Слайд 1Работаем
над сочинением
о языке
художественного текста
ОГЭ
Слайд 2Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
смысл высказывания
Е. В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет
обратить внимание не только
и не столько на то,
что сказано, но и на то, как сказано». Аргументируя свой
ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом
стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Начать сочинение Вы можете словами Е. В. Джанджаковой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Слайд 3ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ
Авторское понимание действительности в
художественном тексте выражается обычно скрыто (имплицитно), всей совокупностью текстовых, композиционных
и языковых средств.
Слайд 4 «Подлинный смысл слова, фразы
и всего художественного текста не ограничивается его буквальным смыслом: «Любой
поступок Татьяны или Онегина есть сразу и то, что он есть с точки зрения его буквального обозначения, и то, что он представляет собой в более широком его содержании, скрытом в его буквальном значении: иначе это, действительно, было бы хроникой происшествий, а не поэзией. Основная особенность поэтического языка как особой языковой функции как раз в том и заключается, что это «более широкое» или «более далекое» содержание не имеет своей собственной раздельной звуковой формы, а пользуется вместо нее формой другого, буквально понимаемого содержания. Таким образом, формой здесь служит содержание. Одно содержание, выражающееся в звуковой форме, служит формой другого содержания, не имеющего особого звукового выражения».
Винокур Г.О.
Слайд 5 В художественном тексте мы получаем больше информации,
чем непосредственно сказано словами:
в художественном тесте структура,
становясь содержательной, несет смысл.
Е. В. Джанджакова
...КАК сказано.
Слайд 7(1)Мы любили свой двор. (2)В нем никогда не было скучно.
(3)Были у нас игры и собственного изобретения. (4)Например, игра в
красавицу.
(5)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (6)И, когда наша компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:
(7)- Сыграем в красавицу?
(8)Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. (9)Она опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придется выходить на круг и быть красавицей.
(10)Теперь мы вспоминаем, что Нинка была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11)Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым - дрянной.
(12)Нинка была стоящей девчонкой - мы выбирали красавицей ее.
(13)Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали "любоваться" - каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.
(14)- У нее лебединая шея, - заученно говорил один.
(15)Другой подхватывал:
(16)- У нее коралловые губы и жемчужные зубы….
(17)- У нее золотые кудри и атласная кожа…
(18)- У нее глаза синие, как море, и соболиные брови...
(19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей.
(20)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет.
(21)Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился новенький.
(22)Мы предложили ему сыграть с нами в красавицу. (23)Нинка приблизилась к новенькому и сказала:
(24)- Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.
(25)Почему тебя? - удивился новенький.(26) - Разве ты красивая?
(27) У Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали еще заметнее.
(28)- А меня выбирают.
(29)- Очень глупо, - сказал новенький.
Слайд 8(30)С появлением новенького с Нинкой вообще стало твориться что-то странное.
(31)Он
заходил в булочную - она стояла напротив и не отрывала
глаз от стеклянных дверей.
(32)Она и утром поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.
(33)Новенький не сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда обнаружил это, очень рассердился.
(34)- Не смей ходить! - крикнул он Нинке. - (35)Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!
(36)Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу. (37)Она верила нам, а этот тот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, веселого, доброго появилось холодное, гладкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него – и зеркало убило красавицу.
(39)Но мы тогда не понимали этого и ломали себе голову: что это с ней?(40) Мы не узнавали свою подружку: она стала чужой и непонятной.
(41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни:
(43)- Иди к нам, Нинка!
(44)Она не шла. (45)Потом мы увидели, как к Нинке подошла ее мать и уговаривала Нинку уйти.
(46)Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка. (47)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:
(48)- Посмотри на меня. (49)Я, по-твоему, красивая?
Слайд 9(50)Нинка удивленно посмотрела на мать: разве мать может быть красивой
или некрасивой?
(51)- Я некрасивая, - жестко сказала Нинкина мать.
(52)- И ничего страшного. 53)Счастье приходит не только к красивым.
(54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели ее мы, чужие ребята.
(56)Потом Нинка совершенно спокойным голосом сказала:
(57)- Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.
(58)- Глупости!
(59)- Нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду говорить.
(62)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей:
(63)- Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (64)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы...
(65)Сквозь пронизывающий холод живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе:
(66)- У тебя атласная кожа... соболиные брови... жемчужные зубы...
(67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу….
(По Ю.Яковлеву )
Слайд 11Качества речи
Простота (ясность, доступность) речи
рождается таким подбором слов, таким использованием смысловых и грамматических связей
между ними, а также между предложениями и их частями, которым достигается наибольшее понимание смысла речи при наименьшей затрате усилий слушателя или читателя.
Логичность речи рождается таким смысловым и грамматическим размещением слов, предложений
и их частей, которое даёт возможность строго последовательно усваивать выражаемую мысль, снимает противоречия в её выражении. Простота и логичность внутренне связаны: нелогичная речь не может быть простой, доступной, ясной.
Слайд 13Качества речи
Выразительность речи рождается таким подбором слов,
словосочетаний, предложений, интонаций, которые помогают разбудить не только логическую, но
и эмоциональную область нашего сознания; выразительная речь действует на наши чувства сильнее, чем обычная.
Слайд 17 С помощью изобразительно-выразительных единиц
языка, лексических и синтаксических средств автор образно и ёмко может
описать характеры героев, события, поступки, взаимоотношения людей.
Например, фразеологизм «пришлась по вкусу» помог читателю понять, что игра, придуманная детьми, понравилась им самим. Но почему именно Нинку всегда выбирали красавицей? Эпитет «стоящая девчонка» даёт ответ на этот вопрос.
Значит, известный лингвист Е. В. Джанджакова была права, когда утверждала, что «художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Слайд 18Задание
Используя материал таблиц, напишите сочинение по
высказыванию Е. В. Джанджаковой.
Слайд 19Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва
Высоких баллов на экзамене!
Слайд 20Литература
Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971
Гальперин И.Р. Текст
как объект лингвистического исследования. М., 1981.
Головин Б.Н. Как говорить правильно.
М., 1988
Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста (Структурно-семантический аспект). М, 1990
Шмелев Д.Н. Слово и образ. М., 1964.