Разделы презентаций


ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Кандидат психологических наук, доцент ДМИТРИЕВА

Содержание

Психология развития личностиТема 1. Предмет, цели, задачи и базовые понятия психологии личности. История психологии личности.История понимания и изучения личности от античности до наших днейПредмет психологии личности. Цели и задачи психологии личности.Ключевые

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ



Кандидат психологических наук, доцент
ДМИТРИЕВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИКандидат психологических наук, доцентДМИТРИЕВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Слайд 2Психология развития личности
Тема 1. Предмет, цели, задачи и базовые понятия

психологии личности. История психологии личности.

История понимания и изучения личности от

античности до наших дней
Предмет психологии личности.
Цели и задачи психологии личности.
Ключевые понятия психологии личности.
Понятие личности.
Индивид-личность-идентичность.
Проблемы влияния среды и наследственности в определении личности.  
Категория деятельности как объяснительный принцип феномена личности.
Проблема социализации личности.
Психология развития личностиТема 1. Предмет, цели, задачи и базовые понятия психологии личности. История психологии личности.История понимания и

Слайд 3Психология развития личности

Исторический обзор основных подходов к пониманию личности

Психология развития личностиИсторический обзор основных подходов к пониманию личности

Слайд 4Психология развития личности
К исследованию проблемы личности обращаются биологические, когнитивные, социальные

науки, а также философия.
 
В истории исследований личности выделяют три периода:


 
философский;

клинический;

экспериментальный.
Психология развития личностиК исследованию проблемы личности обращаются биологические, когнитивные, социальные науки, а также философия. В истории исследований личности

Слайд 5Психология развития личности
Философский период исследований личности

Психология развития личностиФилософский период исследований личности

Слайд 6Донаучные представления о личности
Проблема личности в философии - это,  вопрос о том, какое место занимает человек в мире, но не только чем он фактически является, но и чем человек может

стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он „сделать" себя самого, создать свою собственную жизнь.


Донаучные представления о личностиПроблема личности в философии - это,  вопрос о том, какое место занимает человек в мире, но не только чем он фактически является, но и чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он „сделать

Слайд 7Донаучные представления о личности
В первоначальном значении слово «Личность» (percona) обозначало маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре (рус. «личина»).
Личность вне общины или полиса для древнегреческой

философии так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма. 

Но уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам её видит, и связанные с этим мотивы вины и

ответственности.

Донаучные представления о личностиВ первоначальном значении слово «Личность» (percona) обозначало маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре (рус. «личина»).Личность вне общины или полиса для древнегреческой философии так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма. Но уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам

Слайд 8Представления о личности. Античность
В античной философии человек рассматривался преимущественно как

“микрокосм”, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе.

А.Ф.

Лосев : “Не только человеческое тело в античной философии не есть личность, но и душа в античности тоже не есть личность».
Представления о личности. АнтичностьВ античной философии человек рассматривался преимущественно как “микрокосм”, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему

Слайд 9Представления о личности. Античность
...Душа есть не личность, но “движение, способное

двигать само себя”;
“она – причина изменения и всяческого движения

всех вещей; она – не личность, но самодвижное число”...

Платон

Представления о личности. Античность...Душа есть не личность, но “движение, способное двигать само себя”; “она – причина изменения

Слайд 10Представления о личности. Античность
По Аристотелю, душа вовсе не есть личность,

но есть всего только “сущность в смысле формы физического тела,

обладающего в возможности жизнью”...

Аристотель

Представления о личности. АнтичностьПо Аристотелю, душа вовсе не есть личность, но есть всего только “сущность в смысле

Слайд 11Представления о личности. Античность
Гераклит не приписывает душе способность ощущения.
Душа

у него тоже не трактуется как личность, а есть, с

одной стороны, только особого типа телесность, а с другой стороны, она участвует в создании великой культуры.

Гераклит

Представления о личности. АнтичностьГераклит не приписывает душе способность ощущения. Душа у него тоже не трактуется как личность,

Слайд 12Представления о личности. Античность
В Античной философии человек не зависит от

того, что приходит к нему извне. Он зависит исключительно от

того, как он оценивает самого себя.
Единственное, что имеет значение – внутренняя установка души, этот внутренний принцип никогда не должен быть нарушен.
Человек должен чтить этого своего “внутреннего демона и, безусловно, повиноваться ему”. “Я”, единожды обретшее свою внутреннюю форму, сохраняет ее в неизменности и невозмутимости.
Представления о личности. АнтичностьВ Античной философии человек не зависит от того, что приходит к нему извне. Он

Слайд 13Представления о личности. Античность
Во времена Александра Македонского эллинизм побеждает, и

греческая культура становится общей и объединяющей культурой всего средиземноморского бассейна.


Нарождается новый тип человека, перерастающего психологически границы города, родины, очага, что, в свою очередь, создает большую открытость к новому видению человека.
Представления о личности. АнтичностьВо времена Александра Македонского эллинизм побеждает, и греческая культура становится общей и объединяющей культурой

Слайд 14Представления о личности. Средневековье
Возникновение схоластической философии было связано с разделением

культурной и религиозной жизни, выразившемся в противопоставлении веры и разума. 



Схоластика в большой степени использовала человеческий разум для лучшего понимания богооткровенных истин, что нашло свое выражение в попытке соединения богословия и философии.
Представления о личности. СредневековьеВозникновение схоластической философии было связано с разделением культурной и религиозной жизни, выразившемся в противопоставлении

Слайд 15Представления о личности. Средневековье
Фома Аквинский провозгласил, что личность является наиболее

совершенным во всей природе.
Он придавал большое значение душе и

выделял особую реальность − “высшее рацио” в качестве основания мудрости.
Личность – это весь человек, а не только его душа.
Человек имеет, прежде всего, рациональную природу, поэтому его назначение − понимать и действовать с пониманием.

Фома Аквинский

Представления о личности. СредневековьеФома Аквинский провозгласил, что личность является наиболее совершенным во всей природе. Он придавал большое

Слайд 16Представления о личности. Возрождение
В эпоху Возрождения формируется гуманистическое мировоззрение, которое

устраняет божественное начало из человека, подменяя его гуманистическим и естественнонаучным

содержанием.

Это привело к тому, что средневековое теоцентрическое понимание личности сменилось антропоцентрическим: личность стала отождествляться с яркой, многосторонней индивидуальностью, способной достичь всего самостоятельно.
Представления о личности. ВозрождениеВ эпоху Возрождения формируется гуманистическое мировоззрение, которое устраняет божественное начало из человека, подменяя его

Слайд 17Представления о личности. Реформация
Движение Реформации, утвердив формальность Священного Писания, также

помогло “освободить” личность от отношений с Богом, что еще больше

обособило человека от своего Творца.

Это создало глубокий раскол, еще больше усугубив “онтологическую бездну”, что привело к росту опоры человека на самого себя, свой разум, свои чувства.
Представления о личности. РеформацияДвижение Реформации, утвердив формальность Священного Писания, также помогло “освободить” личность от отношений с Богом,

Слайд 18Представления о личности. Новое время
В Новое Время понимание категории “личность”

сформировалось преимущественно под влиянием идей Рене Декарта, который предпринял попытку

обоснования использования математического метода как наиболее достоверного для поиска истины и сделал его основным инструментом в философии.

Рене Декарт

Представления о личности. Новое времяВ Новое Время понимание категории “личность” сформировалось преимущественно под влиянием идей Рене Декарта,

Слайд 19Представления о личности. Новое время
Декарт создает механистическую картину природы, в

которой человек разделен на две противоположных субстанции: природную и духовную, которые являются независимыми

друг от друга .
Отождествляет душу и ум, и выдвигает тезис: “Я мыслю, следовательно, существую”.
Человеческий разум понимается как последняя и высшая субстанция, которой должны подчиняться земля и небо. Человек определяется как “мыслящая вещь”.

Рене Декарт

Представления о личности. Новое времяДекарт создает механистическую картину природы, в которой человек разделен на две противоположных субстанции: природную и духовную,

Слайд 20Представления о личности. Новое время
Ф. Бэкон стоял у истоков  эмпиризма,

во главе угла которой стояло научное (опытное) познание природы и

человека.

Человек мыслится, в первую очередь, как исследователь: “Человек должен быть познан, тайны его природы раскрыты, и только тот, кто глубоко проникает в эти тайны, сможет по-настоящему властвовать над людьми”.

Френис Бэкон

Представления о личности. Новое времяФ. Бэкон стоял у истоков  эмпиризма, во главе угла которой стояло научное (опытное)

Слайд 21Представления о личности. Новое время
Воззрения Дж. Локка послужили основой для

формирования нового представления о личности.
Локк подверг критике категорию “сущность”,

и рассматривал разум исключительно как способность индивидуума.
Он развивает философский принцип самосознания, рефлексирующего в опыте индивидуального сознания.
Личность при этом понимается как абстракция, как продукт человеческого разума.

Джон Локк

Представления о личности. Новое времяВоззрения Дж. Локка послужили основой для формирования нового представления о личности. Локк подверг

Слайд 22Представления о личности. Новое время
Г. Лейбниц впервые ввел понятие бессознательного

и выдвинул принцип детерминации личности.

Рассуждая о личности и сущности человека

он вводит понятие монады, как простейшей сущности.

Монады, саморазвёртывающие всё своё содержание благодаря самосознанию, являются самостоятельными и самодеятельными силами.

