Разделы презентаций


ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ 2020 г. кандидат психологических наук, доцент, Маркова

Содержание

Основная литератураМандель, Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с. — Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=457174 Сударчикова, Л.Г. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учебное

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ
ВОСПИТАНИЯ
2020 г.
кандидат психологических наук, доцент,
Маркова Оксана Викторовна
Педагогическая психология

ПСИХОЛОГИЯВОСПИТАНИЯ2020 г.кандидат психологических наук, доцент, Маркова Оксана ВикторовнаПедагогическая психология

Слайд 2Основная литература
Мандель, Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.

- М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с. —

Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=457174

Сударчикова, Л.Г. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.Г. Сударчикова. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 320 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/63043

Петренко, С.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. Пособие / С.С. Петренко. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 118 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/51976

Фоминова, А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 333 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.html



Основная литератураМандель, Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. -

Слайд 3Дополнительная литература
Логинова Л.И. Психологическое консультирование в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]:

учебное пособие/ Логинова Л.И.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Институт специальной

педагогики и психологии, 2011.— 116 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29992.html

Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности: основные положения, исследования и 1992; СПб.: Питер Пресс.С -607 с.




Дополнительная литератураЛогинова Л.И. Психологическое консультирование в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Логинова Л.И.— Электрон. текстовые данные.—

Слайд 4Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Официальный сайт Министерства Образования и Науки:

www.edu.ru
Виртуальная психологическая библиотека: http://psyvoren.narod.ru/bibliot.htm
Мир психологии: http://www.psychology.net.ru
Психологические публикации по

различным разделам психологической науки: http: // www.psypublica.ru
Флогистон: Психология из первых рук: http://flogiston.ru./
Практическая психология: http://psynet.narod.ru/main.htm
Российская психология. Информационно-аналитический портал. http://www.rospsy.ru
Электронная версия журнала «Школьный психолог» http://psy.1september.ru

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»Официальный сайт Министерства Образования и Науки: www.edu.ru Виртуальная психологическая библиотека:  http://psyvoren.narod.ru/bibliot.htmМир психологии:

Слайд 5ПЛАН ЛЕКЦИИ
Определение и сущность воспитания.

Критерии и показатели воспитанности.

3. Основные подходы

к воспитанию:
3.1 Авторитарный подход
3.2 Бихевиористский подход
3.3 Гуманистический подход
3.4

Стадиальный подход к воспитанию

4. Принципы и закономерности воспитания

ПЛАН ЛЕКЦИИОпределение и сущность воспитания.Критерии и показатели воспитанности.3. Основные подходы к воспитанию: 3.1 Авторитарный подход 3.2 Бихевиористский

Слайд 6#1

Определение
и
сущность воспитания

#1Определениеи сущность воспитания

Слайд 7
Что такое ВОСПИТАНИЕ?

Что такое ВОСПИТАНИЕ?

Слайд 8
Что такое ВОСПИТАНИЕ?

Воспитание (в широком социальном смысле) — это целенаправленное

создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека (т.е. воспитание

= социализация)



Что такое ВОСПИТАНИЕ?Воспитание (в широком социальном смысле) — это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития

Слайд 9
Что такое ВОСПИТАНИЕ?

Воспитание (в узком смысле) — это целенаправленная деятельность,

призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.



Что такое ВОСПИТАНИЕ?Воспитание (в узком смысле) — это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности,

Слайд 10
Что такое ВОСПИТАНИЕ?


Воспитание (в локальном смысле) - это решение какой-либо

конкретной воспитательной задачи (например: формирование патриотизма в отдельно взятой группе).
.



Что такое ВОСПИТАНИЕ?Воспитание (в локальном смысле) - это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например: формирование патриотизма в

Слайд 11
Что такое ВОСПИТАНИЕ?
(по Л.И. Божович)
Воспитание - это развитие личности ребенка.

Что

такое развитие личности?
Каковы критерии развитой личности?
Как развивать личность?





Что такое ВОСПИТАНИЕ?(по Л.И. Божович)Воспитание - это развитие личности ребенка.Что такое развитие личности?Каковы критерии развитой личности?Как развивать

Слайд 12
Междисциплинарный подход к воспитанию

Междисциплинарный подход к воспитанию

Слайд 13#2
Критерии
и
показатели воспитанности

#2Критерии и показатели воспитанности

Слайд 14
Показатели воспитанности
(по Н.Е. Щурковой)
внешний вид ребенка;
мимический и пластический образ;
речь;
поведение, складывающееся

из отдельных поступков;
избирательная деятельность;
реакции на социальные явления;
система его взаимоотношений с

окружающими;
качественность его предметной деятельности;
идеалы.

Показатель – это "то, что доступно восприятию, то, что "показывает" наличность чего-либо"




Показатели воспитанности(по Н.Е. Щурковой)внешний вид ребенка;мимический и пластический образ;речь;поведение, складывающееся из отдельных поступков;избирательная деятельность;реакции на социальные явления;система

Слайд 15
Показатели воспитанности
(по А.К. Марковой)

Показатели воспитанности(по А.К. Марковой)

Слайд 16
Уровни воспитанности
(по А.К. Марковой)

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:
широкий запас нравственных;
синтез нравственных представлений

в целостное индивидуальное мировоззрение;
согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами;
согласованность

нравственных знаний и убеждений с нравственным поведением.
«сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца.
Уровни воспитанности(по А.К. Марковой)ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: широкий запас нравственных;синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение;согласованность нравственных знаний с

Слайд 17
Уровни воспитанности
(по А.К. Марковой)

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:
слабые, разрозненные нравственные представления;
усвоенные нравственные

знания не всегда принимаются как основа личных убеждений;
личные мотивы рассогласованы

с общепринятыми правилами и нормами;
рассогласование нравственных знаний, убеждений, поступков;
цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех.
Уровни воспитанности(по А.К. Марковой)НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: слабые, разрозненные нравственные представления;усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных

Слайд 18#3.1

Основные подходы к воспитанию:
авторитарный подход

#3.1Основные подходы к воспитанию:авторитарный подход

Слайд 19
Авторитарное воспитание
(определение и сущность)


Авторитарное воспитание — это концепция педагогических

действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение воспитанника в процессе

формирования собственно человечесих потребностей и чувств.
Авторитарное воспитание(определение и сущность) Авторитарное воспитание — это концепция педагогических действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение

Слайд 20
Авторитарное воспитание
(основное средство воспитания)


НАКАЗАНИЕ — метод воспитательного воздействия, целью

которого является побуждение виновного понять недопустимость совершенного им поступка.

Такое

понимание, объединяясь со страхом повторного наказания, становится неким психологическим барьером для повторения подобных действий.
Авторитарное воспитание(основное средство воспитания) НАКАЗАНИЕ — метод воспитательного воздействия, целью которого является побуждение виновного понять недопустимость совершенного

Слайд 21
Авторитарное воспитание
(определение и сущность)


Авторитарное воспитание — это концепция педагогических

действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение воспитанника в процессе

формирования собственно человечесих потребностей и чувств.
Авторитарное воспитание(определение и сущность) Авторитарное воспитание — это концепция педагогических действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение

Слайд 22
Требования к эффективному наказанию
Наказание должно быть незамедлительным и неизбежным;
Наказание должно

быть справедливым;
Ребенок должен понимать, за что его наказывают;
За один следует

одно наказание, если же провинностей несколько, то наказание может быть более строгим, но оно должно быть одним, за все сразу;
Если ребенок ранее заслужил поощрение, но не успел его получить, то наказание не должно его отменять;
Наказание полностью искупает вину

Требования к эффективному наказаниюНаказание должно быть незамедлительным и неизбежным;Наказание должно быть справедливым;Ребенок должен понимать, за что его

Слайд 23
«+» авторитарного воспитания

Формирует дисциплинированность и ответственность за свои действия;

Формирует послушание

и уважение к закону и порядку;

Ребенок чувствует себя в

безопасности рядом с родителями, ведь они точно знают, что необходимо сделать в той или иной ситуации.
«+» авторитарного воспитанияФормирует дисциплинированность и ответственность за свои действия;Формирует послушание и уважение к закону и порядку; Ребенок

Слайд 24
«-» авторитарного воспитания

Может сформироваться заниженная самооценка, малодушие, неактивность и неуверенность;
Риск

формирования выученной беспомощности;
Страдает психика ребенка, если он постоянно боится наказания;
Считается

то, что в период взросления, он может просто сорваться и пойти во все тяжкие, наверстывая все то, что ему запрещали.
«-» авторитарного воспитанияМожет сформироваться заниженная самооценка, малодушие, неактивность и неуверенность;Риск формирования выученной беспомощности;Страдает психика ребенка, если он

Слайд 25#3.2

Основные подходы к воспитанию:
бихевиористский подход

#3.2Основные подходы к воспитанию:бихевиористский подход

Слайд 26
Бихевиористское воспитание
(определение и сущность)


ОПРЕДЕЛЕНИЕ #1
Бихевиористское воспитание — это выработка

социально одобряемых, "правильных" реакций на стимулы, жизненные ситуации.

(Дж. Уотсон)

Бихевиористское воспитание(определение и сущность) ОПРЕДЕЛЕНИЕ #1Бихевиористское воспитание — это выработка социально одобряемых,

Слайд 27
Бихевиористское воспитание
(определение и сущность)


ОПРЕДЕЛЕНИЕ #2
Бихевиористское воспитание — это организация

системы положительных и отрицательных подкреплений, с целью формирования социально-одобряемого поведения.
ВОСПИТАНИЕ

= ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(Б. Скиннер)
Бихевиористское воспитание(определение и сущность) ОПРЕДЕЛЕНИЕ #2Бихевиористское воспитание — это организация системы положительных и отрицательных подкреплений, с целью

Слайд 28
Педагогический менеджмент
(определение и сущность)


Комплекс принципов, методов, организационных норм и

технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.
Понятия

«личность», «нравственное развитие», «собственно человеческие потребности и чувства» НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ!


Педагогический менеджмент(определение и сущность) Комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на

Слайд 29
Бихевиористское воспитание
(основное средство воспитания)


ПОДКРЕПЛЕНИЕ — это любое событие (стимул),

которое следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появления.

Соответственно,

формирование сложного поведения у ребенка – это поэтапное формирование реакций
Бихевиористское воспитание(основное средство воспитания) ПОДКРЕПЛЕНИЕ — это любое событие (стимул), которое следует за реакцией и увеличивает вероятность

Слайд 30
Требования к эффективному (
ПОДКРЕПЛЕНИЮ
Подкрепление должно быть маленьким;
Подкрепление должно быть

систематическим;
Подкрепление дается во время желательного (нежелательного) действия;
Для дрессировки животных лучше

использовать первичные (биологические) подкрепления, для воспитания детей – вторичные (социальные)


Требования к эффективному (ПОДКРЕПЛЕНИЮ Подкрепление должно быть маленьким;Подкрепление должно быть систематическим;Подкрепление дается во время желательного (нежелательного) действия;Для

Слайд 31
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Метод модификации (переучивания, с использованием положительных, отрицательных

и нулевых подкреплений);
Метод моделирования (родитель эталонная модель):
Метод поэтапных изменений;
Метод десенсибилизации

разработан для преодоления страхов и фобических реакций;
Методика «выключенного времени», или тайм-аут;
Техника «гиперкоррекции» направлена на устранение ущерба, возникшего в результате негативных проступков




МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯМетод модификации (переучивания, с использованием положительных, отрицательных и нулевых подкреплений);Метод моделирования (родитель эталонная модель):Метод

Слайд 32
«+» бихевиористского воспитания

Воспитание без прямого давления, сохраняет психическое здоровье ребенка;

Поведение

ребенка становится легкоуправляемым;

Приемы и методы можно использовать для перевоспитания

и коррекции отклоняющегося поведения.
«+» бихевиористского воспитанияВоспитание без прямого давления, сохраняет психическое здоровье ребенка;Поведение ребенка становится легкоуправляемым; Приемы и методы можно

Слайд 33
«-» бихевиористского воспитания

Воспитание не затрагивает личность ребенка, направлено только на

формирование социально-желательного поведения;

Проблема ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ!

«-» бихевиористского воспитанияВоспитание не затрагивает личность ребенка, направлено только на формирование социально-желательного поведения;Проблема ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ!

Слайд 34#3.3

Основные подходы к воспитанию:
гумманистический подход

#3.3Основные подходы к воспитанию:гумманистический подход

Слайд 35
Бихевиористское воспитание
(определение и сущность)

Гуманистическое воспитание — это создание условии

для САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ребенка

Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в

отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути.
Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек»
Бихевиористское воспитание(определение и сущность) Гуманистическое воспитание — это создание условии для САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ребенкаСамоактуализация - это реализация себя

Слайд 36
Гумманистическое воспитание
(основное средство воспитания)


НАБЛЮДЕНИЕ — это специально организованное, целенаправленное,

более или менее длительное и планомерное, активное восприятие внешних проявлений

индивидуальности ребенка

ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ - это сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого человека, так что эмпатическое слушание - это "сочувственное" слушание.
Гумманистическое воспитание(основное средство воспитания) НАБЛЮДЕНИЕ — это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное

Слайд 37
Правила эмпатического
слушания
На время забыть о своих проблемах, освободить душу

от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и

предубеждений относительно собеседника;
В точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за высказыванием собеседника, сделать это так, чтобы он был уверен, что его понимают и принимают ;
Держать паузу
Правила эмпатическогослушания На время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от

Слайд 38
УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
гуманистического воспитания
Ученики решают в процессе учения проблемы,

представляющие интерес и значимые для них
Педагог ведет себя по отношению

к ученикам конгруэнтно;
Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику;
Педагог проявляет эмпатию к ученику;
Педагог играет роль помощника, создает психологический комфорт и свободу ученика. ,



УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ гуманистического воспитанияУченики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес и значимые для нихПедагог ведет

Слайд 39
ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ
гуманистического воспитания
Педагогическая система М. Монтессори;

Вальдорфская педагогика;

Система «гумманистических открытых

школ»


ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИгуманистического воспитанияПедагогическая система М. Монтессори;Вальдорфская педагогика; Система «гумманистических открытых школ»

Слайд 40
«+» гуманистического воспитания

Воспитание без прямого давления, сохраняет психическое здоровье ребенка;

Воспитание

направлено на развитие личности ребенка и раскрытие его потенциала;

Воспитание формирует

высокую самооценку у ребенка.
«+» гуманистического воспитанияВоспитание без прямого давления, сохраняет психическое здоровье ребенка;Воспитание направлено на развитие личности ребенка и раскрытие

Слайд 41
«-» гуманистического воспитания

Массовое распространение этой системы утопично, т.к. требует тотального

переучивания всех педагогов;

Малоэффективно в системе социального и экономического кризиса (пример

с доктором Бенджамином Споком).
«-» гуманистического воспитанияМассовое распространение этой системы утопично, т.к. требует тотального переучивания всех педагогов;Малоэффективно в системе социального и

Слайд 42#3.4

Основные подходы к воспитанию:
стадиальный подход

#3.4Основные подходы к воспитанию:стадиальный подход

Слайд 43
Стадиальное воспитание
(определение и сущность)


Стадиальное воспитание подчиняется закону последовательной смены

стадий.

ВОСПИТАНИЕ следует за РАЗВИТИЕМ

Воспитание обязательно должно учитывать содержание каждой стадии

онтогенеза.
Стадиальное воспитание(определение и сущность) Стадиальное воспитание подчиняется закону последовательной смены стадий.ВОСПИТАНИЕ следует за РАЗВИТИЕМВоспитание обязательно должно учитывать

Слайд 44
Теория нравственного развития Лоуренса Колберга


Представители разных обществ и

культур не различаются по степени принятия основных ценностей;
Центральным понятием модели

является понятие справедливости;
Процесс морального развития во всех обществах подчиняется общим закономерностям;
Основные моральные нормы не являются автоматически усвоенными «внешними», а вырабатываются в ходе социального взаимодействия
Теория нравственного развития Лоуренса Колберга Представители разных обществ и культур не различаются по степени принятия основных ценностей;Центральным

Слайд 45
Уровни нравственного развития
(по Л. Колбергу)



Уровень 1. Доконвенциональный.

1.1

Ориентация на наказание и послушание (Как я могу избежать наказания?)

1.2

Наивная гедонистическая ориентация (Какая здесь польза для меня?)
Уровни нравственного развития (по Л. Колбергу) Уровень 1. Доконвенциональный.1.1 Ориентация на наказание и послушание (Как я могу

Слайд 46
Уровни нравственного развития
(по Л. Колбергу)



Уровень 2. Конвенциональный.

2.1

Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе (социальные нормы, модель «хорошего

ребёнка»)

2.2 Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (Мораль соответствует правилам и законам)
Уровни нравственного развития (по Л. Колбергу) Уровень 2. Конвенциональный.2.1 Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе (социальные нормы,

Слайд 47
Уровни нравственного развития
(по Л. Колбергу)



Уровень 3. Постконвенциональный.

3.1

Утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора (социальный

контракт)
3.2 Универсальные этические принципы (собственные нравственные принципы и совесть как регулятор))
Уровни нравственного развития (по Л. Колбергу) Уровень 3. Постконвенциональный.3.1 Утилитаризм и представление о морали как продукте общественного

Слайд 48
«+» стадиального подхода к воспитания

Делает процесс воспитания предсказуемым;

Позволяет выстраивать стратегию

воспитательную;

«+» стадиального подхода к воспитанияДелает процесс воспитания предсказуемым;Позволяет выстраивать стратегию воспитательную;

Слайд 49
«-» стадиального подхода к воспитанию

Пассивная и подстраивающаяся позиция воспитателя;

Невозможно построить

тактику воспитательного воздействия (отсутствуют тактические приемы воспитания).

«-» стадиального подхода к воспитаниюПассивная и подстраивающаяся позиция воспитателя;Невозможно построить тактику воспитательного воздействия (отсутствуют тактические приемы воспитания).

Слайд 50#4

Принципы и закономерности воспитания

#4Принципы и закономерности воспитания

Слайд 51
Закономерности воспитания


Воспитание совершается только путем активности самого ребенка.


Содержание деятельности на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка;
Соблюдение

пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности
Только в условиях любви и защищенности ребенок благоприятно развивается.
Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха
Закономерности воспитания Воспитание совершается только путем активности самого ребенка. Содержание деятельности на каждый данный момент развития актуальными

Слайд 52
Принципы воспитания



Принцип природосообразности воспитания;.
Принцип культуросообразности воспитания;
Принцип центрации

воспитания на развитии личности

Принципы воспитания Принцип природосообразности воспитания;. Принцип культуросообразности воспитания;Принцип центрации воспитания на развитии личности

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика