Слайд 1Психология мышления
«Общая психология»
Часть 3
Презентация курса
Автор: С.Л. Белых,
канд. психол. наук,
доцент
каф. общей психологии
Слайд 2Определения мышления
Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности
во всех ее связях и отношениях.
С.Л. Рубинштейн
МЫШЛЕНИЕ (англ. thinking)
— психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
***
Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе М. важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
Большой психлологический словарь
под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко
Мышление – это процесс преобразования исходной информации.
М. Вертгеймер
Структурная единица мысли как результата воплощает в себе раскрытое и понятое предметное отношение.
Процесс мышления начинается с информации о нераскрытости, непонятности или непонятости предметного отношения, выраженной в психических мыслительных феноменах «вопрос», «проблема» и «задача».
Л.М. Веккер
Слайд 5Что такое «мышление»?
(имплицитные теории)
1) То, как человек думает.
2) Повседневный естественный
процесс.
3) Анализаторы восприятия окружающего мира
4) Душевная пища, словно развлечение.
5) Активность
мозга, в которой задействована информация, собранная человеком за промежуток жизни.
6) Способность головного мозга думать.
7) Способность человека к логическим поступкам, размышлениям, действиям, синтезам и анализу.
8) Способность человека двигать извилинами.
9) Сложный процесс умственной деятельности человека, его способность реагировать на те или иные жизненные ситуации.
10) Шевелящийся разум.
11) Логическое заключение.
12) Психический процесс.
Способность человека анализировать свои поступки.
13) Тренажер для мозга.
14) Это что-то, связанное с мыслью, практически синоним мысли. Возможность мыслить образами и выстраивать логические цепочки.. Ты задумываешься о чем-то и воображаешь – это и есть мышление.
15) То, с помощью чего человек думает.
16) Какие-то процессы в голове, отвечающие за интеллект.
17) Возможность человека быть либо дураком, либо гением.
Слайд 6Как мозг усваивает информацию
(Инфографика)
Слайд 7Знаково-символическая функция мышления
предполагает способность отделять значение от обозначаемого и оперировать
им с помощью знака
Слайд 8Знак и символ
Знак – это любой предмет или объект, которому
приписано значение другого предмета или объекта.
Символ – это частный случай
знака, который является атрибутом обозначаемого.
Слайд 9Шимпанзе Рафаэль перебирается на другой плот, чтобы набрать воды из
бака и и пить огонь, мешающий достать приманку. Зачерпнуть воды
из озера обезьяна не догадывается. У обезьяны нет значения «воды» как набора ее объективных качеств, свойства объекта выступают только в контексте наличной биологической потребности и вне ее не актуализируются.
Слайд 10Семантический треугольник
Огдена – Ричардса
Слайд 11Механизмом осознанного отражения, эмансипирующим содержание отражения от наличных потребностей субъекта,
является выражение содержания в некоторой знаковой форме, в первую очередь
в слове.
«Огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, – пишет А. Р. Лурия, – заключается в том, что мир удваивается. С помощью языка, который обозначает предметы, он может иметь дело с предметами, которые непосредственно не воспринимаются и которые не входят в состав его собственного опыта...»
За словом стоит совокупный общественный опыт, фиксированный и кристаллизованный в значениях
Слайд 12Значение и знак
Значение – это обобщенная идеальная модель объекта в
сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в
совокупной общественной деятельности.
Кодирование, категоризация исходного содержания в знаковой, символической форме ведут к обогащению его совокупным социальным опытом, к упорядочиванию исходного содержания, его организации в формах, выработанных общественной практикой.
Слайд 13Иерархия понятий для слова «минералы»
Слайд 14Семантическая обработка сточки зрения теории распространения активации
Эллипсы обозначают понятия, а
линии - связи между ними.
Сила связей между понятиями представлена
длиной линии.
Предположение, что знание может быть представлено как чрезвычайно сложная сеть ассоциаций, лежит в основе большинства моделей познания, основанных на нейронных сетях.
Источник. Collins & Loftus, 1975
Слайд 15К числу основных мыслительных операций относятся:
1) сравнение, вскрывающее отношения сходства
и различия между соотносимыми объектами;
2) мысленное расчленение целостной структуры
объекта отражения на составные элементы (анализ);
3) мысленное воссоединение элементов в целостную структуру (синтез);
4) абстракция и обобщение, при помощи которых выделяются общие признаки, «освобождаемые» от единичных, случайных и поверхностных «наслоений»;
5) конкретизация, являющаяся обратной операцией по отношению к абстрагирующему обобщению и реализующая возврат ко всей полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.
Л.М. Веккер
Анализ – умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т.п.
Синтез – умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Анализ и синтез тесно связаны между собой.
Сравнение – умственное действие, направленное на сопоставление познаваемого объекта с другими предметами, с целью установить его сходство или различие с ними.
Обобщение – умственное действие, направленное на познание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им.
Абстракция – умственное действие, посредством которого выделяется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки.
psylist.net
Слайд 16Изготовление орудия шимпанзе:
соединение двух палок (А). С помощью повой
палки большей длины приманку достать можно (Б)
(опыты В. Келера)
Слайд 17Добывание приманки с помощью тесемки
А — Шимпанзе выбирает и подтягивает
тесемку, привязанную к приманке
Б — Подтягивание приманки сразу за два
конца тесемки было для шимпанзе недоступной задачей
(опыты Г 3 Рогинского)
Слайд 18Горилла выталкивает палкой плод из трубы
(опыт Р Йеркса)
Слайд 19Достижение приманки с помощью искусственных сооружений А — конструкция из
ящиков, Б — живая «пирамида»
Слайд 20а) Восемь спичек на рисунке образуют квадрат и два треугольника.
Как переложить четыре спички, чтобы получить два квадрата и четыре
треугольника?
б) Чтобы разделить эту стреловидную фигуру на 3 части, из которых затем можно сложить квадрат, достаточно провести лишь одну прямую. Проведите ее.
Слайд 22По какому признаку различаются предметы,
расположенные в серых и черных
квадратах?
Слайд 23Субтест Л.Л. Терстоуна
на пространственное мышление
Слайд 24Понятие? Суждение? Умозаключение? Аналогия?
«Драгоценные металлы не ржавеют» (большая посылка)
«Золото
— драгоценный металл» (малая посылка)
вывод: «Следовательно, золото не ржавеет».
Слайд 25Понятие? Суждение? Умозаключение? Аналогия?
Параллелограмм – это геометрическая фигура, плоская, замкнутая,
ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны.
Слайд 26Понятие? Суждение? Умозаключение? Аналогия?
«Студент имеет право слушать лекцию»
«Преподаватель не имеет
права отказаться принимать экзамен без уважительной причины»
Слайд 27Понятие? Суждение? Умозаключение? Аналогия?
«Язык – свободный поток» (Б. Гаспаров)
«Музыка Скрябина
– это зачастую запутанный лабиринт…»
Слайд 29Принципиальная схема решения мыслительных (в том числе творческих) задач
Слайд 31Продуктивность мышления и креативность
Слайд 32Нарушение логических законов
(О.Н. Лагута. Логика и лингвистика)
речевые лексико-стилистические ошибки
абсурдность высказывания,
алогизмы,
неразграничение конкретных и отвлеченных понятий,
несоответствие посылки следствию,
речевая
избыточность (ляпалиссиады, пустословие, плеоназмы, тавтология), расширение или сужение понятия,
речевая недостаточность и др.
синтаксические стилистические ошибки (неуместная амфиболия, анаколуф, независимый деепричастный оборот, инверсия, нарушение однородного ряда, псевдонаучность изложения, смещение синтаксической конструкции и др.).
Слайд 33Основа для возникновения стилистических тропов
аллегории, аллюзии, амплификации, антиклимакса (нисходящей градации),
антитезы (антиметаболы, хиазма), антифразиса (иронии), антономасии, гипаллаги, гиперболы, зевгмы, катахрезы,
климакса (восходящей градации), лексических повторов (анадиплосиса (эпаналепсиса)), анафоры, симплоки, эпифоры, мейозиса, метафоры, метонимии, оксюморона, олицетворения (персонификации), парадокса, перифразы, литоты, антономасии, эвфемизмов, плеоназма, синекдохи, тавтологии и др.
Основа для стилистических фигур
синтаксической амплификации, амфиболии, подхвата, анаколуфа (апокойну), синтаксической анафоры, синтаксического антифразиса, апосиопезы (умолчания), гипозевгмы, мезозевгмы, протозевгмы, инверсии, каламбура, омонимии синтаксической, параллелизма, парцелляции, пролепсы, просиопезы, симплоки, эллипсиса, эмфазы, синтаксической эпифоры и др.
Нарушение логических законов
(О.Н. Лагута. Логика и лингвистика)
Слайд 34Графическая интерпретация отношений «Сущность- Понятие-Образ-Модель-Знак»
Слайд 36Уровни развития мышления
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Формально-логическое (понятийное)
Слайд 40Ж.Пиаже: стадии развития операционального интеллекта
1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период
жизни ребенка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется
развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.
2. Стадия операционального мышления, включает его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.
3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.
4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.
Слайд 42Непонимание сохранения количества
Слайд 46Эксперимент Пиаже (пространственный эгоцентризм) с макетом
Слайд 47Сериация
Ребенка просят разложить по возрастанию карандаши или фигурки кошек.
Ребенок
раскладывает не больше двух-трех предметов правильно, потом разрушает его и
снова выкладывает.
Слайд 48Задачи на сериацию
Инструкция: «Рассмотри внимательно эту таблицу. Видишь, по краям
здесь находятся фигурки разной формы и величины. Посмотри на верхний
ряд, какие в нем фигурки? Треугольники. Они все стоят по порядку, как? Сначала самый большой, потом поменьше, еще меньше и самый маленький. (Потом то же самое надо сказать про фигурки нижнего ряда — круги.) Теперь посмотри, как стоят фигурки по бокам (направить туда внимание детей, проведя указкой по левой и правой колонкам без каких-либо комментариев).
В середине таблица пустая, но здесь тоже должны стоять фигурки в клеточках. Догадайся, какие. Вот тебе три фигурки. Поставь каждую из них на правильное место».
Первая серия обучающая, взрослый указывает и поправляет ошибки, не раскрывая принципа построения матрицы. Например, если ошибка касается формы фигуры, неверно отнесенной к тому или иному ряду, то ребенку говорят, что в этом ряду стоят другие фигуры. Если ребенок ошибается в величине, ему указывается, что его фигурка слишком большая (или маленькая) для этого места. Никаких других комментариев делать нельзя.
Слайд 49Задачи на классификацию
Если ребенку давали семь игрушечных собачек и трех
кошек, и спрашивали, кого больше: собак или кошек, ребенок отвечал
правильно.
Но если его спросить, кого больше, животных или собачек, он ответит неверно.
Слайд 50Уровень актуального развития
Зона ближайшего развития
Уровень актуального развития
Зона
Ближайшего
Развития
Слайд 51ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Рудольф Арнхейм
Слайд 52Визуальное мышление
Структура личности
Авторский рисунок
Зигмунда Фрейда
Хорошо известно, что Фрейд считал
психические силы похожими на гидравлические, и этот образ наложил определенные
ограничения на весь ход его рассуждений.
Слайд 53Визуальное мышление
Ребенок структурирует визуальную информацию
Слайд 54Визуальное мышление
Смена основных акцентов в обучении
Слайд 55Ментальная репрезентация текста
RESEARCH ON TEXT COMPREHENSION IN MULTIMEDIA ENVIRONMENTS
Dorothy M.
Chun
Слайд 56Сложная схема репрезентации похода по магазинам
Benedict G.C. Dellaert, Theo
A. Arentze, Harry J.P. Timmermans
Shopping context and consumers’ mental representation of
complex shopping trip decision problems // Journal of Retailing. Volume 84, Issue 2, June 2008, Pages 219–232.
Слайд 57Experts vs. Novices: Differences in How Mental Representations are Used
in Engineering Design
Raymond A. Dixon and Scott D. Johnson
Слайд 58Patricia Cain [2010]: Drawing: The Enactive Evolution of the Practitioner. Bristol, UK:
Intellect.
.