Слайд 1Транснациональные корпорации
и
транснациональные банки
Слайд 13В настоящее время выделяют следующие типы транснациональных корпораций:
горизонтально интегрированные
корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции;
вертикально интегрированные корпорации,
объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта;
диверсифицированные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией (типичным примером корпорации такого типа является шведская корпорация Nestle, имеющая 95% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д.).
Слайд 14Мотив создания ТНК:
стремление к интернационализации, к преимуществам управляемых внутрифирменных отношений
перед коммерческими сделками на открытом рынке.
Слайд 15Этапы эволюции современных ТНК
I этап (конец XIX – начало XX
в.)
II этап (межвоенный период)
На III этапе (1950-е гг.)
IV этап (1960–70-е
гг.)
V этап (с 1980-х гг.) - появляется новая форма МК – глобальные
Слайд 16Транснационализация развивается в формах:
прямые и портфельные инвестиции за рубежом;
слияния и
поглощения иностранных компаний;
субподрядные отношения;
обмен лицензиями;
стратегические альянсы и др.
Слайд 17Направления движения ПИИ в рамках ТНК:
1) строительство новых объектов
экономики;
2) слияния и поглощения (СиП, M&A) уже существующих национальных хозяйственных
единиц.
Слайд 18Главные получатели ПИИ:
экономически развитые государства,
в числе развивающихся основными получателями
инвестиций являются:
- страны Латинской Америки и Карибского бассейна,
-
Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии.
Слайд 20Роль транснациональных корпораций в мировом хозяйстве
Под транснациональным банком понимается
крупный универсальный банк, достигший высокого уровня международной концентрации и централизации
капитала, который является реальным субъектом мирового рынка ссудных капиталов и финансово-кредитных услуг.
Слайд 21«Лифрексдинг»:
соединены такие формы зарубежной деятельности, как:
обмен лицензиями (лицензионный договор –
использование авторского права, товарного знака, патента),
соглашения о франчайзинге (выдача
лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки),
экспорт и прямые инвестиции.
Слайд 22Международные стратегические альянсы (МСА):
Альянсы горизонтального типа создаются с организациями, ведущими
деятельность на одной и той же стадии производственного процесса и
(или) производящими однородные товары и услуги (Deutsche Telecom, France Telecom и американский Sprint);
Альянсы вертикального типа заключаются с поставщиками комплектующих изделий или услуг для фирмы.
Альянсы по дистрибуции – MCA с дистрибьюторами или заказчиками предусматривают долгосрочное сотрудничество с дистрибьюторами или основными потребителями.
Слайд 23Метакорпорации:
интегрированные корпоративные структуры – особая группа корпоративных объединений, характеризующихся собственными
закономерностями развития
Слайд 24Метакорпорации в мире:
финансовые коалиции (США),
сюданы и кэйрецу (Япония),
чеболи
(Южная Корея) и др.
Слайд 25Структура Samsung Group (2014 г.)
Слайд 26Электронная промышленность Samsung:
Samsung Electronics;
Samsung SDI;
Samsung SDS;
Samsung Electro-Mechanics;
Samsung Networks.
Слайд 27Страны с наибольшим количеством филиалов Samsung Group:
Слайд 28«Республика Samsung»
(экспорт Южной Кореи)
Слайд 29Холдинги:
Холдинговая компания – юридическое лицо, осуществляющее тем или иным
образом контроль над рядом других юридических лиц.
Большинство метакорпораций сегодня
используют именно холдинговую форму контроля – например, концерны и конгломераты.
Слайд 30Самые дорогие бренды мира (2015)
Слайд 31Транснациональные банки:
крупный универсальный банк, достигший высокого уровня международной концентрации и
централизации капитала, который является реальным субъектом мирового рынка ссудных капиталов
и финансово-кредитных услуг.
Слайд 33Вывод:
Анализ географии штаб-квартир 100 крупнейших ТНК мира за 2014 год
показал, что по количеству лидируют США.
При этом среди 100
крупнейших ТНК американские корпорации занимают доминирующие позиции в розничной торговле, а также добыче и переработке нефти и газа. Первое место в рейтинге принадлежит компании «Wal-Mart Stores» (розничная торговля).
Вторую позицию по числу базирования штаб- квартир занимает Китай. На его территории располагается 15 материнских корпораций.
На третьем месте – Германия.
Слайд 35Спасибо за внимание!
Отличного дня)