Готфрид Лейбниц

Представления о личности. Новое времяГ. Лейбниц впервые ввел понятие бессознательного и выдвинул принцип детерминации личности.Рассуждая о личности

Слайд 23Представления о личности. Просвещение
Французские просветители Д. Дидро, Ж. Ламетри, Г.

Гельвеций и др. рассматривали человека в контексте теории эволюции живой

материи, самозарождающейся и самодостаточной, но в то же время безличной.
Философы просвещения рассматривали человека как хорошо организованную машину, признавали роль воспитания, которое способно вырвать человека из безликого, низкого состояния, вернув ему некоторые личные достоинства.
Дальнейшее развитие человека с позиции мыслителей просвещения, представлялось возможным только благодаря социальному переустройству общества на началах справедливости и гуманизма.
Представления о личности. ПросвещениеФранцузские просветители Д. Дидро, Ж. Ламетри, Г. Гельвеций и др. рассматривали человека в контексте

Слайд 24Представления о личности. Немецкая классическая философия

Понимание личности основано на идее морального

закона, который формулировался в отрыве от христианских заповедей.
Начало, мотивирующее поведение

человека, − социальная приемлемость поступка, но не его нравственное содержание.
Личность есть “цель сама по себе” − “вещь в себе”.
Однако восприятие ее Кантом глубоко пессимистично: основу личности составляет эгоизм, а характерная черта человеческого рода − “глупость с признаками злобности”.

Иммануил Кант

Представления о личности. Немецкая классическая философияПонимание личности основано на идее морального закона, который формулировался в отрыве от христианских заповедей.

Слайд 25Представления о личности. Немецкая классическая философия

Г. Гегель основал пантеистическое учение, в котором

было снято разграничение между божественным и человеческим, Творцом и творением.


Философ считал, что подлинной реальностью является богочеловеческий процесс, в котором рождается и человек, и Бог, находящий только в человеческом духе свое полное самосознание.

Личность, по Г. Гегелю, детерминирована природной необходимостью, человеческая воля мало, что может изменить.

Георг Гегель

Представления о личности. Немецкая классическая философияГ. Гегель основал пантеистическое учение, в котором было снято разграничение между божественным и человеческим,

Слайд 26Представления о личности. Немецкая классическая философия
Развитие понимания категории “личность” в

философии стимулировалось появлением новых средств, а именно, научного познания.
Последнее

используется в новой ситуации, в которой положение человека в мире становится совершенно иным. Разрушается представление о космической иерархии, человек утрачивает свое “срединное” положение и оказывается песчинкой в бесконечности миров.
В научной картине мира человек вновь обретает единство с природой (как в античности), но утрачивает свою моральную независимость от нее.
Представления о личности. Немецкая классическая философияРазвитие понимания категории “личность” в философии стимулировалось появлением новых средств, а именно,

Слайд 27Представления о личности.
Основными проблемами психологии личности в философский период

её изучения стали вопросы о нравственной и социальной природе человека,

о его поступках и поведении.

Первые определения личности были достаточно широки и включали в себя, то, что есть в человеке и что можно назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. , но для психологии такие определения представляются слишком широкими.
Представления о личности. Основными проблемами психологии личности в философский период её изучения стали вопросы о нравственной и

Слайд 28Психология развития личности
Клинический период исследований личности

Психология развития личностиКлинический период исследований личности

Слайд 29Представления о личности. Клинический период
В первом десятилетии ХIХ века проблемами

психологии личности заинтересовались врачи-психиатры.

Они первыми стали вести систематические наблюдения за

личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение.

При этом они делали общенаучные выводы о природе человеческой личности.

Представления о личности. Клинический периодВ первом десятилетии ХIХ века проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры.Они первыми стали вести

Слайд 30Представления о личности. Клинический период
В центре внимания психиатров оказались особенности

личности, обнаруживающиеся у больного человека.

Определения личности врачами-психиатрами были даны в

терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Такое определение было правильным для решения психотерапевтических задач, но для целостного понимания психологии нормальной личности оно являлось слишком узким.
Представления о личности. Клинический периодВ центре внимания психиатров оказались особенности личности, обнаруживающиеся у больного человека.Определения личности врачами-психиатрами

Слайд 31Психология развития личности
Экспериментальный период исследований личности

Психология развития личностиЭкспериментальный период исследований личности

Слайд 32Представления о личности. Клинический период
В начале ХХ века изучением личности

стали заниматься профессиональные психологи, которые до этого обращали внимание главным

образом на исследование познавательных процессов и состояний человека.

К этому времени атомистический подход к природе человека привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых было трудно сложить его личность и понять комплексные формы его социального поведения.


Представления о личности. Клинический периодВ начале ХХ века изучением личности стали заниматься профессиональные психологи, которые до этого

Слайд 33Представления о личности. Клинический период
Экспериментальные исследования личности попытались придать соответствующим

исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с

целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Представления о личности. Клинический периодЭкспериментальные исследования личности попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика