Слайд 1Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ОО
Слайд 2Из обзора анкет читателей «Школьного психолога»
Вопрос: Определились ли Вы с
содержанием работы в условиях реализации ФГОС?
Ответы
«АКТИВИСТЫ»: «Наше ОУ является одной
из пилотных площадок в регионе по введению ФГОС. Я занимаюсь мониторингом введения ФГОС, оказываю научно-методическую помощь учителям (по возможности)», «У нас действует муниципальная программа «Сопровождение детей с трудностями обучения в условиях внедрения стандартов»
«ОПРЕДЕЛИВШИЕСЯ»: «Изучаю трудности педагогов в освоении новых образовательных стандартов, оказываю помощь в их преодолении», «Образовательный стандарт нового поколения отчетливо проявляется в учебных программах, а именно в учебной программе начальной школы. Особое внимание, согласно новым образовательным стандартам, уделяю нравственному развитию первоклассников и патриотическому воспитанию», «Провожу мониторинговые исследования первоклассников, консультирую педагогов, и родителей», «Я реализую программу социального воспитания и становления младших школьников «Начала этикета»
«НЕВКЛЮЧЕННЫЕ»: «У нас только планируется более плотное сотрудничество психологической службы с администрацией школы»
Слайд 3Из обзора анкет читателей «Школьного психолога»
Вопрос: Определились ли Вы с
содержанием работы в условиях реализации ФГОС?
Ответы
«СОТРУДНИЧАЮЩИЕ»: «Я провожу мониторинговые исследования
и совместно с администрацией корректируем инновационные программы. Ввели пилотную программу «Полного дня» по новым стандартам начальной школы. Являюсь членом экспертной группы по внедрению новых технологий и инновационных программ по внедрению образовательных стандартов нового поколения», «Провожу мониторинг эффективности образовательного процесса, участвую в методических и педагогических советах, в подготовке и проведении родительских собраний, консультирую участников образовательного процесса, провожу профилактическую и коррекционную работу по результатам диагностики», «разработала памятки в помощь учителю по формированию учебных навыков, консультирую учителей».
«НЕВИДЯЩИЕ СМЫСЛА»: «занимаюсь сопровождением первоклассников (диагностика, консультирование родителей, педагогов, администрации, проведение занятий с учащимися»)
(Из материалов Решетниковой О. Какие мы и нужны ли мы школе?)
складывается впечатление, что психологи, причем не только школьные, не читают
документов, которые напрямую определяют сферу их деятельности. … Наша общая беда – юридическая неграмотность. К сожалению, не только сами психологи в школах, но и руководители образовательных учреждений недостаточно хорошо знакомы с данными документами. Может быть, вина региональных психологических сообществ в том, что они обсуждают со специалистами не те проблемы, которые на самом деле надо было обсуждать?»
Ю.М. Забродин, доктор псих. н., профессор, проректор МГППУ
Слайд 5Нормативно-правовая база образования
(психологический аспект)
Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Профессиональный стандарт специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся)
Приказ Департамента образования Вологодской области от 03.04.2007 № 665 «О региональной службе комплексного сопровождения детей в образовании»
Слайд 6П.28 ФГОС НОО
Изменения,
которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373 (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357)
Дополнить пунктом 28 следующего содержания:
"28. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
Слайд 7П.28 ФГОС НОО
"28. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального
общего образования должны обеспечивать:
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
(сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).".
Слайд 8П.25 ФГОС ООО
25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего
образования должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по
отношению к начальной ступени общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
Слайд 9П.25 ФГОС ООО
25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего
образования должны обеспечивать:
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение
и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Слайд 10П.25 ФГОС СОО
25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:
преемственность
содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к ступени
основного общего образования;
учёт специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
Слайд 11П.25 ФГОС СОО
25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:
диверсификацию
уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации);
вариативность форм
психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Слайд 12 «Чтобы стать нужным системе
образования, психологу необходимо отказаться от роли «спасителя ребенка», защитника и
проводника, а стать сотрудником школы со своим четким функционалом, со своими обязанностями, с четко продуманными целями и сформулированными задачами. Ему придется работать не на одного ученика, выступать в качестве психотерапевта и консультанта, а на всех учащихся, плечом к плечу с учителями решая проблемы внедрения новых ФГОС, развития у детей необходимых компетенций, осуществляя психологическую помощь нуждающимся в ней и работая над целью, сформулированной в программе развития школы»
Игорь Вачков «Психолог образования в эпоху перемен»
Слайд 13Модели психолого-педагогического обеспечения ОО в условиях ФГОС
В условиях реализации ФГОС
ОО организация деятельности педагога-психолога (психолого-педагогической службы) может осуществляться на основе
разных моделей, которые выбирает образовательное учреждение совместно с муниципальными органами образования исходя из имеющихся возможностей и условий: модель со штатным специалистом ОУ и модель сетевого взаимодействия
В условиях перехода общеобразовательных организаций на новую систему финансирования психологическое сопровождение обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС может быть обеспечено как в рамках штатного расписания общеобразовательных учреждений (в рамках нормативного финансирования), так и в условиях аутсорсинга со стороны ПМСС- центров (часть 4 ст.42 Закон об образовании), педагогов-психологов базовых площадок, ресурсных центров (цифровых школ), иных учреждений.
Слайд 14Модель со штатным специалистом ОУ
Рис. 1. Модель обеспечения психолого-педагогических условий
в ОУ
при наличии штатного педагога-психолога
Слайд 15Модель сетевого взаимодействия
Рис. 2. Модель обеспечения психолого-педагогических условий в ОУ
-сетевое взаимодействие
Слайд 16Организационные модели, сложившиеся на институциональном уровне
Директор
(заместитель по учебно-воспитательной работе)
Консилиум
Организация экспертной
деятельности, распределение функций, планирование работы, оценка результативности
педагог-психолог
.
Модель 1
Слайд 17Первая модель, значимым координирующим органом которой выступает консилиум.
К достоинствам
этой модели следует отнести то, что она служит неплохой формой
объединения усилий специалистов педагогов-психологов со всем педагогическим составом, задействованным в решении проблемы.
Однако, согласно положению о консилиуме, «целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей (обучающихся, воспитанников». Сужается круг задач, в решение которых может включиться педагог-психолог
Слайд 18Педсовет
Определяются цели сопровождения в связи с образовательными задачами, контроль за
результативностью
Директор
Руководит административным совещанием по созданию проблемных групп
Проблемная группа
Составляет план мероприятий,
включая деятельность по психологическому обеспечению, распределяет функции, организует деятельность
Административное совещание
Назначается руководитель проблемной группы,
Уточняются цели и задачи деятельности проблемной группы
Проектная модель организации деятельности специалиста
Модель 2
Слайд 19Координационный совет
Педсовет
Административное совещание
Заместители
директора
Творческая, проблемная группа
Методическое объединение
ПМПк
Модель организации деятельности педагога-психолога
Слайд 20В проектной модели организации деятельности характерным является то, что педагог-психолог
изначально включен в команду, работающую по какому-то обозначенному на педсовете
направлению. Проблемная группа разрабатывает цели и задачи, виды и основные формы работы (среди которых может оказаться диагностика метапредметных и личностных результатов, проектирование образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода и проч.). Проблемная группа составляет регламент мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Во время определения направлений работы педагог-психолог сразу выступает в активной позиции. Он предлагает свою оценку проблемной ситуации, наряду с другими специалистами, формулирует возможные варианты решения и т.п. На основании плана работ проблемной группы педагог-психолог выстраивает индивидуальный план своей деятельности. Педагог-психолог может работать не в одной проблемной группе. Все виды работ должны быть сведены в индивидуальный план специалиста, что поможет ему выстроить годовой план работы, где все мероприятия будут согласованы по срокам.
Слайд 21При любой организационной модели педагог-психолог включён в разработку и реализацию
основной образовательной программы (таблица 1).
Педагог-психолог является полноправным участником образовательного
процесса. Он тесно сотрудничает с другими специалистами службы комплексного сопровождения: социальными педагогами, учителями-логопедами, тьюторами, Участвует в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов совместно с педагогами, прежде всего, с классными руководителями.
Слайд 22Роль педагога-психолога в разработке и реализации ООП ОО
Слайд 23Роль педагога-психолога в разработке и реализации ООП ОО
Слайд 24Роль педагога-психолога в разработке и реализации ООП ОО
Программа работы педагога-психолога
утверждается на коллегиальном органе управления школы с учетом максимально допустимой
нагрузки специалиста
Слайд 25Психологическое обеспечение учебной деятельности
В связи с тем, что приоритетным направлением
новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования (п.
18.2.1 ФГОС ООО), актуальной задачей становится организация соответствующего психологического обеспечения учебной деятельности, ориентированной на достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов.
Слайд 26Содержание психологического обеспечения учебной деятельности в условиях введения и реализации
ФГОС
Слайд 27Содержание психологического обеспечения учебной деятельности в условиях введения и реализации
ФГОС
Слайд 28Содержание психологического обеспечения учебной деятельности в условиях введения и реализации
ФГОС
Слайд 29Программа воспитания и социализации
Реализация программы воспитания и социализации предполагают совместную
работу педагога-психолога, педагогов и воспитателей (п.19.7. ФГОС НОО; п. 18.2.3.
ФГОС ООО; п.18.2.3. ФГОС СОО):
- по формированию уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
- по освоению обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
- по формированию готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;
- по формированию и развитию знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- по формированию экологической культуры.
Слайд 30Программа воспитания и социализации
Систематическая работа по сопровождению программы воспитания и
социализации осуществляется педагогом-психологом через:
- экспертизу воспитательной деятельности с позиций
системно-деятельностного подхода;
- участие в проектировании воспитательных мероприятий с последующей супервизией деятельности;
- реализацию развивающих, профилактических программ по отдельным направлениям воспитания и социализации.
Слайд 31Роль педагога-психолога в реализации программы воспитания и социализации
Слайд 32Роль педагога-психолога в реализации программы воспитания и социализации
Слайд 33Психологическое обеспечение программы коррекционной работы
Среди направлений психолого-педагогического обеспечения ФГОС особое
место занимает программа коррекционной работы, направленная на «коррекцию недостатков психического
и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории» (п.19.8. ФГОС НОО, п.18.2.4. ФГОС ООО, п. 18.2.4, ФГОС СОО)
Слайд 34Роль педагога-психолога в психологическом обеспечении программы коррекционной работы
Слайд 35Роль педагога-психолога в психологическом обеспечении программы коррекционной работы
Слайд 36Роль педагога-психолога в психологическом обеспечении программы коррекционной работы
Слайд 37Роль педагога-психолога ОУ в оценке метапредметных и личностных результатов
Педагог-психолог в
школе традиционно выполняет диагностические функции, обладает необходимой компетентностью в сфере
психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте и имеет определенные средства, возможности для осуществления такого рода деятельности.
Допустимы разные варианты включения педагога-психолога в оценку метапредметных и личностных результатов в зависимости от типа общеобразовательной организации, основной образовательной программы. Диагностическая деятельность педагога-психолога реализуется в системе внутренней оценки образовательных результатов, предполагает распределение обязанностей между психологом и педагогом.
Слайд 38Роль педагога-психолога ОУ в оценке метапредметных и личностных результатов
Слайд 39Роль педагога-психолога ОУ в оценке метапредметных и личностных результатов
Слайд 40Роль педагога-психолога ОУ в оценке метапредметных и личностных результатов
Слайд 41Сотрудничество учителя и педагога-психолога в исполнении ФГОС
Проектирование ООП (стратегическое проектирование)
Проектирование
учебных и внеучебных ситуаций, анализ уроков и внеурочной деятельности, воспитательных
мероприятий (тактическое проектирование)
Мониторинг сформированности УУД, оценка результатов
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов
Слайд 42Система психолого-педагогических условий реализации ООП
Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
Слайд 433.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
Требованиями Стандарта
к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
являются (п. 25 Стандарта):
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.