Слайд 1Пути и средства обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся второй ступени
Из опыта работы
Слайд 2Актуальность
Задача сознательного овладения нормами устной и
письменной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка
сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени как социальный заказ общества. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет ученик, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной так и в письменной форме. В связи с этим актуальной становиться проблема педагогической поддержки обучающихся среднего звена, позволяющей формировать культуру речи учеников, что становится неотъемлемым признаком полноценного члена общества.
Слайд 3Противоречия
- между умением доносить до слушателей свои
мысли и способностью последовательно и правильно их выражать;
- между способностью детей наблюдать и умением воображать и фантазировать;
- между теоретическим знанием грамматических форм и умением применять их в речи.
Слайд 4Цели и Задачи
Цель: получить знания о сущности
проблемы работы над словом, о путях эффективного ее совершенствования и
реализовать модель словарной работы на уроках русского языка в общеобразовательной школе.
Задачи:
- обогащение словарного запаса;
- обучение нормам литературного языка;
- обогащение грамматического строя речи;
- формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Слайд 5Отличительные черты диалогической речи:
- эмоциональный контакт говорящих, их
воздействие друг на друга мимикой, жестами , интонацией тембром голоса;
- ситуативность.
Слайд 6Основные свойства монологической речи:
- односторонний и непрерывный
характер высказывания,
- произвольность,
- развернутость,
- логическая последовательность,
- ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.
Слайд 7 Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием
коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи
требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний. К характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся: связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.
Слайд 8критерии связности устного сообщения:
- смысловые связи между
частями рассказа;
- логические и грамматические связи между
предложениями;
- связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего.
Слайд 9Методика формирования умения видеть незнакомые слова:
- при
чтении упражнения выделите непонятные слова;
- выяснить их
значение;
- значение слов уточнить в словаре.
Слайд 10Методика формирования у детей восприятия слова как особого объекта действительности
- название изображаемых предметов и чтение слов,
называющих эти предметы (делается вывод о том, что есть предметы – мы их видим – и есть слова для названия этих предметов – мы их слышим, читаем);
- рисование по загадке предмета и подписывание под ним слова, его называющего;
- запись слов, называющих предметы;
- узнавание слова, пропущенного в загадке;
- называние предмета разными словами;
- называние одним словом разных предметов
Слайд 11Словарная работа
Программа предусматривает усвоение определенного количества слов
в каждом классе. Эти слова есть во всех учебниках русского
языка.
Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Перебрав различные формы словарной работы, я остановилась на ведении учащимися личного тематического словаря.
Слайд 12
Упражнения по тематическому словарю:
Словарный диктант, диктант по
памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам; при работе с интерактивной доской
- вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, прочитать правильно, расставить ударения.
Слайд 13Культуроведческий аспект в воспитании речевого развития обучающихся
Живопись, как особый вид искусства, знакомит учащихся с действительностью, воспитывает
любовь к родной природе, уважение к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни.
Работа по картинам, как один из разнообразных видов работ по развитию речи, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно осложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения.
Слайд 14Результаты моей работы
Что дают уроки развития речи, «приносят ли свои
плоды»? Я думаю, что приносят… Именно на таких уроках у
учащихся появляется возможность проявить свои творческие способности, применить полученные знания на практике. В результате чего ребята пишут неплохие сочинения, изложения с творческим заданием, сочинения-миниатюры, заметки, рефераты. Критерием успешной работы являются участия и призовые места в конкурсах творческих работ. Я думаю, что уроки развития языковой способности помогают ученикам овладеть эмоциональной стороной речи, увидеть нравственную силу родного слова, почувствовать себя творческой личностью, что особенно актуально в современных условиях.
Слайд 15 Путь к слову – трудный путь. Как
быть с ошибками как сохранить доброе лицо, если в стопке
тетрадей с сочинениями, которые я несу на урок, есть двойки? Научиться терпению… Научить ребят творчески мыслить, стараться сделать уроки развития речи эмоционально притягательными, заинтересовать их самим процессом работы над словом, найти стимул для движения вперед.
И пусть сердце, знающее свою ответственность перед этим удивительным домом – школа, сердце учителя никогда не успокаивается. В руках учителя величайшие возможности открыть сознание моментально, одной фразой: «Ты все сможешь!» Разбудить ученика – вот главная задача учителя русского языка, разбудить так, чтобы рука писала, а сердце не молчало