Слайд 1Работа с новым Федеральным перечнем учебников в условиях ФГОС
Самыловская Н.С.
– заведующий информационно-библиотечным центром ЛОИРО
Слайд 2Федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
утвержден приказом
Министерство Просвещения РФ
от 28 декабря 2019 г. № 345
перечни опубликованы в «Российской газете» и «Вестнике образования»
электронная версия перечня размещена на официальном сайте Минпросвещения России (www. docs.edu.gov.ru, банк документов) ;
по ссылке: https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/
направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации (___________________________________________________)
Слайд 3Приказ № 233 от 8 мая 2019 года
« О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных
к использованию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345
Слайд 7https://sites.google.com/loiro.ru/loirobibl/home
Информационно-библиотечная работа в образовательных организациях Ленинградской области
Слайд 8ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНИКОВ
Экспертиза учебников проводится экспертными организациями, прежде всего
Российской академией
наук (РАН)
Российской академией образования (РАО),
общественная экспертиза,
этнокультурная
экспертиза,
региональная экспертиза.
Учебники включаются на основании рекомендации Научно–методического совета по учебникам, созданным Минпросвещения России на основании пройденной экспертизы.
Слайд 9ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПЕРЕЧНЕЙ УЧЕБНИКОВ
Приказ Минобрнауки России от 05.09.2013 №1047 об
Административном
регламенте по утверждению федеральных перечней учебников
ОСНОВАНИЕ для включения учебника в
федеральный перечень – экспертные заключения экспертных организаций в соответствии с задачами экспертизы (п. 2 Административного регламента)
УЧЕБНИК включается в федеральный перечень на все время действия государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым подготовлен и на соответствие которому прошел экспертизу
Слайд 10ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ
В перечень учебников, РЕКОМЕНДОВАННЫХ Минпросвещением России включаются
учебники, образующие систему учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в
полном объеме на соответствующей ступени общего образования (ЗАВЕРШЕННАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ЛИНИЯ)
(п. 2 Административного регламента)
Слайд 11ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ
Федеральный перечнь учебников состоят из трех
частей:
Часть №1 – учебники, рекомендованные использованию при реализации обязательной
части основной образовательной программы.
Часть№2 – учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, предметы по выбору, специальные учебники, реализующие адаптивные программы
Часть №3 учебники, обеспечивающие региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов РФ, изучение родного языка из числа языков народов РФ и литературы народов России на родном языке.
Слайд 12Всего в ФПУ представлено:
32 (26) издательства;
1364 (1018) учебника
Слайд 13Часть №1 – учебники, рекомендованные использованию при реализации обязательной части
основной образовательной программы.
Учебники распределены по программам начального общего (
1-4 класс), основного общего (5-9 класс) и среднего общего ( 10-11 класс).
Учебники распределены по образовательным областям
Учебники имеют завершенные предметные линии.
Слайд 14Часть№2 – учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной
образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Учебники распределены по программам начального
общего ( 1-4 класс), основного общего (5-9 класс) и среднего общего ( 10-11 класс).
Учебники распределены по образовательным областям.
Специальные учебники для реализации основных адаптивных программ.
Учебные курсы, обеспечивающие образовательные потребности обучающихся, курсы по выбору ( эти курсы могут быть единичными, то есть незавершенной предметной линией)
Слайд 19 Направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа
для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией основной образовательной программы
Учебно-методическое обеспечение
Слайд 20 Образовательная организация должна быть обеспечена бесплатными учебниками с
электронными приложениями и (или) ЭФУ
( электронные формы учебников),
учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы
Учебно-методическое обеспечение
Слайд 21
Учебно-методическое обеспечение
образовательное учреждение должно
иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в
том числе к размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР
библиотека должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам, а также иметь фонд дополнительной литературы
фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания
Слайд 22Список издательств, входящий в ФПУ часть №1
1.1 ( Начальная школа)
АО
« Издательство «Просвещение»
ООО «Издательский Центр «ВЕНТАНА–ГРАФ»(Русский язык, математика( 2 комплекта),
окружающий мир, технология, физкультура, ОРКСЭ)
ООО «Издательство « Русское слово» (русский язык, литературное чтение, английский язык, окружающий мир, технология, ИЗО, физкультура, ОРКСЭ)
ООО « Издательство « Дрофа»( русский язык, математика, окружающий мир, физкультура, технология, ОРКСЭ)
ООО «Издательство « Дрофа»,ООО « Издательство «Астрель»
( математика, технология, ОРКСЭ)
ООО « Бином. Лаборатория знаний»(Программа Эльконина-Давыдова»: русский язык, математика; Программа – Петерсон – математика, Занковцы : математика, окружающий мир, технология)
ООО « Издательство « Ассоциация 21 век» ( русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка, технология)
ООО « Издательство « Академкнига/ учебник» (Литературное чтение, технология, физкультура)
ООО « Развивающее обучение» ( математика, окружающий мир)
Слайд 23УМК для 5-9 классов
Находятся в п.1.2. (основное общее образование)
Представлены следующими
издательствами:
Издательство «Просвещение»
Дрофа
Русское слово
Издательский Центр «ВЕНТАНА–ГРАФ»
ИОЦ «Мнемозина»
Образовательно– издательский центр «Академия»
ВИТА–ПРЕСС
БИНОМ.
Лаборатория знаний
Слайд 24УМК для 10–11 классов
Находятся в п.1.3. (среднее общее образование)
Представлены следующими
издательствами:
Издательство «Просвещение»
Дрофа
Русское слово
Издательский Центр «ВЕНТАНА–ГРАФ»
ИОЦ «Мнемозина»
Образовательно– издательский центр «Академия»
ВИТА–ПРЕСС
БИНОМ.
Лаборатория знаний
ООО «Интеллект – Центр»
Слайд 25Приказ Министерства Просвещения РФ
от 28 декабря 2018 г. №
345
В приказе п.4 , обращают внимание, что организации, осуществляющие образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу приказа учебники из старого федерального перечня ( Приказ от 31 марта 2014 года № 253) ( с изменениями ). Таким образом учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников до вступления Приказа в силу.
Слайд 26Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут быть использованы учебные
издания, являющиеся учебными пособиями
( к пособиям относятся: программы,
рабочие тетради, методические рекомендации, дидактические материалы, тесты и т.д.)
Слайд 27Перечень организаций , осуществляющих издание учебных пособий
утвержден приказом Минобрнауки России
от 09 июня 2016 №699
Слайд 29При комплектовании фондов школьных библиотек на учебный год ОО необходимо
обратить внимание:
выбор учебников определяется содержанием основной образовательной программой, реализуемой школой,
для
сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии.
Слайд 30При комплектовании фондов школьных библиотек на учебный год ОО необходимо
обратить внимание:
что при использовании профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право
на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания
с образовательной программой в соответствии и в порядке, установленном законодательством об образовании (п.4.ч.3. ст 47 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» )
Слайд 31Организация информационно- методического сопровождения ФПУ
в школе
Информирование о новом ФПУ
всех участников образовательного процесса;
Обсуждение предметных линий ФПУ на методических объединениях
предметников (непосредственное знакомство с новыми линиями);
Обсуждение ФПУ на методическом совете школы;
Введение новых ( если нужна такая необходимость)УМК возможна только в 1,5,10 классах;
Изменения проводим не нарушая преемственность предметных линий;
Введение изменений в образовательную программу ОО;
Введение УМК в перечень учебников ОО;
Размещение перечня УМК на сайте ОО.
Слайд 32Итоги мониторинга использования учебников издательств за 2017, 2018 гг.
Слайд 33Закон «Об образовании в Российской Федерации »
Статья 8. Полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
3) обеспечение государственных
гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
Слайд 34Закон «Об образовании в Российской Федерации »
Статья 8. Полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
10) организация обеспечения
муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
Слайд 35Закон «Об образовании в Российской Федерации »
Статья 18. Печатные и
электронные образовательные и информационные ресурсы
1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Слайд 36Закон «Об образовании в Российской Федерации »
Статья 28. Компетенция, права,
обязанности и ответственность образовательной организации
9) определение списка учебников в соответствии
с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
Слайд 37Закон «Об образовании в Российской Федерации »
Статья 35. Пользование учебниками,
учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные
программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Слайд 38Закон «Об образовании в Российской Федерации »
Статья 47. Правовой статус
педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
Слайд 39Закон «Об образовании в Российской Федерации »
Статья 47. Правовой статус
педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
Слайд 402010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере
готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19
уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности