Слайд 1«Психология труда, инженерная психология и эргономика»
Тема 1 «Обзорная характеристика психологических
наук о труде»
Подготовил: ст. преподаватель Дмитриева С.Ю.
Слайд 2Дмитриева Светлана Юрьевна
Общая информация:
Магистр психологии, клинический психолог, опыт психологической практики
10 лет.
Научные и прикладные интересы:
Психологическое консультирование,
психотерапия.
Преподаваемые курсы:
История психологии,
психология
лидерства, психодиагностика, психология
маркетинга, психология здоровья,
психология труда,
инженерная психология и
эргономика и др.
Слайд 3Как связаться?
REVIEW2007@YANDEX.RU
Слайд 4Содержание курса
Раздел 1. Обзорная характеристика психологических наук о труде;
Раздел 2.
Теоретико-методологические основы психологии труда, инженерной психологии и эргономики;
Раздел 3. Профессиография
как базовый метод изучения ппрофессиональной деятельности;
Раздел 4. Психологическое содержание трудовой деятельности. Методы психологического изучения профессиональной деятельности;
Раздел 5. Психологические типологии профессий;
Раздел 6. Человек как субъект трудовой деятельности. Праксические (психические) состояния человека в трудовой деятельности;
Раздел 7. Профессиональное самоопределение и психология профессионального обучения;
Слайд 5Раздел 8. Психология безопасности труда;
Раздел 9. Индивидуальный стиль трудовой деятельности;
Раздел
10. Психодиагностика в решении вопросов психологии труда;
Раздел 11. Психологическая экспертиза
в психологии труда;
Раздел 12. Психология группового субъекта труда;
Раздел 13. Общие проблемы инженерной психологии и эргономики;
Раздел 14. Человек-оператор как субъект трудовой деятельности. Структура деятельности человека-оператора;
Раздел 15. Эргономические основы организации труда человека-оператора;
Раздел 16. Психология и безопасность эргатических систем;
Раздел 17. Эргономические характеристики и показатели;
Раздел 18. Инженерно-психологическое (ИП) и эргономическое проектирование эргатических систем;
Слайд 6Раздел 19. ИП и эргономическое проектирование рабочего пространства;
Раздел 20. Эргономическое
проектирование и оценка ручного инструмента, рабочей одежды, органов управления в
СЧМ (среда-человек-машина);
Раздел 21. ИП и эргономическое проектирование и оценка информационной среды в эргатических системах. Эргономическая оценка эргатических систем.
Слайд 7Рекомендуемая литература
Основная литература:
Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. — Москва: Пер Сэ 2011 г.— 336
с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9292-0204-9
Карпов А.В. Психология труда: учебное пособие для студентов
вузов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – СПб.: Академия, 2015 г. 480 стр.
Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — М. : Издательство Юрайт, 2015
Слайд 8Дополнительная литература:
Щербатых, Ю. В. Психология труда и кадрового менеджмента в
схемах и таблицах: справочное пособие/ Ю. В. Щербатых. - 2-е
изд., стер.. - М.: КноРус, 2014. - 248 с. - (Бакалавриат). - Библиогр.: с. 239.
Смирнов, Б. А. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование: учебное пособие для вузов/ Б. А. Смирнов . - Харьков: Гуманитарный центр, 2010. - 380 с. - Библиогр.: с. 375. - Приложения: с. 329.
Тюшев, Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков: производственно-практическое издание/ Ю. В. Тюшев. - СПб.: Питер, 2008. - 160 с.: ил.. - (Практическая психология). - Библиогр.: с. 116. - Приложения: с. 120.
Слайд 9Тема 1. Обзорная характеристика наук о труде.
Труд – целесообразная, сознательная,
орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Деятельность
– активность человека, которой он сам придает смысл (целесообразная и орудийная).
Орудийность деятельности предполагает выполнение ее при помощи орудий труда (материальные и нематериальные).
Слайд 10 В орудиях труда заложена сумма предшествующих знаний человечества, накопленных по
вопросу выполнения данного действия.
Потребность можно определить как состояние недостатка чего-либо,
необходимого для поддержания или улучшения жизнедеятельности (функционирования) человека, социальной группы, общества в целом.
Действие имеет мотив (побудитель деятельности).
Слайд 13Психология труда
Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой
деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Объектом изучения психологии труда является
человек как реальный единственный субъект трудовой деятельности
Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют её в исполнительских действиях, а также свойств личности, через которые эта активность реализуется.
Слайд 14Основные разделы ПТ:
1. Традиционная психология труда, в которой изучаются история
развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики
трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкции личности в труде, психофизиологические основания труда и т.п.
2. Инженерная психология, изучающая информационное взаимодействие человека со сложной техникой, а также различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора.
Слайд 153. Психология управления (организационная психология), изучающая иерархические взаимоотношения работников в
условиях организации, а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях
повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов.
4. Профориентация, которая предполагает следующие направления: профинформацию, профрекламу, профпросвещение, профдиагностику, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональную поддержку клиента и т.п.
Слайд 165. Профессиональное образование: профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование
личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку
(или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности.
Слайд 17Дополнительные разделы ПТ:
Выделяют также дополнительные разделы психологии труда, образуемые часто
на стыке основных ее разделов:
психофизиология труда; психогигиена труда; психологические
(и психофизиологические) аспекты трудовой реабилитации; профориентация инвалидов; космическая психология; психология юридической деятельности; психология менеджмента, маркетинга и т.п. (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова).
Слайд 18Эргономика.
Предмет, объект и задачи эргономики.
Эргономика (от греч. érgon —
работа и nómos — закон) - это научная дисциплина, комплексно
изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности, связанной с использованием машин или механизмов с целью повышения эффективности функционирования таких систем путем оптимизации средств, условий и процесса труда.
Слайд 19История термина
Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году,
когда группа английских учёных положила начало организации Эргономического исследовательского общества.
В СССР в 1920-е годы предлагалось название «эргология», в США раньше имелось собственное наименование — исследование человеческих факторов, а в ФРГ — антропотехника.
Слайд 20 Объектом исследования эргономики является система "человек - машина - среда"
(СЧМ). Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее целое, в котором
ведущая роль принадлежит человеку.
Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.
Слайд 22 Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Сочетание
способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность функционирования СЧМ.
Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях – от требований человека к машине и условиям ее функционирования и, наоборот – от требований машины и условий ее функционирования к человеку. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между человеком и машиной.