Слайд 1
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Кандидат психологических наук, доцент
ДМИТРИЕВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Слайд 2Психология развития личности
Тема 1. Предмет, цели, задачи и базовые понятия
психологии личности. История психологии личности.
История понимания и изучения личности от
античности до наших дней
Предмет психологии личности.
Цели и задачи психологии личности.
Ключевые понятия психологии личности.
Понятие личности.
Индивид-личность-идентичность.
Проблемы влияния среды и наследственности в определении личности.
Категория деятельности как объяснительный принцип феномена личности.
Проблема социализации личности.
Слайд 3Психология развития личности
Исторический обзор основных подходов к пониманию личности
Слайд 4Психология развития личности
К исследованию проблемы личности обращаются биологические, когнитивные, социальные
науки, а также философия.
В истории исследований личности выделяют три периода:
философский;
клинический;
экспериментальный.
Слайд 5Психология развития личности
Философский период исследований личности
Слайд 6Донаучные представления о личности
Проблема личности в философии - это, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, но не только чем он фактически является, но и чем человек может
стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он „сделать" себя самого, создать свою собственную жизнь.
Слайд 7Донаучные представления о личности
В первоначальном значении слово «Личность» (percona) обозначало маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре (рус. «личина»).
Личность вне общины или полиса для древнегреческой
философии так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма.
Но уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам её видит, и связанные с этим мотивы вины и
ответственности.
Слайд 8Представления о личности. Античность
В античной философии человек рассматривался преимущественно как
“микрокосм”, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе.
А.Ф.
Лосев : “Не только человеческое тело в античной философии не есть личность, но и душа в античности тоже не есть личность».
Слайд 9Представления о личности. Античность
...Душа есть не личность, но “движение, способное
двигать само себя”;
“она – причина изменения и всяческого движения
всех вещей; она – не личность, но самодвижное число”...
Платон
Слайд 10Представления о личности. Античность
По Аристотелю, душа вовсе не есть личность,
но есть всего только “сущность в смысле формы физического тела,
обладающего в возможности жизнью”...
Аристотель
Слайд 11Представления о личности. Античность
Гераклит не приписывает душе способность ощущения.
Душа
у него тоже не трактуется как личность, а есть, с
одной стороны, только особого типа телесность, а с другой стороны, она участвует в создании великой культуры.
Гераклит
Слайд 12Представления о личности. Античность
В Античной философии человек не зависит от
того, что приходит к нему извне. Он зависит исключительно от
того, как он оценивает самого себя.
Единственное, что имеет значение – внутренняя установка души, этот внутренний принцип никогда не должен быть нарушен.
Человек должен чтить этого своего “внутреннего демона и, безусловно, повиноваться ему”. “Я”, единожды обретшее свою внутреннюю форму, сохраняет ее в неизменности и невозмутимости.
Слайд 13Представления о личности. Античность
Во времена Александра Македонского эллинизм побеждает, и
греческая культура становится общей и объединяющей культурой всего средиземноморского бассейна.
Нарождается новый тип человека, перерастающего психологически границы города, родины, очага, что, в свою очередь, создает большую открытость к новому видению человека.
Слайд 14Представления о личности. Средневековье
Возникновение схоластической философии было связано с разделением
культурной и религиозной жизни, выразившемся в противопоставлении веры и разума.
Схоластика в большой степени использовала человеческий разум для лучшего понимания богооткровенных истин, что нашло свое выражение в попытке соединения богословия и философии.
Слайд 15Представления о личности. Средневековье
Фома Аквинский провозгласил, что личность является наиболее
совершенным во всей природе.
Он придавал большое значение душе и
выделял особую реальность − “высшее рацио” в качестве основания мудрости.
Личность – это весь человек, а не только его душа.
Человек имеет, прежде всего, рациональную природу, поэтому его назначение − понимать и действовать с пониманием.
Фома Аквинский
Слайд 16Представления о личности. Возрождение
В эпоху Возрождения формируется гуманистическое мировоззрение, которое
устраняет божественное начало из человека, подменяя его гуманистическим и естественнонаучным
содержанием.
Это привело к тому, что средневековое теоцентрическое понимание личности сменилось антропоцентрическим: личность стала отождествляться с яркой, многосторонней индивидуальностью, способной достичь всего самостоятельно.
Слайд 17Представления о личности. Реформация
Движение Реформации, утвердив формальность Священного Писания, также
помогло “освободить” личность от отношений с Богом, что еще больше
обособило человека от своего Творца.
Это создало глубокий раскол, еще больше усугубив “онтологическую бездну”, что привело к росту опоры человека на самого себя, свой разум, свои чувства.
Слайд 18Представления о личности. Новое время
В Новое Время понимание категории “личность”
сформировалось преимущественно под влиянием идей Рене Декарта, который предпринял попытку
обоснования использования математического метода как наиболее достоверного для поиска истины и сделал его основным инструментом в философии.
Рене Декарт
Слайд 19Представления о личности. Новое время
Декарт создает механистическую картину природы, в
которой человек разделен на две противоположных субстанции: природную и духовную, которые являются независимыми
друг от друга .
