Слайд 1Презентация курса
Разработана С.Л. Белых
канд. психол. наук,
доцент каф. психологии образования
МГПУ
ПСИХОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Слайд 2Исследование и неопределенность
Неопределенность информативна, поскольку расширяет множество потенциальных возможностей; она
является источником творчества, источником открытия и изобретения нового, неизвестного, оригинального.
(Ю.М.Лотман)
Исследовательское поведение - это поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью [Берлайн, 1966; Хекхаузен, 1986; Berlyne, 1965].
Исследовательское поведение - поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения. Мотив исследовательского поведения –любознательность. (А.Н.Поддьяков)
Слайд 3Исследовательское поведение, интеллект и креативность
Исследовательское поведение предназначено для сбора эмпирической
информации в ситуации неопределенной цели и неопределенных условий, при этом
очень важно отметить высокую мотивационную составляющую.
Интеллект предназначен для постановки проблемы, выбора или создания (и здесь уже есть влияние креативности) методов получения информации, для построения системы интерпретации.
Творчество позволяет увидеть оригинальную проблему, найти новые нестандартные способы исследования, получить благодаря этому неожиданную информацию и осмыслить ее нетривиально.
Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа студента. 2002. № 2. С. 29.
Слайд 4Исследователь и его поведение
Исследовательское поведение - это способность действовать в
ситуации не только неопределенных условий, но и неопределенных целей.
«идеальный
исследователь» - это человек, способный бесконечно, качественно и количественно, разнообразить внешние поведенческие пробы, добывая при каждой пробе неограниченно большой объем эмпирической информации».
А.Н. Поддъяков
Слайд 5Аспекты изучения исследовательского поведения
Исследовательская мотивация
Личностные черты и индивидуальные различия
Социальные факторы
как условия развития ИП
Слайд 6Причинно-экспериментальное мышление
(causal-experimental thought)
Это мышление, направленное на выявление причинных связей
посредством экспериментирования
А.Деметроу [Demetriou et al., 1993(а, б)].
Слайд 7Детское экспериментирование -
- исследовательская, активно преобразующая деятельность дошкольников, в
которой познаются свойства и качества объектов, осуществляется их преобразование.
Слайд 8Состав экспериментального мышления
1) Комбинаторные способности - "краеугольный камень" специализированной системы
экспериментального мышления.
Необходимы для исчерпывающего поиска всех возможных взаимодействий между
переменными.
2) Способности по формированию гипотез о возможных причинных отношениях.
Главную роль здесь играют гипотезы о взаимодействиях внутри различных сочетаний факторов. Комплексные или комбинированные гипотезы (Р.Готтсданкер)
3) Способности строить планы многофакторных экспериментов, направленных на проверку выдвинутых гипотез.
4) Способности конструирования объяснительных моделей.
Слайд 9Диагностика «чистой» комбинаторики
Пример задания: перечислить все сочетания нескольких элементов (перечислить
все цепочки, которые можно сделать, беря по одной бусине красного,
желтого, зеленого и синего цветов).
В таких заданиях не учитывается наличие или отсутствие исходного взаимодействиями между комбинируемыми элементами.
Слайд 10Счетчик-Стратегия
При правильно подобранном предметном материале дети с 7 лет начинают
использовать счетчик-стратегию для перебора комбинаций 2-3 типов элементов.
Например, испытуемые
перебирали все комбинации цветных маек и штанишек, одевая игрушечных медведей
Д.Инглиш
Слайд 11Схема процедур "вложенные циклы«
("цикл в цикле")
Слайд 12Примеры комбинаторного мышления в ситуации взаимодействия факторов
В исследовании С.Л. Новоселовой
[1978] ребенок должен был подтянуть к себе предмет, ухватившись одновременно
за оба конца тесемки, перекинутой через крючок на этом предмете. Если он тянул только за один конец, то второй выскальзывал из крючка.
Слайд 13
В исследовании Т.М. Землянухиной [1986] от дошкольника требовалось открыть "проблемную
коробку", нажав на кнопку ее запора и одновременно потянув крышку,
то есть организовав простейшую комбинацию двух факторов.
http://www.youtube.com/watch?v=GgU91kQo3mQ&feature=player_embedded
Слайд 15Британские ученые выяснили, что игры на смекалку не развивают интеллект
Исследование
британского Совета по медицинским исследованиям показало, что развивающие компьютерные игры не улучшают
интеллекта. Хотя участники стали со временем показывать лучшие результаты по отработанным заданиям, отдачи на общем интеллекте не последовало.
Данное исследование было спонсировано BBC, в нем приняли участие более 11 тысяч британцев от 18 до 60 лет. Все испытуемые были разбиты на три группы: две из них играли в развивающие игры, а одна группа просто сидела в интернете и искала информацию по различным темам, например о музыке.
Участники практиковались в выполнении своих заданий минимум 10 минут в день, 3 раза в неделю на протяжении не менее 6 недель.
Доктор Адриан Оуэн, руководивший исследованием, отметил: "Мы получили четкие результаты. С точки зрения статистики, нет различий между группами, которые играли в развивающие игры, и теми, кто просто выходил в интернет".
Слайд 16компоненты успеха
на олимпиаде по математике
Так ли это?
Слайд 21Признаки исследовательского поведения
(А.Н. Поддъяков)
умение видеть проблемы:
констатация проблемы
умение задавать вопросы;
умение
выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умение наблюдать;
умения
и навыки проведения экспериментов;
умение делать выводы и умозаключения;
умение структурировать материал;
умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Слайд 22Признаки исследовательского поведения
(использовались работы А.Н. Поддъякова и Н.Н. Поддъякова, Ж.
Пиаже, Д. Годовиковой, М.В. Осориной, А.И. Савенкова и др.)
Стремление к
новизне;
Любознательность;
Активность ИП;
Поиск информации;
Вопросы социально-коммуникативного характера;
Вопросы познавательного характера;
Использование внешних средств;
Использование внутренних средств;
Использование анализаторов;
Выдвижение гипотез;
Рассуждения;
Использование понятий житейских;
Использование понятий научных;
Выделение существенных свойств ОИ;
Умение определить зависимость между свойствами ОИ;
Двигательная активность;
Манипуляция с ОИ;
Разнообразие поисковых проб;
Частота эмоциональных реакций;
Умение делать выводы;
Доведение исследования до конца;
Оценка собственного результата.
Слайд 23Группы исследовательских умений, обеспечивающих исследовательскую активность дошкольников в экспериментировании
(О. В.
Дыбина, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева,
Л. С. Киселева и др.)
1. Умения, непосредственно связанные с осуществлением детьми исследовательского поиска, организацией и проведением экспериментирования.
2. Умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результатов экспериментирования.
3. Умения, связанные с использованием приборов (оборудования, инструментов) в экспериментировании.
4. Умения, связанные с осуществлением детьми совместного исследовательского
поиска в экспериментировании.
Слайд 24Необходимо различать:
Исследовательское поведение
Исследовательские способности
Исследовательская деятельность
Исследовательский проект
Проектная деятельность
Деловая игра (оргдеятельностные игры)
Познавательная
активность
Исследовательская активность
Интеллектуальная активность
Слайд 25Типы интеллектуального поведения
как проявления интеллектуальной одаренности
1) лица с высоким
уровнем развития "общего интеллекта", имеющие показатели IQ > 135-140 единиц;
выявляются с помощью психометрических тестов интеллекта ("сообразительные");
2) лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений; выявляются с использованием критериально-ориентированных тестов ("блестящие ученики");
3) лица с высоким уровнем развития дивергентных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей; выявляются на основе тестов креативности ("креативы");
4) лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных конкретных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей предметной области ("компетентные");
5) лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в некоторых реальных, объективно новых, в той или иной мере общепризнанных формах ("талантливые");
6) лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей ("мудрые").
Слайд 26В качестве показателей интеллектуальной зрелости можно рассматривать характеристики индивидуального типа
репрезентации происходящего
• широта умственного кругозора (в противовес "закапсюлированному" мировосприятию);
•
гибкость и многовариантность оценок происходящего (в противовес "черно-белому мышлению");
• готовность к принятию необычной, противоречивой информации (в противовес догматизму);
• умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий) (в противовес склонности мыслить в терминах "здесь-и-теперь");
• ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего (в противовес субъективированной, эгоцентрической познавательной позиции);
• склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели "как если бы" (в противовес игнорированию возможности существования "невозможных" событий);
• способность мысленно видеть отдельное явление в контексте его целостных связей с множеством других явлений (в противовес однолинейному взгляду на мир) и т.д.
Слайд 27
ВОПРОСЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Слайд 28Типология вопросов
(Н.Б. Шумакова)
1. Устанавливающие вопросы, направленные на выделение объекта. Наиболее
распространенной формой выражения таких вопросов можно считать вопросы в форме
кто?, что?.
2. Определительные вопросы. Они направлены на определение временных, пространственных, количественных характеристик и свойств объекта. Наиболее распространенная форма выражения: где? когда?, сколько?, как?, какой?, с какой целью? и т. п.
3. Причинные вопросы. Эти вопросы связаны с познанием объекта в его многосторонних связях и отношениях. Они направлены на выявление происхождения, сущности, причин, связей и смысла явления: почему?, как связаны? и т. п.
Вопросы первых трех типов могут формулироваться как в общей (например: «Какого цвета предмет?»), так и в конкретной форме («Это красный или синий предмет?»).
4. Вопросы-гипотезы. Эти вопросы связаны с предположениями, с их истинностью: «Может быть, это...?» И т. п.
Слайд 29Вопрос в структуре познавательной активности
1 серия: специальная методика "обследования-отгадывания" неизвестных
для испытуемых объектов, представленных на фотоснимках.
позволяет получить данные о
качественных и количественных особенностях исследовательской активности в форме вопросов в случаях, когда указано и не указано, о чем спрашивать, объект обследования известный или неизвестный.
2 и 3 серия: испытуемые решали практические я вербальные задачи разной сложности. В исследовании участвовало 50 взрослых испытуемых в возрасте от 17 до 30 лет.
4 серия: использовалась модификация методики "обследования-отгадывания".
Для младших возрастных групп - детей 5-6, бт-7 и 8-9 лет исследование проводилось в форме интеллектуальной игры "Вопрошайка" с использованием специального экспериментального материала.
Слайд 30вопрос младшего школьника:
типологические характеристики и специфические особенности (Ю.И. Голубева)
а) вопросы
приобретают познавательный характер;
б) по цели вопросы можно разделить на
познавательные (в
том числе проблемные), постановка которых вызвана появлением у школьников познавательного интереса:
служебные, которые используются для выяснения организационных моментов урока;
в) по степени проблемности, содержащейся в познавательных вопросах:
информационно-репродуктивные,
репродуктивно-познавательные,
собственно-познавательные;
г) структура большинства вопросов младших школьников соответствует логической схеме «Что есть S?», где «S» - предмет вопроса, то, о чем спрашивается.
Слайд 31Система вопросов характеризует динамику процесса мышления
В процессе поиска происходит
движение
от устанавливающих вопросов, направленных на выделение и идентификацию объекта
исследования,
к гипотетическим через вопросы других типов
определительные, направленные на выделение свойств и признаков объекта,
причинные, связанные с познанием объекта в его всесторонних связях и отношениях) и от гипотезы (или вопроса-гипотезы)
через ряд вопросов, которые не согласуются с выдвинутой гипотезой, к новой гипотезе уже более высокого уровня, учитывающей выделенные противоречивые характеристики.
Таким образом, поиск осуществляется как движение по спирали, каждый виток которой представлен двумя линиями постановки вопросов:
поисковой, направленной на расчленение и обследование проблемной ситуации, формулирование гипотезы
аналитической, направленной на исследование и развитие выдвинутой гипотезы, воплощение в конкретном результате.
Слайд 32Проблемный тип познавательной активности
Активность в постановке задачи и поиске
решения,
Исследовательский подход к решению мыслительных задач,
Направленность на понимание
сущности неизвестного,
Ориентация на самостоятельный поиск ответа на возникший вопрос.
Характеризуется:
специфическими особенностями циклической структуры поиска решения в ситуации "обследования-отгадывания",
высоким уровнем поисково-исследовательской активности в форме вопросов при выполнении заданий всех типов,
качественным своеобразием поисковой активности:
широтой и разносторонностью наряду с избирательностью,
выраженной поисковой направленностью вопросов.
Слайд 33описательно-практический тип познавательной активности
Пассивность в постановке задачи и поиске
решения,
"практический" подход к решению задач,
Направленность на формальное достижение
результата,
Ориентация на другого человека в получении ответов на возникшие вопросы.
Уровень поисково-исследовательской активности в форме вопросов у этих испытуемых существенно зависит от типа предлагаемого задания.
В целом, уровень поисковой активности существенно ниже, чем у испытуемых проблемного типа, так же как широта и разносторонность обследования проблемной ситуации.
Слайд 34Вопрос в структуре познавательной активности
Шумакова Наталья Борисовна
1. Вопрос в своей
возникновении и развитии имеет два корня - в общении и
в мышлении, которые определяют его специфику - обращенность к другому человеку, с одной стороны, я поисковую направленность - с другой.
2. Вопрос имеет специфическую функцию не разных этапах поиска решения задачи: функцию постановки, формулирования задачи 'На самом первом этапе мыслительного процесса и познавательной активности субъекта - порождения проблемы и формулирования мыслительной задачи, поисково-исследовательскую - на этапе поиска решения и оценочно-результативную - на этапе проверки решения.
3. Вопрос занимает центральное место в структуре познавательной активности субъекта. Он всегда включен в полную структуру цикла мыслительного акта, поэтому вопрос либо предшествует гипотезе, либо сам выступает как гипотеза, либо следует за ней. Определены три типа циклов мышления: завершенный, незавершенный и переходный.
4. Роль вопросов при решении мыслительных задач и их характер (функциональное, содержательное и типовое своеобразие) зависят не только от типа мыслительной задачи (образная, практическая, вербальная), но и от особенностей самой задачи (таких как ее неопределенность, уровень сложности), а также особенностей мыслительного процесса (достигаемого в ходе решения уровня обобщенности знания, трудности для субъекта и т.д.).
5. Вопрос является одним из важнейших показателей, характеризующих индивидуальную типологию мышления - тип познавательной активности субъекта: проблемный и описательно-практический.
6. В разные возрастные периода развитие вопросов и их отдельных содержательных особенностей различно. Наиболее сензитивным является период от 6-7 до 8-9 лет и от 11-12 до 14-15 лет для разных показателей вопросов.
7. Одной из важнейших линий развития вопросов в онтогенезе является формирование поисковой функции вопроса, становление вопроса как средства самостоятельного мышления.
8. В процессе развития вопросов происходит не только изменение их содержательной структуры, но меняется сам тип вопросов - от вопросов, обращенных к другому человеку к рефлексивным вопросам, обращенным к самому себе.
Слайд 35Познавательная направленность вопросов младших школьников
Вопросы, связанные с желанием исследовать предметы,
явления окружающего мира (космос, различные явления природы, особенно живой, а
также предметы материальной жизни человека) – 65%.
Факты и события социальной жизни («Как устроен мир?», «Мне интересно узнать о прошлом России?», «Мне интересно узнать о русских эмигрантах«) – 27%
Ситуации поведения и отношения людей («Как узнать, кто из моих друзей самый лучший?», «Как хорошо учиться?»,
«Почему взрослые всё запрещают?», «Я хочу всё узнать о девочках? «) – 8%.
Слайд 36Учебные задания и интеллектуальная активность детей
Только 10% вопросов учителей побуждают
интеллектуальную активность детей, содержат элемент неизвестности и противоречия, направлены на
выяснение причин и взаимосвязей явлений.
Соотношение вопросов на уроке – стимулирующих мыслительную активность (10%) и проверочных (80%)
Слайд 37Познавательные интересы детей
Детские вопросы
Баранова Э.А.
Слайд 38К эвристическим формам занятий относятся:
эвристические уроки,
олимпиады,
погружения,
деловые игры,
очные и дистанционные проекты,
интерактивные формы обучения,
творческие защиты.
Слайд 39Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся
-
изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать
символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
- дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;
- сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
- составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;
- придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; “оживить” буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;
- изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;
- разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.
Слайд 40Метод “Если бы…”
Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о
том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится
в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д.
Слайд 41Метод гиперболизации
Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или
качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне
с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец.
Слайд 42Метод агглютинации
Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части
объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты,
сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку, вылетающее из трубы дерево.
Слайд 43Метод морфологического ящика
или метод многомерных матриц (Ф. Цвики). Нахождение новых,
неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и
неизвестных элементов.
Слайд 44 Метод инверсии, или метод обращений
Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально
противоположная альтернатива решения.
Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение
его массы, а эффективным оказывается обратное решение — изготовление полого изделия.
Или объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
К.Э. Циолковский “придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…”.
Слайд 45Качества личности как внутренние основания исследовательской активности
любознательности как системного качества
личности, обеспечивающего готовность к освоению информации (Т.А. Гусева, 1998; Н.В.
Каргина, 2005; А.И. Крупнов, 1993; С.И. Кудинов, 1998; В.А. Сарычев, 2006; Л.В. Шубина, 2004),
готовность к исследовательской деятельности (Е.В. Титов, 2003),
исследовательская инициативность как активное, творческого отношения к миру (А.Н. Поддьяков, 2001),
исследовательская позиция (А.С. Обухов, 2006, 2007; Н.Б. Шумакова, 2007).
Слайд 46Компоненты исследовательской позиции (ИП)