Слайд 1Психология общения
Введение в курс «Психология общения»:
круг решаемых проблем
сферы психики в
общении
функции общения
структура общения
виды общения
Слайд 2Круг проблем, решаемых психологией общения
определение общения – что это такое?
функции общения – зачем, для чего?
генезис общения (формирование человеческого
общения в фило-, антропо- и онтогенезе) – откуда берется, как возникает?
структура общения – выделение элементов, из которых состоит общение, поиск единиц его описания и анализа, уровней организации, их иерархии – как устроено?
процессы общения, их динамика - изменения, происходящие в ходе общения: обращение информации, межличностное восприятие, стадии и стратегии общения, закономерности и механизмы взаимодействия – что происходит, каким образом работает?
классификация, выделение видов общения – каким бывает общение, какие виды существуют?
средства общения: речевые, паралингвистические и невербальные средства коммуникации, способы воздействия на партнера, приемы установления, поддержания и прерывания контакта, пути достижения индивидуальных или общих целей – с помощью чего, какого инструмента?
отдельные соотношения – связи и зависимости
сбои в общении
характеристики (признаки) конструктивного общения – к чему в конечном счете необходимо стремиться?
Слайд 3Сферы психики
Когнитивная сфера в общении
основные познавательные процессы; участие
познавательных процессов в построении человеком образа действительности ("картины" или модели
мира); когнитивная сфера в общении: восприятие и познание других; восприятие и познание себя (самопознание и рефлексия).
Мотивационно - потребностная сфера в общении
потребность в общении как самостоятельная: синдром госпитализма, дети с задержкой психического развития, эмоциональная и сенсорная депривация (опыты Лилли и др.); потребность в общении как обслуживающая другие потребности; мотивационное поле потребности в общении (полимотивированный характер общения).
Операционально- - техническая сфера общения
общение как деятельность; структура деятельности.
Слайд 4Функции общения
Инструментальные функции – обслуживание различных видов групповой предметно-направленной деятельности.
2. Психологические функции – развитие отдельных психических процессов и форм
психической деятельности человека
3. Социально-психологические функции – реализация тех психологических возможностей, которые могут быть обеспечены в рамках социальной активности людей
4. Социальные функции – предоставление обществу необходимых для его существования и развития возможностей
Слайд 5Структура общения
Перцепция (межличностное восприятие)
Коммуникация (обмен информацией)
Интеракция (взаимодействие)
Слайд 7Виды общения
Каган М.С.: классификация с точки зрения партнера по общению
Слайд 8Леонтьев А.А.: Виды общения, выделенные на основании объекта влияния:
социально -
ориентированное
(влияние на группу)
предметно - организующее
(регулирование совместной деятельности)
личностно -
ориентированное
(влияние на личность)
Слайд 9Отношение к партнеру
Субъект - субъектное
(диалогичное)
Субъект-объектное
(монологичное)
императивное
манипулятивное
Слайд 10Эффективность и конструктивность
Слайд 11
Перцептивная сторона общения
(межличностное восприятие)
Слайд 12Основные закономерности восприятия
1. Поток стимулов существует постоянно.
2. Отдельные части
потока стимулов выбираются перцептивными (обследующими) действиями из явно избыточного количества
стимуляции.
3. То, какую информацию запрашивает организм из внешней среды, определяется исходя из перцептивных гипотез
4. Перцептивные гипотезы извлекаются из Образа мира
5. Образ мира устроен как система категорий, с помощью которых человек «упаковывает» поступающую информацию.
6. Проверка перцептивных гипотез производится путем категоризации – сличения воспринимаемых (извлекаемых) признаков с эталоном. Сами эталоны существуют в виде системы категорий.
7. В зависимости от того, какое количество категорий заложено в Образе мира, мы можем говорить о его сложности или простоте.
Слайд 13Два аспекта изучения процесса межличностного восприятия:
исследование психологических и социальных
особенностей субъекта и объекта восприятия
анализ механизмов и эффектов межличностного восприятия.
Слайд 14Стадиальность процесса восприятия:
наблюдение внешних признаков и поведения
оценка и умозаключения
о внутренних психологических свойствах партнера
формирование отношения
Слайд 15Психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия:
различия в
восприятии и формировании первого впечатления о человеке:
индивидуальные
поло-ролевые
возрастные
профессиональные
Слайд 16 Три основные переменные, по которым происходит оценка:
1. Ролевая
принадлежность собеседника – его социальная принадлежность, род занятий и др.
2. Личные качества – индивидуальные особенности партнера, такие как ум, общительность, характер и др.
3. Физические характеристики (сила, привлекательность и т.д.).
Слайд 17Существенные свойства объекта, определяющие его восприятие:
Внешний вид - одежда, аксессуары,
внешние физические характеристики.
Одежда как знаковая система, отражающая личностные качества
и социальный статус.
Невербальные проявления - манера поведения, экспрессия, жесты и позы, мимика.
Слайд 18Эффекты восприятия
– это схемы восприятия, сложившиеся в обыденном сознании;
они образуют типовые схемы формирования первого впечатления
Слайд 19«Эффект превосходства» – переоценка качеств тех людей, которые по важному
для человека признаку его превосходят.
«Эффект ореола» – предварительная
информация критическим образом влияет на оценку человека. Общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
«Эффект привлекательности» – переоценка качеств тех людей, которые нам нравятся (представляются субъективно привлекательными).
«Эффект первичности» - оценка качеств человека в зависимости от порядка поступления информации о нем; первая информация переоценивается по отношению к последующей.
«Эффект новизны» — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
«Эффект отношения к нам» – оценка качеств людей в соответствии с тем, как они к нам относятся.
«Презумпция взаимности» — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
Слайд 20«Эффект превосходства»
– переоценка качеств тех людей, которые по важному
для человека признаку его превосходят.
Слайд 21«Эффект ореола»
– предварительная информация критическим образом влияет на оценку
человека. Общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на
его неизвестные черты.
Слайд 22 «Эффект привлекательности»
– переоценка качеств тех людей, которые нам
нравятся (представляются субъективно привлекательными).
Слайд 23 «Эффект первичности»
- оценка качеств человека в зависимости от
порядка поступления информации о нем; первая информация переоценивается по отношению
к последующей.
Слайд 24«Эффект новизны»
— новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого
человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём
ранее.
Слайд 25«Эффект отношения к нам»
– оценка качеств людей в соответствии
с тем, как они к нам относятся.
Слайд 26«Презумпция взаимности»
— человек считает, что «другой» относится к нему
так, как он относится к «другому».
Слайд 27Механизмы межличностного восприятия
Познания и понимания людьми друг друга
стереотипизация –
отнесение партнера к определенной категории
идентификация - простейший способ понимания другого
человека, уподобление себя ему или его себе
эмпатия – понимание партнера на эмоциональном уровне
Слайд 28Механизмы межличностного восприятия
Формирования эмоционального отношения к человеку
аттракция - это и
процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя, и результат этого
процесса, то есть отношение к человеку
Слайд 29Механизмы межличностного восприятия
Познания самого себя в процессе общения
рефлексия –
самонаблюдение в процессе общения
Слайд 30Механизмы межличностного восприятия
Прогнозирование поведения партнера по общению
каузальная атрибуция (приписывание
причин) - интерпретация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений
о причинах его поведения с последующим их приписыванием партнеру.
Слайд 31Виды каузальной атрибуции:
личностная (внутренняя, диспозитивная) атрибуция — связывание поведения человека с
его характеристиками
обстоятельственная (внешняя, ситуационная) атрибуция — связывание поведения человека с ситуацией
Слайд 32Общение как коммуникация
- структура и средства общения
Слайд 33Этапы общения:
Потребность в общении
Ориентировка в целях и ситуации общения
Ориентировка
в личности партнера
Планирование содержания сообщения
Выбор конкретных средств сообщения
Восприятие и оценка
реакции партнера (обратная связь).
Корректировка направления, стиля, методов общения
Слайд 35Сообщение и текст
Сообщение – это вся совокупность содержания, которое передается
в тот или иной момент времени от одного человека к
другому.
Текст – это часть сообщения, которая сознательно ставится в фокус внимания (своего и адресата) и содержит основную реализацию коммуникативного намерения.
Слайд 36Средства общения (инструментальная сторона общения)
Слайд 37I. Речевые (вербальные) средства:
лексика
стилистика
грамматика
семантика
ударения, правильность произношения
словоупотребление
формообразование
стиль
построение фраз (тема-рематическое членение фразы)
Слайд 38II . Hеречевые (невербальные) средства общения
1) паралингвистические (просодика):
интенсивность
тембр
интонация голоса
диапазон голоса
тональность
голоса
Слайд 39II . Hеречевые (невербальные) средства общения
2) экстралингвистические:
паузы
темп речи
связность речи
смех
покашливание
заикание
Слайд 40II . Hеречевые (невербальные) средства общения
3) (опто)кинетические (оптико-кинетические):
жестикуляция
мимика
пантомимика -
движение и позы (открытые, закрытые)
направление взгляда (деловой, светский, интимный)
визуальный контакт
покраснение
и побледнение кожи
стереотипы моторики
Слайд 41II . Hеречевые (невербальные) средства общения
4) проксемические (пространство коммуникативного процесса):
физическая
дистанция контакта
персональное пространство
зоны дистанции
угол поворота к собеседнику
Слайд 42II . Hеречевые (невербальные) средства общения
5) предметные контактные, тактильные действия:
рукопожатия
объятия
поцелуи
похлопывание
толчки
поглаживания
касания
удары
Слайд 43II . Hеречевые (невербальные) средства общения
6) ольфакторные - связанные с
запахом:
искусственные и естественные запахи человека
приятные и неприятные запахи окружающей среды
Слайд 44Соотношение вербальных и невербальных средств общения в акте коммуникации
Вербальный канал
(значение слов) – 10%
Звуковой (вокальный) канал – 30%;
Визуальный канал (неречевое
взаимодействие) – 60%
Слайд 45
Общение как интеракция (взаимодействие)
Контексты и роли в общении
Слайд 46Виды возможных согласований в процессе общения
1. Цель взаимодействия -
основное согласование
2. Характер привлекаемых контекстов
3. Виды, плотность и полноту контакта
4. Коммуникативные характеристики
5. Параметры пространства межличностного взаимодействия
Слайд 47Контекст
фон, в рамках которого организуется общение
условия, задающие определенные роли
актуализация внешних
и внутренних факторов в определенной ситуации.
Слайд 48Виды контекстов
Общекультурный (общечеловеческий) контекст
Культурный (национальный и религиозный) контекст
Социальный контекст
Макросоциальный уровень
Микросоциальный
уровень
Внутриличностный контекст
Слайд 49Роли
Роль – это набор предписаний (напоминаний или ожиданий) относительно того,
как человек должен себя вести, если он занял фиксированную позицию
среди людей, о которой уже сложились нормы представлений.
Слайд 50Виды ролей
Традиционное разделение:
роли социальные
роли межличностные.
Слайд 51Виды ролей
Классификация ролей по Хайесу
Слайд 52
Межличностный контакт
Установление и поддержание контакта
Межличностные отношения
Слайд 53Контакт
как процесс - момент восприятия и учета партнерами по общению
друг друга в своей деятельности
как функция - средство взаимного подтверждения
партнерами факта существования друг друга
как структура - создание новой системы из двух до того самостоятельных систем
Слайд 54Виды контакта
Сенсорный контакт
Телесный контакт
Зрительный и слуховой
Эмоциональный контакт
Знаковые
формы контакта
Операциональный контакт
Личностный контакт
Духовный контакт
Слайд 55Параметры контакта
1. Плотность контактов:
- указание на большое количество встреч за
единицу времени:
- указание на разносторонность или разноплановость контактов.
2.
Глубина контакта определяется тем, насколько сокровенны психические структуры, вовлеченные в контакт в том или ином случае (доверительность, интимность, сокровенность и т.д.)
Слайд 56Установление контакта
Присоединение (подстройка, пристройка) – это уподобление партнёру по каким
либо параметрам для установления контакта и лучшего взаимопонимания (копирование партнёра).
Слайд 57Параметры (уровни) присоединения
Внешний уровень: внешний вид, манера одежды, причёска и.т.д.
Физиологический
уровень: подстройка по дыханию, по сердцебиению, по морганию, по глазодвигательным
реакциям.
Невербальный уровень: поза, жесты, мимика.
Вербальный уровень: используемые слова, паралингвистические (темп речи, интонация, громкость, паузы) и экстралингвистические явления.
Психологический уровень: интересы, увлечения, привычки, отдельные черты характера и.т.д.
Общие контексты: совпадающие жизненные обстоятельства.
Интегральный (обобщающий): по ведущей модальности, по темпераменту, по акцентуациям (комплекс сверх выраженных черт характера).
Слайд 58Межличностные отношения
– это устойчивые на некотором промежутке времени содержательные
характеристики общения, сложившиеся в общении двух или более людей.
Слайд 59Свойства межличностных отношений:
1. Высокая степень схематизации.
2. Высокая инерционность.
Слайд 60Деформации общения.
Эффективное общение.
Слайд 61Признаки деформации
общее ухудшение во взаимоотношениях
увеличение межличностной дистанции
нарушение обратной связи
рассогласование
целей, смыслов (в том числе, целей и смыслов совместной деятельности)
дезорганизация
совместной деятельности.
Слайд 62Уровни деформации
коммуникативный
смысловой (семантический)
Слайд 63Барьеры в общении
1. Ситуативный (обусловленный особенностями ситуации)
социокультурные различия
отсутствие определенных
поведенческих навыков
нестандартность ситуации
несовпадение информации, поступающей по вербальному и невербальному каналам
и т.д.
2. Личностный (обусловленный особенностями субъекта общения)
действие ограничивающих установок и стереотипов
эмоциональная ригидность
низкий уровень коммуникативной толерантности
внутриличностные конфликты и т.д.
Слайд 64Условия эффективности общения
Четкое целеполагание
Гибкое поведение
Сензитивность
Умение удерживать состояние
Личная сила (опыт преодоления+
опыт успеха)