Слайд 1«Работа с одаренными детьми в условиях дошкольной образовательной организации»
Подготовила И.В.Карасева.
2020
Слайд 2 Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального
использования и развития заложенных в нем природных данных. Самым сенситивным
периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее
Слайд 3Согласно концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина, одаренность – это «творческий
потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе
постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия). Она является основой познавательной мотивации ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
Слайд 4Отличительные особенности одаренных детей
Имеют более высокие по сравнению с большинством
остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и
проявления.
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
Слайд 6Виды одаренности
Виды одаренности предполагают одновременное включение всех уровней психической организации
с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного
вида деятельности.
Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Слайд 7Направления деятельности с одаренными детьми
познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные
экскурсии)
художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений,
песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах)
экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии)
спортивное (соревнования, турниры, встречи)
Слайд 8Формы работы с одаренными детьми
Творческие мастерские
Групповые занятия
Исследовательские проекты
Кружки по
интересам
Работа по индивидуальным планам
Конкурсы
Слайд 9Чтобы развивать одаренность дошкольников, педагог сам должен быть творческим
Педагог должен постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию
и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.
Слайд 10Условия, способствующие развитию
одаренности детей
наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую
разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к
ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по интеллектуальной одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
участие детей в различных мероприятиях детского творчества;
тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.
Слайд 11 Работу с талантливыми и одаренными детьми следует начинать
с младшего дошкольного возраста. Все маленькие дети наделены с рождения
определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности.
Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается.
Поэтому воспитатели в дошкольных учреждениях должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Слайд 12Влияние семьи на развитие одаренности детей
Влияние семьи на становление личности
ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе
– от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Слайд 13Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка
пристальное внимание
к особенностям развития ребенка;
создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление
искренней и разумной любви к ребенку;
содействие развитию личности ребенка и его таланта;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей
Слайд 14Выявление, обучение и воспитание одаренных детей с учетом их особенностей
— залог их дальнейшего благополучного развития.
Слайд 15«Одаренность человека-
это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к
себе
огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его
благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».