Слайд 1Лекция №1
Введение в психодиагностику
Лектор
Сахарова В.Г.
Слайд 2Цель лекции
раскрыть понятие психодиагностики как научной и практической дисциплины
Слайд 3План лекции:
1. Понятие психодиагностики (ПД);
2. ПД как научная дисциплина;
3. Номотетический
и идеографический подходы в ПД;
4. ПД как практическая дисциплина;
5. Структура
ПД;
6. Место ПД в системе психологического знания;
7. Понятие психологического диагноза;
8. Области практического использования результатов психодиагностической работы
Слайд 4 Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для
измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а
так же для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку
Слайд 5
Психодиагностику нельзя рассматривать как отдельную отрасль психологии по
аналогии с общей, клинической, психологией личности или психологией развития;
Психодиагностика не
имеет собственной, только ей присущей области исследования, собственного объекта изучения;
Психодиагностика существует не иначе как во взаимодействии с другими предметными областями психологии
Ян тер Лаак считает, что
Слайд 6
Предмет психодиагностики - индивидуальные особенности проявления тех или
иных психических состояний
Слайд 7Психодиагностика как научная дисциплина
Слайд 8
Одно из определений понятия «психодиагностика» относит
его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования
в практике различных психодиагностических средств, то есть психодиагностика выступает как научная дисциплина
Слайд 9
Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в
русле которой ставятся следующие общие вопросы:
Слайд 101. Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной
оценки?
2. Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания
для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?
3. В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?
Слайд 114. Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?
5. Каковы основания
достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения
психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способам их интерпретации?
6. Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?
Слайд 12Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в
развитии психики человека
Принцип отражения
Слайд 13Принцип развития
ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции
их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений
Слайд 14 сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность
одновременно регулируется сознанием и психикой
Принцип единства сознания и деятельности
Слайд 15Личностный принцип
требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека,
учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза
Слайд 16 В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания
индивидуально-психологических особенностей человека:
Номотетический (от лат. Norma –
образец) подход – измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой;
Идеографический (от греч. образ, идея) подход – распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание
Слайд 17Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
понимание объекта измерения;
направленность измерения;
характер методов измерения
Слайд 19Психодиагностика как практическая деятельность
Слайд 20 Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу
деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются
не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики.
Слайд 21
1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту;
2.
Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать
для того, чтобы успешно справляться со своей работой
Она включает в себя:
Слайд 223. Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того,
что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным
методом психодиагностики
Слайд 234. Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в
области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области
Слайд 24Выделяют 2 основные психодиагностические ситуации:
Ситуация клиента –
когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за
консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения)
Слайд 25 Ситуация экспертизы – когда к психологу обращается
администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в
диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности
Слайд 26 Ситуацию клиента и ситуацию экспертизы различают по
следующим признакам:
- мотивация клиента, готовность к сотрудничеству;
В ситуации СК клиент сам обратился за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса.
В ситуации СЭ человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен;
Слайд 27 Характер обратной связи с заказчиком (клиентом и администрацией)
В ситуации СК ответ психолога может быть в виде
консультации, психокоррекции;
В ситуации СЭ ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения
Слайд 28Варианты использования психодиагностических данных
Слайд 291. Данные используются специалистом смежником для постановки непсихологического диагноза или
формулирования административного решения(Например, в медицине, суде проф. отборе психолог дает
заключение о степени выраженности тех или иных свойств, а решение принимают третьи лица
Слайд 302. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя
вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля (Например, школьная
неуспеваемость)
Слайд 313. Психологический диагноз необходим для самостоятельной работы с клиентов.
От качества психодиагностики зависит 90 % успеха; сведения,
полученные психодиагностом, будут использоваться самим клиентом в целях саморазвития или в других целях
Слайд 324. Данные используются самим психологом для постановки психологического диагноза для
разработки путей психологического воздействия
Соответственно используются различные методики с
различной направленностью
Слайд 33 Тем не менее, оба комплекса вопросов — теоретические
и практические — тесным образом взаимосвязаны.
Для того чтобы быть
специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики
Слайд 34Задачи:
1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства
или особенности поведения;
2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение
в определенных количественных и качественных показателях;
3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо;
4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей
Слайд 37 Образовательная психодиагностика - не только широко использует разнообразные
психологические методики, к этой области должны быть отнесены те тесты,
которые создаются в соответствии с психометрическими требованиями, но предназначены не для оценки способностей или черт личности, а для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности);
Слайд 38 Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей
больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защит
и т. д.)
Слайд 39 Помимо названных областей следует выделить профессиональную психодиагностику, поскольку
профориентация и профотбор невозможны без использования и развития диагностических методик
Слайд 40Место психодиагностики в системе психологического знания
Слайд 41Фундаментальную (изучает общие закономерности функционирования и развития психики);
Прикладную (изучает специфические
закономерности психической деятельности в конкретных условиях);
Практическую (решает на научной основе
задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей) она отличается наличием прямого контакта с реальным объектом практической деятельности
Слайд 42
т.о. психодиагностика как практика является одним из
видов деятельности практического психолога, а как научная дисциплина разделом практической
психологии
Слайд 43Понятие психологического диагноза
Слайд 44 Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты
будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой
В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза
Слайд 451
диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо
признака. В этом случае полученные при диагностировании данные об индивидуальных
особенностях психики испытуемого соотносятся или с нормой (при определении патологии развития), или с неким заданным критерием
Слайд 462
диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых
на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Для
этого требуется провести сравнение полученных при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения с определенным критерием (например социально-психологическим нормативом)
Слайд 47
В зависимости от целей психодиагностического исследования результаты его могут быть:
Слайд 481. Переданы другим специалистам (врачам, педагогам- дефектологам, практическим психологам и
др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей
работе;
2. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям
3. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с исследуемым
Слайд 49 Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностической
работы
Слайд 501. Во-первых, психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения
и воспитания;
2. Во-вторых, психодиагностика является важной составляющей деятельности специалистов
по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах профконсультаций, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях
Слайд 513) В-третьих, результаты психодиагностических испытаний применяются в клинико-консультационной и психотерапевтической
работе;
4) В-четвёртых, психодиагностика находит все большее применение в судебной
практике, при проведении судебно-психиатрической экспертизы