Разделы презентаций


Психологические основы здоровья

Содержание

План Критерии психического здоровьяПринципы тренировки психических возможностейФизиологические основы памятиИндивидуально-типологические особенности личности и здоровьеЭмоции и здоровьеВозрастные и половые психофизиологические особенности человека

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психологические основы здоровья

Психологические основы здоровья

Слайд 2План
Критерии психического здоровья
Принципы тренировки психических возможностей
Физиологические основы памяти
Индивидуально-типологические особенности

личности и здоровье
Эмоции и здоровье
Возрастные и половые психофизиологические особенности человека

План Критерии психического здоровьяПринципы тренировки психических возможностейФизиологические основы памятиИндивидуально-типологические особенности личности и здоровьеЭмоции и здоровьеВозрастные и половые

Слайд 3
Психика человека — это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов

и состояний, которые по-разному реализуются у различных людей, создавая определенные

индивидуальные особенности личности.
Психика проявляет себя в форме психических процессов: ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля.
Психика человека — это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов и состояний, которые по-разному реализуются у различных

Слайд 4Психическое здоровье
 - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать

свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и

плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Характеризуется отсутствием психических или психосоматических заболеваний; нормальным развитием психики в соответствии с возрастными особенностями; благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.


Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными

Слайд 5Критерии психического здоровья:
осознание постоянства и идентичности своего физического и

психического «Я».
чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
критичность к

себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам.
адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
 

Критерии психического здоровья: осознание  постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».чувство постоянства и идентичности переживаний

Слайд 6Признаки ухудшения психического здоровья
Снижение умственной работоспособности
Вегетативные изменения
Нарушения сна
Увеличение времени для

восстановления работоспособности
Негативное эмоциональное состояние

Признаки ухудшения психического здоровьяСнижение умственной работоспособностиВегетативные измененияНарушения снаУвеличение времени для восстановления работоспособностиНегативное эмоциональное состояние

Слайд 7Невроз – срыв высшей нервной деятельности
Общие неврозы:
Неврастение (астенический невроз)
Невроз

страха
Невроз навязчивых состояний
Истерический невроз
Системные неврозы
Недержание мочи (энурез)
Заикание (логоневроз)
Тики (привычные быстрые,

непроизвольные, стереотипно повторяющиеся движения)
Невроз – срыв высшей нервной деятельностиОбщие неврозы: Неврастение (астенический невроз)Невроз страхаНевроз навязчивых состоянийИстерический неврозСистемные неврозыНедержание мочи (энурез)Заикание

Слайд 8Форма нервного срыва определяется:

Индивидуальными особенностями ВНД (тип ВНД)
Исходным состоянием высших

отделов мозга
Соматическим состоянием организма в момент развития невроза

Форма нервного срыва определяется:Индивидуальными особенностями ВНД (тип ВНД)Исходным состоянием высших отделов мозгаСоматическим состоянием организма в момент развития

Слайд 9
Причиной любого невроза является несоответствие между степенью напряжения мозга и

условиями, обеспечивающими восстановление его состояния и работоспособности.

Причиной любого невроза является несоответствие между степенью напряжения мозга и условиями, обеспечивающими восстановление его состояния и работоспособности.

Слайд 10Факторы, способствующие развитию невроза
Перенапряжение процесса возбуждения
Перенапряжение тормозного процесса
Перенапряжение подвижности нервных

процессов
«Сшибка» нервных процессов – столкновение возбуждения и торможения (одновременное действие

раздражителей с противоположным эффектом)
При неврозе преимущественно страдает тот процесс, отставание которого исходно характеризует нервную систему
Факторы, способствующие развитию неврозаПеренапряжение процесса возбужденияПеренапряжение тормозного процессаПеренапряжение подвижности нервных процессов«Сшибка» нервных процессов – столкновение возбуждения и

Слайд 11Фазовые состояния нервной системы при неврозах
Наблюдается неадекватная

реакция на различные по силе раздражители (нарушение закона силы):
Наркотическое –последовательное

выпадение реакции на слабые, а затем и на сильные раздражители
Парадоксальное
Состояние средних раздражителей- максимальный ответ на раздражители средней силы
Тормозное
Ультрапарадоксальное
Уравнительное

Фазовые состояния нервной системы при неврозах   Наблюдается неадекватная реакция на различные по силе раздражители (нарушение

Слайд 12Исторический подход к пониманию психосоматики
Психосомати́ческие заболева́ния — группа болезненных состояний,

появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой

психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологи-
ческие расстройства, проявляющиеся
на психическом уровне, или физиоло-
гические патологии, развивающиеся
под влиянием психогенных
факторов.
Исторический подход к пониманию психосоматикиПсихосомати́ческие заболева́ния — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических

Слайд 13 Принципы тренировки психических возможностей
- четко сформулировать цель и стремиться

к ее достижению;
- работать последовательно и целеустремленно;
- необходимо приложить достаточно

усилий, особенно на начальном этапе тренировки;
- разнообразить содержание работы
нагрузка в упражнениях должна увеличиваться постепенно, а между большими нагрузками должны быть соответствующие перерывы
Регулярность
Избегать возбуждающих средств
Принципы тренировки психических возможностей- четко сформулировать цель и стремиться к ее достижению;- работать последовательно и целеустремленно;-

Слайд 14Методы регуляции психики:
двигательная активность, которая создает доминантный очаг возбуждения

в сенсомоторной зоне, который подавляет возбуждение других зон — в

результате этого процесса состояние напряжения снижается.
Аутотренинг, который дает хороший восстановительный и оздоровительный эффект через релаксацию
Массаж (общий, точечный, бесконтактный). Пример бесконтактного массажа –человеческая речь (низкочастотные звуки успокаивают нервную систему)
Важный резерв повышения психических возможностей человека- управления собственной памятью
Методы регуляции психики:  двигательная активность, которая создает доминантный очаг возбуждения в сенсомоторной зоне, который подавляет возбуждение

Слайд 15Память —
одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная

сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Слайд 16Процессы памяти
Восприятие и запечатление (фиксация) информации – может быть произвольным

и непроизвольным. Стимулы, имеющее большее биологическое значение, фиксируются эффективнее
Сохранение информации

– центральное звено в системе памяти. По мере поступления новой информации происходит трансформация раннее поступившей.
Воспроизведение - наиболее уязвимый процесс

Процессы памятиВосприятие и запечатление (фиксация) информации – может быть произвольным и непроизвольным. Стимулы, имеющее большее биологическое значение,

Слайд 17Виды памяти по форме проявления
Образная (модально-специфическая):
Зрительная
Слуховая
Тактильная
Моторная
Словесно –

логическая
Эмоциональная – способность запоминать и воспроизводить эмоционально значимые события


Виды памяти по форме проявленияОбразная (модально-специфическая):Зрительная Слуховая ТактильнаяМоторная Словесно – логическаяЭмоциональная – способность запоминать и воспроизводить эмоционально

Слайд 18Эмоциональная память

Истинная – способность воспроизводить эмоциональное состояние
Абстрагированная – воспроизведение эмоционально

значимого события без чувственной окраски
Черты эмоциональной памяти:
Быстрота формирования
Надмодальность

– независимость от конкретных сенсорных воздействий

Эмоциональная памятьИстинная – способность воспроизводить эмоциональное состояниеАбстрагированная – воспроизведение эмоционально значимого события без чувственной окраски  Черты

Слайд 19
По уровню управления памятью:
Непроизвольная
Произвольная
По способу запоминания:
Неосмысленная (непосредственная, механическая) –

запоминание без использования специальных приемов
Опосредованная – использование вспомогательных средств для

запоминания (элемент логической смысловой памяти)
По уровню управления памятью:Непроизвольная ПроизвольнаяПо способу запоминания:Неосмысленная (непосредственная, механическая) – запоминание без использования специальных приемовОпосредованная – использование

Слайд 20Произвольная мнестическая деятельность
Включает стадии мотива, программирования, использования

различных способов и приемов запоминания, контроля и коррекцию результата

Произвольная мнестическая деятельность   Включает стадии мотива, программирования, использования различных способов и приемов запоминания, контроля и

Слайд 21Свойства памяти
Точность
Объём
Скорость процессов запоминания
Скорость процессов воспроизведения
Скорость процессов забывания

Свойства памятиТочностьОбъёмСкорость процессов запоминанияСкорость процессов воспроизведенияСкорость процессов забывания

Слайд 22Законы памяти
Закон интереса
Закон осмысления
Закон установки
Закон действия
Закон контекста
Закон торможения
Закон оптимальной длины

ряда
Закон края
Закон повторения

Законы памятиЗакон интересаЗакон осмысленияЗакон установкиЗакон действияЗакон контекстаЗакон торможенияЗакон оптимальной длины рядаЗакон краяЗакон повторения

Слайд 23Типы ВНД
Это совокупность врожденных (генотип)

и приобретенных (фенотип) индивидуальных свойств нервной системы, определяющие характер взаимодействия

организма с окружающей средой.

Типы ВНД     Это совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) индивидуальных свойств нервной системы,

Слайд 24Свойства нервных процессов
Характеристики возбуждения и торможения, дающие

представление о том, в какой степени каждый из этих процессов

проявляется и как они воздействуют друг на друга
Сила
Уравновешенность
Подвижность

Свойства нервных процессов   Характеристики возбуждения и торможения, дающие представление о том, в какой степени каждый

Слайд 25Классификация типов ВНД по И.П.Павлову
Сильный неуравновешенный (безудержный)
Сильный уравновешенный подвижный (живой

тип)
Сильный уравновешенный инертный (спокойный)
Слабый

Классификация типов ВНД по И.П.ПавловуСильный неуравновешенный (безудержный)Сильный уравновешенный подвижный (живой тип)Сильный уравновешенный инертный (спокойный)Слабый

Слайд 26Типы ВНД и темперамент

Типы ВНД и темперамент

Слайд 28Классификация типов ВНД детей дошкольного возраста (по Н.И. Красногорскому)
Быстрый (уравновешенный)-

близок к сангвинику. Равное взаимоотношение между корой и подкорковыми структурами
Медленный

(кортикальный)- соответствует флегматику
Эмоционально вспыльчивый (подкорковый)- соответствует холерику
Слабый (гиподинамический)-соответствует меланхолику
Классификация типов ВНД детей дошкольного возраста  (по Н.И. Красногорскому)Быстрый (уравновешенный)- близок к сангвинику. Равное взаимоотношение между

Слайд 29Классификация типов ВНД детей дошкольного возраста (А.Г.Иванов-Смоленский)

Основана на способности ребенка образовывать (+) и (-) условные

рефлексы:
Лабильный
Инертный
Возбудимый
Тормозной
Существенные коррективы в характеристику типов ВНД вносит период полового созревания
Классификация типов ВНД детей дошкольного возраста (А.Г.Иванов-Смоленский)     Основана на способности ребенка образовывать (+)

Слайд 30Классификация темперамента по Айзенку
Основана на выявлении степени экстра-

и интроверсии и уровня нейротизма (стабильности). Об экстра- и интроверсии

судят по тому, от чего зависит реакция и деятельность человека: от внешних впечатлений и общения с людьми (экстраверсия) или от внутреннего мира (интроверсия)
Классификация темперамента по Айзенку  Основана на выявлении степени экстра- и интроверсии и уровня нейротизма (стабильности). Об

Слайд 31Классификация темперамента по Айзенку


Стабильный экстраверт
Нестабильный экстраверт
Стабильный интроверт
Нестабильный интроверт

