Разделы презентаций


Психология подростка

Содержание

Подросток: общая информация19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психология подростка
ПОДРОСТОК:
Ребенок?
Взрослый?
Или…

Психология подросткаПОДРОСТОК: Ребенок? Взрослый?Или…

Слайд 2Подросток: общая информация
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

Подросток: общая информация19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайд 3Подростковый возраст
(англ. teenage period , adolescence ) — период онтогенеза,

переходный между детством и взрослостью. Синоним - отрочество. Хронологические границы

точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст , подростничеству отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11 -12 до 16-17 лет (Зинченко В., Мещеряков Б. Большой психологический словарь).

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Подростковый возраст(англ. teenage period , adolescence ) — период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Синоним -

Слайд 4Подростковй возраст
характеризуется резкими, качественными изменениями... Биологически он относится к предпубертатному

и пубертатному периоду , т. е. этапу полового созревания и

времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), влияет на психофизиологические особенности (повышенная возбудимость, импульсивность ), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и новые переживания, потребности, интересы . С фактом полового созревания связано начало ряда психических заболеваний (Зинченко В., Мещеряков Б. Большой психологический словарь).

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Подростковй возраст	характеризуется резкими, качественными изменениями... Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду , т. е. этапу

Слайд 5Подростки разных культур и эпох
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

Подростки разных культур и эпох19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайд 6Подростки разных культур и эпох
В разных культурах и в разные

исторические периоды возрастной диапазон подростков сильно колеблется.
Характер протекания этого периода

зависит от характера связей подростков с семьей, социокультурным сообществом и сверстниками

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Подростки разных культур и эпохВ разных культурах и в разные исторические периоды возрастной диапазон подростков сильно колеблется.Характер

Слайд 7Отечественная психология о подростке
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

Отечественная психология о подростке19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайд 8Отечественная психология о подростке 1
Центральным фактором психологического развития, его новообразованием

является становление нового уровня самосознания , изменение Я-концепции, стремление понять

себя, свои возможности и особенности. Подросток ищет то, как он объединяется с другими людьми, и как он от них отличается, являясь уникальным и неповторимым. В зарубежной психологии это называется поиском социальной идентичности. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки .

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Отечественная психология о подростке 1Центральным фактором психологического развития, его новообразованием является становление нового уровня самосознания , изменение

Слайд 9Отечественная психология о подростке 2
Это новообразование определяет ведущие потребности —

в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как

ведущая деятельность этого возраста.
С других позиций, ведущей в этот период является просоциальная деятельность , определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества».

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Отечественная психология о подростке 2Это новообразование определяет ведущие потребности — в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее

Слайд 10Отечественная психология о подростке 3
Развитие познавательных процессов характеризуется становлением сложных

форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению , развитием

гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций , по Ж . Пиаже ).

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Отечественная психология о подростке 3Развитие познавательных процессов характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому

Слайд 11Отечественная психология о подростке 4
В нравственном развитии с этим связаны:


противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать

правила,
максимализм требований,
перенесение оценки отдельного поступка на личность в целом.

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Отечественная психология о подростке 4	В нравственном развитии с этим связаны: противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм

Слайд 12Отечественная психология о подростке 5
Основное содержание этого возраста - это:

Период или время перехода к взрослости («чувство взрослости») в ряду

других периодов.
Самостоятельная фаза, относительно независимая от других.
Особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру.

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Отечественная психология о подростке 5	Основное содержание этого возраста - это: Период или время перехода к взрослости («чувство

Слайд 13Отечественная психология о подростке 6
Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности

и к определенной группе внутри этой общности отличается:
Интересами и формами

проведения досуга
Одеждой, языком .
Нормами и ценностями группы, которые выступают для подростка как его собственные, и влияют на нравственное развитие.

Расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка — в самостоятельности и личностной автономии

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Отечественная психология о подростке 6	Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной группе внутри этой общности

Слайд 14Отечественная психология о подростке 7
Подростку важно признание окружающими взрослыми его

автономности и принципиального равенства с ними.
Однако подростки продолжают ждать от

взрослых помощи, защиты.
Противоречие между автономностью и подчинением нормам группы часто вызывает девиантное или делинквентное (противоправное) поведение.