Отождествляет душу и ум, и выдвигает тезис: “Я мыслю, следовательно, существую”.
Человеческий разум понимается как последняя и высшая субстанция, которой должны подчиняться земля и небо. Человек определяется как “мыслящая вещь”.
Рене Декарт
Слайд 20Представления о личности. Новое время
Ф. Бэкон стоял у истоков эмпиризма,
во главе угла которой стояло научное (опытное) познание природы и
человека.
Человек мыслится, в первую очередь, как исследователь: “Человек должен быть познан, тайны его природы раскрыты, и только тот, кто глубоко проникает в эти тайны, сможет по-настоящему властвовать над людьми”.
Френис Бэкон
Слайд 21Представления о личности. Новое время
Воззрения Дж. Локка послужили основой для
формирования нового представления о личности.
Локк подверг критике категорию “сущность”,
и рассматривал разум исключительно как способность индивидуума.
Он развивает философский принцип самосознания, рефлексирующего в опыте индивидуального сознания.
Личность при этом понимается как абстракция, как продукт человеческого разума.
Джон Локк
Слайд 22Представления о личности. Новое время
Г. Лейбниц впервые ввел понятие бессознательного
и выдвинул принцип детерминации личности.
Рассуждая о личности и сущности человека
он вводит понятие монады, как простейшей сущности.
Монады, саморазвёртывающие всё своё содержание благодаря самосознанию, являются самостоятельными и самодеятельными силами.
Готфрид Лейбниц
Слайд 23Представления о личности. Просвещение
Французские просветители Д. Дидро, Ж. Ламетри, Г.
Гельвеций и др. рассматривали человека в контексте теории эволюции живой
материи, самозарождающейся и самодостаточной, но в то же время безличной.
Философы просвещения рассматривали человека как хорошо организованную машину, признавали роль воспитания, которое способно вырвать человека из безликого, низкого состояния, вернув ему некоторые личные достоинства.
Дальнейшее развитие человека с позиции мыслителей просвещения, представлялось возможным только благодаря социальному переустройству общества на началах справедливости и гуманизма.
Слайд 24Представления о личности. Немецкая классическая философия
Понимание личности основано на идее морального
закона, который формулировался в отрыве от христианских заповедей.
Начало, мотивирующее поведение
человека, − социальная приемлемость поступка, но не его нравственное содержание.
Личность есть “цель сама по себе” − “вещь в себе”.
Однако восприятие ее Кантом глубоко пессимистично: основу личности составляет эгоизм, а характерная черта человеческого рода − “глупость с признаками злобности”.
Иммануил Кант
Слайд 25Представления о личности. Немецкая классическая философия
Г. Гегель основал пантеистическое учение, в котором
было снято разграничение между божественным и человеческим, Творцом и творением.
Философ считал, что подлинной реальностью является богочеловеческий процесс, в котором рождается и человек, и Бог, находящий только в человеческом духе свое полное самосознание.
Личность, по Г. Гегелю, детерминирована природной необходимостью, человеческая воля мало, что может изменить.
Георг Гегель
Слайд 26Представления о личности. Немецкая классическая философия
Развитие понимания категории “личность” в
философии стимулировалось появлением новых средств, а именно, научного познания.
Последнее
используется в новой ситуации, в которой положение человека в мире становится совершенно иным. Разрушается представление о космической иерархии, человек утрачивает свое “срединное” положение и оказывается песчинкой в бесконечности миров.
В научной картине мира человек вновь обретает единство с природой (как в античности), но утрачивает свою моральную независимость от нее.
Слайд 27Представления о личности.
Основными проблемами психологии личности в философский период
её изучения стали вопросы о нравственной и социальной природе человека,
о его поступках и поведении.
Первые определения личности были достаточно широки и включали в себя, то, что есть в человеке и что можно назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. , но для психологии такие определения представляются слишком широкими.
Слайд 28Психология развития личности
Клинический период исследований личности
Слайд 29Представления о личности. Клинический период
В первом десятилетии ХIХ века проблемами
психологии личности заинтересовались врачи-психиатры.
Они первыми стали вести систематические наблюдения за
личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение.
При этом они делали общенаучные выводы о природе человеческой личности.
Слайд 30Представления о личности. Клинический период
В центре внимания психиатров оказались особенности
личности, обнаруживающиеся у больного человека.
Определения личности врачами-психиатрами были даны в
терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность.
Такое определение было правильным для решения психотерапевтических задач, но для целостного понимания психологии нормальной личности оно являлось слишком узким.
Слайд 31Психология развития личности
Экспериментальный период исследований личности
Слайд 32Представления о личности. Клинический период
В начале ХХ века изучением личности
стали заниматься профессиональные психологи, которые до этого обращали внимание главным
образом на исследование познавательных процессов и состояний человека.
К этому времени атомистический подход к природе человека привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых было трудно сложить его личность и понять комплексные формы его социального поведения.
Слайд 33Представления о личности. Клинический период
Экспериментальные исследования личности попытались придать соответствующим
исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с
целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.
Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.