Разделы презентаций


Лекция 7 Закономерности и принципы обучения. Формы, методы и средства

Содержание

1. Закономерности и принципы обучения: понятие «закономерность обучения» их классификация, учет закономерностей в процессе обучения В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность.Законы в педагогике –

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 7

Закономерности и принципы обучения.
Формы, методы и средства обучения.
План

1.

Закономерности и принципы обучения: понятие «закономерность обучения» их классификация, учет

закономерностей в процессе обучения.
2. Понятие принципа обучения.
3. Проблема форм обучения. Развитие форм обучения в дидактике: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные. Классно-урочная система обучения, ее отличительные особенности.
4. Методы обучения: классификации, педагогические возможности, критерии выбора.
5. Понятие «средство обучения». Классификация средств обучения.
Лекция 7Закономерности и принципы обучения. Формы, методы и средства обучения.План1. Закономерности и принципы обучения: понятие «закономерность обучения»

Слайд 21. Закономерности и принципы обучения: понятие «закономерность обучения» их классификация,

учет закономерностей в процессе обучения
В философии закон трактуется как

наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность.

Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах.

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.
Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся.
Закон единства и целостности педагогического процесса.
Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.
Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.

1. Закономерности и принципы обучения: понятие «закономерность обучения» их классификация, учет закономерностей в процессе обучения В философии

Слайд 3В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как

часть по отношению к понятию «закон».
Закономерности в педагогике:

1) обучающая деятельность педагога

преимущественно носит воспитывающий характер;
2) существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
3) прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в новый материал;
4) в процессе обучения кроме дидактических законов действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности.
В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».Закономерности в

Слайд 42 . Понятие принципа обучения.
Педагогический принцип – это педагогическая категория,

представляю-щая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической

закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач.

Принципы обучения – это историческая и одновременно социальная категория.

Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.

2 . Понятие принципа обучения.Педагогический принцип – это педагогическая категория, представляю-щая собой основное нормативное положение, которое базируется

Слайд 5Принципы обучения
1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;
2) принцип сознательности и активности;
3) принцип наглядности;
4) принцип

систематичности и последовательности;
5) принцип научности;
6) принцип доступности;
7) принцип прочности;
8) принцип взаимосвязи теории и практики;
9) принцип

завершенности процесса обучения;
10 принцип преемственности;
11) принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы.
Принципы обучения1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;2) принцип сознательности и активности;3) принцип наглядности;4) принцип систематичности и последовательности;5) принцип научности;6) принцип доступности;7) принцип прочности;8) принцип взаимосвязи

Слайд 63. Проблема форм обучения. Развитие форм обучения в дидактике: индивидуальные,

индивидуально-групповые, коллективные. Классно-урочная система обучения, ее отличительные особенности.
Форма организации обучения

– специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.

Формы организации обучения:
1) индивидуальная;
2) индивидуально-групповая;
3) коллективная;
4) классно-урочная.

Структурные признаки классно-урочной системы:
1) учебный день;
2) учебная четверть;
3) учебный год;
4) учебные каникулы;
5) расписание уроков.

3. Проблема форм обучения. Развитие форм обучения в дидактике: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные. Классно-урочная система обучения, ее отличительные

Слайд 7Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:
1) постоянный состав

учащихся;
2) устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается 45 мин);
3) заранее составленное расписание

и организацию учебной работы над одним и тем же материалом.

Основными типами уроков, характеризующимися определенными методическими особенностями, являются:
1) уроки смешанные, или комбинированные;
2) уроки изложения нового материала;
3) уроки закрепления изученного материала;
4) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;
5) уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Широко используются также нестандартные, инновационные формы урочных занятий:
1) уроки-семинары;
2) конференции;
3) ролевые игры;
4) интегрированные уроки.

Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:1) постоянный состав учащихся;2) устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается

Слайд 8Основные элементы урока:
1) изучение нового материала;
2) домашнее задание;
3) контроль знаний;
4) обобщение и систематизация

знаний;
5) закрепление пройденного материала.

Основные элементы урока: 1) изучение нового материала;2) домашнее задание;3) контроль знаний;4) обобщение и систематизация знаний;5) закрепление пройденного материала.

Слайд 94. Методы обучения: классификации, педагогические возможности, критерии выбора.
Метод обучения

– это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя

и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание.

Методы обучения – конкретно-исторические формы получения знаний, они изменяются с изменением целей и содержания образования.

В зависимости от того, как действует ученик в обучении, можно выделить:
1) активные методы – ученик работает самостоятельно (лабораторный метод, работа с книгой);
2) пассивные методы – ученики слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия).