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Отечественная психология о подростке 7Подростку важно признание окружающими взрослыми его автономности и принципиального равенства с ними.Однако подростки

Слайд 15Взаимоотношения в среде подростков
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

Взаимоотношения в среде подростков19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайд 16Взаимоотношения в среде подростков 1
Младшие школьники 7-9 лет строят дружеские

отношения на основе взаимности, и осознании чувств партнера; они проверяются

в социальных действиях
Младшие подростки (10-11 лет) строят представления о друзьях как о людях, осуществляющих взаимопомощь и выражающих доверие


19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Взаимоотношения в среде подростков 1Младшие школьники 7-9 лет строят дружеские отношения на основе взаимности, и осознании чувств

Слайд 17Взаимоотношения в среде подростков 2
Подростки 11-13 лет дружат устойчиво и

продолжительно, часто по поводу учебы
Их отношения основаны на доверии; появляется

социальная рефлексия – возможность смотреть на свои отношения со стороны (Г.Крайг, Д.Бокум. Психология развития.)
Подростки старше 13-14 лет строят отношения в связи с центральным интересом – интеллектуальным, спортивным или иным

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Взаимоотношения в среде подростков 2Подростки 11-13 лет дружат устойчиво и продолжительно, часто по поводу учебыИх отношения основаны

Слайд 18Группа подростков
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

Группа подростков19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайд 19Группа подростков -
Не простое собрание, но относительно устойчивое образование, сохраняющее

единство благодаря общим ценностям.
Управляется групповыми нормами
Управляется ролями (возможно, групповыми

именами-прозвищами) и статусными различиями (от лидеров до ведомых)

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Группа подростков -Не простое собрание, но относительно устойчивое образование, сохраняющее единство благодаря общим ценностям. Управляется групповыми нормамиУправляется

Слайд 20Группа подростков
Выражает своеобразный уклад жизни и способы самовыражения
Поддерживает действие групповой

субкультуры (стиль одежды, музыка, сленг, способы отношения к миру и

другим) и конформного поведения
Подвержена влиянию пропагандируемых средствами массовой информации образов идеального юноши (мужчины) / идеальной девушки (женщины)
Иногда чрезвычайно нетерпима к отклонениям её членов от групповых норм и идеалов

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Группа подростковВыражает своеобразный уклад жизни и способы самовыраженияПоддерживает действие групповой субкультуры (стиль одежды, музыка, сленг, способы отношения

Слайд 21Образ тела у подростка
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

Образ тела у подростка19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайд 22Образ тела у подростка
Для мальчиков наиболее значимы рост и мускулы,

затем – лицо
Для девочек важно быть не слишком толстыми и

не слишком худыми
Мальчики хотят меняться в целом, готовы влиять на лицо и фигуру, «быть красивым и с хорошим телосложением»
Девочки хотят менять детали своего облика: уши, подбородок, губы, талию, ноги…

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Образ тела у подросткаДля мальчиков наиболее значимы рост и мускулы, затем – лицоДля девочек важно быть не

Слайд 23Биологическое созревание
Подросток-мальчик с ранним созреванием имеет более высокие спортивные достижения

и статус среди сверстников
Девочка с ранним созреванием воспринимается неоднозначно: её

доминирование может быть воспринято мальчиками враждебно, а её округлые формы и высокий рост могут вызвать как их усмешки и отчуждение, так и впечатление большей «доступности»

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Биологическое созреваниеПодросток-мальчик с ранним созреванием имеет более высокие спортивные достижения и статус среди сверстниковДевочка с ранним созреванием

Слайд 24Биологическое созревание
Позднее созревание мальчика-подростка может закрепить за ним статус «ребенка»

с меньшими возможностями, и влечет вторичную психологическую выгоду
Позднее созревание девочки

может быть вполне благоприятным для неё из-за большей простоты контакта с мальчиками без сексуального контекста

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Биологическое созреваниеПозднее созревание мальчика-подростка может закрепить за ним статус «ребенка» с меньшими возможностями, и влечет вторичную психологическую

Слайд 25Сексуальное поведение
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

Сексуальное поведение19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайд 26Сексуальное поведение
«Гормональная буря» у подростка сравнима с гормональными изменениями у

женщины в первые месяцы беременности и после родов
Усталость, апатия, изменения

характера, раздражительность, гневливость, возбудимость, раниммость, потеря аппетита… - выражают «психологическую беременность» подростка собой-взрослеющим

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Сексуальное поведение«Гормональная буря» у подростка сравнима с гормональными изменениями у женщины в первые месяцы беременности и после

Слайд 27Сексуальное поведение
Интерес к противоположному полу принимает разные формы в зависимости

от религиозной, социокультурной принадлежности и уровня развития интеллекта
Принадлежность к «сексуальной

революции» подогревается
Снижением общего уровня образования,
Пропагандой СМИ и интернетом биологически-ориентированных «западных» ценностей,
Низким финансовым обеспечением семьи,
Утратой смысла взаимопонимания в угоду взаимного использования,
Ростом эффективности противозачатчных средств,

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Сексуальное поведениеИнтерес к противоположному полу принимает разные формы в зависимости от религиозной, социокультурной принадлежности и уровня развития

Слайд 28Мышление
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

Мышление19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайд 29Мышление
Способность к мышлению о взаимоотношениях (социальная рефлексия)
Склонность к теоретическому мышлению

и эффективному управлению знаками и образами
Способность к формулированию и оценке

гипотез (особенность стадии формальных операций по Пиаже)
Способность к эффективному оперированию абстрактной информацией


19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

МышлениеСпособность к мышлению о взаимоотношениях (социальная рефлексия)Склонность к теоретическому мышлению и эффективному управлению знаками и образамиСпособность к

Слайд 30Содержание мышления
Сопоставление представлений об идеальном родителе или учителе с реальным

человеком для построения или разрушения отношений
Изучение таинственных знаково-символических культов для

проверки своей возможной принадлежности к ним, эксперименты мысленные и практические
Создание социальных сценариев для общих со сверстниками событий
Способы установления договоренностей в группе и отстаивания своего мнения перед взрослыми

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Содержание мышления	Сопоставление представлений об идеальном родителе или учителе с реальным человеком для построения или разрушения отношенийИзучение таинственных

Слайд 31Своеобразие мышления
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

Своеобразие мышления19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайд 32Своеобразие мышления 1
Принятие во внимание мышления других и озабоченность собственными

изменениями формируют своеобразный «подростковый эгоцентризм»:
Болезненно оценивают свои неудачи
Могут не различать

свои и чужие интересы
Могут неверно трактовать отклики окружающих, воспринимая их такими же болезненными, как собственную самооценку, например, как «неадекватность»

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Своеобразие мышления 1	Принятие во внимание мышления других и озабоченность собственными изменениями формируют своеобразный «подростковый эгоцентризм»:Болезненно оценивают свои

Слайд 33Своеобразие мышления 2
Характерна идея подростка в раннем пубертате, что за

ним/ней постоянно наблюдают и оценивают, названная «воображаемые зрители» (Elkind, 1967):
Ощущение

болезненной открытости другим людям, чрезмерное реагирование на взгляды других
Направленное на себя, но приписанное другим, фантазийное восприятие себя со стороны – это те «зрители», которые строго оценивают подростка, «соучаствуя» в его мыслях и переживаниях

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Своеобразие мышления 2	Характерна идея подростка в раннем пубертате, что за ним/ней постоянно наблюдают и оценивают, названная «воображаемые

Слайд 34Своеобразие мышления 3
Поглощенность своими чувствами создает у подростка «персональный миф»:
Я

настолько особенный, что это делает меня исключением из законов природы;

поэтому меня часто не понимают
Со мной никогда ничего плохого не произойдет (неуязвимость и бессмертность)
Поэтому я могу рисковать

С ростом опыта социального мышления варианты подросткового эгоцентризма проходят , обычно, к 15-16 годам.

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Своеобразие мышления 3	Поглощенность своими чувствами создает у подростка «персональный миф»:Я настолько особенный, что это делает меня исключением

Слайд 35Задачи развития подростка
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

Задачи развития подростка19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайд 36Задачи развития подростка
Обучение вести переговоры и достижение автономии и

равных прав с родителями
Формирование идентичности – творческого Я, которое способно

действовать и отвечать за результаты взаимоотношений с другими, и за мышление, на основе которого эти отношения строятся
Иногда - «вызов», постановка максималистской, или «достойной» цели жизни самим подростком

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Задачи развития подростка Обучение вести переговоры и достижение автономии и равных прав с родителямиФормирование идентичности – творческого

Слайд 37Задачи развития подростка
Соединение независимости с взаимозависимостью, умение сохранять свои и

чужие границы
Обнаружение подростком новой роли в семейной системе с учетом

«чувства взрослости»
Подтверждение своей половой идентичности (мужественности / женственности) в более взрослом статусе

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Задачи развития подросткаСоединение независимости с взаимозависимостью, умение сохранять свои и чужие границыОбнаружение подростком новой роли в семейной

Слайд 38Трудности в жизни подростка
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

Трудности в жизни подростка19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайд 39Предпосылки трудностей подросткового возраста
Для подростка – преобразования ребенка во взрослого

- характерно:
Экспериментирование с разным поведением и правилами, испытание себя и

других
Удаление от родительского контроля и становление саморегуляции поведения
Отличие как от детей, так и от взрослых

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Предпосылки трудностей подросткового возраста	Для подростка – преобразования ребенка во взрослого - характерно:Экспериментирование с разным поведением и правилами,

Слайд 40Факторы рискового поведения
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

Факторы рискового поведения19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Слайд 41Факторы рискового поведения
Биогенетические (отягощенная наследственность)
Социальные (семья, общество и СМИ –

разрушительные ролевые и поведенческие модели)
Неблагоприятные личностные черты (психопатии и акцентуации)
Неблагоприятная

идентичность (Я-концепция) и низкое самоуважение

19.03.2010

ildarsafarov@hotmail.com

Факторы рискового поведенияБиогенетические (отягощенная наследственность)Социальные (семья, общество и СМИ – разрушительные ролевые и поведенческие модели)Неблагоприятные личностные черты

Слайд 42спасибо
19.03.2010
ildarsafarov@hotmail.com

спасибо19.03.2010ildarsafarov@hotmail.com

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика