Слайд 1Раздел 1. Западно-европейская традиция обращения философии к образованию и отечественная
философская мысль об образовании.
Слайд 2Тема 3: Философско-педагогическая мысль Средневековья и Возрождения и ее влияние
на процессы развития образования.
Слайд 3План:
1. Философско-педагогическая мысль Средних веков.
2. Философское осмысление образования и воспитания
Эпохи Возрождения.
Слайд 4Литература
Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.
История педагогики и образования: от
зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное
пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.
Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.
Слайд 51. Философско-педагогическая мысль Средних веков.
Слайд 61 в.н.э - возникновение христианства
Слайд 7Особенности философско-педагогической мысли Средних веков
Тесная связь с религией.
Теоцентризм.
Креационизм.
Христианский идеал человека.
Две
образовательные традиции: византийская и западно-европейская.
Письменный характер.
Слайд 8Особенности византийской модели образования
имела многоуровневый характер
независимо от своего социального
положения каждый подданный Византийской империи имел возможность получить образование
обучение -
платное, за исключением монастырских и дворцовых школ
образовательная политика государства
Слайд 9Уровни образования в Византии
Первым этапом обучения были школы грамоты, где
дети получали элементарное образование. Курс обучения составлял два-три года, дети
начинали учиться с пятилетнего, семилетнего возраста. Обучение грамоте велось по буквослагательному методу, на практике широко применялось заучивание текстов наизусть. Учебными пособиями для учащихся служили античные тексты (Гомер, басни и пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. Счету обучались сначала на пальцах, затем использовали счетный материал (камушки), потом – счетная доска – абак. Характерной чертой византийского образования было отсутствие в нём физической подготовки ребёнка, уроки музыки заменялась церковным пением, обучение велось от простого к сложному. Элементарные школы для многих детей были первой и последней ступенью образования.
Слайд 10Уровни образования в Византии
Вторая ступень образования - грамматические школы: церковные,
светские, частные и государственные. Чаще всего такой уровень обучения получали
дети светской и духовной элиты. В данной школе большое внимание уделялось грамматике, риторике, диалектике и поэтике, что составляло первую четверицу программы «семи свободных искусств», во вторую же входили арифметика, геометрия, музыка, астрономия.
Слайд 11грамматические школы
Цель обучения – овладение «эллинской наукой», формирование у обучающихся
общей культуры и красноречия, развития мышления. Для достижения этой цели
одним из главных средств обучения считался состязательный метод образования (школьники соревновались друг с другом в толковании текстов и риторике). Учителя придерживались традиционной методики обучения: читали учащимся традиционные учебные тексты, давали толкование, задавали ученикам вопросы, отвечали на вопросы учеников и организовывали дискуссии. Чтение было одним из важнейших источников знаний, поэтому выпускники школы должны были знать содержание Библии, сочинений «отцов церкви».
Слайд 12Уровни образования в Византии
Венцом образования являлись высшие учебные заведения, их
создание является характерной чертой византийской цивилизации. Многие из них появились
еще в античную эпоху (в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске). Каждое такое учебное заведение обладало определённой специализацией, например в Афинах и Антиохии велось усиленное изучение риторики, в Бейруте – права, Александрии - философии, филологии и медицины.
Слайд 13высшие учебные заведения
При императоре Феодосии II была учреждена высшая школа
- Аудиториум (от латинского audire – слушать), которая находилась подчинении
императора. Преподавателями были государственными служащими, они получали жалованье от императора и. В преподавательский состав входили греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы, общее число преподавателей было около тридцати. В IX в. руководителем этой школы стал Лев Математик – один из выдающихся педагогов своего времени. Идеал выпускника византийской высшей школы – энциклопедически образованный государственный или церковный деятель. Об уровне образованности выпускников этой школы можно судить по деятельности первых просветителей Руси, братьев-миссионеров Кирилла и Мефодия.
Слайд 14Западно-европейская модель образования
Разные формы образования: рыцарская система воспитания (для феодалов),
церковная система образования, городские учебные заведения
Монополия церкви на образование
Слайд 15Рыцарская система воспитания (для феодалов)
Мальчики при дворе сюзерена с 7
до 14 лет служили пажами при жене феодала, с 14
до 21 - оруженосцами при феодале, в 21 год – посвящались в рыцари. В основе содержания образования лежали «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, фехтование, охота, метание копья, шахматы, игра на музыкальном инструменте. Воспитывалось презрение к труду, в том числе умственному. Рыцари также не обязаны были овладевать грамотой.
Слайд 16Церковная система образования
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ШКОЛ:
приходские (при церковном приходе), в
которых священники готовили себе помощников из мирян;
монастырские, предназначавшиеся для
мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала;
соборные или кафедральные они открывались при епископских резиденциях.
Слайд 17В монастырских и соборных школах преподавали грамматику, риторику и диалектику
(знания и умения для ведения диспутов на религиозные темы). В
более крупных учебных заведениях такого типа школ, кроме перечисленных предметов, преподавались арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью (вооружение учащихся умениями вычислять время наступления христианских праздников, строить церкви), музыка (пение псалмов и молитв). Все эти предметы, изучавшиеся в монастырских и соборных школах, известны были под названием «семь свободных искусств». Образование, в основном обслуживало нужды церкви.
Слайд 18Городские учебные заведения
РАЗВИТИЕ МАНУФАКТУРЫ, РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ, РОСТ ГОРОДОВ ОБУСЛОВИЛИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ В XIIIXIV ВВ. НОВОГО ТИПА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Цеховые школы
давали начальное образование
сыновьям городских ремесленников.
Гильдейские школы создавались объединениями купцов гильдиями.
Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей. В школах указанного типа, содержание образования приобрело практическую направленность для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык.
Слайд 19Городские учебные заведения
Цеховые школы давали детям ремесленников начальное образование. Этот
тип школ содержался за счет средств цехов, обеспечивал общеобразовательную подготовку,
а обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества. Гильдейские школы создавались объединениями купцов гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей: сыновья ремесленников в них обычно не допускались. В цеховых и гильдейских школах образование имело практическую направленность, что выражалось в повышении роли в них математики и дисциплин естественнонаучного цикла, имеющих реальное жизненное значение для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык. Дисциплина была также суровой: учитель мог прибегнуть к физическому наказанию.
Слайд 20Средневековый университет
Первые университеты возникли в XI - XII веках
частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области
богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей специалистов по философии, праву ( римское право ) и медицине.
Слайд 21Средневековый университет
Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке.
Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного
общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары студенты, от слова Schola школа).
Слайд 22Во второй половине XIII в. в университетах появляется разделение на
факультеты. Поступить в университет можно было закончив подготовительный (артистический) факультет,
находящийся при этом же университете. Обучение на нем должно было длиться 7 лет. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. По окончании выпускнику присваивалась степень магистра искусств.
Слайд 23Августин
Аврелий
Блаженный
(354–430)
По Августину, в основе содержания образования
лежит знание, заключенное в Библии. При определении образовательного минимума христианина
Августин ставил «словесные» науки и историю на первое место как особенно важные для понимания Священного Писания, затем шли математика и естественные дисциплины. В частности, христианский философ настаивал на том, чтобы в программу обучения были включены не только теологические, но и светские знания, необходимые христианскому полемисту и проповеднику, – языки, история, диалектика, риторика, основы математики. В процессе обучения Августин придавал особое значение вере и авторитету учителя.
Слайд 24Образование и воспитание в исламском мире средневековья
Ислам возник и развивался
на основе взаимосвязи и своеобразного смешения культур Арабского халифата, Византии,
Индии, Китая… Время «арабского Возрождения» наступило в IX–XIII вв., гораздо раньше европейского. На основе изучения античности арабско-мусульманские мыслители развивали идеи гармоничного развития личности, так же как в античности требуя от философов быть образцами нравственного поведения и образованности. Высоко ценился престиж знаний.
Слайд 25Абу Аль Кинди (801–873), ставя науку выше религии, требовал в процессе
воспитания формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект.
Аль Фараби (870–950) считал,
что лишь безумцы могут допустить высшее благо вне существующего мира. Цель воспитания – подвести человека к реальному благу, отличить которое помогут знания.
Слайд 26Плодотворные педагогические идеи содержатся в более чем 150 трактатах Аль Бируни (970-1048):
системности и наглядности знаний, поощрения познавательных интересов. Главная цель воспитания
– очищение от бесчеловечных обычаев, фанатизма, жажды власти.
«Владыка наук», советник правителей ряда стран Ближнего и Дальнего Востока, Ибн-Сина (Авиценна, в европейской транскрипции, 980-1037), в числе научных и философских трудов оставил и относящиеся к воспитанию и образованию «Книгу о душе», «Книгу знаний», «Книгу указаний и наставлений». Путь ко всеобщему воспитанию и развитию Ибн-Сина видел в средствах музыки, поэзии, философии. В самой организации знаний поощрялся дух свободного, открытого, здорового соревнования.
Слайд 27Выдающийся философ Востока, Аль Газали (1056–1111) посвятил свое четырехтомное сочинение «Воскрешение наук
о вере» развитию способностей с детского возраста, приемам наблюдений за
детьми, их творческому росту и развитию, включая физические упражнения и бытовую культуру. Согласно Аль Газали, душа ребенка принимает нужные очертания, если воспитатели, включая родителей, следуют педагогическим рекомендациям, основы которых закладываются в семье, передающей эстафету учителю. Нравственное начало формируется, прежде всего, путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам. Самовоспитание же начинается с самонаблюдения и самопознания.
Недаром «Мудрец мудрецов» Ибн Баджа(кон. XI в. – 1139) ведущей темой своих трактатов по психологии, логике и этике выбрал самые насущные проблемы морально-этического образования.
Слайд 28 Выдающийся философ, популяризатор Аристотеля и сам оригинальный мыслитель из Андалусии
(в современной Испании) Ибн Рошд (Аверроэс, 1126–1198) подводил под образование солидную научно-философскую
базу, изложенную в «Системе доказательств».
Проблемы образования и воспитания – важнейшие в 150 трактатах иранского философа Насирэддина Туси(1202–1273), включая «Обучение мудрости», «Книгу мудрости», «О воспитании обучающихся». Знание – то снадобье, которым человек пользуется в течение всей жизни.
Абдуррахман Ибн Халдун (1332–1406), развивая учение Аристотеля, доказывал, что человек реализует себя в отношениях с другими людьми. Упорядочить их помогает разум в результате наблюдений, обобщений и опыта – «того, чему учит время». В частности, он призывал не подгонять в обучении того, что еще непонятно в детском возрасте, включая Коран. Такое обучение только пугает и отвращает, сковывает самостоятельность. Во всех перечисленных учениях подчеркивается неразрывность образования и воспитания: «Без воспитанности знание – огонь без дров, воспитанность без знаний – как дух без тела».
Слайд 29Центры исламского образования
Обучение шло на персидском и арабском языке, который,
возникнув на основе арамейского, и сейчас остается ведущим в странах
ислама. Центром образования были мечети. Уже в VIII–IX вв. стали появляться «дома мудрости», и первый – в Багдаде. В XI–XII вв. возникли первые учебные заведения – медресе. Арабская система образования породила первые «тесты» – с выбором одного ответа из нескольких предложенных.
Крупным культурным центром исламского мира была при владычестве мавров Испания, где образование достигло наивысшего расцвета при Абдуррахмане III (912–961) и его преемнике Халеме II (961–976). В учебных заведениях Севильи, Саламанки, Толедо, Гранады, Кордобы учились и женщины, преподавали представители разных вероисповеданий.
Слайд 302. Философское осмысление образования и воспитания Эпохи Возрождения.
Слайд 31Особенности культуры и образования эпохи Возрождения
светский характер,
гуманистическая
философия,
обращение к античному культурному наследию.
Слайд 32 Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человеческой
личности, ее права на свободное развитие и проявление своих способностей,
утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Слайд 33Основой образования и воспитания гуманисты, опираясь на идеи М.Ф. Квинтилиана,
считали совокупность природных способностей ребенка, которые развиваются в обучении с
помощью руководства, наставления и упражнений. Педагоги настаивали на необходимости выявления путем наблюдения природных склонностей детей, учета их индивидуальных особенностей и применения различных методов воздействия на учеников в зависимости от их характеров и способностей. В эпоху Возрождения сложилось понимание важной роли обучения и воспитания в формировании нравственности, развитии ростков добра, смягчении и обуздании нежелательных наклонностей.
Слайд 34Заслугой гуманистов стала разработка содержания образования, основу которого составляли древние
языки, дававшие возможность оценить произведения и философию мыслителей прошлого, и
изучение античного культурного наследия. Были внесены дополнения в содержание «семи свободных искусств», расширялся тривиум, в него включались история, моральная философия, поэзия. К XVI в. возрастает внимание к дисциплинам естественно-научного цикла, кроме того, в обучении считалось важным наблюдение природных явлений, знакомство с различными ремеслами и искусствами. В это же время формулируется положение о необходимости обучения на родном языке. Таким образом, сформировалось представление об энциклопедическом содержании образования, включавшем обширный круг научных и культурных достижений. В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения – принцип «мягкой руки», широкое применение морального поощрения. Идея гуманистов о связи обучения с жизнью сделала основным критерием образования его полезность, прежде всего для подготовки человека к жизни в обществе.
Слайд 35 Франсуа Рабле (1494–1553)
Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа
и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за
ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.
Слайд 36. Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил,
описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий,
чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.
Слайд 37Мишель Монтень (1553–1592)
Юрист, автор знаменитого труда «Опыты», в котором отразились
передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень (1553–1592) рассматривал
ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье.
Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая императивное требование: «Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.
Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы, что, по мнению М. Монтеня, должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний.
Слайд 38Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая
императивное требование: «Я не хочу, чтобы в классе работал и
говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.
Слайд 39Ян Амос Коменский (1592–1670)
Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в
Нивнице, в Чехии . В 1616 г. он стал священником
семейной Общины чешских братьев и проповедником В 1616 г. он стал священником семейной Общины чешских братьев и проповедником В 1627 г. Каменский начал работать над «Дидактикой» на чешском языке и закончил ее в 1632 г По приглашению амстердамского сената в 1657 г. он выехал в Голландию, где прожил до самой смерти
Слайд 40Основные труды
«Великая дидактика», т.е. общую теорию обучения.
книга для
родителей «Материнская школа» – о воспитании детей в семье,
«Мир
чувственных вещей в картинках»
«Открытая дверь языков и всех наук" (1631) »,
«Физика»,
«Астрономия».
«Законы хорошо организованной школы» и др.
Слайд 41Основные идеи обучения
Начинать обучение надо по возможности раньше
Всеобщее
обучение –мальчики, девочки, знатные и нет, богатые и бедные, городские
и сельские
Учебный материал должен соответствовать возрасту учеников
Классно-урочная система
Дисциплина (без нее не может быть хорошей школы)
Слайд 42Дидактические принципы
Природосообразность
Последовательность
Наглядность
Систематичность
Сознательность
Посильность
Прочность
Слайд 43Учитель
Должность учителя «настолько превосходна, как никакая другая под солнцем»
Должен
«увлекать учеников благим примером», быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным
Должен
быть отцом учащимся
Должен любить свое дело, владеть педагогическим мастерством
Должен учитывать и побуждать интерес к знаниям
Пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе
Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях