Слайд 1
Психологические особенности личности тренера.
1. Профессионально важные качества личности тренера
Слайд 2
сущность понятия «личность»:
а) человек — это живое существо, обладающее сознанием
и речью, отражающее и преобразующее окружающую действительность, способное изобретать орудия
и применять их в своей практической деятельности, ведущее общественный образ жизни, добывающее средства к жизни с помощью труда;
б) индивид — каждый отдельный человек;
в) индивидуальность — неповторимые, только данному человеку принадлежащие черты и особенности; то, чем один человек отличается от других;
г) коллектив — та или иная совокупность людей, объединенных общностью целей и вида деятельности, совместно добивающихся решения стоящих перед данным коллективом задач;
д.) личность — конкретный человек во всем многообразии его социальных и психологических особенностей, субъект общественной деятельности и общественных отношений.
Слайд 3
Отличительными особенностями личности являются:
1. Самосознание. Человек как личность сознает себя,
прежде всего как живое, наделенное соответствующей телесной организацией существо, отождествляет
себя со своим физическим «Я».
2. Сознание непрерывности и тождественности своего «Я». В процессе своей жизни человек все время изменяется, развивается под влиянием, как природных условий, так и социальной среды.
3. Индивидуальность – это устойчивое своеобразие психических процессов, состоянии и свойств, принадлежащих данной личности как в специфических особенностях качества их содержания, так и способах и формах проявления.
Слайд 4
4. Саморегулирование — способность сознательно управлять своим поведением, психическими процессами
и состояниями в связи с требованиями социальной среды или условиями
выполняемой деятельности.
5. Активность. Личность всегда деятельна, без этого она не может существовать в окружающей ее социальной и природной среде.
6. Релятивность (от лат. ел. реляцио — отношение). Человек, являясь активным членом общества, всегда находится в определенных отношениях (семейных, бытовых, производственно-трудовых, социально-классовых, идейных и пр.) с окружающими его людьми и обществом в целом.
7. Структурное единство. Личность многообразна в своих психологических особенностях, свойствах и отношениях.
Слайд 5
Профессионально важные качества тренера:
— мировоззренческие,
— нравственные,
— коммуникативные
(включая педагогический такт),
— волевые,
— интеллектуальные, включая перцептивные,
аттенционные (качества внимания),
— мнемические (качества памяти),
— двигательные (психомоторные).
Слайд 6
Профессионально важные качества тренера:
— мировоззренческие
Мировоззрение тренера мотивирует всю
его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную
основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.
Слайд 7
2.Нравственные качества
Нравственность, или мораль, — это форма общественного сознания,
выполняющая функцию регулирования поведения человека.
«Влияние личности воспитателя на
молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
К. Д. Ушинский
Только личным примером тренер может заразить учащихся своей профессией.
Слайд 8
«Справедливость учителя — это основа доверия ребенка к воспитателю, но
чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир
каждого
ребенка».
В. А. Сухомлинский
Слайд 9
3. Коммуникативные качества помогают тренеру устанавливать контакт с учащимися в
процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера.
4.Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности тренера.
Слайд 10
5. Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения тренера, помогают ему находить
правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска
им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся.
Интеллектуальные качества базируются на перцептивных и аттенционных качествах, характеризующих свойства восприятия и внимания (распределенность внимания).
6. Мнемические качества связаны с быстротой и прочностью запоминания.
7. Психомоторные качества также тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д.
Слайд 11
Авторитет и псевдоавторитет тренера
Авторитет тренера обусловлен его высоким моральным
обликом, профессионализмом и завоевывается у спортсменов, прежде всего, добросовестным отношением
к труду, объективным отношением к ученикам.
Слайд 12
Факторы, обусловливающие авторитет тренера:
- возраст и опыт как бывшего
спортсмена;
- внешний вид тренера;
- взаимоотношения с начальством и с тренерами
в других клубах;
-интеллектуальный уровень тренера;
- привлечение спортсменов, имеющих богатый опыт и знания в своем виде спорта к своей работе, сделать их своими активными помощниками;
- взаимоотношения тренера и членов команды («тренер-команда»);
- профессиональная образованность тренера;
- техническая подготовка тренера.
Слайд 13
Псевдоавторитет
В основе псевдоавторитета подавления лежит боязнь.
Разновидности псевдоавторитета
(А.С.Макаренко):
Во-первых, псевдоавторитет расстояния характеризуется возможно меньшим общением тренера
со своими учениками.
- Во-вторых, псевдоавторитет дружбы возникает, когда тренер позволяет спортсменам обращаться к себе как к приятелю, низводит взаимоотношения со спортсменами до панибратства.
- В-третьих , тренеры, характеризующиеся отсутствием знания методики организации и руководства наряду с недостаточной моральной и общей культурой проявляют просчеты в обучении спортсменов, ошибочные оценки позитивных и негативных аспектов работы, что ведет к потере авторитета тренера в коллективе.
;
Слайд 14
В-четвертых, псевдоавторитет чванства
основан на хвастовстве, подчеркивании своих прошлых спортивных
заслуг.
В-пятых, псевдоавторитет доброты выражается в уступчивости тренера.
В-шестых, псевдоавторитет резонерства
состоит в том, что тренер поучает спортсменов, причем даже в тех вопросах, в которых он некомпетентен.
В-седьмых, псевдоавторитет педантизма выражается в беспрекословном соблюдении заведенного порядка, порой не от сознательной дисциплинированности самого тренера, а от его бюрократического руководства.
В-восьмых, непреднамеренный псевдоавторитет может создаться стихийно.
Слайд 15
Модели типов тренеров:
С преобладанием отрицательных качеств:
«Оскорбляющий» – тип тренера, которого
больше всего не любят.
«Крикун» – считающий, что успех его работы
зависит от величины шума, который он создает.
«Мститель» – внушающий спортсменам, что их неудачи ставят под угрозу его мимо и команде, и потому готовый мстить им за недостаточно активную работу и старание.
«Душитель» – хорошо работающий на тренировках, но по мере приближения соревнований впадающий в шоковое состояние.
Слайд 16
«Трясун» – теряющий самообладание во время соревнований, «закуривает сразу две
сигареты».
«Генерал Кастер» – не меняющий своей тактики и стратегии выступления
на любых соревнованиях, что и приводит его к поражению, как и известного генерала Кастера.
«Герой» – бросающийся поздравлять своих воспитанников, чтобы все видели, кто их тренер.
«Профессор» – настраивающий себя и своих воспитанников с помощью сверхсложных установок и планов на игру.
Слайд 17
Модели тренеров с преобладанием положительных качеств:
«Поддерживающий» – всегда рядом со
спортсменом, готов поддержать эмоционально в трудных ситуациях, предостерегает от возможных
ошибок и ободряет, ориентируя их на будущие успехи.
«Хладнокровный» – сохраняет спокойствие в напряженных ситуациях и принимает мирные решения в условиях стресса, всегда является примером самообладании дни своих воспитанников, критические замечания высказывает с глазу на глаз и может успокоить спортсменов, если они перевозбуждены.
Слайд 18
«Психолог» – может довести спортсменов до оптимального уровня возбуждении перед
соревнованиями, также успешно руководит командой после поражения, может превратить страх
в преимущество, понимает состояние спортсменов до и во время соревнований.
«Турист» – контактирует со всеми членами команды, как со «звездами», так и с запасными; беседует и работает со спортсменами, выступающими удачно, и с теми, у кого есть те или иные проблемы; в курсе всех событий, каждому уделяется какое-то внимание.