Слайд 1Тема доклада: «Организация и порядок оказания стоматологической помощи. Экспертиза качества
предоставления стоматологической помощи».
Слайд 2
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях регламентируется
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №1496н от
7 декабря 2011г.
Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в виде:
скорой медицинской помощи;
первичной медико-санитарной помощи;
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Слайд 3Первичная медико-санитарная помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях в амбулаторных
условиях оказывается:
врачами-стоматологами (врачами-стоматологами общей практики),
врачами-стоматологами-терапевтами,
врачами-стоматологами-хирургами,
врачами-стоматологами-ортопедами,
врачами-ортодонтами,
врачами челюстно-лицевыми
хирургами (далее - врачи стоматологического профиля), зубными врачами,
гигиенистами стоматологическими;
фельдшерами и врачами других специальностей.
Слайд 4Порядок оказания медицинской помощи онкологическим больным, утвержден приказом Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 03.12.2009 N 944н (зарегистрирован
Минюстом России 15.12.2009 N 15605).
Слайд 5Аллгоритм оказания медицинской помощи детям, страдающих стоматологическими заболеваниями, регламентирован Приложением
к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 946н
(от 3 декабря 2009г).
Слайд 6Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
от 22.11.2011г. статья 2 п.21
Качество медицинской помощи - совокупность
характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Слайд 7Особенности стоматологии России, влияющие на качество стоматологической помощи населению (В.К.
Леонтьев)
1. Отсутствие стоматологов общей практики;
2. Отсутствие как системы единого плана
лечения пациентов у стоматолога;
3. Обезличенная ответственность за конечный результат лечения;
4. Слабая система постдипломной подготовки стоматологов;
5. Отсутствие опыта рыночных отношений;
6. Отсутствие твердой государственной политики в здравоохранении.
Слайд 8Уровни ответственности за качество стоматологической помощи (В.К.Леонтьев)
Государственный
Профессиональный
Учрежденческий
Врачебный
Слайд 9Основные разделы государственного уровня ответственности
1. Государственное законодательство по здравоохранению;
2. Соответствие
стоматологических помещений и технологий государственным санитарно-гигиеническим и технологическим СанПинам и
правилам;
3. Федеральные государственные стандарты лечения, профилактики и др.;
4. Соответствие стоматологических кадров государственным образовательным стандартам, номенклатуры кадров - требованиям их функции и подготовки;
5. Система постдипломной подготовки специалистов;
6. Типы стоматологических организаций и табели их оснащения;
7. Система государственной экспертизы качества стоматологической помощи.
Слайд 10Профессиональный уровень влияния на качество стоматологической помощи
1. Рекомендации и внедрение
принципов и технологий доказательной медицины в профилактику и лечение;
2. Аттестация,
сертификация и аккредитация стоматологических учреждений и кадров (оценка знаний специалистов, уровень организации и управления);
3. Независимая стоматологическая экспертиза;
4. Система негосударственного постдипломного образования (конференции, съезды, мастер-классы, конкурсы и др.);
5. Стандарты Стоматологической ассоциации;
6. Программы подготовки кадров всех уровней;
7. Выработка корпоративной этики и профессиональной установки на качественное лечение и профилактику;
8. Требование и контроль за принципиальным наличием плана лечения и его исполнением для каждого больного;
9. Введение системы гарантий на лечение;
10. Оценка, испытание и рекомендации любых видов стоматологического оборудования, инструментов, материалов;
11. Написание учебников, руководств, монографий, рекомендаций, пособий;
12. Определение качества стоматологической помощи для любых целей и др.
Слайд 11Учрежденческий уровень формирования качества стоматологической помощи
1. Создание условий (медицинских, организационных,
управленческих, психологических др.) для притока и приема пациентов;
2. Технологическое обеспечение
приема пациентов;
3. Организационно-управленческое обеспечение приема пациентов;
4. Кадровое обеспечение приема пациентов;
5. Информационное обеспечение приема пациентов;
6. Создание экономических и финансовых механизмов работы учреждений в соответствии с бюджетными, рыночными, страховыми и др. условиями работы;
7. Создание системы поощрения специалистов за качественную работу, за освоение новых технологий, за увеличение потока и приема пациентов во всех подразделениях клиники;
8. Требование плана лечения каждого больного и контроль за его выполнением;
9. Наличие системы ответственности за каждого больного, в первую очередь - персональной;
10. Оценка качества работы специалистов и принятия мер по его улучшению, по обучению персонала и др.
Слайд 12Врачебный уровень формирования качества стоматологической помощи.
1.Исполнение стандартов профилактики
и лечения;
2. Информационное обеспечение лечения и согласия больного на лечение;
3.
Профессиональная установка на качественное лечение и профилактику;
4. Хорошая технологическая подготовка, готовность и способность к постоянному самообразованию и совершенствованию;
5. Взаимосвязь оплаты труда и качества лечебно-профилактической работы, достойная оплата труда персонала.
Слайд 13Факторы влияющие на качество стоматологической помощи:
Внедрение рыночных отношений
Стремление
к использованию новых эффективных технологий лечения и профилактики
Административно-управленческие меры
Слайд 14Основные положения качества стоматологической помощи
1. Безопасность оказания помощи;
2.
Клиническая эффективность;
3. Экономическая эффективность;
4. Своевременность оказания помощи;
5. Равенство всех пациентов
в получении стоматологической помощи;
6. Активное участие пациента в получении стоматологической помощи (договор, информированное согласие).
Слайд 15Способы достижению улучшения качества стоматологической помощи (по В.Д.Вагнеру):
1. Работа с
законодательными и административными властями;
2. Экономическое и имиджевое стимулирование и поощрение
сотрудников;
3. Планирование улучшения качества помощи;
4. Обучение кадров всех звеньев;
5. Привлечение дополнительных источников финансирования;
6. Коллективная и индивидуальная работа с пациентами;
7. Экспертиза качества стоматологической помощи.
Слайд 17Ведомственный контроль качества медицинской помощи должен включать в себя:
экспертизу оказания
помощи конкретному пациенту;
расчет и анализ показателей, характеризующих качество эффективность оказания
терапевтической, хирургической, ортопедической, ортодонтической и других видов стоматологической помощи, которые учреждение имеет право оказывать;
выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок, повлекших снижение качества стоматологической помощи;
подготовку рекомендаций для главного врача, направленных на предупреждение врачебных ошибок;
оценку состояния и использования кадровых и материально -технических ресурсов ЛПУ;
оценку профессиональных качеств медицинских работников (аттестация персонала).
Слайд 18Этапы экспертизы контроля качества в государственном стоматологическом учреждении
I ступень
– заведующие отделениями. Контроль: ежедневно от 10% до 20% амбулаторных
карт по каждому врачу с законченными случаями лечения.
II ступень – зам. главного врача по медицинской части и зам. главного врача по клинико-экспертной работе.
III ступень – врачебная комиссия учреждения, возглавляемая главным врачом. В состав входят ответственные за проведение I, II ступеней контроля.
Слайд 19Этапы экспертизы контроля качества в частной стоматологической клинике
1 этап –
заведующий отделением (ежедневно от 10% до 20% амбулаторных карт по
каждому врачу с законченными случаями лечения).
2 этап – контрольно-экспертная комиссия, включающая главного врача клиники и заведующего отделением.
Слайд 20Доступность и качество медицинской помощи оцениваются по следующим показателям:
обеспеченность врачами;
обеспеченность
средним медицинскими работниками;
соотношение врач/средний медицинский работник.
Слайд 21Вневедомственный контроль качества медицинской помощи - это оценка качества медицинской
помощи субъектами, не входящими в государственную систему здравоохранения, в пределах
своей компетенции.
Участники вневедомственного контроля:
общественные объединения потребителей;
лицензирующие органы;
страховые медицинские организации;
фонды ОМС;
Госстандарт России и его территориальные органы;
Госкомитет по антимонопольной политике и его территориальные органы;
Исполнительные органы фонда социального страхования.
Слайд 22Основная первичная документация стоматологических учреждений:
Медицинская карта №043/у;
Информированное добровольное согласие на
медицинское вмешательство.
Слайд 23Ошибки, допускаемые при ведении амбулаторных карт
небрежное заполнение паспортной части;
недопустимая
краткость, использование непринятых сокращений в записях;
несвоевременная запись о выполненных
медицинских вмешательствах;
невнесение в амбулаторную карту результатов обследования пациента;
не заполняется зубная формула;
не отражаются сведения о предыдущих вмешательствах относительно больного зуба;
не обосновываются применяемые методы лечения;
не фиксируется момент завершения лечения;
не отражаются сведения об осложнениях, возникающих при проведении тех или иных методов лечения;
допускаются исправления, вычеркивания, приписки.
Слайд 24Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
Согласно законодательству пациент должен получить
имеющуюся информацию о состоянии его здоровья, включающую сведения о:
Результатах обследования;
Наличии
заболевания;
Диагнозе заболевания;
Прогнозе заболевания;
Целях и методах вмешательства (включая альтернативные);
О возможной продолжительности рекомендуемой реабилитации;
Возможным риском;
Последствиях и возможных побочных эффектах и осложнениях, возможных в ходе лечения.
Слайд 25Перечень документации, необходимый для работы частной стоматологической клиники:
Медицинская карта №043/у;
Договор
на оказание медицинских стоматологических услуг.
Формуляр здоровья, заполненный собственноручно пациентом.
Информированное добровольное
согласие на медицинское вмешательство.
Индивидуальный план лечения пациента.
Слайд 26Договор на оказание медицинских стоматологических услуг
Предмет договора (качественная медицинская услуга).
Права
и обязанности сторон.
Условия и сроки оказания медицинских услуг.
Стоимость услуг и
порядок расчетов.
Ответственность сторон.
Дополнительные условия.
Форс-мажорные обстоятельства.
Уведомления и сообщения.
Гарантийные обязательства.
Конфиденциальность.
Срок действия договора, изменение и прекращение договора.
Особые условия.
Юридические адреса и подписи сторон.