Разделы презентаций


Психология мышления

Содержание

Определения мышленияМышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности во всех ее связях и отношениях. С.Л. РубинштейнМЫШЛЕНИЕ (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. *** Мышление

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психология мышления
«Общая психология»
Часть 3
Презентация курса
Автор: С.Л. Белых,
канд. психол. наук,
доцент

каф. общей психологии

Психология мышления«Общая психология»Часть 3Презентация курсаАвтор: С.Л. Белых, канд. психол. наук,доцент каф. общей психологии

Слайд 2Определения мышления
Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности

во всех ее связях и отношениях.
С.Л. Рубинштейн

МЫШЛЕНИЕ (англ. thinking)

— психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
***
Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе М. важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
Большой психлологический словарь
под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко

Мышление – это процесс преобразования исходной информации.
М. Вертгеймер

Структурная единица мысли как результата воплощает в себе раскрытое и понятое предметное отношение.

Процесс мышления начинается с информации о нераскрытости, непонятности или непонятости предметного отношения, выраженной в психических мыслительных феноменах «вопрос», «проблема» и «задача».
Л.М. Веккер
Определения мышленияМышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности во всех ее связях и отношениях. С.Л.

Слайд 3Содержание мышления

Содержание мышления

Слайд 5Что такое «мышление»? (имплицитные теории)
1) То, как человек думает.
2) Повседневный естественный

процесс.
3) Анализаторы восприятия окружающего мира
4) Душевная пища, словно развлечение.
5) Активность

мозга, в которой задействована информация, собранная человеком за промежуток жизни.
6) Способность головного мозга думать.
7) Способность человека к логическим поступкам, размышлениям, действиям, синтезам и анализу.
8) Способность человека двигать извилинами.
9) Сложный процесс умственной деятельности человека, его способность реагировать на те или иные жизненные ситуации.
10) Шевелящийся разум.
11) Логическое заключение.
12) Психический процесс.
Способность человека анализировать свои поступки.
13) Тренажер для мозга.
14) Это что-то, связанное с мыслью, практически синоним мысли. Возможность мыслить образами и выстраивать логические цепочки.. Ты задумываешься о чем-то и воображаешь – это и есть мышление.
15) То, с помощью чего человек думает.
16) Какие-то процессы в голове, отвечающие за интеллект.
17) Возможность человека быть либо дураком, либо гением.
Что такое «мышление»? (имплицитные теории)1) То, как человек думает.2) Повседневный естественный процесс.3) Анализаторы восприятия окружающего мира4) Душевная

Слайд 6Как мозг усваивает информацию (Инфографика)

Как мозг усваивает информацию  (Инфографика)

Слайд 7Знаково-символическая функция мышления
предполагает способность отделять значение от обозначаемого и оперировать

им с помощью знака

Знаково-символическая функция мышленияпредполагает способность отделять значение от обозначаемого и оперировать им с помощью знака

Слайд 8Знак и символ
Знак – это любой предмет или объект, которому

приписано значение другого предмета или объекта.

Символ – это частный случай

знака, который является атрибутом обозначаемого.
Знак и символЗнак – это любой предмет или объект, которому приписано значение другого предмета или объекта.Символ –

Слайд 9Шимпанзе Рафаэль перебирается на другой плот, чтобы набрать воды из

бака и и пить огонь, мешающий достать приманку. Зачерпнуть воды

из озера обезьяна не догадывается. У обезьяны нет значения «воды» как набора ее объективных качеств, свойства объекта выступают только в контексте наличной биологической потребности и вне ее не актуализируются.
Шимпанзе Рафаэль перебирается на другой плот, чтобы набрать воды из бака и и пить огонь, мешающий достать

Слайд 10Семантический треугольник Огдена – Ричардса

Семантический треугольник  Огдена – Ричардса

Слайд 11Механизмом осознанного отражения, эмансипирующим содержание отражения от наличных потребностей субъекта,

является выражение содержания в некоторой знаковой форме, в первую очередь

в слове.


«Огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, – пишет А. Р. Лурия, – заключается в том, что мир удваивается. С помощью языка, который обозначает предметы, он может иметь дело с предметами, которые непосредственно не воспринимаются и которые не входят в состав его собственного опыта...»

За словом стоит совокупный общественный опыт, фиксированный и кристаллизованный в значениях


Механизмом осознанного отражения, эмансипирующим содержание отражения от наличных потребностей субъекта, является выражение содержания в некоторой знаковой форме,

Слайд 12Значение и знак

Значение – это обобщенная идеальная модель объекта в

сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в

совокупной общественной деятельности.

Кодирование, категоризация исходного содержания в знаковой, символической форме ведут к обогащению его совокупным социальным опытом, к упорядочиванию исходного содержания, его организации в формах, выработанных общественной практикой.
Значение и знакЗначение – это обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства

Слайд 13Иерархия понятий для слова «минералы»

Иерархия понятий для слова «минералы»

Слайд 14Семантическая обработка сточки зрения теории распространения активации
Эллипсы обозначают понятия, а

линии - связи между ними.
Сила связей между понятиями представлена

длиной линии.
Предположение, что знание может быть представлено как чрезвычайно сложная сеть ассоциаций, лежит в основе большинства моделей познания, основанных на нейронных сетях.
Источник. Collins & Loftus, 1975
Семантическая обработка сточки зрения теории распространения активацииЭллипсы обозначают понятия, а линии - связи между ними. Сила связей

Слайд 15К числу основных мыслительных операций относятся:
1) сравнение, вскрывающее отношения сходства

и различия между соотносимыми объектами;
2) мысленное расчленение целостной структуры

объекта отражения на составные элементы (анализ);
3) мысленное воссоединение элементов в целостную структуру (синтез);
4) абстракция и обобщение, при помощи которых выделяются общие признаки, «освобождаемые» от единичных, случайных и поверхностных «наслоений»;
5) конкретизация, являющаяся обратной операцией по отношению к абстрагирующему обобщению и реализующая возврат ко всей полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.
Л.М. Веккер

Анализ – умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т.п.
Синтез – умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Анализ и синтез тесно связаны между собой.
Сравнение – умственное действие, направленное на сопоставление познаваемого объекта с другими предметами, с целью установить его сходство или различие с ними.
Обобщение – умственное действие, направленное на познание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им.
Абстракция – умственное действие, посредством которого выделяется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки.
psylist.net

К числу основных мыслительных операций относятся:1) сравнение, вскрывающее отношения сходства и различия между соотносимыми объектами; 2) мысленное

Слайд 16Изготовление орудия шимпанзе: соединение двух палок (А). С помощью повой

палки большей длины приманку достать можно (Б) (опыты В. Келера)


Изготовление орудия шимпанзе:   соединение двух палок (А). С помощью повой палки большей длины приманку достать

Слайд 17Добывание приманки с помощью тесемки А — Шимпанзе выбирает и подтягивает

тесемку, привязанную к приманке Б — Подтягивание приманки сразу за два

конца тесемки было для шимпанзе недоступной задачей (опыты Г 3 Рогинского)
Добывание приманки с помощью тесемки  А — Шимпанзе выбирает и подтягивает тесемку, привязанную к приманке

Слайд 18Горилла выталкивает палкой плод из трубы (опыт Р Йеркса)

Горилла выталкивает палкой плод из трубы  (опыт Р Йеркса)

Слайд 19Достижение приманки с помощью искусственных сооружений А — конструкция из

ящиков, Б — живая «пирамида»

Достижение приманки с помощью искусственных сооружений А — конструкция из ящиков, Б — живая «пирамида»

Слайд 20а) Восемь спичек на рисунке образуют квадрат и два треугольника.

Как переложить четыре спички, чтобы получить два квадрата и четыре

треугольника? б) Чтобы разделить эту стреловидную фигуру на 3 части, из которых затем можно сложить квадрат, достаточно провести лишь одну прямую. Проведите ее.
а) Восемь спичек на рисунке образуют квадрат и два треугольника. Как переложить четыре спички, чтобы получить два

Слайд 22По какому признаку различаются предметы,

расположенные в серых и черных

квадратах?

По какому признаку различаются предметы, расположенные в серых и черных квадратах?

Слайд 23Субтест Л.Л. Терстоуна на пространственное мышление

Субтест Л.Л. Терстоуна на пространственное мышление

Слайд 24Понятие? Суждение? Умозаключение? Аналогия?
«Драгоценные металлы не ржавеют» (большая посылка)
«Золото

— драгоценный металл» (малая посылка)
вывод: «Следовательно, золото не ржавеет».


Понятие? Суждение? Умозаключение? Аналогия?«Драгоценные металлы не ржавеют» (большая посылка) «Золото — драгоценный металл» (малая посылка) вывод: «Следовательно,

Слайд 25Понятие? Суждение? Умозаключение? Аналогия?
Параллелограмм – это геометрическая фигура, плоская, замкнутая,

ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны.

Понятие? Суждение? Умозаключение? Аналогия?Параллелограмм – это геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны.

Слайд 26Понятие? Суждение? Умозаключение? Аналогия?
«Студент имеет право слушать лекцию»

«Преподаватель не имеет

права отказаться принимать экзамен без уважительной причины»

Понятие? Суждение? Умозаключение? Аналогия?«Студент имеет право слушать лекцию»«Преподаватель не имеет права отказаться принимать экзамен без уважительной причины»

Слайд 27Понятие? Суждение? Умозаключение? Аналогия?
«Язык – свободный поток» (Б. Гаспаров)

«Музыка Скрябина

– это зачастую запутанный лабиринт…»

Понятие? Суждение? Умозаключение? Аналогия?«Язык – свободный поток» (Б. Гаспаров)«Музыка Скрябина – это зачастую запутанный лабиринт…»

Слайд 29Принципиальная схема решения мыслительных (в том числе творческих) задач

Принципиальная схема решения мыслительных (в том числе творческих) задач

Слайд 30Виды мышления

Виды мышления

Слайд 31Продуктивность мышления и креативность

Продуктивность мышления и креативность

Слайд 32Нарушение логических законов (О.Н. Лагута. Логика и лингвистика)
речевые лексико-стилистические ошибки
абсурдность высказывания,


алогизмы,
неразграничение конкретных и отвлеченных понятий,
несоответствие посылки следствию,
речевая

избыточность (ляпалиссиады, пустословие, плеоназмы, тавтология), расширение или сужение понятия,
речевая недостаточность и др.
синтаксические стилистические ошибки (неуместная амфиболия, анаколуф, независимый деепричастный оборот, инверсия, нарушение однородного ряда, псевдонаучность изложения, смещение синтаксической конструкции и др.).
Нарушение логических законов (О.Н. Лагута. Логика и лингвистика)речевые лексико-стилистические ошибкиабсурдность высказывания, алогизмы, неразграничение конкретных и отвлеченных понятий,

Слайд 33Основа для возникновения стилистических тропов
аллегории, аллюзии, амплификации, антиклимакса (нисходящей градации),

антитезы (антиметаболы, хиазма), антифразиса (иронии), антономасии, гипаллаги, гиперболы, зевгмы, катахрезы,

климакса (восходящей градации), лексических повторов (анадиплосиса (эпаналепсиса)), анафоры, симплоки, эпифоры, мейозиса, метафоры, метонимии, оксюморона, олицетворения (персонификации), парадокса, перифразы, литоты, антономасии, эвфемизмов, плеоназма, синекдохи, тавтологии и др.

Основа для стилистических фигур
синтаксической амплификации, амфиболии, подхвата, анаколуфа (апокойну), синтаксической анафоры, синтаксического антифразиса, апосиопезы (умолчания), гипозевгмы, мезозевгмы, протозевгмы, инверсии, каламбура, омонимии синтаксической, параллелизма, парцелляции, пролепсы, просиопезы, симплоки, эллипсиса, эмфазы, синтаксической эпифоры и др.

Нарушение логических законов (О.Н. Лагута. Логика и лингвистика)

Основа для возникновения стилистических троповаллегории, аллюзии, амплификации, антиклимакса (нисходящей градации), антитезы (антиметаболы, хиазма), антифразиса (иронии), антономасии, гипаллаги,

Слайд 34Графическая интерпретация отношений «Сущность- Понятие-Образ-Модель-Знак»

Графическая интерпретация отношений «Сущность- Понятие-Образ-Модель-Знак»

Слайд 35РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА

Слайд 36Уровни развития мышления
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Формально-логическое (понятийное)

Уровни развития мышленияНаглядно-действенноеНаглядно-образноеФормально-логическое (понятийное)

Слайд 37Уровни развития мышления

Уровни развития мышления

Слайд 40Ж.Пиаже: стадии развития операционального интеллекта
1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период

жизни ребенка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется

развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.
2. Стадия операционального мышления, включает его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.
3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.
4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.
Ж.Пиаже: стадии развития операционального интеллекта1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до примерно двух

Слайд 42Непонимание сохранения количества

Непонимание сохранения количества

Слайд 43Понятие сохранения количества

Понятие сохранения количества

Слайд 44Понятие сохранения количества

Понятие сохранения количества

Слайд 45Понятие сохранения количества

Понятие сохранения количества

Слайд 46Эксперимент Пиаже (пространственный эгоцентризм) с макетом

Эксперимент Пиаже (пространственный эгоцентризм) с макетом

Слайд 47Сериация
Ребенка просят разложить по возрастанию карандаши или фигурки кошек.

Ребенок

раскладывает не больше двух-трех предметов правильно, потом разрушает его и

снова выкладывает.


СериацияРебенка просят разложить по возрастанию карандаши или фигурки кошек. Ребенок раскладывает не больше двух-трех предметов правильно, потом

Слайд 48Задачи на сериацию
Инструкция: «Рассмотри внимательно эту таблицу. Видишь, по краям

здесь находятся фигурки разной формы и величины. Посмотри на верхний

ряд, какие в нем фигурки? Треугольники. Они все стоят по порядку, как? Сначала самый большой, потом поменьше, еще меньше и самый маленький. (Потом то же самое надо сказать про фигурки нижнего ряда — круги.) Теперь посмотри, как стоят фигурки по бокам (направить туда внимание детей, проведя указкой по левой и правой колонкам без каких-либо комментариев).
В середине таблица пустая, но здесь тоже должны стоять фигурки в клеточках. Догадайся, какие. Вот тебе три фигурки. Поставь каждую из них на правильное место».
Первая серия обучающая, взрослый указывает и поправляет ошибки, не раскрывая принципа построения матрицы. Например, если ошибка касается формы фигуры, неверно отнесенной к тому или иному ряду, то ребенку говорят, что в этом ряду стоят другие фигуры. Если ребенок ошибается в величине, ему указывается, что его фигурка слишком большая (или маленькая) для этого места. Никаких других комментариев делать нельзя.

Задачи на сериациюИнструкция: «Рассмотри внимательно эту таблицу. Видишь, по краям здесь находятся фигурки разной формы и величины.

Слайд 49Задачи на классификацию
Если ребенку давали семь игрушечных собачек и трех

кошек, и спрашивали, кого больше: собак или кошек, ребенок отвечал

правильно.

Но если его спросить, кого больше, животных или собачек, он ответит неверно.

Задачи на классификациюЕсли ребенку давали семь игрушечных собачек и трех кошек, и спрашивали, кого больше: собак или

Слайд 50Уровень актуального развития Зона ближайшего развития
Уровень актуального развития
Зона
Ближайшего
Развития

Уровень актуального развития Зона ближайшего развитияУровень актуального развитияЗонаБлижайшего Развития

Слайд 51ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Рудольф Арнхейм

ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕРудольф Арнхейм

Слайд 52Визуальное мышление Структура личности
Авторский рисунок
Зигмунда Фрейда

Хорошо известно, что Фрейд считал

психические силы похожими на гидравлические, и этот образ наложил определенные

ограничения на весь ход его рассуждений.
Визуальное мышление   Структура личностиАвторский рисунокЗигмунда ФрейдаХорошо известно, что Фрейд считал психические силы похожими на гидравлические,

Слайд 53Визуальное мышление

Ребенок структурирует визуальную информацию

Визуальное мышлениеРебенок структурирует визуальную информацию

Слайд 54Визуальное мышление
Смена основных акцентов в обучении

Визуальное мышлениеСмена основных акцентов в обучении

Слайд 55Ментальная репрезентация текста RESEARCH ON TEXT COMPREHENSION IN MULTIMEDIA ENVIRONMENTS Dorothy M.

Chun

Ментальная репрезентация текста  RESEARCH ON TEXT COMPREHENSION IN MULTIMEDIA ENVIRONMENTS Dorothy M. Chun

Слайд 56Сложная схема репрезентации похода по магазинам Benedict G.C. Dellaert, Theo

A. Arentze, Harry J.P. Timmermans Shopping context and consumers’ mental representation of

complex shopping trip decision problems // Journal of Retailing. Volume 84, Issue 2, June 2008, Pages 219–232.
Сложная схема репрезентации похода по магазинам  Benedict G.C. Dellaert, Theo A. Arentze, Harry J.P. Timmermans Shopping context

Слайд 57Experts vs. Novices: Differences in How Mental Representations are Used

in Engineering Design Raymond A. Dixon and Scott D. Johnson

Experts vs. Novices: Differences in How Mental Representations are Used in Engineering Design Raymond A. Dixon and

Слайд 58Patricia Cain [2010]:  Drawing: The Enactive Evolution of the Practitioner. Bristol, UK:

Intellect. .

Patricia Cain [2010]:  Drawing: The Enactive Evolution of the Practitioner. Bristol, UK: Intellect. .

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика