Слайд 1Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Занятие 4
Савченко И.А., к.псх.н., доцент
каф. Проектного управления в сфере образования ИОН РАНХиГС
Слайд 2Мотивационные условия
- внешние переменные, влияющие на
значимость (эффективность)
подкрепления («подкрепляющую способность» какого-то стимула)
повышающее условие
понижающее условие
частоту поведения, которое подкреплялось этим стимулом
повышающее влияние
понижающее влияние
Слайд 3Другие примеры условных мотивационных условий
Ребенок долго ехал в автобусе
в школу и устал
На перемене поссорился с другим учеником
История академической неуспеваемости
Неприятности дома
Отсутствие личного помощника
Некоторые одноклассники
Деятельность, при которой нет строгого контроля учителя и др.
Являются ли перечисленные мотивационные условия повышающими или понижающими?
Слайд 4Некоторые методики и приемы обучения
подсказка,
шейпинг,
обучение
по цепочке (цепочка прямая и обратная),
отдельные пробы,
социальные истории,
поведенческий импульс и др.
Слайд 5Виды подсказок:
полная физическая подсказка
частичная физическая подсказка
жестовая подсказка
моделирование
прямая вербальная подсказка
непрямая вербальная
подсказка
визуальная подсказка
Слайд 6Примеры шейпинга. Возможности использования
«Пить» – «Дай попить» – «Я хочу
пить»
Держать ножницы – Держать ножницы правильно – Держать ножницы
и сделать один надрез – Сделать два надреза – и т.д.
Усиливать (тренировать) можно:
форму поведения (правильно держать ручку, выполнять спортивное упражнение и др.)
частоту поведения (скорость печати, скорость письма, количество рабочих операций за определенное время и др.)
продолжительность поведения (время работы за столом, период работы и др.)
интенсивность поведения (громкость речи, высоту прыжка и др.)
латентность
Слайд 7Обучение по цепочке
сложное действие разбивается на мелкие действия, которые должны
происходить только в определенной последовательности.
Каждый шаг является Sd (дискриминантным,
различительным стимулом) для следующего
Слайд 8Отдельные пробы (отдельные блоки)
Инструкция
Действие (поведение) ученика
Подкрепление
Если необходимо, исправление ошибок
Слайд 9Исправление ошибок
Инструкция
Ошибочное действие (поведение)
Повторение инструкции и сразу же подсказка (постепенно
снижать – ПФ, УЖ и т.д.)
Отвлекающая инструкция
Снова исходная инструкция
Правильное действие
(поведение) ученика
Подкрепление
Слайд 10Пример:
Специалист – дай зеленую машинку (инструкция)
Ученик – дает красную машинку
(ошибка)
Специалист – дай зеленую машинку (полная физическая подсказка: берет руку
ребенка и ею берет зеленую машинку и протягивает в свою сторону, забирает у ребенка машинку, отпускает руку, машинку ставит обратно на стол)
Специалист: похлопай в ладоши (отвлекающая инструкция)
Ученик: хлопает
Специалист – дай зеленую машинку (инструкция)
Ученик: дает зеленую машинку
Специалист: дает подкрепление
Слайд 11Критерии мастерства
Критерий мастерства того или иного навыка зависит от поставленной
цели
Что вы хотите видеть в итоге?
Сколько раз?
С кем?
В каких местах?
Слайд 12Данные, полученные в результате наблюдений, отображаются в виде графиков
Горизонтальная ось
(Х) – ось абсцисс. На ней обычно отмеряются равные интервалы
(пробы, дни, время)
Вертикальная ось (Y) – ось ординат (обычно, 2/3 от оси абсцисс). На ней отмечаются измеряемые параметры поведения (частота, количество, продолжительность)
Разные условия наблюдения разделяют вертикальной линией
На графике указывают наименования самого графика, осей, условий наблюдения
На графике избегают размещать лишнюю информацию – текст, линии, цвета
Слайд 14Начальный уровень (фон)
Начинаем наблюдение за поведением, стараясь не внести каких-то
помех
Результаты начальных наблюдений станут своего рода «точкой отсчета» для дальнейшей
работы
Наблюдение продолжается, пока не станет ясна динамика поведения (иногда до неск. недель)
Не применяется в критических ситуациях!
Слайд 19 предупреждают начало нежелательного поведения
направлены на работу с антецедентом
(событием или стимулом, предшествующим нежелательному поведению, мотивационными условиями)
Предупредительные методики
Слайд 21Для выбора предупредительной методики нужно:
выявить условия, при которых поведение с
большой вероятностью начнется,
рассмотреть, что может влиять или контролировать поведение,(местонахождение, количество
людей, время, день недели, конкретные события и др.)
определить, какие ситуации, события и обстоятельства запускают проблемное поведение, а также
какие ситуации, события и обстоятельства никогда не сочетаются или редко сочетаются с проблемным поведением.
определить, насколько эти события отдалены или приближены к поведению по времени и как это влияет на увеличение вероятности возникновения поведения
Слайд 22Устранение или изменение Sd (примеры):
написание правил,
разбивка задания на части,
разговор по
теме перед тем как приближается время/событие, когда поведение происходит,
информирование про
то, что будет, если поведение произойдет,
изменить интонацию,
не использовать в разговоре с ребенком те слова, которые запускают поведение.
Слайд 23Устранение или изменение мотивирующих состояний (МО) (примеры)
следить, чтобы ребенок обязательно
завтракал в школе,
кормить часто,
убрать шум или переместить ребенка в более
тихое место,
разделить детей на меньшие группы,
убрать отвлекающие предметы,
чередовать разные виды активности (деятельности),
предоставлять достаточно времени для отдыха, сна и др.
Слайд 24Одновременное изменение или устранение Sd и MO (примеры)
ребенок плохо слышит
и ему сложно следовать многоступенчатой инструкции. Инструкцию разбивают на мелкие
и простые части (изменяются различительные стимулы). Инструкции даются в тишине и/или учитель подходит ближе к ребенку (изменяется мотивирующее состояние).
мальчики сидят рядом и то дерутся, то ругаются, и не следуют инструкциям учителя. Пересаживаем одного из них так, чтобы он не видел другого во время занятий (устранение мотивирующего состояния) и даем персональные инструкции (изменение различительных стимулов).
Слайд 25Если невозможно изменить или устранить Sd и MO
изменить стиль общения
с ребенком (больше напоминать, давать больше позитивных комментариев, вовлекать ребенка
в новые активности и так далее),
пересмотреть наши ожидания от ребенка (изменение нашего стиля подачи и выбора инструкций),
изменять какие-то другие факторы, которые снизят интенсивность поведения.
Слайд 26Предупредительные методики
Визуальные подсказки, визуальные расписания
Таймеры
Видеомоделирование
Соотношение простых и
сложных задач
Социальные истории
Систематическая десенсибилизация
Сенсорная диета и др.
Слайд 27Визуальные подсказки, расписания
Слайд 29Социальные истории -
Обычно являются кратким описанием определенной ситуации,
события или деятельности и включают информацию о том, чего можно
ожидать в такой ситуации и почему.
Также они помогают понять, что ребенок может видеть или переживать в каком-то конкретном случае.
Слайд 36Написание социальных историй
Выберите конкретное событие или ситуацию (одна история –
одна тема).
Выберете конкретного персонажа.
Это может быть ваш собственный
ребенок.
В некоторых ситуациях стоит изменить:
имя ребенка,
пол ребенка,
главного персонажа на животного, предмет?
Описание должно быть простым, буквальным, достаточно коротким и предельно конкретным.
Слайд 37Написание социальных историй (2)
Используйте простые слова, знакомые ребенку.
Длина истории зависит
от возраста, уровня понимания ребенка, усидчивости, наличия навыка слушать истории.
Важно
не читать нотаций и не укорять ребенка в истории -- беспристрастно излагать события.
Включите в историю конкретные детали, которые будут напоминать о том событии, о котором вы пишете.
Это могут быть:
Цвет/вид одежды,
Еда,
Игрушки,
Место,
Фотографии конкретного места, конкретных предметов.
Слайд 38Систематическая десенсибилизация. Существуют два пути
Последовательное увеличение интенсивности стимула.
Связывание чувства страха
с другим чувством (чаще всего – чувством спокойствия).
Слайд 39Пример 1. Страх пауков
А. Видеть, как маленький паучок ползает в
другом конце комнаты. Б. Видеть, как большой лохматый паук ползает
в другом конце комнаты.
А. и Б. Видеть, как маленький (А) или большой лохматый паук (Б) ползет в моем направлении.
(Далее опускается градация по размеру и виду пауков.) Накрыть паука стаканом.
Накрыть паука стаканом и подсунуть под стакан плотный лист бумаги.
Поднять пойманного в стакан паука и поносить по комнате.
Просунуть в стакан палец и потрогать паука.
Дать пауку возможность поползать по кисти руки.
Дать пауку поползать по кисти руки, потрогать его пальцем.
Накрыть паука ладонью на своей руке.
Поймать паука в кулак и выпустить на улицу.
Слайд 41Поведенческий контракт (индивидуальный)
это документ, устанавливающий связь между выполнением определенного
поведения и предоставлением определенного подкрепления.
Чаще всего состоит из трех частей:
описание задания
описание подкрепления (награды)
отчет о выполнении задания
Слайд 42Задание
Кто: (кто будет выполнять)
Что: (что будет выполнено)
Когда:
(в какой период времени, как часто)
Как: (конкретные особенности, подробности,
исключения)
Слайд 43Награда
Кто: (кто будет контролировать и оценивать выполнение, предоставлять награды)
Что: (какая конкретно награда будет предоставлена)
Когда: (в какой период
времени, по возможности после оговоренного поведения)
Как: (количественные характеристики)
Если необходимо выполнение нескольких заданий, то можно предусмотреть награду для выполнения каждого (можно составить таблицу ценности наград, как в жетонной системе)
Слайд 44Отчет о выполнении задания
Своего рода чек-лист. Например:
Слайд 46Групповые договоры
договор, при котором последствие зависит от
поведения одного члена
группы
поведения части группы
каждого члена группы
договоры могут быть
зависимыми
независимыми
взаимозависимыми
Слайд 47Зависимый договор
устанавливается условие для одного ученика или маленькой группы
подкрепление (при выполнение этого условия учеником или малой группой) получает
весь класс
Например: «Если Коля Иванов в течение урока ни разу не выкрикнет с места, то последние 10 минут урока я почитаю вам интересную сказку»
Слайд 48Взаимозависимый договор
условие устанавливается для всех членов группы (для всего
класса)
подкрепление получает вся группа (весь класс), если каждый ученик
выполнил условие
Например: «Каждый ученик должен написать в течение двух недель (до такого-то числа) доклад из трех страниц формата А4 про одну из птиц, обитающих в наших краях. Тогда в последний учебный день четверти весь класс поедет на экскурсию в биологический музей»
Слайд 49Независимый групповой договор
устанавливается условие, общее для всех участников группы
(для всего класса).
Подкрепление получает каждый ученик, выполнивший условие.
Например: «Каждый ученик, написавший 9 из 10 слов без ошибок на диктанте в четверг, не получит домашнего задания на пятницу»
Слайд 50Методики реагирования (или реактивные методики)
применяются, если поведение уже началось.
Если поведение
опасно для ребенка или для окружающих мы останавливаем это поведение
самым безопасным способом, который можем придумать в данный момент!
Слайд 51Примеры реактивных методик:
Отвлечение/Перенаправление
Смена стимула
Юмор
Напоминание о поощрении
Расслабление
Предоставление выбора
Комментирование происходящих событий
Слайд 52Отвлечение и перенаправление
Отвлечение - это метод, позволяющий отвлечь внимание
ребенка от нежелательных действий на что-то новое.
Перенаправление означает оценку потребности
ребенка и перенаправление его действия на что-то подобное.
Слайд 55Именно отвлечение необходимо, если
Мы не можем найти замену и перенаправить
действие.
Ребенок занят самостимуляцией большую часть дня.
Мы летим в самолете, едем
в поезде, находимся в других экстремальных условиях.
Слайд 56Смена стимула
Мы знаем, что у ребенка случается истерика, когда мы
говорим «нет» или «нельзя». Мы изменим формулировку.
Если вид какого-то
места вызывает нежелательное поведение, нужно подумать, можно ли поменять место для занятий.
Стараемся сменить другие стимулы, вызывающие нежелательное поведение ребенка: звук, цвет, запах, температуру окружающего воздуха или воды и так далее.
Слайд 57Предоставление выбора
Оденешь белую футболку или розовую?
Одеваться будешь сейчас или
через 5 минут?
Сейчас закончишь играть на компьютере или через
10 минут?
Поедем к бабушке на автобусе или пойдем пешком?
Слайд 58Комментирование происходящих событий
Описываем то, что происходит, ровным тоном, без
оценок.
Помогает обработке информации.
Важно не принимать сторон, если речь идет о
конфликте, быть объективно нейтральным, как хороший комментатор.
Слайд 59Альберто П., Траутман Э. Прикладной анализ поведения. Учебное пособие -
М.: Оперант, 2015.
Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л.
Хьюард Прикладной анализ поведения Пер. с англ. - М : Практика, 2016.
Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / Рук. Авторского коллектива: Козорез А.И. – М.: АНО Ресурсный класс, 2015.
Шаповалова О. Введение в прикладной анализ поведения. - М.: Триумф, 2015
ЛИТЕРАТУРА:
Слайд 60СЕГОДНЯ ВЫ
УЗНАЛИ:
……………………….
……………………….
……………………….
НАУЧИЛИСЬ:
……………………………..
……………………………..
……………………………..