Слайд 1Психология взаимодействия в процессе обучения и воспитания
Слайд 2План
- Характеристика общения;
Культура речи учителя Ф.К.;
Установление взаимопонимания;
Конфликтные ситуации и конфликты;
Формы
воздействия.
Слайд 3Общение - это частный вид коммуникации, специфичный для высокоразвитых живых
существ, в первую очередь для человека.
Под коммуникацией понимается связь, взаимодействие
двух систем, в ходе которого от одной системы к другой поступает сигнал, несущий информацию.
Общение людей – это связь между ними приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.
Слайд 4 Виды общения:
Непосредственное – опосредованное;
Формальное - неформальное;
Кратковременное – длительное;
Социально-ориентированное,
Групповое,
Личностно-ориентированное.
Слайд 5Характеристики общения
1. Содержание общения;
2. Функции общения;
3. Стороны общения;
4. Манера общения;
5.
Интенсивность общения;
Слайд 6Содержание общения
Передача от человека к человеку знаний;
Восприятие и понимание другого
человека;
Управление групповой деятельностью школьников;
Осуществление межличностных отношений;
Слайд 7Функции общения:
Познавательная (передача знаний и умений);
Экспрессивная (понимание эмоц. состояния учащихся);
Регулятивная;
Социального
контроля (нормы поведения);
Социализации (взаимодействие в группе)
Слайд 8Стороны общения
Реально наблюдаемое поведение общающихся, выражающееся в форме речевых или
неречевых обращений
Отражает особенности субъективного восприятия учащимися и учителем ситуации общения,
эмоциональные реакции, мотивы и цели контактирования
Внешняя сторона
Внутренняя сторона
Слайд 9Манера общения
Тон обращений;
Поведение учителя;
Расстояние между общающимися;
Размещение партнеров по общению;
Отношение (уважительное,
пренебрежительное)
Подражание («отзеркаливание»).
Слайд 10Средства общения
Речевые
Неречевые
Средства общения
доклад
выступление
команды
жесты
предметы
направленный
рассказ
Коды, символы
лекция
свободный
Диалог
Монолог
действия
мимика
Слайд 11Культура речи
Грамотность построения фраз;
Простота и ясность изложения;
Выразительность;
Грамотное произношение слов из
обыденной речи;
Правильное использование специальной терминологии;
Не многословие;
Рече-двигательная координация.
Слайд 12Факторы эффективного общения
Внешние
-обстановка общения:
(официальная, интимная)
-психологические характеристики учащихся:
(мотивы, свойства н.с., темперамент,
возраст, пол, социальный статус, установки)
Внутренние
-психологическая характеристика учителя:
(пед. такт, способности
к эмпатии, наблюдательность, правдивость, авторитет)
Слайд 13Установление взаимопонимания
Этапы:
- Возникновение первого впечатления о партнере по общению;
Изучение и
понимание партнера по общению;
Обеспечение понимания себя партнером по общению;
Сближение позиций;
Поддержание
взаимопонимания.
Слайд 14Психология конфликта
Конфликт – взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний,
мнений….
Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, то есть столкновение желаний,
мнений, интересов……
Слайд 15Причины и условия возникновения конфликтов
Смысловой барьер;
Снижение значимости «Требований»;
Субъективность восприятия замечаний;
Завышенные
требования;
Объективные условия (однообразие занятий, нечеткая организация и т.д.)
Субъективные условия
(искажения восприятия партнера по общению, отрицательное отношение к урокам ф.к., антипатия к учителю)
Слайд 16Типы конфликтных личностей
Демонстративный тип;
Ригидный тип;
Неуправляемый тип;
Сверхточный тип;
Целенаправленный тип.
Типы поведения в
конфликте:
-Практики;
-Собеседники;
-Мыслители.
Слайд 17Фазы развития конфликта
1.Конструктивная
-неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью;
-повышенный эмоциональный тон
речи, упреки, оправдания, игнорирование реакции партнера…..
-оба оппонента контролируют свое поведение.
2.Деструктивная
-неконтролируемое
общение;
-завышение своих возможностей, самоутверждение……
Слайд 18Исходы конфликта
Предупреждение конфликта;
Уход от конфликта;
Сглаживание конфликта;
Компромисс;
Конфронтация;
Принуждение;
Признание своей ошибки;
Слайд 19Правила поведения учителя в конфликтной ситуации
Не расширять предмет ссоры;
Проявлять справедливость;
Проявлять
эмоциональную выдержку;
Формулировать позитивное решение конфликта.
Слайд 20Управление учителем конфликтом между учащимися
Устранить реальный предмет спора;
Привлечь в качестве
арбитра незаинтересованное лицо;
Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих;
Создать условия, предотвращающие
непосредственное взаимодействие учащихся;
Выяснить как бы сами конфликтующие разрешили этот конфликт;
Изменить отношение конфликтующих друг к другу;
Убедить в необходимости уступить;
Представить причину конфликта в юмористическом виде.
Слайд 21Формы воздействия учителя на учащихся
-Проявление внимания к учащемуся;
-Просьба и требование(аргумент);
-Убеждение
(логическое обоснование) и внушение (эмоциональное воздействие);
-Принуждение;
-Оценка действий и поступков(фиксированная, нефиксированная,
парциальные, интегральные, прямая, косвенная);
-Поощрение и наказание;
-Отметка и ее психологическое воздействие;
-Юмор и шутки.