Слайд 1Определение Википедии
Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) —
деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а
также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»)
Слайд 2Слово design переводится
и как замысел, умысел, план, цель, намерение,
и как творческий замысел, план, проект,
и как чертеж, расчет,
конструкция,
и как проектирование, конструирование,
и как эскиз, рисунок, узор, композиция,
и как искусство композиции
и даже произведение искусства.
Слайд 3Емкость смысла слова design отражает и обыденный, и научный, и
технический, и художественный аспекты значений этого термина. В нем отражен
реальный синтез науки и практики, техники и искусств в разносторонней дизайнерской деятельности»
Слайд 4Теоретической основой дизайна является техническая эстетика
Термин «промышленный дизайн» был утверждён
решением первой генеральной ассамблеи ICSID (International Council of Societies of
Industrial Design, Международного совета организаций промышленного дизайна); термин «дизайн» является профессиональным сокращением термина «промышленный дизайн».
Слайд 6В 1946 году он вместе с группой единомышленников опубликовал «Манифест изобретательства», в
котором изложил свою позицию по развитию искусства, в котором, по
его мнению, красота реального мира приходит на смену иллюзорной эстетике, модулируемой художниками.
Слайд 7Он же, являясь председателем ICSID (ИКСИД Международного совета организаций промышленного
дизайна) дал в 1969 году следующее определение:
«Дизайн — это деятельность,
главная цель которой — выявление качества промышленно выпускаемых изделий с точки зрения их формообразования. Это не внешние признаки, а главным образом конструктивные и функциональные связи, которые делают их логически оправданными как для изготовителей, так и для потребителей. Если оформление изделий зачастую является результатом стремления сделать их более привлекательными или скрыть их внутренние недостатки, то их формообразование — результат учёта и согласования всех факторов, участвовавших в процессе их создания (функциональных, культурных, технологических и экономических). Другими словами, оформление имеет характер случайности, а формообразование составляет нечто реальное, соответствующее внутренней организации изделия, одновременно с ним возникающее и развивающееся»
Слайд 8Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования
промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее
полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим
Слайд 9В начале XXI века появилось более современное определение дизайна:
Дизайн — органичное
новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на
основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности. Термином «дизайн» может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат.
Слайд 10Дизайн как творческий процесс можно разделить на:
художественный дизайн — создание вещного
мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы
техническую
эстетику — науку о дизайне, учитывающую все аспекты, и прежде всего конструктивность (ранний этап становления), функциональность (средний), комфортность производства, эксплуатации, утилизации технического изделия и т. д. (современное понимание).
Слайд 11Впервые термин «дизайн» был применен по отношению к образцам изделий,
разработанным для промышленного производства, английским художником Джозефом Синелом в 1919
г., причем он ввел уточняющее определение industrial, употребив словосочетание «industrial design» для обозначения исторически новой области художественного предметного творчества, ориентированной на промышленность с ее развитой машинной техникой, рассчитанной на серийное производство продукции
Слайд 12Предметом дизайнерской деятельности является
создание гармоничной, содержательной и выразительной формы
объекта, в которой отражается целостное значение его потребительной ценности.
Слайд 13функциональность,
надежность,
долговечность,
безопасность,
удобство в эксплуатации (эргономичность)
Слайд 14Если художник изобразительного или прикладного искусства, как правило, сам воплощает
свой творческий замысел в материале (методами ручного ремесленного труда), то
замысел дизайнера, воплощенный в проекте (графической документации, макете, модели, авторском образце), реализуется другими людьми по аналогии с процессом внедрения проекта в инженерной и архитектурной творческой деятельности.
Слайд 15Объектом дизайна
может стать практически любое техническое промышленное изделие (комплект,
ансамбль, комплекс, система) в любой сфере и среде жизнедеятельности людей,
где социально-культурно обусловлено (в той или иной мере) человеческое общение.
Слайд 16не являются объектами дизайна такие объекты, которые относятся к сфере
разнообразного инженерно-технического строительства и гражданской архитектуры
Слайд 17Основным методом дизайна
является художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного
формообразования.
Слайд 18Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и
предпочтений определенных групп потребителей, характеризующих их образ жизни, с учетом
ситуаций и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функций объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей), свойств конструкционных и отделочных материалов и технологии изготовления изделия, обусловленной материально-техническими возможностями конкретного предприятия.
Слайд 19Области дизайн-деятельности
практическая,
теоретическая,
академическая (учебная),
оценочно-критическая
консультативная
Слайд 20Практическая область деятельности
Предметом практической дизайн-деятельности (собственно проектной практики) является разработка
самых разнообразных объектов дизайна, обладающих гармоничной (содержательной и выразительной, целостной)
формой, образно отражающей в визуально воспринимаемых ее признаках потребительную ценность объекта проектирования. Субъектами данной области дизайн-деятельности являются практики дизайна – художники-конструкторы.
Слайд 21Теоретическая область деятельности
В дизайне предметом теоретической области деятельности является осмысление
природы, происхождения, цели, задач, функций дизайна, исследование его структуры, основных
понятий, принципов и закономерностей, разработка методики дизайна как проектно-творческой деятельности, ориентированной на гуманизацию среды человеческой жизнедеятельности посредством ее гармонизации. Субъектами этой области дизайн-деятельности являются теоретики и методисты.
Слайд 22Академическая область деятельности
Предметом академической (учебной) дизайн-деятельности является формирование соответствующих научно-методических
знаний и практических навыков в процессе обучения будущих профессионалов дизайна
разных специализаций. Субъектами этой области деятельности в дизайне являются педагоги.
Слайд 23Оценочно-критическая область деятельности
Предметом оценочно-критической, экспертной дизайн-деятельности являются анализ и оценка
качества объектов дизайна как средств удовлетворения определенных потребностей людей и
артефактов материально-художественной культуры. Это предполагает на основе разработки соответствующих методик проведение экспертизы потребительских свойств и эстетического совершенства объектов (выявление их эстетической ценности) или осуществление анализа и оценки социально-культурной значимости и художественной ценности объектов дизайна методом, аналогичным художественной критике в сфере искусствознания.
Субъектами этой области деятельности являются эксперты и критики.
Слайд 24Консультативная область деятельности
Предмет консультативной деятельности в дизайне – это выработка
и формирование с позиций дизайна конкретных рекомендаций по различным аспектам
планирования, проектирования, производства, сбыта, рекламы разных групп, видов (типов) промышленных изделий, повышения уровня их потребительских свойств и достижения эстетического совершенства, разработки номенклатуры и формирования ассортимента продукции, а также оптимизации процессов деятельности, связанных с такими задачами, и т. п.
Субъектами такой деятельности являются опытные авторитетные профессионалы дизайна – консультанты.
Слайд 25Систематизация видов дизайна по отношению к категориям «утилитарное» и «эстетическое»
Нон-дизайн
(non-design)
Системный дизайн
Арт-дизайн («дизайн-искусство»)
Инженерный дизайн
Художественное конструирование
Стайлинг
Слайд 26Нон-дизайн
В нон-дизайне итогом проектирования, выработки программ, отношений, действий являются тексты,
содержащие, например, сценарии, нормы, правила, программы, отражающие те или иные
стратегии деятельности, позволяющие наиболее эффективными методами добиться желаемых результатов. Это вербальная, текстовая, словесно-логическая форма проектирования.
Слайд 27Системный дизайн
это целостное смысло- и структурообразование предметных комплексов, систем.
На
основе решения утилитарных задач и в единстве с ними посредством
методики системного дизайна формируется художественно-проектный образ предметно-технической системы. Таким образом, в сложных комплексных предметно-процессуальных объектах системного дизайна достигается гармония утилитарного и эстетического начал.
Слайд 28Арт-дизайн
(«дизайн-искусство») – это вид дизайна с приоритетом эстетического начала,
направленного на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта. Это
– «проектирование эмоций», цели которого сближаются с задачами декоративного или даже изобразительного искусства.
Слайд 29Инженерный дизайн
это рациональное структурообразование объекта как носителя и выразителя идей
взаимодействия физических сил, направленных на выполнение определенной работы, выявляемой в
строении структуры и формы объекта дизайна. Эстетическая выразительность таких технических конструкций, как фюзеляж самолета, корпус судна, фермы моста, крана, опоры линий электропередач, обусловлена математическими расчетами. В этих объектах дизайна «форма» действительно «следует за функцией» (и ее воплощением в точно рассчитанной конструкции.
Слайд 30Художественное конструирование
это классический «индастриал-дизайн» отдельных изделий (или их наборов, комплектов,
коллекций, ансамблей), рассчитанный на мало-, средне- и крупносерийное промышленное производство,
при котором дизайнер (художник-конструктор) одновременно и взаимосвязанно разрабатывает все присущие конкретному объекту утилитарные и эстетические аспекты, определяющие его структуро- , формо- и смыслообразование, в целях достижения гармонии утилитарного и эстетического начал в целостной форме объекта дизайнерского творчества.
Слайд 31Стайлинг (styling)
особый тип формально-эстетической модернизации объекта разработки, при которой изменению
подвергается исключительно внешний вид изделия, что связано со сменой модели,
выпускаемой в продажу вместо прототипа, при незначительном изменении функционально-эксплуатационных характеристик и технологии изготовления (или даже отсутствии таких изменений). Стайлинг придает изделию формальную новизну, внешнее отличие от прототипов и аналогов, способствуя моральному устареванию тех изделий, которые новая модель должна заменить, вытесняя с рынков сбыта.
Слайд 32Дизайн рекламы
это новая отрасль дизайна, возникшая на стыке художественной и
рекламной деятельности, что подразумевает и изобразительные навыки, и понимание экономических
законов рынка. Если в других видах дизайна главным является объект: в ландшафтном – территория и зеленые насаждения, в промышленном – продукция или оборудование, то в рекламном дизайне объектом приложения может служить любая материальная или нематериальная сущность.
Рекламный дизайн – уникальный вид дизайна, отличный от других видов; в нем основной является идея, а сам рекламный дизайн – это работа по реализации рекламных идей.
Слайд 33Дизайн рекламы
Процесс рекламного дизайна заключается в непрерывном поиске новых
средств, которые должны привлечь внимание потенциального клиента и заинтересовать его
в предмете рекламы.
Основу успеха рекламного сообщения составляет наличие в нем творческой идеи (creative idea) и способность привлечь внимание потребителя к рекламируемому товару/бренду.
Начиная работу над дизайном рекламы, дизайнеру необходимо решить целый ряд задач, прежде всего, выяснить, что должна предлагать реклама: продукт, услугу или идею.
Слайд 34 Также необходимо иметь четкие ответы на следующие вопросы:
Хочет ли
рекламодатель удержать покупателей или расширить их круг?
Преследует ли он ближайшую
или далеко идущую цель?
Будет ли реклама единственной или частью целой серии реклам?
Какова ее тема и мотивы?
Для какой аудитории предназначается реклама?
Каким путем лучше подойти к избранной аудитории?
Какие каналы коммуникации являются оптимальными для передачи информации данной аудитории?
Каковы особенности художественного оформления и шрифта?
Каков бюджет рекламы?
В какое время года будет публиковаться реклама?
Слайд 35Подводя итог всему вышесказанному, можно вывести четкое лаконичное определение: дизайн рекламы –
это конструирование рекламного сообщения, придание ему системности, гармоничности, единства вербального
и визуального решений. Его конечный продукт – макет рекламного объявления / рекламного щита / интернет-баннера и т.п.