Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Бухлова Н.В., заведующая кафедрой общественно-гуманитарных
дисциплин и методики их преподавания Донецкого РИДПО
Слайд 2План
Актуальность проблемы и история вопроса.
Общая характеристика одаренности.
Педагогические условия развития одаренности.
Индивидуальная
образовательная траектория одаренного ученика.
Подготовка учителя к работе с одаренными учениками.
Слайд 3 Модернизация системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников
в условиях компетентностного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс
обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности .
Актуальность
Слайд 4
1.Между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых
детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им
предоставляются.
2.Между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и низким уровнем культуры социума.
3. Между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Проблемы в организации работы с одарёнными детьми при введении ГОС выражаются в следующих противоречиях:
Слайд 5 Все с детства знают, что вот это и то
невозможно. Но всегда находится неуч, который этого не знает. Именно
он и делает открытие.
Альберт Эйнштейн
Слайд 6«Кто Вас лучше всех поддерживал?»
А) родители - 74,9%;
б)
педагоги - 14%;
в) администрация учебного заведения - 2,8%;
г) другой
вариант - 8,3 %.
Слайд 7«Препятствует ли что-то реализации
Вашей одаренности?»
А) да - 80,4%;
б) нет -
4,4%;
в) не обращал внимания - 14%;
г) другой вариант - 1,
2%.
Слайд 8
«Чувствуете ли Вы поддержку со стороны государства?»
А) да - 25,5%;
б)
нет - 72,5%;
в) не имеет значения - 1,3%;
г) другой вариант
- 0,7%.
Слайд 9«Существуют ли у одаренных, по Вашему мнению, проблемы? Если да,
то какие? »
9% респондентов указали, что у одаренных нет специфических
проблем;
91% отметили наличие таких проблем. Чаще всего проблемами являются: замкнутость в себе, неприятие сверстниками, непонимание родителями, формальное отношение педагогов и администрации учебного заведения и тому подобное.
Слайд 10«Проводится ли в Вашем заведении планомерная работа по выявлению и
поддержке одаренных детей и молодежи?»
а) нет, не проводится - 20%;
б)
проводится по инициативе педагога - 35%;
в) проводится по инициативе психолога - 27%;
г) проводится по инициативе руководства - 18%.
Слайд 11Задание 1:
Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие
(талант,
одаренность, задатки, способности) :
Слайд 12
врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную
основу развития способностей.
Задатки —
Слайд 13 это подструктура личности, образуемая индивидуально-психологическими особенностями человека, выражающаяся в
его готовности к овладению определенными видами деятельности и к их
успешному осуществлению.
Способности -
Слайд 14 это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее
возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
(«Рабочая концепция одаренности»).
Одаренность —
Слайд 15 сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности,
отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
Талант -
Слайд 16 высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких
результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии
науки и культуры.
Гениальность -
Слайд 17Американский психолог Дж. Рензулли :
"одаренность — результат сочетания
трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и
настойчивости".
Слайд 19Основные составляющие проблемы одаренности:
профессиональная
и личностная
подготовка
педагогов,
психологов,
руководителей
учебных
заведений
выявление,
обучение,
воспитание
и развитие
одаренных
учащихся
Слайд 20
Особенности развития
познавательной сферы ОД
Любопытство – любознательность – познавательная потребность.
Сверхчувствительность
к проблемам.
Склонность к задачам дивергентного типа.
Оригинальность мышления.
Гибкость мышления.
Легкость генерирования идей.
Легкость
ассоциирования.
Способность к прогнозированию.
Высокая концентрация внимания.
Отличная память.
Способность к оценке.
Интересы и склонности.
Слайд 21Особенности психосоциального развития
Самоактуализация.
Перфекционизм.
Социальная автономность.
Эгоцентризм.
Лидерство.
Соревновательность.
Слайд 22Особенности эмоционального развития
Реалистическая Я-концепция.
Уважение к другим.
Эмпатическое отношение к людям.
Терпимость к
особенностям других людей.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Настойчивость в выполнении
задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
Чувство юмора.
Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
Внутренняя мотивация.
Слайд 23Психолого-педагогический мониторинг предусматривает:
комплексный характер оценивания;
длительность процесса идентификации;
анализ поведения ребенка в
тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям
и интересам;
экспертную оценку продуктов деятельности детей;
выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
Слайд 24многократность и многоэтапность обследования;
диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной
жизнедеятельности;
использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют
ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
анализ реальных достижений детей и подростков.
Диагностика детской одаренности
Слайд 25Методы поиска одаренных учащихся
Слайд 26Методы идентификации одаренных учащихся
Тестирование (лат. test – опыт, проба) –
метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задания (тесты), имеющие определенную
шкалу значений.
Наблюдение – основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.
Слайд 27Методы идентификации одаренных учащихся
Методы опроса в психолого-педагогическом исследовании – это
письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам
с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы.
Слайд 28Методы идентификации одаренных учащихся
Анкетирование – метод педагогического исследования, массового сбора
материала при помощи специально разработанных опросников (анкет).
Метод экспертных оценок -
метод прогнозирования, основанный на достижении согласия между членами экспертной группы.
Слайд 29Методы идентификации одаренных учащихся
Метод социометрии - исследование структуры межличностных отношений
в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы
по тем или иным социометрическим критериям.
Беседа – метод психолого-педагогического исследования, организуемый с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, интересов и т.п.).
Слайд 30Методы идентификации одаренных учащихся
Анализ продуктов деятельности (творчества) –
метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных
и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.п.) продуктов его деятельности.
Слайд 36Художественная одарённость
предусматривает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского
мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности. Художественная делится
на несколько подвидов:
изобразительную,
литературную,
музыкальную,
театральную,
хореографическую и др.
Слайд 37Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья
одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась, а
также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждений дополнительного образования.
Слайд 38Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора
образовательной области,
профиля
программ,
времени их освоения,
включения в разнообразные виды деятельности с
учетом индивидуальных наклонностей.
Слайд 39В этом смысле дворцы творчества, центры развития творчества детей и
юношества имеют уникальные возможности: здесь дети могут попробовать свои силы
в различных областях деятельности, активно вовлекаясь в групповые занятия музыкой, хореографией, сценическим и изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством.
Слайд 40
Творчество не приходит к детям по какому-то вдохновению.
Творчеству надо учить.
В.А. Сухомлинский
Слайд 41Основные задачи, которые необходимо решать в процессе сопровождения одарённых:
Формирование образовательной
среды, способствующей проявлению и развитию одарённости в детском коллективе:
разработка
индивидуальных образовательных маршрутов;
формирование адекватной самооценки;
охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
профилактика неврозов;
предупреждения изоляции одаренных в группе сверстников;
развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных.
Слайд 42Задача педагога:
помочь научиться видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных
явлениях;
развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их
выражать;
поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно;
развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске различных вариантов преодоления проблем на уроке общения с искусством.
Слайд 43www.themegallery.com
Модель работы с одарёнными учащимися
Цель: создание условий для обучения, воспитания,
развития; обеспечения образовательных потребностей ОУ.
принципы:
системности;
непрерывности;
саморазвития;
диалогичности;
самопознания;
информативности;
самоуправления;
творческой деятельности;
индивидуализации и дифференциации;
оптимизма
Слайд 44Индивидуальный образовательный маршрут -
это дифференцированная образовательная программа, целенаправленно
проектируемая и обеспечивающая ученику позиции субъекта выбора, разработки и реализации
образовательной программы в условиях осуществления учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В.Воробьёва, Н.А.Лабунская, А.П.Тряпицына , Ю.Ф.Тимофеева и др.).
Слайд 45Цель разработки индивидуальной образовательной траектории -
обеспечение качественного образования одаренного
учащегося, развития его личности при условии создания и реализации индивидуальной
учебной программы в рамках предмета.
Слайд 46Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:
включать изучение широких (глобальных)
тем и проблем;
использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции
тем и проблем, относящихся к разным областям знаний;
предусматривать изучение проблем “открытого типа”;
Слайд 47максимально учитывать интересы одаренных и поощрять углубленное изучение тем, выбранных
учащимся;
поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
обеспечивать гибкость и вариативность учебного
процесса;
предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;
Слайд 48учить детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев,
формировать у них навыки публичного обсуждения, отстаивания своих идей и
результатов творчества;
содействовать развитию самопознания, а также понимания индивидуальных особенностей других людей;
включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи.
Слайд 49Структура индивидуальной учебной программы
Слайд 50Стратегия планирования ИОТ
Выявление предпочтений участников.
Составление ИОТ.
Самоконтроль
за работой над ИОТ.
Самоанализ работы над ИОТ.
Слайд 51Алгоритм составления ИОТ
(для учащихся)
Сформулируй свою образовательную цель
Цель – это субъективный
образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель – значит предсказать,
спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать:
определенный срок;
успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям;
способы получаемого образования.
Слайд 52Алгоритм составления ИОТ (продолжение)
3. Выбери формы и методы обучения
Выбери те
формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный
материал, или предложи свои.
Ты должен:
знать, чему и каким образом тебя обучают на занятиях;
уметь сформулировать предложение для учителя (тренера, руководителя) по применению наиболее эффективных способов обучения;
уметь определить формы самообразования.
Слайд 534. Определи формы и методы контроля
Выбери предпочтительные для себя формы
и методы контроля:
как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо
учился;
каким способом лучше проверять твои знания по отдельным заданиям;
каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.
5. Спланируй свою учебную деятельность.
Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы образовательного учреждения.
6. Скорректируй ИОТ
По окончании I полугодия проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами.
Алгоритм составления ИОТ (продолжение)
Слайд 54Общая структура индивидуальной образовательной программы одаренного ученика:
Ожидаемые результаты.
Контрольно-оценочные материалы для
самопроверки и анализа своей деятельности, ее оценки, устранение возможных ошибок,
коррекции дальнейшей деятельности.
Список рекомендованной для учащихся литературы, интернет-ресурсов.
Приложения.
Слайд 55Для организации работы по ИОП педагогу необходимо:
составить план занятий, учитывая
направления ученического самообразования, склонности (гуманитарные, математические и т.п.), психологические особенности
ребенка;
определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам;
выбрать форму отчета (тесты, вопросы…) за определенный промежуток времени.
Слайд 56Результаты обучения по ИОП отслеживаются через:
самооценку учащегося (с помощью разнообразных
тестов);
отзыв тьютора о роботе учащегося;
еженедельные обсуждения-рефлексии с учащимися;
презентацию проектов и
результатов творческих разработок;
работу учащегося в качестве помощника, консультанта, эксперта;
результаты итоговой аттестации.
Слайд 57Схема самоанализа
обучающегося по ИОМ
Какие цели я ставил перед собой
в начале учебного года? (Что я хотел?).
Какие действия я спланировал
для достижения цели? (Что я должен сделать?).
Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?).
Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?).
Слайд 58Наиболее эффективны методы работы с ОД:
Метод применения. Позволяет учащимся
посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать
и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения по исследуемому объекту.
Метод сравнения . Дает возможность сопоставить версии разных учеников, а также их версии с культурно-историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т.д.
Слайд 59Наиболее эффективны такие методы работы с одаренными учащимися:
Метод ошибок.
Предусматривает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на
конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания . Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Слайд 60Наиболее эффективны такие методы работы с одаренными учащимися:
Метод "
если бы ...". Помогает детям нарисовать картину или составить описание
того, что произойдет, если в мире что-то изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
"Мозговой штурм". Позволяет собрать большое количество идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов .
Слайд 61Методы работы с одаренными детьми
Портфолио (в широком смысле слова) -
это
способ фиксирования, накопления и
оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период
его обучения.
Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к
разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые
формы оценивания, а также самооценивания.
Слайд 62поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять
возможности обучения и
самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формировать
умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Портфолио одаренных учащихся помогает решать важные педагогические задачи:
Слайд 63При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:
А)
«Портфолио документов»
Б) «Портфолио работ»
В) «Портфолио отзывов»
Слайд 64А) «Портфолио документов» -
портфель сертифицированных
(документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Подобная модель
предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав.
Слайд 65Примерная схема структуры «портфолио документов» и оценки его материала
Слайд 66Б) «Портфолио работ»
представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ
ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной
и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Слайд 67Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по
параметрам полноты, разнообразия
и убедительности материалов, качества
представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения
и др.
Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его
работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
Слайд 68Примерный вариант записей в «портфолио работ».
• Работы по искусству. Дается
перечень работ, фиксируется участие в выставках.
• Другие формы творческой активности:
участие в школьном театре, оркестре,
хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
Слайд 69Примерный вариант записей в «портфолио работ».
• Элективные курсы и факультативы.
Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой
проходили занятия.
• Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность.
• Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
• Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
Слайд 70Примерный вариант записей в «портфолио работ».
•Исследовательские работы и рефераты. Указываются
изученные материалы,
название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
•Проектные работы. Указывается
тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
•Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
Слайд 71Примерный вариант записей в «портфолио работ».
• Участие в научных конференциях,
учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его
организации и форма участия в нем
ученика.
• Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
• Другое.
Слайд 72В) «Портфолио отзывов» -
включает в себя характеристики отношения школьника к
различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы
дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов.
Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.
Слайд 73Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:
заключение о качестве выполненной работы (в
научном обществе школьников);
рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
отзыв о работе
в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;
резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;
эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;
другое.
Слайд 74Метод проектов -
образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых
знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у
них специфических умений и навыков с помощью системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.
Слайд 75МЕТОД ПРОЕКТОВ -
Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной
последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой
для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
(Е.С.Полат).
Слайд 76Идея метода проектов
стимулировать интерес учащихся к определенным
проблемам, требующим владения определенной суммой знаний и через проектную деятельность
предусматривают решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления.
Слайд 77Цель проектной деятельности -
понимание и применение учащимися знаний, умений
и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);
активизация
познавательной деятельности;
формирование учебной компетентности, соответствующей основным принципам концепции непрерывного самообразования;
формирование специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера.
Слайд 78Задачи проектной деятельности:
обучение планированию (определить цель, описать основные шаги по
ее достижению, сконцентрироваться на достижении цели в течение работы);
формирование навыков
сбора и обработки информации, материалов (выбрать необходимую информацию и правильно ее использовать); умение анализировать (креативность и критическое мышление); умение составлять письменный отчет (составлять план работы, презентовать информацию, оформлять библиографию);
формирование позитивного отношения к работе.
Слайд 79Проект – это 6 “П”:
проблема;
проектирование (планирование);
поиск информации;
продукт;
презентация;
портфолио.
Слайд 80
Темой проекта может быть:
объект;
исследование;
проблема;
дело.
Слайд 81Задание . Предложите темы для различных типов проектов, связанных с
декоративно-прикладным творчеством.
Слайд 82Основные требования к организации проектной технологии:
наличие значимой в исследовательском,
творческом плане проблемы (задачи );
практическая, теоретическая, познавательная значимость прогнозируемых результатов;
самостоятельная
(индивидуальная, групповая) деятельность учащихся;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
использование исследовательских методов: определение проблемы, исследуемых задач, вытекающих из нее, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, коррекция, выводы.
Слайд 83СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная
деятельность
Исследовательские
Поисковые
Научный метод
Дискуссии,
эвристические беседы
Мозговые
атаки
Ролевые игры
Рефлексивные
Слайд 84Критерии оценивания выполненных проектов:
аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая
направленность проекта и значимость выполненной работы;
объем и полнота разработок, выполнение
этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта;
аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений;
качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.
Слайд 85Презентация проекта —
процесс публичного представления заказчику или общественности
результатов проектной деятельности.
Слайд 86Оценка презентации проекта:
качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, объем
тезауруса, убедительность и убежденность;
объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
культура
речи, использование наглядных средств, чувство времени, удержания внимания аудитории;
ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие;
деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
Слайд 87Организация работы с одаренными детьми:
Знакомство с научной литературой о психологических
особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
Проведение
целенаправленных наблюдений внеучебной деятельностью учащихся.
Подбор материалов и проведение специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности.
Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
Слайд 88Советы педагогу по созданию ситуации успеха:
Снимите страх, психологический зажим
ребёнка перед деятельностью (простые задания).
Используйте на занятиях приёмы, развивающие память,
мышление, воображение (игры, творческие задания).
Не оценивайте достижения ребёнка в целом (на начальном этапе). Нужно выделить деталь результата и именно её объявить удачной, оригинальной, яркой, необычной и т. д. Детальная оценка стимулирует последующую деятельность, она объективна, справедлива, гуманна.
В деятельности необходимо постоянно создавать атмосферу радости, удивления, восторга. На некоторое время важно не замечать недостатков.
Слайд 89Ожидаемые результаты:
Повышение интеллектуального, коммуникативного, творческого уровня учащихся.
Творческая самореализация
члена детской организации
Обеспечение преемственности в работе.
Формирование системы работы с
нестандартными, креативными,
одаренными учащимися.
Слайд 90Профессиональные умения учителя:
умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического
обследования ребенка;
умение модифицировать учебные программы;
умение стимулировать когнитивные способности
учащихся;
умение работать по специальному учебному плану;
умение консультировать учащихся и родителей.
Слайд 91Личностные качества педагога:
Умение создать благоприятную атмосферу работы с детьми.
Доброжелательность: одаренные дети наиболее восприимчивы.
Способность формировать учебную мотивацию различными способами:
создавать ситуацию успеха, учитывать интересы и способности ребёнка.
Умение экспериментировать на занятиях.
Стремление к учебному сотрудничеству: ребенок становится партнёром учителя, субъектом учебной деятельности, активно проявляет инициативу и самостоятельность.
Слайд 92В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Слайд 93Литература
Моляко В. А. Проблема психологии творчества и разработка подхода к
изучению одаренности / В. А. Моляко // Вопросы психологии.– 1994.
– №5.– С. 86 –95.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика,1985. Т.1.
Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса М.: Изд. «Академия», 1996.
Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000.