Слайд 1Особенности рынка денег
Рынок денег в макроэкономике – рынок естественной монополии.
Центральный банк определяет и количество, и цену денег
Количество денег –
денежное предложение Центрального банка
Цена денег – ставка процента Центрального банка
Слайд 2Макроэкономические требования к центральному банку
Независимость от Правительства (ЦБ должен быть
институтом не государства, а общества)
Единственный эмиссионный центр в стране
Регулятор деятельности
коммерческих банков
Основной субъект денежного рынка и денежной макроэкономической политики
Слайд 3Как добиться независимости ЦБ?
Россия
1. В соответствии с Федеральным законом РФ
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является
юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделён имущественной и финансовой самостоятельностью
Слайд 4(продолжение)
2. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же,
как и Банк России — по обязательствам государства
3. Глава Центрального
банка РФ назначается Государственной Думой РФ по представлению Президента России (процедура аналогичная процедуре назначения Председателя Правительства РФ)
Слайд 5Пирамида процентных ставок
Ставка процента Центрального банка ↑↓
Ставки процентов в коммерческих
банках ↑↓
Слайд 6Ста́вка рефинанси́рования
размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному
банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются
рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов.
Слайд 7Зачем нужна?
Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при
недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и
выполнения принятых на себя обязательств
Слайд 8Учётная ставка
процент, взимаемый банком с суммы векселя при покупке
его банком до наступления срока платежа (при «учёте векселя»); центральным
банком при учёте правительственных ценных бумаг или кредита под залог их.
Слайд 9Классическая дихотомия и нейтральность денег
Номинальные переменные (показатели)
Реальные переменные (показатели)
Разделение макроэкономических
показателей на две группы получило в науке название классической дихотомии
Нейтральность
денег – независимость реальных показателей от денежных (монетарных) изменений
Слайд 10Пример: количественная теория денег
M * V = P * Y,
где:
M – количество денег в национальной экономике,
V – скорость обращения
денег,
P – цены произведенных товаров,
Y – количество произведенных товаров
Слайд 11(продолжение)
V сохраняет определенную стабильность во времени,
Поэтому изменение M центральным банком
вызывает пропорциональное изменение P * Y,
Y зависит от предложения ресурсов
и уровня технологии. M не влияет на Y, следовательно деньги нейтральны,
При изменении M меняется P, но не Y.
Растет количество денег растут цены и наоборот
Слайд 12Важный вывод!!!
Количественная теория денег «работает» в рамках долгосрочного периода, базируясь
на постулате, что в рамках краткосрочного периода, когда производственные возможности
остаются неизменными, очень трудно методами денежной (монетарной) политики повлиять на величину реального ВВП.
Это положение небесспорно!!
Слайд 13Почему?
Вывод справедлив только при поддержании в краткосрочном периоде макроэкономического равновесия.
Из
микроэкономики известно, что максимальную прибыль фирма получает не при полном
использовании средств производства и не при минимальных средних издержках.
Слайд 14Деньги важны (ненейтральны) или нет (нейтральны) в макроэкономике?
Оказывает ли влияние
на основные макроэкономические пропорции изменение цены или количества денег?
изменение цены
денег:
↓↑ r → ↑↓ I → ↑↓ AD → ↑↓ Y,
где: r — ставка процента Центрального банка (номинальная);
I — валовые инвестиции;
AD – совокупный спрос;
Y — валовой внутренний продукт (реальный)
Слайд 15Деньги важны или нет для макроэкономики?
изменение количества денег:
↑↓ М →
↑↓ количество сделок → ↑↓ AD → ↑↓ Y,
где: М
— номинальное предложение денег;
AD – совокупный спрос;
Y — валовой внутренний продукт (реальный)
Следовательно: деньги (изменение их цены и количества) влияют на основные пропорции в макроэкономике.
Слайд 16Деньги важны или нет для макроэкономики?
Фактически у нас появляется связь
между номинальными и реальными переменными (показателями) в макроэкономике. Мы должны
отказаться от классической дихотомии
Равновесному ВВП соответствует равновесная ставка процента ЦБ
Деньги ненейтральны в краткосрочном периоде
Слайд 17Другое доказательство ненейтральности денег в макроэкономике
Связь между изменением цен и
величиной реального ВВП
Если мы найдем связь между изменением цен и
реальным ВВП (!?), то это будет означать существование связи между номинальными и реальными величинами (параметрами) в макроэкономике
Следовательно, мы должны будем отказаться от принципа нейтральности денег в макроэкономике
Слайд 18(продолжение)
1. Уровень цен и потребление: эффект богатства
При снижении общего уровня
цен (Р) потребители ощущают рост собственного богатства. Возрастают потребительские расходы (С),
совокупный спрос (AD) и реальный ВВП (Y)
↓P → ↑богатства → ↑С → ↑AD → ↑Y
Слайд 19(продолжение)
2. Уровень цен и инвестиции: эффект процентной ставки
При снижении общего
уровня цен (Р) происходит снижение процентной ставки (r), что ведет
к росту инвестиций (I), совокупного спроса (AD) и ВВП (Y) (реагирует производитель)
↓P → ↓r → ↑I → ↑AD →↑Y
Слайд 20(продолжение)
3. Уровень цен и чистый экспорт: эффект обменного курса
При снижении
общего уровня цен (Р) происходит снижение ставки процента (r), реальный
обменный курс рубля снижается. Это приводит к росту чистого экспорта (NX), совокупного спроса (AD), ВВП (Y) (реагирует производитель)
↓P → ↓r → ↓ обменный курс рубля → ↑NX → ↑AD → ↑Y
Слайд 21 Вывод
В макроэкономике деньги нейтральны в долгосрочном периоде (статический анализ,
предполагающий неизменное предложение ресурсов и неизменность технологии)
Деньги ненейтральны (существенны) в
краткосрочном периоде (динамический анализ, предполагающий изменения в технологии, влияющие на народнохозяйственную эффективность и величину ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот)
Слайд 22(продолжение)
Первая модель достаточно абстрактная, не учитывает ряд очень важных моментов
функционирования национальной экономики
Вторая модель «ближе» к реальности функционирования национальной экономики
Слайд 23Спрос на деньги в макроэкономике
МD = М1 + М2 +
М3,
где: М1 — спрос на деньги,
обусловленный трансакционным мотивом поведения экономических субъектов (спрос на деньги для совершения сделок)
М2 — спрос на деньги, обусловленный мотивом предосторожности
М3 — спрос на деньги, обусловленный спекулятивным мотивом
Слайд 24Предложение денег в макроэкономике
МS = М0 + М1 + М2
+ М3,
где: М0 — количество наличных денег в национальной
экономике
М1 — размер бессрочных банковских депозитов, остатков на счетах до востребования
М2 — среднесрочные банковские депозиты со сроком от одного до трех лет
М3 — долгосрочные банковские депозиты со сроком более трех лет
Слайд 25Роль денежных агрегатов для ЦБ
Мо – трудно отслеживать, необходимо минимизировать
М1
– деньги, непосредственно обслуживающие сделки
М2, М3 – не могут непосредственно
участвовать в сделках (исключение досрочный отзыв депозита), но ЦБ знает, когда они примут форму М1 и смогут участвовать в сделках
Слайд 26Способы воздействия центрального банка на предложение денег
Операции на открытом рынке
Политика
процентной ставки ЦБ
Изменение норм обязательного резервирования
Слайд 27Определение
Операции на открытом рынке – операции с ценными бумагами
государства или иными активами (другие ценные бумаги, иностранная валюта и
проч.).
Слайд 28Механизм действия ЦБ на открытом рынке и предложение денег
При покупке
долговых обязательств государства или иных активов Центральным банком предложение денег
в экономике увеличивается
При продаже долговых обязательств государства или иных активов Центральным банком предложение денег в экономике сокращается
Слайд 29Примеры сделок, которые изменяют денежное предложение
США: купля-продажа долговых обязательств государства
Россия:
купля-продажа ЦБ иностранной валюты
Слайд 30Ставки процента ЦБ и предложение денег
Снижение процентных ставок Центральным банком
ведет к увеличению количества сделок в экономике и, следовательно, к
росту предложения денег в экономике
Увеличение процентных ставок Центральным банком ведет к сокращению количества сделок в экономике и, следовательно, к снижению предложения денег в экономике
Слайд 31Определения ставок межбанковского рынка
MIACR - это фактическая ставка межбанковских кредитов
в Москве
MIBID – это ставка, по которой банки соглашаются
(объявляют о своей готовности) брать кредиты у других банков
Слайд 32Определения ставок межбанковского рынка
MIBOR – это ставка, по которой банки
согласны (предлагают) предоставить кредиты другим банкам (MIBOR больше MIBIT)
Ставка MIACR-IG
рассчитывается по данным о фактических межбанковских кредитных сделках по предоставлению отчитывающимися банками кредитов наиболее надёжным российским банкам
Слайд 33Роль коммерческих банков в создании денег
Норма обязательных резервов и стабильность
банковской системы, снижение рисков функционирования.
Обязательное резервирование и мультиплицирование денежной массы
(схема).
Слайд 34Нормы обязательного резервирования ЦБ и предложение денег
Снижение норм обязательного резервирования
Центральным банком ведет к росту кредитования коммерческими банками производителей и
потребителей и в конечном итоге способствует увеличению предложения денег в экономике
Увеличение норм обязательного резервирования Центральным банком ведет к сокращению кредитования коммерческими банками производителей и потребителей и в конечном итоге способствует сокращению предложения денег в экономике
Слайд 35Денежный мультипликатор
Денежный мультипликатор = 1 / НОР,
где НОР
— норма обязательного резервирования
(без учета наличных денег)
Денежный мультипликатор
= Денежная масса / Денежная база,
где денежная масса = М0 + М1 + М2 + М3
Слайд 36Типы неравновесия на денежном рынке
MS > MD, денежное предложение превышает
денежный спрос – инфляция,
обесценение денег
MS < MD, денежное предложение
меньше денежного спроса – дефляция, удорожание денег
Слайд 37Важные замечания
Не всякая инфляция связана с ростом цен (особый тип
инфляции в СССР)
Не всякий рост цен является инфляцией (кредитная эмиссия
Й. Шумпетера)
Не всякая эмиссия ведет к росту цен (эмиссия в России после августа 1998 г.)
Слайд 38Типы инфляции
Инфляция спроса.
Причины инфляции спроса – рост элементов совокупного
спроса, денежных доходов / расходов потребителей ( С ), государственных
расходов ( G )
Слайд 39Типы инфляции
Инфляция издержек
Причины инфляции издержек – рост затрат у
производителей в результате неурожаев и шоков предложения
Слайд 40Типы инфляции
Инфляция ожиданий
Причины инфляции ожиданий – негативные ожидания экономических субъектов
Слайд 41Важные замечания
1. Монетарная инфляция (инфляция спроса в результате роста государственных
расходов, не подкрепленных соответствующим ростом доходов, в результате роста потребительских
расходов, приводящая к нарушению соответствия между спросом и предложением)
Слайд 42(продолжение)
2. Немонетарная инфляция издержек (рост затрат у производителей) и ожиданий
(преобладание негативных ожиданий у экономических субъектов)
Слайд 43Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer
Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду
Индекс
цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж
Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров
Способы измерения
Слайд 44Цепочки, начинающиеся с изменения предложения денег
Эффект Кейнса
↑↓ МS → ↓↑
r → ↑↓ I → ↑↓ AD → ↑↓ GDP,
где МS — чистое предложение денег;
r — ставка процента Центрального банка;
AD – совокупный спрос;
I — валовые инвестиции;
GDP — валовой внутренний продукт (Y)
Слайд 45Цепочки, начинающиеся с изменения предложения денег
Эффект замены
↑↓ МS → ↓↑
r → ↑↓ C → ↑↓ AD → ↑↓ GDP,
где МS — чистое предложение денег;
r — ставка процента Центрального банка;
С — потребительские расходы;
AD – совокупный спрос;
GDP — валовой внутренний продукт (Y)
Слайд 46Цепочки, начинающиеся с изменения предложения денег
Эффект богатства
↑↓ МS → ↑↓
С → ↑↓ AD → ↑↓ GDP,
где МS — чистое предложение денег;
С — потребительские расходы;
AD - совокупный спрос;
GDP — валовой внутренний продукт (Y)
Слайд 47Условия, при которых цепочки не работают
Изменение чистого предложения денег более
чем на 3% в год
Поведение экономических субъектов, не желающих реагировать
на данные информационные импульсы:
ожидание дальнейшего снижения процентных ставок
ставка процента высока по сравнению с ожидаемой доходностью