Слайд 1Расцвет и зрелое барокко в Италии
Лекция 5
Слайд 2
1. Отличия стиля Ф. Борромини.
2. Градостроительство. К. Райнальди.
3.
Архитектурный ландшафт и новое понимание окружения. П. Берритини (да Картона).
4. Городской ансамбль и загородная вилла.
5. Реконструкция Рима.
6. Позднее (зрелое) барокко в Италии.
Слайд 3Черты зрелого и позднего барокко
Барокко в зрелый период:
облегчение тяжелой архитектурной
массы;
усиление живописности интерьера путем оригинальных перспектив;
увеличение воздействия формы
при помощи динамических линий;
обогащение декора и использование перспективных и световых эффектов.
Барокко в поздний период :
фасады снова приобретают прямые линии,
структурные членения четко обрисовываются и имеют более правильные пропорции.
Слайд 4Отличия стиля: Ф. Борромини
Франческо Борромини
(1599 — 1667)
В своем творчестве
стремился к созданию острых и фантастически подвижных архитектурных образов, ввел
в архитектуру и своеобразно применял искривленные фасадные поверхности, разрезанные фронтоны, закрученные карнизы и картуши.
Слайд 5К. Мадерна, Ф. Борромини, Л. Бернини. Палаццо Барберини. Рим. 1624.
Фрагмент фасада.
Слайд 6Палаццо Барберини. Рим. 1624. Интерьер: Ф. Борромини. Спиральная лестница.
Слайд 7Часто применяются архитектурные декорации с действительной или иллюзорной перспективой.
Ф. Борромини.
Перспективная галерея в палаццо Спада. Рим. 1716.
Слайд 8Франческо Борромини. Монастырь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Внутренний дворик. Рим.
1633-1637.
Слайд 9Франческо Борромини. Ораториум Св. Филиппо Нери. Рим. около 1637 -
1650.
Слайд 10Франческо Борромини. Ораториум Св. Филиппо Нери. Рим. ок. 1637 -
1650 гг.
Слайд 11Франческо Борромини. Капелла Сант Иво Алле Сапинца. Рим. 1642 –
1650.
Слайд 12Франческо Борромини. Сант Иво Алле Сапинца. Рим. 1642 – 1650.
Фрагмент карниза.
Слайд 13Франческо Борромини. Сант Иво Алле Сапинца. Рим. 1642 – 1650.
План. Разрез.
Слайд 14Франческо Борромини. Сант Иво Алле Сапинца. Рим. 1642 – 1650.
Интерьер.
Слайд 15Франческо Борромини. Сант Иво Алле Сапинца. Рим. 1642 – 1650.
Интерьер.
Слайд 16Франческо Борромини. Сант Иво Алле Сапинца. Рим. 1642 – 1650.
Интерьер.
Слайд 17Франческо Борромини. Палаццо Пропаганда Фиде (Коллегия пропаганды веры). Рим. 1647-1662.
Слайд 18Франческо Борромини. Палаццо Пропаганда Фиде (Коллегия пропаганды веры). Рим. 1647-1662.
Интерьер.
Слайд 19Франческо Борромини. Реконструкция интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано. Рим.
1646. Эдикулы центрального нефа.
Слайд 20Франческо Борромини. Реконструкция интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано. Рим.
1646. Средний неф.
Слайд 21Франческо Борромини. Колокольня церкви Сант-Андреа делле Фратте. Рим. 1653-1665.
Слайд 22Франческо Борромини. Вилла Фальконьери. Рим. Фраскати. После 1660.
Слайд 23Франческо Борромини. Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане. 1665—1667.
Слайд 24Франческо Борромини. Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане. Рим. 1665-1667.
Слайд 25Ф. Борромини. Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане. 1665—1667. Интерьер.
Слайд 26Ф. Борромини. Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане. 1665-1667. Фрагмент
фасада.
Слайд 27Франческо Борромини. Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане. 1665—1667.
Слайд 28Отличия стиля: К. Райнальди
Райнальди, Карло. Церковь С. Андреа делла Вале.
1656-1665. Фасад. Интерьер.
Слайд 29Франческо Борромини, Карло Райнальди; Церковь Сан Аньезе ин Агоне на
П'яцца Навона. Рим. Фасад Ф. Борромини. 1652-1655.
Слайд 30Франческо Борромини, Карло Райнальди; Церковь Сан Аньезе ин Агоне на
П'яцца Навона. Рим. 1652-1655.
Слайд 31Франческо Борромини, Карло Райнальди; Церковь Сан Аньезе ин Агоне на
П'яцца Навона. Рим. 1652-1655. Интерьер.
Слайд 32Карло Райнальди. Церковь С. Мария ин Кампителли. Рим. 1665. Фрагмент
фасада.
Слайд 33Карло Райнальди. Церковь С. Мариа ин Кампителли. Рим. 1665. Интерьер.
План.
Слайд 34К. Райнальди. П'яцца дель Пополо. Рим. Церкви Санта Мария ин
Монтесанто, 1675 и Санта Мария деи Мираколи, 1677-1681, (завершена Д.
Фонтано и Л. Бернини).
Слайд 35Отличия стиля: Пьетро Берритини, прозванный Пьетро да Картона
Пьетро да Картона.
Триумф Божественного Провидения. 1633-1639. Фреска. Палаццо Барберини. Рим.
Пьетро да Картона.
Золотой век.. 1641-1646. Фреска. Палаццо Ритти. Зал делла Стуфа. Флоренция.
Слайд 36Пьетро да Картона. Фрески галереи Памфли. 1651-1655. Палаццо Памфли. Рим.
Слайд 37Пьетро да Картона. Перестройка церкви Санти Лука э Мартина, начата
в 1634. Рим.
Слайд 38Пьетро да Кортона. Церковь Санта Мариа делла Паче. 1656. Реконструкция
фасада.
Слайд 39Пьетро да Кортона. Площадь перед церковью Сайта Мария делла Паче.
1656.
Слайд 40Пьетро Да Кортона. Церковь Санта Мария делла Паче. Рим. 1656-1657.
Интерьер.
Слайд 41В основе городской планировки эпохи барокко лежала ренессансная концепция города,
подчиненного принципам вселенского порядка и гармонии. Отношениям между улицами, площадями
и зданиями придавался оттенок драматизма, и вследствие этого обычный прямоугольный план с параллельными линиями улиц не всегда оказывался подходящим.
Градостроительство и реконструкция Рима
Слайд 42Городской ансамбль и загородная вилла
В период высокого барокко, заметно растет
интерес к форме самой площади и ее архитектурной организации не
только посредством окружающей ее застройки, но и с помощью расположенных на ней скульптур, фонтанов, умелого использования рельефа и рисунка замощения.
Наряду с «открытыми» площадями, составившими первый вклад зодчих эпохи барокко в развитие градостроительных ансамблей, со 2-й четверти XVII в. создавались (или достраивались) и площади более замкнутого типа, которым, однако, доминирующее значение главного здания придавало новый характер.
Слайд 43Л. Бернини. Пьяцца Навона, Рим. 1648-1651.
Слайд 45Дж. делла Порта. Фонтан Нептуна. 1574. Пьяцца Навона. Рим.
Слайд 46Л. Бернини. Фонтан четырех рек. 1648-1651. Пьяцца Навона. Рим.
Слайд 47Л. Бернини. Фонтан четырех рек. 1648-1651. Пьяцца Навона. Рим.
Слайд 48Дж. делла Порта, Л. Бернини. Фонтан Мавра. 1574-1576. Пьяцца Навона.
Рим.
Перестроен Л. Бернини (центральная фигура). 1653-1654.
Слайд 49Л. Бернини Проект площади св. Петра.
Ф. Райнальди. Площадь Сан Игнасио.
Пьетро
да Кортона. Площадь перед церковью Санта Мария делла Паче. 1656.
Слайд 50К. Райнальди, Л. Бернини, К. Фонтана. Ансамбль Пьяцца дель Пополо.
Рим. 1670-е.
Слайд 51Карло Райнальди. Проект реконструкции П'яцца дель Пополо. Рим. 1657.
Пантеон. Рим.
118 г.
Слайд 52К. Райнальди, Л. Бернини, К. Фонтана. План Пьяцца дель Пополо
в XVII ст.
Ансамбль Пьяцца дель Пополо. Рим. 1662-1679.
Слайд 54Площадь Испании и церковь Санта мария ди Монти. Рим. 1670-е.
Слайд 55Л. Бернини проект площади и лестницы перед церковиью с. Тринита
де Монти, Рим. 1660.
Ф. де Санкти. проект лестницы перед
ц. с. Тринита де Монти, Рим, 1723 г.
Слайд 56Алессандро Спекки и Франческо де Санкти. Испанская лестница, ведущая от
Пьяцца ди Спания к церкви с. Тринита де Монти, Рим,
1721—1725 гг.
Слайд 57В эпоху Возрождения в 15—17 вв. ансамбль вилл в целом
приобретает осевую композицию, где главное здание занимает центральное положение. Большое
значение придаётся архитектурному решению подпорных стенок, террас и связывающих их многомаршевых лестниц, которые в сочетании с искусственными насаждениями зрительно объединяют в одно целое дом и парк с окружающим пейзажем.
Загородная вилла
П. Лигорио. Вилла д'Эсте в Тиволи. 1550—72.
Слайд 58Виньола. Вилла Ланте. 1566—1588.
Слайд 59Отличие позднеренессансных садов и садов Барокко от садов раннего Ренессанса
заключалось в смелом использовании разных уровней: в террасировании расположения сада,
особенно его прудов, в устройстве каскадов, водопадов.
П. Лигорио. Вилла д'Эсте в Тиволи. 1550—72 (вид со стороны террасного парка).
Слайд 60Дж. делла Порта, К. Мадерна, достроена К. Фонтана. Вилла Альдобрандини.
Фраскати. 1598—1603.
Сложная композиция барочных вилл рассчитана на пространственные эффекты при
последовательном восприятии отдельных частей комплекса. Большой парк с павильонами, статуями и каскадами образует искусственный многоплановый пейзаж, перспективу которого замыкает казино.
Слайд 61Дж. делла Порта, К. Мадерна, достроена К. Фонтана. Вилла Альдобрандини.
Фраскати. 1598—1603.
Слайд 62Казино было первоначально построено монсеньором Руффини в 1549 году, поэтому
его еще называют Вилла Руфина. Она была приобретена Фальконери в
1628 году и казино был полностью перестроен Франческо Борромини в конце 1660-ых.
Вилла Фальконери. Фраскати. Перестроена Ф. Борромини.
Слайд 63Последним значительным произведением римского барочного стиля является вилла Альбани (1758),
выполненная Карло Маркионе.
Карло Маркионе. Вилла Альбани. Рим. 1758.
Слайд 64Карло Маркионе. Вилла Альбани. Рим. 1758.
Слайд 65Филиппо Ювара. Палаццо Мадама. Турин. 1716.
Позднее итальянское барокко
Слайд 66Филиппо Ювара. Монастырская постройка Суперга. 1717— 1731. Бра, близ Турина.
Слайд 67Филиппо Ювара. Замок Ступиниджи (Палаццино ди Каккиа). Ступиниджи, близ Турина.
1729-1733.
Слайд 68Алессандро Галилеи. Новый фасад Латеранской базилики (Сан Джованни ин Латерано).
Рим. 1734.
Слайд 69Фердинандо Фуга. Фасад базилики Санта Мария Маджиоре. Рим. 1743.
Слайд 70Фонтан ди Треви (нач. в 1735 г.), Никколо Сальви (1699—1751).
Автор
блестяще осуществил «журчащий триумфальный вход воды» в вечный город —
в праздничной архитектурной форме, живописно скомпонованной, богато украшенной скульптурой и отделанной классицистическими деталями.
Никколо Сальви.
Фонтан ди Треви.
Рим. Начат в 1735.
Слайд 71Никколо Сальви. Фонтан ди Треви. Рим. начат в 1735.
Слайд 72Литература:
Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи Барокко. М.,1937.
Вёльфлин Г. Ренессанс
и Барокко. Исследование о сущности и происхождении стиля Барокко в
Италии [1888]. СПб.,1913.
Вопросы всеобщей истории архитектуры. Москва, 1961.
Гартман К.О. История архитектуры. Т.2. ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1938.
Михайлов Б.П. Всеобщая история архитектуры. Москва, 1963.
Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Москва, Стройиздат, 1984.
Якимович А.К. Бернини и Борромини: становление двух типов художественного сознания барокко.-- В кн.: Искусство Западной Европы и Византии.