Классификация темперамента по АйзенкуСтабильный экстравертНестабильный экстравертСтабильный интровертНестабильный интроверт

Слайд 32Инстинкты –исток личностных особенностей человека, мотивов его поведения

Согласно концепции В. И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов:


самосохранения,
продолжения рода,
альтруистический,
исследовательский ,
доминирования,
свободы
сохранения достоинства
Инстинкты –исток личностных особенностей человека, мотивов его поведения   Согласно концепции В. И. Гарбузова, можно выделить

Слайд 33
В зависимости от доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная

фундаментальная типология индивидуальности. Каждый человек принадлежит к одному из семи

типов: I — «эгофильному», II — «генофильному» (от латин. genus — род), III— «альтруистическому», IV — «исследовательскому», V — «доминантному», VI — «либертофильному» (от латин. libertas — свобода), VII — «дигнитофильному» (от латин. dignitas — достоинство).
В зависимости от доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности. Каждый человек принадлежит к

Слайд 34Сигнальные системы
1-я сигнальная система – Это система восприятия непосредственных,

чувственных сигналов внешней и внутренней среды (звук, свет, запах и

др.), анализ и синтез этой информации.
Формирует конкретно-чувственное отражение окружающего мира –ощущения, восприятия, представления; является базой конкретно- образного мышления
2-я сигнальная система – особая система сигнализации, связанная со словесным раздражителем- «сигналом сигналов»
Формирует абстрактно-обобщенное отражение окружающего мира – в понятиях, суждениях, умозаключениях
Является основой абстрактно-логического мышления человека

Сигнальные системы1-я сигнальная система –  Это система восприятия непосредственных, чувственных сигналов внешней и внутренней среды (звук,

Слайд 35Типы ВНД человека в зависимости от соотношения I и II

сигнальных систем
средний
художественный
мыслительный
художественно-мыслительный


Типы ВНД человека в зависимости от соотношения I и II сигнальных системсреднийхудожественныймыслительныйхудожественно-мыслительный

Слайд 36Функциональная асимметрия КБП

Виды асимметрии:
Двигательная (ручная-

правши, левши)
Сенсорная
Психическая
Каждая имеет разную

степень выраженности, существуют различные сочетания асимметрий
Функциональная асимметрия КБП     Виды асимметрии:Двигательная (ручная- правши, левши)Сенсорная Психическая    Каждая

Слайд 37Асимметрия полушарий мозга

Асимметрия полушарий мозга

Слайд 39Эмоции
Личностное, субъективное, основанное на потребностях и

мотивациях, отношение к окружающим и к самому себе
Эмоциональный фон –

общее,глобальное отношение, зависит от типа ВНД
Эмоциональное реагирование – эмоциональная реакция в конкретной ситуации
Эмоции   Личностное, субъективное, основанное на потребностях и мотивациях, отношение к окружающим и к самому себеЭмоциональный

Слайд 40Функциональная роль эмоций
Отражательная , сигнальная
Подкрепляющая – при выработке условных рефлексов

и торможения
Регуляторная (мобилизующая)- регулируют поведение, влияют на функции внутренних органов

и на состояние здоровья в целом
Коммуникативная – выражают субъективное отношение в процессе общения
Функциональная роль эмоцийОтражательная , сигнальнаяПодкрепляющая – при выработке условных рефлексов и торможенияРегуляторная (мобилизующая)- регулируют поведение, влияют на

Слайд 41Классификация эмоций
По удовлетворению организма:
Положительные
Отрицательные
По проявлению:
Стенические
(мобилизуют энергетические ресурсы)
2 Астенические

(отсутствие энергетического резерва)


Классификация эмоцийПо удовлетворению организма:ПоложительныеОтрицательныеПо проявлению:Стенические (мобилизуют энергетические ресурсы)2  Астенические (отсутствие энергетического резерва)

Слайд 42Классификация эмоций
По длительности и интенсивности:
Настроение
Страсть
Аффект
По степени осознания
По степени контроля
Качественная

характеристика – по мотивации

Классификация эмоцийПо длительности и интенсивности:НастроениеСтрасть АффектПо степени осознанияПо степени контроляКачественная характеристика – по мотивации

Слайд 43Фундаментальные эмоции человека
Радость, удивление, интерес – мотивируют творчество
Гнев, презрение, отвращение

– враждебная триада
Стыд, вина, страх – стремление скрыться, исчезнуть






Фундаментальные эмоции человекаРадость, удивление, интерес – мотивируют творчествоГнев, презрение, отвращение – враждебная триадаСтыд, вина, страх – стремление

Слайд 44Соматический компонент эмоций
Мимика - способность человека выражать

чувства, мысли, психоэмоциональное состояние движением мышц лица
Экспрессия

– выражение лица, обусловленное деятельностью мимических мышц, отражающее то или иное психоэмоциональное состояние
Соматический компонент эмоций   Мимика - способность человека выражать чувства, мысли, психоэмоциональное состояние движением мышц лица

Слайд 47Причины возникновения эмоций
П.К.Анохин – с позиций функциональной системы поведения: эмоции

связаны с появлением потребности и её удовлетворением (входят в состав

афферентного синтеза и акцептора результата действия)
Причины возникновения эмоцийП.К.Анохин – с позиций функциональной системы поведения: эмоции связаны с появлением потребности и её удовлетворением

Слайд 48
П.В. Симонов – информационная теория: недостаток информации для достижения цели

формирует отрицательную эмоцию, достаточность – положительную
Г.И. Косицкий: для достижения цели

необходима не только информация, но и время и энергия. Эмоциональное напряжение возрастает при недостатке средств для достижения цели
П.В. Симонов – информационная теория: недостаток информации для достижения цели формирует отрицательную эмоцию, достаточность – положительнуюГ.И. Косицкий:

Слайд 49Стадии эмоционального напряжения (по Г.И.Косицкому)

СН = Ц (ИнВнЭн - ИсВсЭс)
ВМА- внимание, мобилизация, активность
СОЭ –

стенические отрицательные эмоции
АСОЭ- астенические отрицательные эмоции
Невроз
Стадии эмоционального напряжения (по Г.И.Косицкому)      СН = Ц (ИнВнЭн - ИсВсЭс)ВМА- внимание,

Слайд 50Психологический половой диморфизм — разные способности и склонности мужчин и

женщин
Мужчины: четче выражена асимметрия мозга, сильнее развиты пространственно-зрительные

способности, успешнее в шахматах, музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности
Женщины: вербальные способности, более выраженная эмоциональная сфера, лучше адаптируются к существующим условиям

Психологический половой диморфизм — разные способности и склонности мужчин и женщин  Мужчины: четче выражена асимметрия мозга,

Слайд 51Стадии развития личности по Э. Эриксону (1996):
раннее младенчество от рождения

до одного года;
позднее младенчество 1–3 года;
раннее детство 3–5 лет;
среднее детство

5—11 лет; половая зрелость,
подростковость и юность 11–20 лет;
ранняя взрослость 20–40—45 лет;
средняя взрослость 40–45 – 60 лет;
поздняя взрослость свыше 60 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону (1996): раннее младенчество от рождения до одного года;позднее младенчество 1–3 года;раннее

Слайд 52Кризисы возрастного развития по Эриксону
Сущностью каждого кризиса является выбор,

который человек должен сделать
Первый кризис человек переживает на первом году

жизни
Второй кризис связан с первым опытом обучения
Третий кризис соответствует «второму детству». В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте
Кризисы возрастного развития по Эриксону Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделатьПервый кризис человек переживает

Слайд 53Кризисы возрастного развития по Эриксону
Пятый кризис переживают подростки обоего пола

в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других

людей).
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком
Седьмой кризис наступает примерно в 40 лет. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности)
Восьмой кризис переживается во время старения
Кризисы возрастного развития по ЭриксонуПятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика