Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ
КУРС РАЗРАБОТАН С.Л. БЕЛЫХ
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ИППО МГПУ
Слайд 2ИГРА – ЭТО ОСОБАЯ ФОРМА ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПУТЕМ ЕЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ,
МОДЕЛИРОВАНИЯ. РЕБЕНОК В ИГРЕ ПОЗНАЕТ МИР И ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ ЗАМЕНИТЕЛИ,
МОДЕЛИ РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ – ИГРУШКИ.
Слайд 4В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА, ВИД И ХАРАКТЕР ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗНЫМИ. А ИМЕННО:
- ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО
1,5 ГОДА – ПРЕДМЕТНАЯ ИГРА. ИГРУШКОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЭТОГО ВОЗРАСТА МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТ, ПОПАВШИЙ В РУКИ. ХОДЬБА, БЕГ И БРОСАНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ИГРОВЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ.
- ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 4 ЛЕТ – СЕНСОРНО-МОТОРНЫЕ ИГРЫ. МАЛЫШ ДОТРАГИВАЕТСЯ ДО ПРЕДМЕТОВ, ПЕРЕМЕЩАЕТ ИХ, УЧИТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ РАЗНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ПОЛУЧАЕТ ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. ЗА ЧАСТУЮ, В ЧЕТЫРЕ ГОДА МАЛЫШ УЖЕ ИГРАЕТ В ПРЯТКИ И ДОГОНЯЛИ, УМЕЕТ КАТАТЬСЯ НА КАЧЕЛЯХ, ВЕЛОСИПЕДЕ.
Слайд 5ИГРА РЕБЕНКА НЕ ЕСТЬ ПРОСТОЕ ВОСПОМИНАНИЕ О ПЕРЕЖИТОМ, НО ТВОРЧЕСКАЯ
ПЕРЕРАБОТКА ПЕРЕЖИТЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, КОМБИНИРОВАНИЕ ИХ И ПОСТРОЕНИЕ ИЗ НИХ НОВОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОТВЕЧАЮЩЕЙ ЗАПРОСАМ И ВЛЕЧЕНИЯМ САМОГО РЕБЕНКА.
Л. С. ВЫГОТСКИЙ
Слайд 6СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ЕСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В КОТОРОЙ ДЕТИ БЕРУТ НА СЕБЯ
ТРУДОВЫЕ ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ И В СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАВАЕМЫХ
ИМИ ИГРОВЫХ, ВООБРАЖАЕМЫХ УСЛОВИЯХ ВОСПРОИЗВОДЯТ (ИЛИ МОДЕЛИРУЮТ) ЖИЗНЬ ВЗРОСЛЫХ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ.
Слайд 7
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕДАГОГИ , ПСИХОЛОГИ О РОЛИ ИГРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА.
Л.С. ВЫГОТСКИЙ, С.Л. РУБИНШТЕЙН , А.Н. ЛЕОНТЬЕВ, А.П УСОВА, К.Д.
УШИНСКИЙ, П.П. БЛОНСКИЙ,, Н.К. КРУПСКАЯ,, Д.Б. ЭЛЬКОНИН, А.С. МАКАРЕНКО, Ф.И. ФРАДКИНА, Д.В. МЕНДЖЕРИЦКАЯ И ДР.
Слайд 8ИГРА - ЭТО ОТРАЖЕНИЕ РЕБЕНКОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ
РЕАЛЬНОСТИ;
ИГРА – ЭТО ИМПРОВИЗАЦИЯ;
ИГРА –
ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА;
ИГРА - ЭТО ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ;
ИГРА
– ЭТО СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА;
ИГРА – ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ;
ИГРА – ЭТО СПОСОБ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ;
ИГРА – ЭТО ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ;
ИГРА – ЭТО РАБОТА РЕБЕНКА НАД САМИМ СОБОЙ.
Слайд 9 Игра - это высшая ступень человеческого развития
в детском возрасте, ибо игра есть свободное выражение внутреннего…Источники всего
доброго, духовного, человечного находятся в игре и исходят из нее.
Ф. Фребель
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток чувств, переживаний, представлений, понятий об окружающем мире.
В.А. Сухомлинский
Игра – девятый вал развития {Именно в этой деятельности ребенок намного опережает свои возможности}
Л.С. Выготский
Е.А. Репринцева Игра: мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале, 2006
Роль игры в психическом развитии ребенка
Слайд 10 Главная отличительная особенность
настоящей игры – наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок начинает
жить и действовать не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом. <…> Расхождение видимого и представляемого (Л.С. Выготский) , когда понарошку ( = КАК БУДТО) все возможно, является главной характеристикой игры, которая развивает и творческие способности, и внутренний план, и воображений, и самостоятельность, и многие другие важнейшие качества личности дошкольника.
Слайд 11 Ролевая игра возникает тогда,
когда у малыша появляется желание изменить и разнообразить свою позицию
«маленького», стать кем-то другим, более взрослым и социально значимым, выполнять его действия, совершать его поступки. Ребенку хочется стать понарошку взрослым, а значит стать старше, умнее, лучше. Это желание вытекает из его близких отношений с окружающими взрослыми, прежде всего с родителями. В случае, когда полноценные контакты со старшими затруднены, такого желания не возникает. Действия с игрушками не выполняются социальным смыслом, а без него игра превращается в бесконечное повторение привычных действий с предметами. То, что ребенок видит вокруг, не порождает желания играть.
Слайд 12… Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что игра
имеет ближайшее отношение к формированию потребностей и мотивов ребенка (А.Н.
Леонтьев). Именно в игре у малыша возникает осознание своего места среди людей (я еще ребенок) и потребность быть взрослым. В последнее время значение игры очень часто рассматривается как чисто обучающее, дидактическое. Призывы применять «игровые методы обучения», «обучать в игре», «учить играя» стали особенно распространенными.
Игра – далеко не лучшее средство обучения????
Нужно учитывать важный закон психического развития
(Д.Б. Эльконин, П.Я.
Гальперин) : сначала ребенок должен захотеть делать что-то, увидеть в новом деле собственный, личностный смысл и лишь затем и на этой основе овладеть техническими приемами и конкретными умениями. {Сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и лишь затем (на их основе) – техническая сторона действий}. Часто родители и педагоги – нарушают данный закон, пытаясь научить ребенка тому, что не имеет для него никакого смысла, никакой привлекательности. <…> В дошкольном возрасте этот смысл, т.е. желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется в ролевой игре.
Слайд 14Приобщение ребенка к игре
Как ребенок берет на себя роль?
Для того чтобы малыш взял на себя роль
какого-либо человека, необходимо выделить в этом человеке характерные признаки, присущие только ему, а также правила и способ его поведения.
Только тогда, когда перед ребенком достаточно рельефно встали правила, отражающие отношение конкретного человека к вещам и к другим людям, роль может быть взята и принята в игре.
<…> В случае, если такого выделения не происходит, если то или иное лицо просто обладает привлекательность для малыша, но функция персонажа, его отношения к другим и правила поведения не ясны, роль ребенком не может быть выполнена. Именно поэтому современным детям трудно играть во многие профессии (программист, менеджер, дизайнер, маркетолог и т.д).
Слайд 15В чем же причина столь «магического действия» роли?
…Большое значение здесь
имеет мотивация деятельности. Выполнение роли очень привлекательно для ребенка; она
оказывает стимулирующее влияние на выполнение тех действий, в которых находит свое воплощение. Не слишком привлекательные раньше действия становятся значимыми для малыши и приобретают новый смысл.
{Понятие превратившееся в страсть; В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий} – Л.С. Выготский.
Возвращаясь с дальней прогулки, дети жаловались на свою усталость, некоторые отказывались идти, ссылаясь на то, что «ножки болят». Тогда воспитательница предложила им играть в быстроногих оленей, которые гордо скачут по горам. Забыв про усталость, дети ринулись вперед и быстро прибежали в детский сад.
Слайд 16Во что играют современные дошкольники?
Большинство современных дошкольников играют, но их игры не такие, какие
были у детей предыдущих поколений.
Наиболее популярные у дошкольников являются традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская.
У мальчиков чаще проигрываются сюжеты связанные с защитой и нападением: «полицейский и воры», «бандиты и наши», «злые и добрые Бакуганы», «наши и немцы» и т.д. {Cюжеты основаны из массмедия}. Большинство (70%) детей производят в своих играх преимущественно сюжеты мультиков, сериалов и передач: «Человек паук», «Закрытая школа», «Ранетки» и т.д. Современные дошкольники воспроизводят в своих играх не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев.
Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. 2006. №2. – C. 81-85
Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. №2. – C. 76-86
Слайд 17 Беременность, роды, страстные поцелую и
даже половые отношения (однополые) в изобилии присутствуют в играх детей
4-5 лет. Потерянные отцы, подкинутые и найденные дети, супружеские измены «ты мне изменил, я не буду больше с тобой спать» и прочие «мексиканские страсти» – все это составляет сюжеты современной детской ролевой игры – пишет Е.О. Смирнова.
Слайд 18 Одним из главных достижений
дошкольного возраста является произвольное поведение. Эта важнейшая человеческая способность складывается
в сюжетно-ролевой игре. Игра, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка, становится «школой произвольного поведения», учит его добиваться цели, преодолевать свои импульсивные желания. (З.М. Мануйленко (1948), Е.О. Смирнова (2008).
Гударёва О.В., Смирнова Е.О. Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей // Психологическая наука и образование. 2002. №3. – C. 24 - 34
Слайд 19Смирнова Е. О. , Гударева О. В. : Игра и
произвольность у современных дошкольников/ Вопросы психологии, 2004 № 1
Слайд 20Мануйленко З.М. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста /Известия
АПН РСФСР, вып. 14, 1948
Слайд 21 Практически все первоклассники
приносят в школу игрушки, с жадностью играют на переменах или
под партой во время урока, а дома, вместо приготовления уроков, они тайком от родителей продолжают играть в куколки и машинки. Игра, «вытесненная» из дошкольного детства, где ее законное место, переместилась в более старшие возраста, где должны быть уже другие, более взрослые интересы. Но не наигравшийся ребенок не проживший нормальной, полноценного дошкольного детства, не может вовремя повзрослеть, его дошкольный возраст, т.е. возраст игры, растягивается на последующие годы.
Играйте с ребенком как можно больше и чаще. Обычную детскую игру не может заменить ни мультики, ни компьютер, ни самый замысловатый конструктор.
Мавр {ИГРА} сделал свое дело, мавр может уходить? (Л.С. Выготский).
Слайд 22 Главная функция игрушки
– активизация детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка
(как внешнюю, так и внутреннюю).
Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия.
Выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать.<…>
Чтобы игрушка несла свою развивающую, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для проявления разнообразных форм активности ребенка.
(Смирнова Е.О. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. М.: Ломоносовъ, 2009. — с. 224 © Центр игры и игрушки МГППУ, 2009)
http://www.childpsy.ru/lib/books/id/21753.php
Выполняют ли функцию всестороннего развития ребенка современные игрушки?
Слайд 23 Излишняя строгость взрослых и принуждение,
даже если и имеют свои результатом послушание малыша, вредны для
развития его личности по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, они подавляют активность ребенка, превращая его в автоматического исполнителя чужой воли. Во-вторых, такое послушание является вынужденный, навязанным и в других условиях, без контроля взрослого, может превратиться в свою противоположность – обернуться импульсивностью и расторможенностью. <…> Приказами, наказаниями и страхом можно добиться подчинения, но нельзя научить ребенка управлять собой и своим поведением. Произвольное внимание - важнейшие качество личности. Только оно может обеспечить целенаправленность, организованность поведения.
Наказания и преступление.
Слайд 24Правила открываются в игре, но как в этом помочь ребенку?
В каждой, даже простой игре есть
правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения. Чтобы правило выделилось в сознании ребенка и действительно регулировало его поведение, оно должно быть усвоено им и не механически выполняться, но приобрести определенную привлекательность, значимость. Ребенок должен захотеть действовать правильно.
Слайд 25Как помочь ребенку овладеть собой?
Одним из приемов, помогающих ребенку осознать свою жизнь во времени,
может стать планирование и подведение итогов дня.<…>
Вопросы взрослого, включенные в деятельность ребенка, должны выполнять две основные задачи: Первая – установить связи между прошлыми, настоящими и будущими действиями, выделить для ребенка цель действия и средства ее достижения. Другая задача таких вопросов – ставить ребенка в ситуацию выбора, побуждать принимать самостоятельные решения, относящиеся к его собственным действиям.
Задача педагога и родителя помочь ребенку понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативных обстоятельствам. Но делать дело ребенок должен сам! Свободу , активность, ответственность нельзя навязать извне. Эти качества могут прорасти только «изнутри», а почвой для этих ростком может быть только то, что ребенок получил в семье, в совместной жизни с родителями.
Слайд 26Что такое время? Возможно ли освоить дошкольнику временные представления?
Выражение «Жить сегодняшним днем» (Здесь и сейчас)
обычно используют в переносном смысле. Дети-дошкольники буквально живут «здесь и сейчас», потому что свой счет времени они начинают с представлений о реальном сегодняшнем дне и его промежутках: утром – встают, умываются, завтракают; днем – гуляют, обедают, спят; в полдень – играют, рисуют, гуляют; вечером – ужинают, смотрят фильмы, играют, ложатся спать. Временная точка отсчета для ребенка – сегодняшний день.
Для того что ориентировка во времени, представления о нем развивались полноценно, нужно, чтобы дети знали, что собой представляют в мерах времени (минута, час) их действия (личное действие) . Если ребенок просто слышит: «час», «минута» – не представляет себе, что можно сделать за минуту, а что за «час», он будет думать, что за минуту можно нагуляться, а за час съесть конфету.
Т.Д. Рихтерман Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста, 1981
Слайд 28ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.
ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
РАЗВИТИЮ ИГР ДЕТЕЙ.
ОБОГАЩЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗНООБРАЗИЯ ИГРОВЫХ ЗАМЫСЛОВ;
ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ, ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЯХ РАЗВЕРНУТЫМ ИГРОВЫМ ДЕЙСТВИЯМ;
ВВЕДЕНИЕ В ИГРУ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ;
ПОБУЖДЕНИЕ К «ДЕЙСТВИЮ» С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ;
ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ ОБОГАЩЕННЫМ ИГРОВЫМ МАТЕРИАЛОМ;
ПОБУЖДЕНИЕ К ПРИНЯТИЮ РАЗНООБРАЗНЫХ РОЛЕЙ ВЗРОСЛЫХ С ПЕРЕДАЧЕЙ ДЕЙСТВИЙ, ВЗАИМООТНОШЕНИЙ;
УЧАСТИЕ В ДЕТСКИХ ИГРАХ С ЦЕЛЬЮ ПОКАЗА ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ИГРОВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ;
ПОКАЗ И ОБУЧЕНИЕ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ, ЖЕСТАМ, МИМИКЕ;
ПОБУЖДЕНИЕ В ИГРОВОЙ ОБСТАНОВКЕ К РОЛЕВОМУ ДИАЛОГУ ПО ИНИЦИАТИВЕ ВЗРОСЛОГО УЧАСТНИКА ИГРЫ;
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ И ПОБУЖДЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПРОЯВЛЕНИЮ УМЕНИЯ СТАВИТЬ ДРУГ ДРУГУ ИГРОВУЮ ЦЕЛЬ, ПРИНИМАТЬ ЕЕ, ДОГОВАРИВАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ;
ПОБУЖДЕНИЕ ЗА СЧЕТ РАЗНООБРАЗИЯ ИГРОВЫХ ЗАМЫСЛОВ И РАСШИРЕНИЯ ИГРОВОГО ОПЫТА К УВЛЕЧЕНИЮ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ИГР.
Слайд 29ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИГРОВЫХ ЗАМЫСЛОВ.
ПОКАЗ
СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКОЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТР, СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ;
ПРОСМОТР ТЕЛЕ-, КИНО-,
ДИАФИЛЬМОВ;
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ НА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛКАХ;
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ;
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ В ХОДЕ ЭКСКУРСИЙ, НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ;
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИГРАМИ ДЕТЕЙ (СТАРШИХ ИЛИ С ЛУЧШИМ ИГРОВЫМ ОПЫТОМ);
ИГРЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ (ОБРАЗЕЦ ДЕЙСТВИЙ, ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ДИАЛОГОВ);
ВСТРЕЧИ С ЛЮДЬМИ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ;
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ ДО И ПОСЛЕ ИГРЫ (УТОЧНЕНИЕ ПРАВИЛ, СПОСОБОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ, РОЛЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ);
ИЗГОТОВЛЕНИЕ В ПРИСУТСТВИИ ДЕТЕЙ И ВМЕСТЕ С НИМИ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ;
ПОКАЗ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕАТРА;
Слайд 30ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВОСПИТАНИЕ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ И АКТИВНОСТИ В ИГРАХ
ПОКАЗ ВОСПИТАТЕЛЕМ
РАЗНООБРАЗНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИГРУШКАМИ, ПРЕДМЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С ТОЙ ИЛИ
ИНОЙ РОЛЬЮ;
УЧАСТИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ИГРАХ ДЕТЕЙ С ПРИНЯТИЕМ РАЗНООБРАЗНЫХ ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ;
ВВЕДЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ГЛАВНЫХ И ВТОРОСТЕПЕННЫХ РОЛЕЙ;
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИГРАМИ АКТИВНЫХ, ИНИЦИАТИВНЫХ ДЕТЕЙ;
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «КАК МОЖНО ИГРАТЬ В ЭТУ ИГРУ»;
ОБУЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ИГРЫ;
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ И ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ЭКСКУРСИЙ И ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТЕАТРОВ;
ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ОБЫГРЫВАНИЕ АТРИБУТОВ К РАЗНЫМ СЮЖЕТНЫМ ИГРАМ;
РАЗЫГРЫВАНИЕ В РЕЖИССЕРСКИХ ИГРАХ РАЗЛИЧНЫХ СЮЖЕТОВ;
СТРОИТЕЛЬСТВО И ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ОБЫГРЫВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ СЮЖЕТНЫХ ПОСТРОЕК;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ИГРАХ СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЯ, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ИГРАМИ ДРУГИХ ПОДГРУПП ДЕТЕЙ;
АНАЛИЗ И ПООЩРЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ И ИГРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ, ИГРАЮЩИХ БЕЗ КОНФЛИКТОВ ИЛИ УМЕЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО УХОДИТЬ ОТ КОНФЛИКТОВ.
Слайд 31ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ В ИГРЕ
ПОКАЗ
ВОСПИТАТЕЛЕМ НОВЫХ СПОСОБОВ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ С ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ
ПРЕДМЕТАМИ;
СОЗДАНИЕ МНОГООБРАЗНЫХ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПРОДОЛЖАЮЩИХ ИХ ВМЕСТЕ С ВОСПИТАТЕЛЕМ;
ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В РАЗВИТИЕ СЮЖЕТНОЙ СИТУАЦИИ С ПОДКЛЮЧЕНИЕМ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ И СОПРОВОЖДЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕПЛИК;
ПОБУЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПОВТОРЕНИЮ ИЛИ ПРОИЗНЕСЕНИЮ СЮЖЕТНОЙ РЕЧИ В ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ;
ВЫБОР ТЕМ ДЛЯ ИГР С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПЕРСОНАЖЕЙ;
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ДИАЛОГИ;
СЮЖЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРУШКОЙ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ РОЛЕВЫМ КОММЕНТАРИЕМ;
ОБРАЗЕЦ И ПОВТОР РЕБЕНКОМ РЕПЛИК В СООТВЕТСТВИИ С СЮЖЕТОМ;
УПРАЖНЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВЫХ ДИАЛОГОВ;
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С НАЛИЧИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ДИАЛОГОВ;
ВВЕДЕНИЕ В ИГРУ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАБОРОВ ОБРАЗНОЙ ИГРУШКИ С ЯРКО ВЫРАЖЕННЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ;
ПОДБОР ИГР С РАЗНЫМИ СТОРОНАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА;
ПОДБОР С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ КОНТАКТАМИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ;
РОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ИГРЕ;
РАССКАЗЫВАНИЕ И ОБЫГРЫВАНИЕ СКАЗОК С ОБРАЗАМИ, ИДЕАЛАМИ;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБРАЗОВ, БЛИЗКИХ ДЕТЯМ ПО ХАРАКТЕРУ И ЛИЧНОСТНЫМ СВОЙСТВАМ.
Слайд 32ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РУКОВОДСТВА ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ В ИГРАХ
СОВМЕСТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
И ДЕТЬМИ СЮЖЕТА ИГР;
ВВЕДЕНИЕ «И ОБУЧЕНИЕ ЭТОМУ ДЕТЕЙ» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ, ГЛАВНЫХ
И ВТОРОСТЕПЕННЫХ РОЛЕЙ;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ИГРАХ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ И ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ, СЛОВОМ С ЦЕЛЬЮ ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ;
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЧЕРЁДНОСТЬ ПРИНЯТИЯ РОЛЕЙ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ;
ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ЛЮБИМЫЕ РОЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ;
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА, ПОНЯТНЫМ ПАРТНЕРАМ;
ОБОГАЩЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ДЕТЕЙ И ОБСУЖДЕНИЕ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ, ЗНАКОМЫХ ВСЕМ ДЕТЯМ;
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИГРАМИ ДЕТЕЙ, АНАЛИЗ ИХ ПОВЕДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА, ДЛИТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ИГРЫ;
ЧЕРЕДОВАНИЕ В ИГРАХ ВЫБОРА ДЕТЕЙ НА ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ РОЛИ;
РЕГУЛИРОВАНИЕ СОСТАВА ДЕТСКОГО ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С ЦЕЛЬЮ ПОДБОРА И СОЧЕТАНИЯ АКТИВНЫХ И ПАССИВНЫХ ДЕТЕЙ;
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ КОРРЕКТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ИГРЕ.
Слайд 33ЛИТЕРАТУРА.
1. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИГРЕ./СОСТ. БОНДАРЕНКО С.М.-М., 1983.
2. ВЫГОТСКИЙ Л.С.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. - М.: ПЕДАГОГИКА, 1991.
3. ВЫГОТСКИЙ Л.С. ВООБРАЖЕНИЕ И
ТВОРЧЕСТВО В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. - М., 1991.
4. КАРПЮК Г.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА ИГРУ // СПРАВОЧНИК СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ. 2007, № 6. –С 48.
5. МИХАЙЛЕНКО И.Я., КОРОТКОВА Н.А. КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ. –М.: ОБРУЧ, 2012, -С 70.
6. РУЗИНА М., АФОНЬКИНА С. ДЕТСКИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. –М.: ТЦ СФЕРА, 2005. – С 80. (:ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ УПРАВЛЕНИЕ ДОУ, АДАПТАЦИОННЫЕ ГРУППЫ)
7. СПИВАКОВСКАЯ А.С. ИГРА-ЭТО СЕРЬЕЗНО. - М.: ПЕДАГОГИКА, 1981.
8. УСОВА А.Б. РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. - М., 1976.
9. ЭЛЬКОНИН Д.Б. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА. - М., 1988.
10. ЭЛЬКОНИН Д.Б. ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ. - М.: ПЕДАГОГИКА, 1978.