведение системы – совокупность реакций на внутренние и внешние изменения (обратная связь).
Источник изменений – факторы флуктуации.
Система живет между хаосом и порядком.
Критическая точка развития – точка бифуркации.
Целостность системы обеспечивается способностью к самоорганизации (рефлексия).

*Л.фон Берталанфи, Г.П.Щедровицкий, Б.Ф.Ломов, А.И.Пригожин, В.А.Ганзен, А.А.Митькин

Системный подход* к изучению конфликтаСИСТЕМА – комплекс элементов, находящихся во взаимодействии и единстве (Л. Берталанфи).Системы: живые (открытые)

Слайд 11Виды конфликта
Вертикальные / горизонтальные
Предметные / межличностные
Искусственные / естественные
Ролевые (функциональные)

/ личностные
Предметные (реалистичные) / беспредметные (нереалистичные)
Внутриличностные / межличностные / внутригрупповые

/ межгрупповые
Когнитивные / мотивационные / деятельностные / организационные
Политические / экономические / социальные / бытовые
Конструктивные / деструктивные
Краткосрочные / долговременные / вечные / затяжные
Виды конфликтаВертикальные / горизонтальныеПредметные / межличностныеИскусственные / естественные Ролевые (функциональные) / личностныеПредметные (реалистичные) / беспредметные (нереалистичные)Внутриличностные /

Слайд 12У С Л О В

И Я
К О Н Ф Л И К

Т А

Структура конфликта

образ

У  С  Л  О  В  И  Я К О Н Ф

Слайд 13Кто более конфликтен? Почему?

Кто более конфликтен? Почему?

Слайд 14Динамика конфликта
Основные «усилители» конфликта:
установка,
готовность (ресурс),
потребность,
возможность,
необходимость.


Конфликт субъективно переживается как напряжение, требующее разрядки.
Конфликт находится в «среднем

поле» между эмоциями и разумом.
Динамика конфликтаОсновные «усилители» конфликта: установка, готовность (ресурс), потребность, возможность, необходимость. Конфликт субъективно переживается как напряжение, требующее разрядки.Конфликт

Слайд 15Возникновение конфликта
Если ситуация воспринимается как конфликтная, она становится конфликтной по

своим последствиям.

Т.е. важнее не ситуация, а то, как человек

для себя ее определяет: Восприятие – Действие - Последствия

Факторы, влияющие на формирование конфликтной установки:
возрастные, социальные, статусные, личностные

Причины конфликта:
Ситуационные (особенности ситуации, конкуренция, выживание, плохое настроение, состояние здоровья и т.д.)
Личностные (черты характера, возраст, профессиональные особенности, агрессивность, конфликтность)

Предпосылки конфликта – это условия возникновения
КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ≠ КОНФЛИКТ

Возникновение конфликтаЕсли ситуация воспринимается как конфликтная, она становится конфликтной по своим последствиям. Т.е. важнее не ситуация, а

Слайд 16Динамика конфликта. Инцидент.
Конфликт завершается, если:
1. Инцидент «исчерпан».
2. Отношения значимы больше,

чем конфликт.
3. Нет готовности к конфликтным действиям.

Динамика конфликта. Инцидент.Конфликт завершается, если:1. Инцидент «исчерпан».2. Отношения значимы больше, чем конфликт.3. Нет готовности к конфликтным действиям.

Слайд 17Конфликтные действия
Снижение ранга оппонента
Генерализация
Манипуляция
Прямые угрозы
Вариации с информацией (ложь, дезинформация, гипербола

и т.д.)
Нагнетание
Ссылка на авторитет
Демонстрация усиления
собственных возможностей
Инвалидизация
«Законотворчество»
ТАКТИКИ
Стратегии поведения в конфликте

определяются ориентацией оппонентов на свои интересы и интересы другого.
Стратегия - это ведущая мотивация личности, определяющая цели совместной деятельности.
Конфликтные действияСнижение ранга оппонентаГенерализацияМанипуляцияПрямые угрозыВариации с информацией (ложь, дезинформация, гипербола и т.д.)НагнетаниеСсылка на авторитетДемонстрация усиления собственных возможностейИнвалидизация«Законотворчество»ТАКТИКИСтратегии

Слайд 18Субъект конфликта
Субъект переживания конфликта

1. Что происходит? Конфликт? Непонимание? Или

стресс? Или … ?
2. Кто мой оппонент? Кто еще участвует

в конфликте?
3. Почему мы не договорились? Обязателен ли конфликт?
4. Мои/его ожидания?
5. Что я могу сделать?
6. Чем я себе мешаю?
7. Кто мне может помочь?

Субъект разрешения конфликта

Нейтралитет
Анализ всевозможных причин и следствий данной ситуации
Установка на конструктивность
Профилактика конфликта
Ответственность всех участников
Этика

Трудности разрешения конфликта

1. «Всё понятно»
2. «Это безнадежно»
3. «В чужом глазу соломинку увидел, в своем – бревна не заметил»
4. Нет установки на сотрудничество
5. Конфликт как ритуал
6. Конфликт не принимается во внимание
7. Конфликтная личность

Подходы к работе с конфликтами:
Информационный
Силовой (административный)
Стресс-подход
Психокоррекционный подход
Досуговый подход
Субъектный подход

Управление конфликтом:
Профилактика
Эскалация, разрешение
Регулирование
Разрешение, профилактика

Субъект конфликтаСубъект переживания конфликта 1. Что происходит? Конфликт? Непонимание? Или стресс? Или … ?2. Кто мой оппонент?

Слайд 19Методы управления конфликтом
Подавление, санкции (административные меры);
игнорирование;

публификация;
ликвидация барьеров между оппонентами;
изучение установок, ценностей

участников;
перераспределение прав и обязанностей в группе;
ротация;
нейтрализация конфликтных лидеров в группе;
метод организации общих переживаний (негативных и позитивных);
переговоры;
тренинг, психологическое консультирование.

Готовность к управлению конфликтом:
Теоретическая (широкие психологические и узкие специфические знания конкретной сферы/отрасли).
Практическая (наличие опыта практической работы, в т.ч. диагностики и разрешения конфликтов в данной сфере/отрасли)
Личностная (аналитический склад ума, децентрация, рефлексия, эм.стабильность, самоорганизация, чувство юмора, критичность и т.д.)

Методы управления конфликтом Подавление, санкции (административные меры); игнорирование; публификация; ликвидация барьеров между оппонентами; изучение установок, ценностей участников;

Слайд 20Последствия конфликта
Конструктивный конфликт:
• Устранение (полностью или частично) существующего противоречия.

Позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей.
• Позволяет ослабить

психическую напряженность.
•Служит источником развития личности, межличностных отношений.
•Может улучшить качество индивидуальной деятельности.
•Средство самоутверждения личности.

Деструктивный конфликт:
• Выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников.
•Психологическое и физическое насилие.
• Сопровождается стрессом, резко возрастает вероятность заболеваний.
• Истощение личностных ресурсов .
• Деструкция системы межличностных отношений.
• Формирует негативный образ другого.
• Негативное отражение на эффективности
деятельности оппонентов.
• Закрепляет в социальном опыте насильственные способы решения проблем.
• Отрицательное влияние на развитие личности.

Последствия конфликтаКонструктивный конфликт: • Устранение (полностью или частично) существующего противоречия.• Позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей.

Слайд 21Конфликтная личность
Конфликтная личность - это личность, которая в силу определенных

психологических характеристик является инициатором многих негативных или деструктивных конфликтов, а

также склонна вовлекаться в конфликты, созданные другими.

Критерии: количественный, качественный, признаковый.

Типы конфликтных личностей:
Демонстративный: конфликт как способ привлечения внимания и коммуникации.
Ригидный: конфликт как реакция на изменения и оценки.
Неуправляемый: конфликт как следствие неразвитой рефлексии, саморегуляции.
Сверхточный: конфликт как способ поддержки безопасности, стабильности.
«Бесконфликтный»: конфликт как следствие неготовности к конфликту.
Конфликтная личностьКонфликтная личность - это личность, которая в силу определенных психологических характеристик является инициатором многих негативных или

Слайд 22Личностные детерминанты конфликта
Деструктивное поведение:
Разрушительные последствия для личности или окружающих
Конфликт

как самоцель
Отсутствие перспективы, пессимизм
«Сетевое» размножение конфликта
Суммация условий, усиление конфликта
Негативные эмоциональные

состояния
Отвергающее отношение (обесценивание происходящего), снижение чувствительности к жизни

Конструктивное поведение:
Понимание перспективы, оптимизм
Ориентация на развитие и приумножение
общего ресурса
Завершение конфликтных ситуаций
Рефлексия опыта, интеграция в поведении
Ответственность за конфликт и последствия
Снижение потребности в конфликте

Тренинг конструктивного поведения:
образ конструктивного взаимодействия,
опыт сотрудничества,
самоорганизация.

Личностные детерминанты конфликтаДеструктивное поведение: Разрушительные последствия для личности или окружающихКонфликт как самоцельОтсутствие перспективы, пессимизм«Сетевое» размножение конфликтаСуммация условий,

Слайд 23О конфликте за минуту
Конфликт – закономерное явление, имеющее как

конструктивное, так и деструктивное значение.
Конфликт и его конструктивность определяются

ситуацией и человеком, который ее для себя определяет.
Если отношения значимы, конфликт может разрешится на стадии инцидента.
Выбор стратегии поведения в конфликте определяется особенностями конфликта, отношениями сторон и индивидуальным опытом личности.
Разрешение конфликта должно быть направлено не столько на сохранение хороших отношений, сколько на устранение возможных вероятностей возникновения .
Социальная среда и сам человек – это системные явления, и чем сложнее система, тем выше вероятность возникновения конфликтов  основная форма работа с конфликтами – это их системная профилактика.
Профилактика конфликта – это не упрощение, не уход, не игнорирование, а внимание к нему и работа с предпосылками.
Каждый человек имеет свои особенности поведения в конфликте, и учет этих особенностей ведет к наиболее успешному его разрешению.
Конфликт – часть жизни человека и изучать его нужно в контексте жизни.
Работать с конфликтами – МОЖНО и НУЖНО!
О конфликте за минуту Конфликт – закономерное явление, имеющее как конструктивное, так и деструктивное значение. Конфликт и

Слайд 24P.s. Благодарим за внимание!
Наталья Ю. Самыкина,
samykina@inbox.ru,
https://vk.com/samykina_natalya

P.s. Благодарим за внимание!Наталья Ю. Самыкина, samykina@inbox.ru,https://vk.com/samykina_natalya

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика