Слайд 1Псковская архитектура XII в.
Слайд 2В 313 г. император Константин Великий даровал свободу вероисповедания всем
жителям Римской империи, после чего началось массовое строительство христианских храмов.
Первые храмы имели форму базилики (от слова "царский", "государственный", т.е., здание для гражданских собраний) — продолговатого помещения с рядом колонн, разделявших его на нефы.
Слайд 12Крестово-купольный храм.
Это храм, конструкция которого в качестве основных элементов содержит
крест и купол.
Крестовокупольный храм сложился в Византии и был унаследован
архитектурой Древней Руси.
Слайд 13Подпружная арка
Четыре столба устанавливаются в центре храма.
(В более сложных по планировке храмах устанавливается большее число столбов)
Пространство
оказывается разбито на ячейки. При четырех столбах таких ячеек будет девять.
Четыре столба связываются между собой подпружными (то есть стягивающими) арками.
Получаются четыре взаимоперпендикулярные арки.
Слайд 15Парус
Пространство между ребрами арок заполняют вставками, которые по форме напоминают
надутые ветром треугольные паруса. Они получили название – «парус».
Парус –
сферический треугольник, напоминающий надутый парус. Нижний угол паруса опирается на столб, а верхняя дуга вместе с дугами других парусов лежит в основании купола.
Слайд 16Барабан и купол
На арках и парусах покоится барабан, а на
него водружается купол.
Купол держат не стены, а связанные арками столбы.
Слайд 17Цилиндрический свод
В образовавшейся девятидольной структуре центральная ячейка перекрыта куполом. А
четыре ячейки, расположенные крестообразно по отношению к куполу, перекрываются цилиндрическим
сводом. Получается крестообразная структура.
Слайд 18Цилиндрический свод
Цилиндрический свод – это свод образующий в поперечном сечении
часть окружности, параболы или эллипса.
Цилиндрический свод имеет форму половинки
цилиндра, разрезанного вдоль оси.
Слайд 19Люнетта
Люнет, люнетта - (франц. lunette, букв. – лунка) - поле
стены, образованное пересечением цилиндрического свода со стеной.
Слайд 20Закомара
Закомара (от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное
завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод
Слайд 21Пространственный крест
В результате свод над рукавами креста и средокрестием будет
представлять собой хорошо читающийся пространственный крест с главой в средокрестии.
Форма сводов угловых ячеек может быть различной (полуциркульные, купольные и пр.).
Слайд 22Крестово-купольный храм
- это храм, который обладает следующими свойствами:
- он
прямоугольный , квадратный или крестообразный в плане,
- с внутренними столбами-опорами,
-
перекрыт системой цилиндрических сводов, образующих в плане крест,
- в средокрестии которого на четырех столбах через систему парусов размещается световая глава (барабан и купол).
Если подпружные арки опираются на, отдельно стоящие колонны, такой храм называется храмом на четырех колонках.
Слайд 23Лопатки
Подпружные арки перебрасываются также со столбов на стены. В местах,
где подпружные арки ложатся на стену, появляются утолщения, называемые лопатками.
Лопатка – это выступ на стене храма, проходящий снизу вверх и усиливающий стену в том месте, где на стену опирается подпружная арка.
Слайд 24Неф
Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — это продольная часть интерьера, идущая
от западной стены храма до восточной. Неф ограничен с двух
сторон либо рядами столбов /колонн/, либо стенами, либо с одной стороны - стеной, а с другой - рядом столбов /колонн/. В большинстве русских храмов бывает три нефа: главный или центральный, проходящий под куполом и два боковых. В больших соборах может быть пять нефов. Боковые нефы, как правило, уже центрального.
Слайд 25Софийские соборы XI в. А. Киев. Б. Новгород. В. Полоцк.
Слайд 29Словарь терминов
Апсида (абсида) – полукруглый выступ в восточной части храма,
часть алтаря;
Аркосолий – ниша для установки саркофага;
Дьяконник – помещение в
южной части алтаря;
Жертвенник – помещение в северной части алтаря;
Закомара – полукруглое завершение прясла стены, соответствующее форме внутреннего свода;
Неф – продольные помещения внутри церкви;
Плинфа – плоский квадратный кирпич.
Слайд 40II. Псковская архитектура XII в.
Слайд 41Ц. Дмитрия Солунского. XII в. Довмонтов город. План.
Слайд 42Ц. Рождества Иоанна Предтечи. Общий вид.
Слайд 43Ц. Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря. XII в. Планы.
Слайд 44Ц. Рождества Иоанна Предтечи. Реконструкция С.П. Михайлова.
Слайд 45Ц. Рождества Иоанна Предтечи. Общий вид.
Слайд 46Ц. Рождества Иоанна Предтечи. Общий вид.
Слайд 47Ц. Рождества Иоанна Предтечи. Разрез.
Слайд 48Ц. Рождества Иоанна Предтечи в Пскове.
Слайд 49Ц. Рождества Иоанна Предтечи в Пскове. Вид с северо-востока.
Слайд 50Ц. Рождества Иоанна Предтечи в Пскове.
Ц. Рождества Богородицы Антониева
монастыря в Новгороде.
Слайд 51Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. XII в.
Общий вид с юго-запада.
Слайд 52Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. XII в.
Реконструкция Г.В. Алферовой.
Слайд 53Киев. Софийский собор.
Схема кладки с заглубленными рядами.
Слайд 54Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. XII в. Планы.
Слайд 55Спасо-Преображенский собор.
Графическая реконструкция первого строительного периода (первоначальный замысел). В.Е.
Никитин, Д.В. Борисенко.
Слайд 56Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.
Реконструкция М.И. Мильчика и Г.М. Штендера.
Слайд 57Спасо-Преображенский собор.
Графическая реконструкция второго строительного периода (изменение первоначального замысла).
В.Е. Никитин, Д.В. Борисенко.
Слайд 58Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.
Новгород. Ц. Спаса-Нередицы. XII в
Слайд 59Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. XII в.
Вид с востока. Интерьер.
Слайд 60Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. XII в. Интерьер.
Слайд 61Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. XII в.
Угол юго-восточного фасада. Барабан
с куполом.
Слайд 63Церковь Св. Троицы XII в. Реконструкция Н.Н. Воронина.