Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ
ВОСПИТАНИЯ
2020 г.
кандидат психологических наук, доцент,
Маркова Оксана Викторовна
Педагогическая психология
Слайд 2Основная литература
Мандель, Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.
- М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с. —
Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=457174
Сударчикова, Л.Г. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.Г. Сударчикова. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 320 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/63043
Петренко, С.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. Пособие / С.С. Петренко. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 118 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/51976
Фоминова, А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.html
Слайд 3Дополнительная литература
Логинова Л.И. Психологическое консультирование в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Логинова Л.И.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Институт специальной
педагогики и психологии, 2011.— 116 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29992.html
Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности: основные положения, исследования и 1992; СПб.: Питер Пресс.С -607 с.
Слайд 4Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Официальный сайт Министерства Образования и Науки:
www.edu.ru
Виртуальная психологическая библиотека: http://psyvoren.narod.ru/bibliot.htm
Мир психологии: http://www.psychology.net.ru
Психологические публикации по
различным разделам психологической науки: http: // www.psypublica.ru
Флогистон: Психология из первых рук: http://flogiston.ru./
Практическая психология: http://psynet.narod.ru/main.htm
Российская психология. Информационно-аналитический портал. http://www.rospsy.ru
Электронная версия журнала «Школьный психолог» http://psy.1september.ru
Слайд 5ПЛАН ЛЕКЦИИ
Определение и сущность воспитания.
Критерии и показатели воспитанности.
3. Основные подходы
к воспитанию:
3.1 Авторитарный подход
3.2 Бихевиористский подход
3.3 Гуманистический подход
3.4
Стадиальный подход к воспитанию
4. Принципы и закономерности воспитания
Слайд 6#1
Определение
и
сущность воспитания
Слайд 8
Что такое ВОСПИТАНИЕ?
Воспитание (в широком социальном смысле) — это целенаправленное
создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека (т.е. воспитание
= социализация)
Слайд 9
Что такое ВОСПИТАНИЕ?
Воспитание (в узком смысле) — это целенаправленная деятельность,
призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Слайд 10
Что такое ВОСПИТАНИЕ?
Воспитание (в локальном смысле) - это решение какой-либо
конкретной воспитательной задачи (например: формирование патриотизма в отдельно взятой группе).
.
Слайд 11
Что такое ВОСПИТАНИЕ?
(по Л.И. Божович)
Воспитание - это развитие личности ребенка.
Что
такое развитие личности?
Каковы критерии развитой личности?
Как развивать личность?
Слайд 12
Междисциплинарный подход к воспитанию
Слайд 13#2
Критерии
и
показатели воспитанности
Слайд 14
Показатели воспитанности
(по Н.Е. Щурковой)
внешний вид ребенка;
мимический и пластический образ;
речь;
поведение, складывающееся
из отдельных поступков;
избирательная деятельность;
реакции на социальные явления;
система его взаимоотношений с
окружающими;
качественность его предметной деятельности;
идеалы.
Показатель – это "то, что доступно восприятию, то, что "показывает" наличность чего-либо"
Слайд 15
Показатели воспитанности
(по А.К. Марковой)
Слайд 16
Уровни воспитанности
(по А.К. Марковой)
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:
широкий запас нравственных;
синтез нравственных представлений
в целостное индивидуальное мировоззрение;
согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами;
согласованность
нравственных знаний и убеждений с нравственным поведением.
«сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца.
Слайд 17
Уровни воспитанности
(по А.К. Марковой)
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:
слабые, разрозненные нравственные представления;
усвоенные нравственные
знания не всегда принимаются как основа личных убеждений;
личные мотивы рассогласованы
с общепринятыми правилами и нормами;
рассогласование нравственных знаний, убеждений, поступков;
цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех.
Слайд 18#3.1
Основные подходы к воспитанию:
авторитарный подход
Слайд 19
Авторитарное воспитание
(определение и сущность)
Авторитарное воспитание — это концепция педагогических
действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение воспитанника в процессе
формирования собственно человечесих потребностей и чувств.
Слайд 20
Авторитарное воспитание
(основное средство воспитания)
НАКАЗАНИЕ — метод воспитательного воздействия, целью
которого является побуждение виновного понять недопустимость совершенного им поступка.
Такое
понимание, объединяясь со страхом повторного наказания, становится неким психологическим барьером для повторения подобных действий.
Слайд 21
Авторитарное воспитание
(определение и сущность)
Авторитарное воспитание — это концепция педагогических
действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение воспитанника в процессе
формирования собственно человечесих потребностей и чувств.
Слайд 22
Требования к эффективному наказанию
Наказание должно быть незамедлительным и неизбежным;
Наказание должно
быть справедливым;
Ребенок должен понимать, за что его наказывают;
За один следует
одно наказание, если же провинностей несколько, то наказание может быть более строгим, но оно должно быть одним, за все сразу;
Если ребенок ранее заслужил поощрение, но не успел его получить, то наказание не должно его отменять;
Наказание полностью искупает вину
Слайд 23
«+» авторитарного воспитания
Формирует дисциплинированность и ответственность за свои действия;
Формирует послушание
и уважение к закону и порядку;
Ребенок чувствует себя в
безопасности рядом с родителями, ведь они точно знают, что необходимо сделать в той или иной ситуации.
Слайд 24
«-» авторитарного воспитания
Может сформироваться заниженная самооценка, малодушие, неактивность и неуверенность;
Риск
формирования выученной беспомощности;
Страдает психика ребенка, если он постоянно боится наказания;
Считается
то, что в период взросления, он может просто сорваться и пойти во все тяжкие, наверстывая все то, что ему запрещали.
Слайд 25#3.2
Основные подходы к воспитанию:
бихевиористский подход
Слайд 26
Бихевиористское воспитание
(определение и сущность)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ #1
Бихевиористское воспитание — это выработка
социально одобряемых, "правильных" реакций на стимулы, жизненные ситуации.
(Дж. Уотсон)
Слайд 27
Бихевиористское воспитание
(определение и сущность)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ #2
Бихевиористское воспитание — это организация
системы положительных и отрицательных подкреплений, с целью формирования социально-одобряемого поведения.
ВОСПИТАНИЕ
= ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(Б. Скиннер)
Слайд 28
Педагогический менеджмент
(определение и сущность)
Комплекс принципов, методов, организационных норм и
технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.
Понятия
«личность», «нравственное развитие», «собственно человеческие потребности и чувства» НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ!
Слайд 29
Бихевиористское воспитание
(основное средство воспитания)
ПОДКРЕПЛЕНИЕ — это любое событие (стимул),
которое следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появления.
Соответственно,
формирование сложного поведения у ребенка – это поэтапное формирование реакций
Слайд 30
Требования к эффективному (
ПОДКРЕПЛЕНИЮ
Подкрепление должно быть маленьким;
Подкрепление должно быть
систематическим;
Подкрепление дается во время желательного (нежелательного) действия;
Для дрессировки животных лучше
использовать первичные (биологические) подкрепления, для воспитания детей – вторичные (социальные)
Слайд 31
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Метод модификации (переучивания, с использованием положительных, отрицательных
и нулевых подкреплений);
Метод моделирования (родитель эталонная модель):
Метод поэтапных изменений;
Метод десенсибилизации
разработан для преодоления страхов и фобических реакций;
Методика «выключенного времени», или тайм-аут;
Техника «гиперкоррекции» направлена на устранение ущерба, возникшего в результате негативных проступков
Слайд 32
«+» бихевиористского воспитания
Воспитание без прямого давления, сохраняет психическое здоровье ребенка;
Поведение
ребенка становится легкоуправляемым;
Приемы и методы можно использовать для перевоспитания
и коррекции отклоняющегося поведения.
Слайд 33
«-» бихевиористского воспитания
Воспитание не затрагивает личность ребенка, направлено только на
формирование социально-желательного поведения;
Проблема ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ!
Слайд 34#3.3
Основные подходы к воспитанию:
гумманистический подход
Слайд 35
Бихевиористское воспитание
(определение и сущность)
Гуманистическое воспитание — это создание условии
для САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ребенка
Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в
отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути.
Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек»
Слайд 36
Гумманистическое воспитание
(основное средство воспитания)
НАБЛЮДЕНИЕ — это специально организованное, целенаправленное,
более или менее длительное и планомерное, активное восприятие внешних проявлений
индивидуальности ребенка
ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ - это сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого человека, так что эмпатическое слушание - это "сочувственное" слушание.
Слайд 37
Правила эмпатического
слушания
На время забыть о своих проблемах, освободить душу
от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и
предубеждений относительно собеседника;
В точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за высказыванием собеседника, сделать это так, чтобы он был уверен, что его понимают и принимают ;
Держать паузу
Слайд 38
УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
гуманистического воспитания
Ученики решают в процессе учения проблемы,
представляющие интерес и значимые для них
Педагог ведет себя по отношению
к ученикам конгруэнтно;
Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику;
Педагог проявляет эмпатию к ученику;
Педагог играет роль помощника, создает психологический комфорт и свободу ученика. ,
Слайд 39
ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ
гуманистического воспитания
Педагогическая система М. Монтессори;
Вальдорфская педагогика;
Система «гумманистических открытых
школ»
Слайд 40
«+» гуманистического воспитания
Воспитание без прямого давления, сохраняет психическое здоровье ребенка;
Воспитание
направлено на развитие личности ребенка и раскрытие его потенциала;
Воспитание формирует
высокую самооценку у ребенка.
Слайд 41
«-» гуманистического воспитания
Массовое распространение этой системы утопично, т.к. требует тотального
переучивания всех педагогов;
Малоэффективно в системе социального и экономического кризиса (пример
с доктором Бенджамином Споком).
Слайд 42#3.4
Основные подходы к воспитанию:
стадиальный подход
Слайд 43
Стадиальное воспитание
(определение и сущность)
Стадиальное воспитание подчиняется закону последовательной смены
стадий.
ВОСПИТАНИЕ следует за РАЗВИТИЕМ
Воспитание обязательно должно учитывать содержание каждой стадии
онтогенеза.
Слайд 44
Теория нравственного развития Лоуренса Колберга
Представители разных обществ и
культур не различаются по степени принятия основных ценностей;
Центральным понятием модели
является понятие справедливости;
Процесс морального развития во всех обществах подчиняется общим закономерностям;
Основные моральные нормы не являются автоматически усвоенными «внешними», а вырабатываются в ходе социального взаимодействия
Слайд 45
Уровни нравственного развития
(по Л. Колбергу)
Уровень 1. Доконвенциональный.
1.1
Ориентация на наказание и послушание (Как я могу избежать наказания?)
1.2
Наивная гедонистическая ориентация (Какая здесь польза для меня?)
Слайд 46
Уровни нравственного развития
(по Л. Колбергу)
Уровень 2. Конвенциональный.
2.1
Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе (социальные нормы, модель «хорошего
ребёнка»)
2.2 Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (Мораль соответствует правилам и законам)
Слайд 47
Уровни нравственного развития
(по Л. Колбергу)
Уровень 3. Постконвенциональный.
3.1
Утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора (социальный
контракт)
3.2 Универсальные этические принципы (собственные нравственные принципы и совесть как регулятор))
Слайд 48
«+» стадиального подхода к воспитания
Делает процесс воспитания предсказуемым;
Позволяет выстраивать стратегию
воспитательную;
Слайд 49
«-» стадиального подхода к воспитанию
Пассивная и подстраивающаяся позиция воспитателя;
Невозможно построить
тактику воспитательного воздействия (отсутствуют тактические приемы воспитания).
Слайд 50#4
Принципы и закономерности воспитания
Слайд 51
Закономерности воспитания
Воспитание совершается только путем активности самого ребенка.
Содержание деятельности на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка;
Соблюдение
пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности
Только в условиях любви и защищенности ребенок благоприятно развивается.
Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха
Слайд 52
Принципы воспитания
Принцип природосообразности воспитания;.
Принцип культуросообразности воспитания;
Принцип центрации
воспитания на развитии личности