Слайд 1Лекция
Курс «Психология и Педагогика»
Тема 8. Психические свойства личности.
Слайд 2Психические свойства личности
Психические свойства личности.
Направленность и установка личности.
Темперамент и характер
как свойства личности.
Задатки и способности личности. Классификация личностей.
Знания, навыки и
умения как свойства личности.
Слайд 3Личность
Личность – в общем плане, это совокупность определенных свойств внутренней
жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних
и тех же условиях материальная и духовная деятельность одних индивидов отличается от деятельности других.
Слайд 4Психические свойства
Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие
определенный уровень деятельности и поведения человека.
Слайд 5Направленность
Направленность личности – психическое свойство представляющее собой ценностно-ориентационную систему, иерархию
базовых потребностей и устойчивых мотивов поведения.
Слайд 6Мотив
Мотив – это побуждение к совершению действия, порожденное системой потребностей
человека, с различной степенью осознанности.
Слайд 7Функции мотивов
побудительная (поведение для достижения целей)
смыслообразующая (придают смысл поведению)
регулятивная (волевое
действие с учетом социальных норм)
Слайд 8Установка
Установка – это предрасположенность к мотивированному поведению относительно чего-либо.
Слайд 9Структурные элементы установки
Познавательный. Знания субъекта или носителя установки об объекте
установки. Истины, убеждения, мнения, гипотезы, предположения.
Эмоционально-мотивационный. Чувства высшего порядка. Радость,
уважение, восхищение, любовь или их противоположности. Желания, стремления, мотивы, которые мобилизуют человека к достижению цели.
Поведенческий или бихевиористический. Совокупность форм поведения. Речь, мимика, жесты, действия, направленные на реализацию намеченной цели. Легко поддается наблюдению.
Слайд 10Параметры различия установок
направленность установки – «к» или «от» цели, сближение
или удаление
интенсивность или сила установки – негативные и позитивные чувства
отличаются силой, с которой человек стремится либо уходит от чего-либо
содержание объекта установки – виды предметов, явлений или состояний, которых касается установка (напр. люди нарушающие закон)
область (диапазон) установки – количество характеристик объекта, на которые направлена установка
состав установки – степень комплектности её структурных элементов, полные / неполные
степень гармоничности компонентов, устойчивость – степень стабильности.
Слайд 11Темперамент
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных
с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу
развития характера;
Слайд 12Гиппократ
Если преобладает кровь (лат. – сангвис) – то темперамент будет
сангвистический
Если преобладает желчь («холе») – то темперамент будет холерический
Если преобладает
слизь («флегма») – то темперамент будет флегматический
Если преобладает черная желчь («мелана-холе») – то темперамент будет маланхолический.
Слайд 13Типы темперамента
Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного
процессов – меланхолик.
Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и
относительно сильным процессом торможения – холерик, «безудержный» тип.
Сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник, «живой» тип.
Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – флегматик, «спокойный» тип.
Слайд 21Психологические свойства темперамента
Сензитивность – возможность возникновения и скорость возникновения непроизвольных
психических реакций на внешний раздражитель (воздействие) наименьшей силы
Реактивность – сила
реакции
Активность – степень энергичности (активности)
Соотношение активности и реактивности – степень зависимости деятельности человека от реактивности (случайных обстоятельств, настроений, желаний) или от активности (целей, намерений, убеждений)
Темп реакции – скорость протекания психических процессов
Пластичность – легкость и гибкость приспособления к новым условиям
Ригидность – инертность, стабильность поведения, привычек, суждений
Экстраверсия – направленность человека по вне, на окружающее
Эмоциональная возбудимость – наименьшая степень воздействия, вызывающая эмоциональную реакцию и скорость её возникновения.
Слайд 22Экстраверты и Интроверты
Экстраверты — это тип личности (или поведения), который ориентирован в
своих проявлениях вовне, на окружающих.
Интроверты - тип личности, ориентированный "внутрь"
или "на" себя.
Слайд 23Экстраверсированность
Активность
Пассивность
Интроверсированность
Меланхолик
Холерик
Сангвиник
Флегматик
Пассивный экстраверт
Активный экстраверт
Активный интроверт
Пассивный интроверт
Слайд 24Характер
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и
проявляющаяся во взаимодействиях, обуславливая типичные для индивида способы поведения.
Слайд 25Характер человека проявляется
В отношении к другим людям. Родным и близким,
товарищам по учебе и работе, знакомым и малознакомым. Устойчивая и
неустойчивая привязанность, принципиальность или беспринципность, общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичное или грубое отношение.
В отношении к себе. Самолюбие и чувство собственного достоинства, приниженность или неуверенность в своих силах. Эгоцентризм / самоотверженность.
В отношении к делу. Добросовестность, исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность.
В отношении к вещам. Аккуратное / небрежное.
Слайд 26Задатки
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, являющиеся
лишь предпосылками для развития способностей.
Слайд 27Способности
Способности – это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности
и являющиеся условием успешности ее выполнения.
Слайд 28Классификация способностей
Природные или естественные способности. Биологическое развитие человека. Формируются через
условно-рефлекторные связи.
Специфические. Общественно-исторические корни, развитие индивида в социальной среде.
общие (сложные
и элементарные, отвечающие требованиям различного рода деятельности)
специальные (успех в отдельных видах деятельности)
теоретические (абстрактно-логическое мышление)
практические (конкретно практические действия)
учебные (успешность обучения, усвоения знаний, умений)
творческие (открытия, изобретения, создание предметов материальной и духовной культуры)
Слайд 29Знания
Знания – это социально обусловленная, полученная и обобщенная, в результате
исторического опыта информация, имеющая теоретическое и практическое значение.
Слайд 30Формы знания
донаучные знания
вне научные знания
научные знания
Слайд 31Формы знания
теоретические знания (содержат сведения о сущности предметов и явлений,
база для осуществления практической деятельности)
практические знания (сведения о способах использования
предметов и явлений)
Слайд 32Навык
Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью
освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля.
Слайд 33Классификация навыков
перцептивные (связанные с ощущениями)
интеллектуальные (аналитическая обработка ощущений на сознательном
и подсознательном уровнях)
двигательные (смесь обоих компонентов)
Слайд 34Умения
Умения – это оптимальные наиболее эффективные способы выполнения определенных действий,
которые основаны на приобретенных уже знаниях и навыках.