Слайд 1Работа с семьёй ребёнка с нарушением слуха
Слайд 2Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению
с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т.Г. Богданова, Е.И. Исенина, М.М.
Семаго, В.В. Ткачева). Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.
Слайд 3Чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных,
стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные
решения (Е.И. Исенина, Д. Льютеман, В.М. Paxманов): 1 стадия — шок, 2 стадия —понимание, 3 стадия — «защитное отрицание», 4 стадия — «принятие глухоты», 5 стадия —конструктивные действия.
Слайд 4Существуют разные типы отношений родителей к глухому ребенку:
полное принятие: родители
понимают и принимают глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся
к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности;
сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;
нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;
безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежании общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.
Слайд 5В связи с вышеизложенным перед сурдопедагогом и специальной школой стоят
сложные и многогранные задачи работы с семьей.
Основная цель совместной деятельности
школы и семьи — включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.
Слайд 6Задачи работы сурдопедагога с родителями не-слышащих и слабослышащих заключаются в
следующем:
разработке и реализации комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической,
коррекционно-педагогической помощи семьям;
оказании помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
ознакомлении родителей со специальной психологической и педагогической литературой;
информации об особенностях и перспективах развития ребенка;
знакомстве родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей;
оказании помощи родителям по социальной адаптации и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практических учреждениях;
содействии в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважения к ним;
выявлении и распространении положительного опыта семейного воспитания.
Слайд 7Содержание работы с родителями неслышащих и слабослышащих детей включает ряд
направлений
укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей, преодоление отклонений, связанных с
нарушением слуха;
нравственное воспитание учащихся с нарушениями слуха, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, нормами общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков;
изучение условий пребывания ребенка с нарушением слуха в семье, психолого-педагогическая коррекция внутрисемейных отношений;
привлечение родителей к сотрудничеству со школой-интернатом для детей с недостатками слуха, активизация общения с педагогами и детьми в условиях совместной деятельности.
Слайд 8Родительское собрание— основная форма общения школы и семьи. Задачей проведения
родительских собраний является просвещение родителей по определенным, наиболее актуальным темам
обучения и воспитания детей нарушениями слуха. Они должны проводиться не менее 4-х раз в год и иметь определенную тематику. Родительскому собранию обычно предшествует подготовительная работа, включающая изучение и анализ проблемы, которой будет посвящено собрание в классе; подготовку доклада сурдопедагога; организацию выставок методической литературы, работ учащихся; оповещение родителей о времени проведения собрания и его теме.