Слайд 1Психология межэтнических отношений
Подготовила:
студентка гр. 19НППм1
Гурьянова К.Н
Слайд 2
Понятие и этапы становления этнической идентичности
Этническая идентичность составляющей социальной идентичности
личности. Это психологическая категория, обозначают осознание человеком своей принадлежности к
определенной этнической общности.
Этническая идентичность - это результат когнитивно-эмоционального процесса самосознания человека как представителя какого-либо этноса, определенная степень отождествления с этим этносом и обособления от других этносов.
Слайд 3Участие в социальной жизни и культурной практике определенной этнической группы
(использование языка, конфессиональная принадлежность, членство в политических и социальных организациях,
поддержания культурных традиций и т др.) довольно часто рассматривается как индикатор этнической идентичности индивида. Однако до возникает много вопросов о наличии связи между тем, кем себя считает индивид и как он действует в реальной жизни, то бы то между этнической самоидентичностью и его принадлежности к этнической группе.
Слайд 4Многие исследователи обнаружили независимость двух измерений:
представлений индивида о себе
как о члене этнической группы
2) использование индивидом типичных для этой
этнической группы способов поведения в отдельных в случаях связь между этнической идентичностью и предпочтением определенным видам этнической практики оказывался отрицательным: человек может идентифицировать себя с этнической общностью, однако не желает хранить ее е язык и нравы.
Слайд 5В структуру этнической идентичности относятся следующие основные компоненты:
1) этническая самоназвание;
2)
этническая осведомленность (знания об этнических группах - свою и чужие,
их историю, обычаи, особенности культуры)
На основе знаний об этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему признаков - язык, ценности, нормы, историческая память, религия, мифы об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство, представления о родной земле и тд.
Слайд 6
Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:
1) в 6–7
лет ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные – знания
о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;
Слайд 72) в 8–9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со
своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место
проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства;
Слайд 83) в младшем подростковом возрасте (10–11 лет) этническая идентичность формируется
в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает
уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры
Слайд 9На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность,
включающая в себя знания о своей и чужой группах, так
и этническое самоназвание. Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Первоначально она основывается на очевидных показателях – цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию.
Слайд 10
Основные факторы формирования этнической идентичности
Рассмотрение процесса развития этнической идентичности предполагает
анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на специфику ее
формирования. В качестве внешних факторов выступают основные принципы жизнедеятельности этноса, в виде совокупности норм поведения, ценностей, этнических символов, проявляющиеся в фольклоре. Внутренние факторы предполагают рассмотрение объектно-субъектного характера этнической идентификации, преломленного сквозь призму индивидуальных характеристик человека.
Слайд 11Наиважнейшими факторами формирования этнической идентичности являются:
1) язык;
2) культура;
3) статус этнической
группы (этническое большинство или меньшинство);
4) степень вовлеченности человека в процесс
межэтнического взаимодействия, осведомленность о психологических особенностях представителей других этносов
Слайд 12В созданных народом и передаваемых из поколения в поколение своеобразных
миниатюрах (пословицы, поговорки, сказки, легенды, прикладное декоративное искусство) нашли свое
выражение и особенности норм, ценностей и правил поведения членов этноса.
Слайд 13Сочетание в сказках воспитательного и познавательного в сфере народного образа
жизни делает их важнейшим средством формирования этнической идентичности. Огромную этноинтегрирующую
роль выполняют эпосы и легенды, которые отражают представления народа о явлениях природы и общественной жизни. Произведения народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, эпосы, легенды - в совокупности составляют основу формирования этнической идентичности и являются средоточием духовного опыта представителей различных этносов.
Слайд 14Формирование этнической идентичности происходит вокруг структурированной системы ценностей, опосредующей совокупность
устойчивых связей человека с окружающим миром, и обеспечивающей его целостность
и само тождественность. Этнические ценности, имеющие пространственно - временную детерминацию являются жизненно значимыми и объективными. Их историческое выстраивание в какую-то структуру норм поведения обусловлено стремлением этнической общности к системности и упорядоченности общественной жизни.
Слайд 15Человек в процессе идентификации подключается к образцам культуры, определяющим те
общие формы телесно - духовного поведения, посредством которых он должен
дифференцировать свое «Я» и интегрировать это «Я» в социальные отношения с другими людьми. Образцы взаимоотнесенности «Я» и общества варьируют от культуры к культуре и они всегда ей присущи.
Слайд 16Формирование, поддержание и сохранение этнической идентичности обеспечивается совместными действиями семьи,
школы, средств массовой информации и других социальных институтов, деятельность которых
должна носить планомерный и скоординированный характер, чтобы возникающая в результате этническая идентичность носила характер позитивной моноидентичности или развитой биэтнической идентичности.
Слайд 17Среди самых существенных факторов, влияющих на формирование этнической идентичности, можно
отметить следующие:
1) особенности этнической социализации в семье, школе и ближайшем
социальном окружении;
2) особенности этноконтактной среды, прежде всего ее гетерогенность, гомогенность;
3) использование в воспитании и образовании этнокультурного потенциала народов.
Слайд 18Формирование позитивной этнической идентичности становится возможным, если структурно-динамическая модель основана
на теоретико-прикладных подходах к определению содержания мультикультурной образовательной среды как
изучения родного языка, литературы и культуры своего и рядом живущих народов, приобщения к истории, литературе и культуре, фольклору рядом живущих народов, гуманизации и гуманитаризации содержания образовательных областей и модернизации образовательно-воспитательного процесса.
Слайд 19Язык - один из факторов этнической идентичности.
Взаимосвязь языка и этнической
идентичности - это одна из основных проблем психологического изучения социального
сознания. Именно язык издавна рассматривается как один из важнейших факторов этнической идентичности.
Слайд 20В последние десятилетия исследования связи языка и этнической идентичности проводятся
на различных уровнях анализа: социолингвистическом, этносоциологическом, этнографическом, социально-психологическом. Предметом изучения
в них выступают: языковые аттитюды, речевые маркеры, социолингвистические стереотипы. На разных уровнях анализа все больше внимания уделяется тому, что этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами группы, но и с его символической ролью в формировании чувства родственности с группой и одновременно в процессах межгрупповой дифференциации
Слайд 21Этническую культуру также следует рассматривать как один из факторов формирования
идентичности, в том числе этнической идентичности. У каждого этноса существует
сформированная в процессе внутригрупповой интеракции и адаптации к вызовам внешней среды собственная культура. Этническая культура обусловлена такими элементами культурной идентичности, как место рождения и проживания, экономический уклад, политическая система общества, общий язык, традиция, система норм и обычаев, а также религия.
Слайд 22В основе этнической культурной идентификации заложено обращение к культурным и
историческим событиям, что способствует процессу отождествления личности с этническими ценностями.
Приобщение личности к этнической культуре является ключевым элементом в процессе этнической самоидентификации и способствует консолидации культуры этнических групп, обладающих собственными системами ценностей и этнолингвистическими особенностями.