4. Методы обучения: классификации, педагогические возможности, критерии выбора. Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся;

Слайд 10Основания классификации методов обучения



1. По источникам передачи и характеру восприятия информации

– система традиционных методов: словесные; наглядные; практические методы.
2. По характеру взаимной

деятельности учителя и учащихся – система методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод.
3. По основным компонентам деятельности учителя – система, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности; б) методы стимулирования и мотивации учения; методы формирования долга и ответственности в учении; в) методы контроля и самоконтроля.
4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося (система методов проблемно-развивающего обучения – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
Основания классификации методов обучения1. По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов: словесные; наглядные; практические

Слайд 11Классификация методов обучения
(С.И. Перовский и Е.Я. Голант)
- словесные

(рассказ, лекция, беседа, работа с книгой),
- наглядные (показ иллюстраций,

кино- и диафильмов, исполь­зование графических изображений и т.д.),
- практические (решение задач, выполнение упражнений).

Классификация методов обучения
(М.А. Данилов и Б.П. Есипов)

1) методы приобретения знаний (предварительное чтение учебного материала, рассказ, беседа, де­монстрация опытов);
2) формирования умений и навыков (выполнение упражнений), применения знаний (решение и составление задач);
3) творческой деятельности (конструирование, составление моделей, постановки опытов, сочинения и т.д.);
4) закрепления (повторное чтение материала учениками, повторные упражнения и т.д.);
5) проверки знаний, умений, навыков (устный опрос, письменные контрольные работы), практические (проверочные работы и т.д.).

Классификация методов обучения (С.И. Перовский и Е.Я. Голант) - словесные (рассказ, лекция, беседа, работа с книгой), -

Слайд 12Классификация методов обучения
(И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин)

По характеру познавательной деятельности методы обучения подразделяются следующим образом:
1) на эвристические;
2) на

исследовательские;
3) на объяснительно-иллюстративные;
4) на проблемные;
5) на репродуктивные.

По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов:
1) методы приобретения новых знаний;
2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Классификация методов обучения (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин) По характеру познавательной деятельности методы обучения подразделяются

Слайд 13Классификация методов обучения
(Ю. К. Бабанский)
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации;
3) методы контроля и самоконтроля.
Классификация методов обучения (Т.А.

Ильина)

методы сообщения новых знании (с опорой на слово учителя) - объяснение, рассказ, школьная лекция;
методы приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков (беседа, включая дискуссию, экскурсия, экспериментальная и лабораторная работа, самостоя­тельная работа с учебником и книгой, игра, упражнения);
методы работы с техническими средствами;
самостоятельная работа;
методы программированного и проблемного обучения;
методы контроля.

Классификация методов обучения (Ю. К. Бабанский)1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;2) методы стимулирования и мотивации;3) методы контроля и самоконтроля.Классификация

Слайд 145. Понятие «средство обучения». Классификация
средств обучения.
К средствам обучения

относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные

специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства».

Для классификации средств обучения могут быть различные основания:
1) свойства средств обучения;
2) субъект деятельности;
3) влияние на качество знаний, на развитие различных способностей;
4) эффективность средств обучения в учебном процессе.

5. Понятие «средство обучения». Классификация средств обучения. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе

Слайд 15По составу объектов
1. Материальные средства обучения. Это учебники, пособия, таблицы,

макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства

наглядности и т. п.
2. Идеальные средства обучения – те усвоенные знания и умения, которые используются педагогом и учащимися для усвоения новых знаний. Это чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п.

По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы.
1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.
2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний.

По составу объектов 1. Материальные средства обучения. Это учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное

Слайд 16К ним относятся:
1) учебные кинофильмы;
2) диафильмы;
3) компьютеры;
4) магнитофонные записи;
5) грамзаписи;
6) радиопередачи;
7) телепередачи и т. д.
Технические средства обучения можно

разделить на следующие виды:
1) информационные;
2) комбинированные;
3) тренажеры;
4) средства контроля знаний;
5) аудиовизуальные средства.
Технические средства обучения –

это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации.
К ним относятся:1) учебные кинофильмы;2) диафильмы;3) компьютеры;4) магнитофонные записи;5) грамзаписи;6) радиопередачи;7) телепередачи и т. д.Технические средства обучения можно разделить на следующие виды:1) информационные;2) комбинированные;3) тренажеры;4) средства контроля знаний;5) аудиовизуальные средства.Технические

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика