Слайд 1Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева)
Учитель русского языка и
литературы Богданова А.Н.
МБОУ СОШ №1 сельское поселение «Село Пивань»
Слайд 2Важное место начинает занимать и социально-психологический роман, расцвет которого во
второй половине XIX в. предопределил славу русской реалистической прозы.
В
то время принципы натуральной школы переносятся и в поэзию (стихи Некрасова, Огарева, поэмы Тургенева), и в драму (Тургенев). Демократизируется и язык литературы. В художественную речь привносится язык газет и публицистики, просторечье, профессионализмы и диалектизмы.
Слайд 3Крупнейшие фигуры в русской литературе середины XIX в. — писатели
И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, драматург А.Н. Островский, поэты
Н.А. Некрасов, А.А. Фет.
Слайд 4Творчество Ивана Сергеевича Тургенева (1818—1884)
Среди ранних произведений Тургенева самым
значительным являются «Записки охотника» (1847—1852). Впервые в литературе героем стал
народ и его нужды. Эта книга сделала Тургенева одним из ведущих авторов в русской литературе и принесла ему мировую известность. В некрасовском «Современнике» были опубликованы повесть «Муму», романы «Рудин» и «Дворянское гнездо». Так, вновь в русской литературе возникает тема «лишнего человека», понимающего всю несправедливость окружающего мира, но не желающего что-то сделать для его исправления, осознается необходимость ухода дворянской интеллигенции с исторической арены.
Слайд 5На рубеже 1840—1850-х годов в общественной жизни России все явственнее
заявляло о себе новое поколение интеллигенции, отличавшееся резким радикализмом, неприятием
крепостнических порядков. Первым из русских писателей Тургенев отразил в своих романах «Накануне» и «Отцы и дети» взгляды «новых людей». Он показал неизбежность исторического конца дворянского сословия, отразил конфликт поколений в форме антагонизма двух мировоззрений — дворянских либералов и революционеров-разночинцев.
Взгляды новых героев эпохи писатель представил разрушительной силой, которая ломает привычные устои общественной жизни. При этом сам автор не одобряет их радикализма, но с симпатией и уважением относится к их нравственным устоям. В своих романах писатель раскрывает лучшие черты русской дворянской интеллигенции, ее любовь к народу, преданность интересам страны. Эти качества служат оправданием того романтического пессимизма, которым проникнуты многие образы лучших людей дворянского сословия.
Слайд 61870-е годы для писателя — это период сомнений и разочарований.
Результатом его размышлений стал роман «Новь». В нем, как и
в своих стихотворениях в прозе («Порог»), Тургенев становится на сторону народничества. В это время он живет в Париже, общается с Флобером, Золя, братьями Гонкурами, пользуясь репутацией крупнейшего писателя-реалиста, мастера психологического анализа. Его творчество оказало огромное влияние не только на русский, но и на западноевропейский роман второй половины XIX в.
Слайд 8Творчество Ивана Александровича Гончарова (1812—1891)
Первый роман Ивана Александровича Гончарова (1812—1891)
«Обыкновенная история» (1847) по характеру критического изображения действительности, анти- дворянской
направленности, по особенностям реалистического письма, вниманию к бытовым описаниям, портретным зарисовкам тесно примыкал к произведениям писателей натуральной школы.
Второй роман Гончарова, «Обломов», ставший вершиной его творчества, был опубликован накануне крестьянской реформы и отразил антикрепостнические стремления русского общества, застой русской жизни и сознание необходимости обновления. Глубокие социальные обобщения писателя сделали понятие «обломовщина» нарицательным.
Слайд 9Третий роман Гончарова — «Обрыв» (1869), показывающий идейный кризис, смятение
в среде представителей уходящей России. Двадцатилетняя работа над ним отразила
идейную эволюцию писателя и противоречия его мировоззрения, обнаружившиеся в 1860-е годы. В это время стали проявляться консервативные взгляды автора, его неприятие радикалистских идей. Романы Гончарова представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 40—60-х годов XIX в. Эти романы объединены между собой не общими персонажами, а единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни.