Слайд 2 Цель
Изучить тип речи рассуждение, ознакомиться с тем,
как строится текст-рассуждение, и с основными требованиями к его построению.
Слайд 3Тезаурус
Рассуждение-тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или
опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с
повествованием и описанием.
Тезис- положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.
Аргумент (довод)— это посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения, называемого тезисом.
Слайд 4Цель рассуждения
исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть
(представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о
них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.
Слайд 5 Рассуждение
Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными
предложениями(с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой(употребляется
больше слов, обозначающих отвлеченные понятия). К текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит?
Слайд 6
«Важнейшая задача городской политики - решение проблем обслуживания жилищного фонда.
На эти цели тратится около трети городского бюджета, горожане все
больше платят за жилье... и при этом все понимают: деньги тратятся неэффективно. Дело в том, что жилищная сфера чудовищно монополизирована: РЭУ сами себе заказывают работу, сами же получают за нее деньги. Городу остро необходима реформа жилищной сферы, суть которой - не в тривиальном повышении цен, а в демонополизации, в создании механизмов контроля за теми, кто обслуживает жилье». (Невский обозреватель. 1997. № 4).
Слайд 7 Жанровые формы рассуждения
Письма
Статьи
Рецензии
Доклады
Ученические сочинения
Полемические выступления в дискуссии
Полемические
диалоги
Слайд 8Композиция рассуждения
Вступление(необязательно)
Формулировка тезиса
Изложение доказательств
Заключение
Слайд 9Правила
Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным.
Аргументы убедительными и в
достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами
(а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь.
Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом.
В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как.
Слайд 10Порядок рассуждения
Дорожные размышления мои были не очень приятны.
Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог
не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.
А.С.Пушкин«Капитанская дочка»
Слайд 11 Порядок рассуждения
Тезис
Вывод
Аргументы
В русском
языке почти уже не употребляются фита, ижица и звательный падеж, то, рассуждая по справедливости, следовало бы убавить жалованье учителям русского языка , ибо с уменьшением букв и падежей уменьшилась и их работа.
А.П. Чехов
Косвенные
-ссылка на
авторитарный -доказательства от
источник противного , при этом
-доказательства на основе истинность той или иной
умозаключения мысли доказывается через
-аналогия, сравнение опровержение
-пример- частный случай противоположной мысли
несущий в себе черты общего
Слайд 13Вывод
Мы изучили тип речи рассуждение, ознакомились с тем, как строится
текст-рассуждение, и с основными требованиями к его построению.
Слайд 14Список источников
«Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи.»А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.
http://gramma.ru/EXM/?id=4.41
http://bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/25.htm
http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=30
http://festival.1september.ru/articles/519023/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8
Слайд 15Работу выполнили ученицы 10А класса МОУ СОШ №6 г. Амурска
Латина Алина, Орешникова Полина
Преподаватель Плохотнюк И.В.
2011 год