Слайд 1Работа с родителями несовершеннолетних по профилактике суицидов
РКПБ им В.М. Бехтерева
«Сердэш129»
Слайд 2Несовершеннолетние
(незавершенный суицид)
Слайд 3Обращения несовершеннолетних в «Сердэш129»
Слайд 4Специалистами суицидологической службы РКПБ им.акад. В.М.Бехтерева проводится работа по проведению
межведомственных образовательных программ для врачей, психологов, педагогов и родителей, а
так же специалистов по социальной работе .
За 2014 год было прочитано 9 лекций, проведены 2 семинара, а также цикл тематического усовершенствования «Кризисная медико-психологическая помощь» с объемом учебной нагрузки 72 часа для специалистов различных ведомств .
В 2014 году были проведены: 10 лекций и 29 тренинговых занятий для родителей несовершеннолетних и 3 лекции для учащихся .
Слайд 5Просветительская деятельность суицидологической службы РКПБ им.акад. В.М.Бехтерева служит пропаганде здорового
образа жизни, профилактике психических заболеваний и суицидального поведения
18.04.2014 г. Газета
«Шахри Казан». Профилактика суицидов у детей и подростков. Ибрагимова Г.Р.
24.07.2014 г. «Российская газета» №165. «Как уберечь школьника от самоубийства». Калмыков Ю.А.
14.09.2014 г. Канал «ТНВ». Интервью о суицидах несовершеннолетних. Калмыков Ю.А.
3.10.2014 г. Канал «Эфир» Интервью «Комментарий к событиям недели» (суицидальный поступок ребенка 11 лет). Невоструева Л.М.
4.10.2014г. Канал «Эфир» передача «Тема» выступление
« Роль родителей в профилактике суицидального поведения». Невоструева Л.М.
Слайд 6Подростковый суицид делится на три группы
Демонстративный
Аффективный
Истинный
Слайд 7
Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям ничуть не меньше,
чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те
подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома.
Благополучие — вовсе не гарантия от суицида.
Самоубийство может совершить каждый.
Слайд 11
В действительности молодые люди пытаются, покончить с собой всего один
раз.
Вторичная суицидальная попытка может быть в первые часы от
24 до 72 или в течении — 80—100 дней после первой попытки.
Суицид можно предотвратить
Слайд 12Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении
о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство»,
а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.
• Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
• Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.
Слайд 13Все мы родом из детства…
Самое важное, самое главное закладывается в
ребенка в детстве, и от этого во многом зависит дальнейшая
жизнь и судьба человека. Именно здесь самая первичная профилактика суицидальной настроенности и поведения ребенка, подростка, взрослого в дальнейшем. То, что происходит дальше, уже в школе, весьма условно можно назвать профилактикой, скорее, это уже все-таки коррекция, так как мы имеем дело с программами на уровне не только сознания детей, но, что еще важней – подсознания.
Слайд 14Родители – самые важные, значимые и любимые для ребенка люди
Авторитет
их, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен.
Родителям особенно стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка.
Слайд 15Именно случайно оброненные и неслучайные фразы из далекого детства ребенка
начинают запуск программы самоуничтожения, именуемой впоследствии суицид.
- Я сейчас
занят (а), отстань от меня…
- Посмотри, что ты натворил, ты - придурок?!..
- Неправильно! Ну когда же ты научишься?!..
- Сколько раз тебе говорить, совсем идиот?!
- Ты сведешь меня с ума!
- Вечно ты во все лезешь!
- Уйди от меня! Встань в угол!
- Прибью тебя! (на языке и в понятии ребенка это звучит как «Убью» и никак иначе!)
Слайд 16Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и сначала
ребенок отдаляется, становится скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе, и
в самом худшем варианте подсознание ребенка выводит простую формулу:
Не живи! (я не нужен миру, я мешаю, я недостоин существовать).
Слайд 17К 7 годам основные аспекты личности ребенка сформированы, и жизненный
сценарий ребенком написан!
В 16-18 лет жизненный сценарий перепроверяется и
утверждается окончательно!
Будет ли в ребенке программа самоуничтожения, заложено еще во внутриутробный период и до возраста 7 лет родителями, дальше до 18 лет подкреплено окружением ребенка еще раз: родителями, общением со сверстниками, школой.
Слайд 18С багажом базисных приобретений от родителей, причина «виновата школа» весьма
условна, это лишь верхушка айсберга, основная причина, то есть первопричина
– гораздо глубже.
Но ее так неприятно и больно сознавать самому близкому окружению ребенка, что, чтобы обезопасить себя от боли, чувства вины, стыда и бессилия, в целях самосохранения психики, первопричина просто вытесняется из сознания. События в школе или любые другие причины могут стать пусковым механизмом, но не основной причиной.
Слайд 19Когда ребёнок заявляет: «Меня никто не любит!», в первую очередь
он нуждается в родительской любви.
Увы, родители действительно искренне не
догадываются даже, как «причиняют» в детстве «добро» своим детям, какие последствия могут быть, и честно хотят и делают «как лучше» для своих детей.
Слайд 20 Родители, ПРИНЯВ ПОМОЩЬ И ЗНАНИЯ, сами способны будут менять
свой стиль воспитания детей.
Так что, родители также как дети
больше всего нуждаются в поддержке.
Слайд 21Каждый человек – сам кузнец своего счастья. Взамен одной программы
можно запустить другую, гораздо более позитивную.
Помните: Эти слова ласкают
душу ребенка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо! Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне! Садись рядом, мы можем поговорить…
- Расскажи мне, что с тобой…
- Могу я с тобой посоветоваться…
- Я радуюсь твоим успехам! Я горжусь, какой ты талантливый!
- Что бы ни случилось, помни: я с тобой и готов помочь!
Слайд 22ОШИБКИ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ
В ходе подготовки к экзаменам родители нередко
используют тактику запугивания :
«Мало занимаешься – не сдашь», «Не
стараешься – будут
плохие результаты», «Ты совсем не готов»,
«Это так сложно» и т.п.;
Такая тактика не повышает мотивацию, а создает
эмоциональные барьеры, которые школьник не может самостоятельно преодолеть.
Слайд 23Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ценность ее зависит
от того, что мы туда бросаем.
Чувства отчуждённости, покинутости, вины
и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым.
Не стоит делать его жизнь унылой. Иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить и поддержать.
Слайд 24Ситуационные признаки
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только
одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении
3.
Ощущает себя жертвой насилия
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Слайд 25Словесные признаки:
Разговоры о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я
не могу так дальше жить”.
Намёки о своем намерении: “Я больше
не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
Много шутят на тему самоубийства.
Заинтересованность вопросами смерти.
Слайд 26Поведенческие признаки:
1. Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят
в порядок дела, мирятся с давними врагами.
2. Демонстрируют радикальные
перемены в поведении.
3. Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Слайд 27Советы
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.
Оцените серьезность намерений и
чувств решившегося на самоубийство человека.
Оцените глубину эмоционального кризиса.
Внимательно
отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.
Слайд 28Работа с родителями
Собрания в виде беседы, круглого стола.
Тренинги для родителей.
Консультирование
индивидуальное и групповое.
Слайд 29Спасибо за внимание
Берегите себя и своих близких
Слайд 30РКПБ им В.М.Бехтерева
КССП «Сердэш129»
тел:13-77; 8(843) 279-55-80
Ул .Сибирский тракт
, д.14
(ост. Попова)