Слайд 1
Вопрос 6. Работа с данными в сценариях JavaScript
Слайд 2
6.1 Создание и использование переменных
Особенности:
автоматическое объявление переменных;
динамическое изменение типа переменной.
Слайд 3Ключевое слово var
var name=prompt(“Введите ваше имя”); //имя пользователя
var amount=currency.value; //сумма,
взятая из поля “Сумма”
var date=new Date(); //объект текущей даты
var rate=5.05; //курс
Слайд 4Правила именования переменных:
можно использовать латинские буквы, цифры и подстрочный символ;
имя
переменной должно начинаться с буквы или подстрочного символа, но не
с цифры;
нельзя использовать знаки пунктуации, специальные символы, пробелы;
имя чувствительно к регистру;
длина имени не ограничена.
Слайд 5В JS различают следующие типы данных:
целое число;
число с плавающей запятой;
строка
текста;
логическая переменная;
объект.
Слайд 6Значением целочисленной переменной могут быть положительные и отрицательные целые числа.
Например,
число 14 в разных системах счисления:
в десятичной – 14;
в восьмеричной
– 016;
в шестнадцатеричной – 0хЕ.
ПРИМЕР
Слайд 7
//Объявления переменных
var iVal=14; //Десятичное число
var hVal=0xE; //Шестнадцатеричное число
var oVal=016; //Восьмеричное
число
//Вывод переменных в окно обозревателя
document.write("Это десятичное число: "+ iVal+"
");
document.write("Это шестнадцатеричное
число: "+ hVal+"
");
document.write("Это восьмеричное число: "+ oVal+"
");
document.write("Это сумма чисел: "+ (oVal+hVal)+"
");
………………….
Слайд 8Форматы представления числа с плавающей запятой:
1. Обычный
2. Логарифмический
Логарифмический формат
имеет следующий синтаксис: #.##E??
Например: 6.02Е-4
число>1,0*1020
число
Слайд 9Строки текста - последовательность любых символов, в том числе и
цифр, заключенная в кавычки или апострофы.
Чтобы ввести в текст двойные
кавычки, необходимо использовать символ \ “.
Если текст выводится в окно браузера с помощью команды document.write, то в нем для форматирования можно использовать дескрипторы HTML.
ПРИМЕР
Слайд 10
sVal = "В тексте мы может использовать \"кавычки\" ,
заключать слова в \\ или \\косые\\ скобки.";
document.write(sVal);
Слайд 11Логические переменные - значения true (истинно) и false (ложно).
Этим
переменным можно присваивать целочисленные значения:
0 будет соответствовать false,
любое другое
значение – true.
Слайд 12В зависимости от области действия различают два вида переменных:
Глобальные переменные
–созданные непосредственно в коде сценария в блоке ….
Локальные
переменные –объявлены в коде функции. Использование таких переменных ограничено кодом функции ниже того места, где они были объявлены.
Слайд 13Изменение типа переменной
Команда typeof имя_переменной – определяет тип переменной
Команда возвращает
текстовое значение, соответствующее типу переменной:
Number – целое число или число
с плавающей;
String – строка текста;
Boolean – логическое значение;
Object – объект;
Underfined – переменная не определена (не была создана или программа вышла за область видимости переменной).
Слайд 14Для изменения типа переменной в JS предусмотрен ряд функций.
toString() –
преобразовать число в строки текста. Пример:
var iVal=5;
var sVal=iVal.toString();
В результате получим
переменную sVal, значением которой будет строка “5”.
Строковую переменную из числа можно получить, прибавив число к пустой строке:
Var sVal=’’ + iVal;
Слайд 15Для выполнения обратного действия используется функция parseInt() и parseFloat(), например:
var
sVal = ‘5’;
var iVal = parseInt(sVal);
var fVal = parseFloat(sVal);
Слайд 16Вопрос 7.2 Выражения и операции
Арифметические ( + - сложение; -
- вычитание; * - умножение; / - деление; % -
вычисление модуля).
Например: mod=14 % 4; в переменной mod будет сохранено значение 2.
Присваивания.
Сравнения.
Строковые.
Слайд 17Арифметические операции
// Начальное значение счетчика
var count=0;
…. Конструкция с оператором цикла
или код функции обработки события
//инкрементация счетчика
count = count + 1;
Для
упрощения используются операторы инкремента:
Count++; - увеличивает значение переменной count на 1;
Count--; - уменьшает значение переменной count на 1.
Слайд 18Конструкции ++count и count++ - одинаковый результат.
НО:
Num1 = ++count;
//значение count увеличивается на единицу и присваивается переменной Num1
Если count=6,
то Num1 = 7
Num2 = count++; //значение count присваивается переменной Num2 после чего увеличивается на 1
Если count=6, то Num2 = 6, а count=7
Слайд 19Операции присваивания
Одна и та же переменная находится слева и справа
от оператора присваивания:
Num=Num+5;
Это выражение можно упростить:
Num+=5;
Слайд 22Операции сравнения
== - равенство;
!= - неравенство;
> - больше;
>= -
больше или равно;
< - меньше;
Слайд 23Строковые операции
Набор методов для работы с текстом -объект String.
Элементы текста
Web – страницы, текстовые переменные - экземпляры (объекты) класса string.
К методам класса String можно обращаться напрямую: строковая_переменная.метод(аргументы).
Слайд 24Строковые операции
Все объекты класса String содержат переменную length, в которой
хранится информация о длине строки. Например:
sVal=”Привет!”;
alert(sVal.length);
Слайд 25Методы объекта String
сoncat(str2,str3,…) Последовательно конкатенирует строки в списке аргументов
со строкой, к которой был вызван метод, например: str1.concat(str2,str3,str4);
sunstr(позиция, длина) Возвращает подстроку, заданную позицией и длиной. Отсчет позиций начинается с 0
Слайд 26Методы объекта String
split(“разделитель”) Разбивает строки на массив подстрок по
позициям заданного символа разделителя. Например:
sVal=”А,Б,В,Г”;sArray=sVal.split(“,”);
document.write(sArray[0]) ; //Выведет букву А
document.write(sArray[1]) ; //Выведет букву
Б document.write(sArray.length) ; //Выведет 4
Слайд 27substring(позиция, позиция) Возвращает подстроку, заданную позициями начала и конца подстроки
в строке.
charAt(позиция) Возвратит символ по указанной позиции в строке
indexOf(
“подстрока”) Возвратит позицию первого вхождения подстроки в строку
lastIndexOf( “подстрока”) Возвращает позицию последнего вхождения подстроки в строку
Слайд 28big() Увеличивает размер шрифта на 1
bold() Устанавливает полужирный шрифт
fontcolor(‘цвет’) Устанавливает
цвет строки
fontsize(‘n’)Устанавливает номер размера строки от 1 до 7
italics() Задает
курсив
small()Уменьшает размер шрифта на 1
strike() Перечеркивает текст
Слайд 29Вопрос 8. Управление ходом выполнения сценария
Оператор if
Синтаксис оператора:
if (логическое выражение)
{код,
выполняемый в случае возвращения логическим выражением значения true}
else
{код, выполняемый в
случае возвращения логическим выражением значения false}
Слайд 30Оператор switch Оператор удобно применять для анализа переменных, которые могут
принимать более двух значений. Синтаксис:
switch (выражение или переменная) {
case значение:
строки
кода
break;
case значение:
строки кода
break;
……
default:
строки кода
break; }
Слайд 31Условный оператор
?... : …
Пример: определим цену билета в зависимости
от возраста покупателя:
price = (age
т.р.”);
Если заменить эту конструкцию на if-else, получится более длинный код:
if (age<18)
price=”5 т.р.”;
else
price=”10 т.р.”;
Слайд 32Организация циклов
Для организации циклов в JS используются два оператора for
и while.
Синтаксис оператора for:
for (счетчик=нач_зн; усл_зав; приращение_сч)
{тело цикла}
Синтаксис while
while (логическое
выражение)
{тело цикла}
Слайд 33Контроль за выполнением циклов
break – прерывает цикл в любой точке
тела цикла;
continue – заставляет программу пропускать все следующие строки тела
цикла и начать новый цикл.
Слайд 34Вопрос 10. Внутренние (встроенные) объекты языка JS
Внутренние объекты не относятся
к браузеру или загруженному в настоящее время HTML-документу. Эти объекты
могут создаваться и обрабатываться в любой JavaScript-программе.
Примеры: Date; Math
Слайд 35Объект Date
Содержит информацию о дате и времени. Объекты
Date можно создавать и изменять, например путем сложения или вычитания
значений дат получать новую дату. Для создания объекта Date применяется синтаксис:
dateObj = new Date(parameters)
dateObj - переменная, в которую будет записан новый объект Date.
Слайд 36parameters может принимать следующие значения:
пустой параметр, например date() -
дата и время - системные.
строка вида: "месяц, день, год,
время", например "March, 1, 2009, 17:00:00”
значения года, месяца, дня, часа, минут, секунд. Например, строка "09,4,1,12,30,0" означает 1 апреля 2009 года, 12:30.
целочисленные значения только для года, месяца и дня, например “11,5,2" означает 1 мая 2012 года, сразу после полночи, так, как значения времени равны нулю.
Слайд 39
theTime = new Date();
theHour =
theTime.getHours();
if (theHour < 18)
document.writeln("");
else
document.writeln("");
ПРИМЕР
Слайд 40Объект Math
Объект Math является встроенным объектом языка JavaScript и
содержит свойства и методы, используемые для выполнения математических операций. Объект
Math включает также некоторые широко применяемые математические константы. Синтаксис:
Math.propertyName
Math.methodName(parameters)
Слайд 41Свойствами объекта Math являются математические константы:
Слайд 43Методы объекта Math представляют собой математические функции
Слайд 46Не забывайте указывать префикс Math перед методом (свойством):
var mpi =
Math.Pi
Или, например,
var myvar = Math.sin(Math.Pi/4)
Слайд 48Массивы – коллекции взаимосвязанных данных.
Встроенные массивы:
document.link[]
document.images[]
Массивы, определяемые пользователем:
a=new Array();
Слайд 49Новый массив создается с помощью ключевого слова new:
array1 = new
Array(#)
где # - размер массива.
a = new Array();
b = new
Array(10);
c = new Array(10,"Это значение");
В JS один массив может содержать данные разных типов.
Слайд 50Синтаксис обращения:
элемент = имя_массива[индекс];
Нумерация элементов массива начинается с нуля.
Индекс
может быть задан числом, целочисленной переменной или функцией, возвращающей целочисленное
значение.
Слайд 51Заполнении элементов массива данными
1 способ
months = new Array (12);
months[0] =
“январь”;
months[1] = “февраль”;
2 способ
months = new Array (“январь”, “февраль”, “март”,
“апрель” ….)
Слайд 52Увеличение размерности массива
array1 = new Array();
array1[9] = “значение последнего элемента”;
Слайд 53Значение размера массива хранится в переменной length, встроенной в объект
массива. В любой момент можно определить текущий размер массива и
использовать это значение, например вывести в окне сообщения:
alert(months.length);
max_index = имя_массива.length – 1;
Слайд 54Объект Array содержит ряд методов, которые позволяют изменять структуру массивов:
concat
(массив2) – объединяет два массива и возвращает новый массив, в
котором элементы массива 2 следуют за элементами исходного;
slice(индекс1, индекс2) – возвращает часть массива от элемента с индексом 1 до элемента с индексом 2, не включая его (чтобы скопировать массив до конца, нужно пропустить второй аргумент);
Слайд 55splice(индекс1, индекс2) – работает так же, как и предыдущий метод,
но извлекаемый подмассив удаляется из исходного массива;
push(значение) – добавляет новый
элемент в конец массива;
pop() – возвращает последний элемент и удаляет его из массива;
shift() – возвращает первый элемент и удаляет его из массива;
unshift (значение) – добавляет новый элемент в начало массива;
Слайд 56reverse () – инвертирует порядок следования элементов массива;
sort() – сортирует
элементы в алфавитном порядке;
join() – позволяет объединить элементы массива в
одну строку.