Слайд 1Раздел 1.
История возникновения и развития зарубежных и отечественных систем
физического воспитания. История международного олимпийского движения
Раздел 2.
Общая характеристика
теории и методики физического воспитания и спорта
Раздел 3.
Теоретические основы воспитания физических качеств
Раздел 4.
Направленное развитие личности в процессе физического воспитания и занятий спортом
Раздел 5.
Планирование и контроль в физическом воспитании и спорте
Раздел 6.
Общая характеристика спорта
Слайд 2Понятие о теории и истории физической культуры и спорта
«Теория и история
физической культуры и спорта» (ТИФК) — учебная дисциплина, которая содержит
научные знания «Теории и методики физического воспитания и спорта» (ТМФВ) и «Истории физической культуры» (ИФК).
При этом ТМФВ и С является основным источником профессиональных знаний, так как представляет собой прикладную науку, относящуюся к циклу педагогических наук и изучающую закономерности процесса физического воспитания.
Теория и методика физического воспитания обеспечивает студентов и специалистов необходимым уровнем теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности учителя (педагога) физической культуры, раскрывает структуру и содержание этой деятельности, успешную реализацию задач физического воспитания.
Слайд 3Теория — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно
однородное, целостное явление или отдельные его элементы, функции.
Методика — система
правил, изложение методов обучения чему-либо или выполнения работы; совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо.
История физической культуры — научная отрасль, изучающая закономерности возникновения и развития физической культуры в человеческом обществе.
Слайд 4Источники возникновения и развития ТМФВ и спорта
практика общественной жизни
практика физического
воспитания
прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности
постановления правительства о
состоянии и путях совершенствования системы физической культуры в стране.
результаты научных исследований как в области физического воспитания и спорта, так и других наук
Слайд 5Первый этап — несколько веков, предшествовавших нашей эре. Этот период
в истории человечества связан с возникновением и разложением первобытнообщинного строя
и возникновением пришедшего ему на смену рабовладельческого.
Второй этап — от эпохи Возрождения (середина XVII в.) до второй половины XIX в. Эпоха Возрождения связана с зарождением буржуазных отношений в Европе, снижением влияния Церкви на жизненное устройство человека и общества и на этом фоне — с возрождением античной культуры, утерянной в раннем Средневековье
Третий этап — от второй половины XIX в. до настоящего времени. Бурное развитие науки и различных ее направлений и отраслей связано с развитием современного общества и его государственного устройства. На современном этапе наука является передовой отраслью народного хозяйства, ведущей сферой жизнедеятельности любого цивилизованного государства.
Слайд 6Понятийный аппарат
Физическая культура (ФК) — часть общей культуры общества, совокупность достижений,
накопленных человечеством, и деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей, направленных
на физическое совершенствование человека.
Физическое развитие — естественный, закономерный процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. То есть физическое развитие индивидуума обусловлено биологическими процессами, которые будут происходить независимо от внешних воздействий: рост костей в длину, повышение мышечной массы, гормональные изменения, созревание коры мозга и др
Слайд 7Понятийный аппарат
Физическое воспитание — педагогический процесс, содержанием которого является обучение движениям,
воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности
в занятиях физическими упражнениями
Физическая подготовка — прикладная направленность физического воспитания на конкретную трудовую или иную деятельность. Различают общую физическую подготовку, направленную на повышение уровня физического развития, и специальную физическую подготовку, содействующую успеху в конкретном виде деятельности. Физическая подготовленность отражает уровень достигнутой работоспособности и сформированных двигательных умений и навыков, способствующих эффективной целевой деятельности.
Физическое совершенство — идеал физического развития человека, присущий каждой исторической эпохе. Физическое совершенство — идеал физического развития человека, присущий каждой исторической эпохе.
Слайд 8Понятийный аппарат
Спорт (в узком смысле) — собственно соревновательная деятельность, специфической формой которой
является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная
сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.
Спорт (в широком смысле) — собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности. То есть широкое, современное понимание спорта предполагает кроме соревновательной деятельности и подготовки к ней систему выстроенных человеческих отношений, которые и определяют его как уникальную педагогическую воспитательную систему
Слайд 9Цель и задачи физического воспитания
Целью физического воспитания является оптимизация физического развития
человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с
ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности
Слайд 10Для достижения заявленной цели выдвигается комплекс задач, делящихся
на три
группы:
1) оздоровительные задачи, или задачи по оптимизации физического развития
человека, которые ориентированы на создание условий для оптимального физического развития человека: укрепление и многолетнее сохранение здоровья; улучшение работоспособности; оптимальное развитие физических качеств и связанных с ними двигательных способностей; формирование правильного (гармоничного) телосложения; повышение функциональных возможностей организма; 2) образовательные задачи, ориентированные преимущественно на овладение двигательными умениями, навыками и специальными теоретическими сведениями: формирование жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, метания, лазанье, прыжки, плавание); обучение навыкам спортивного характера (двигательные действия различных видов спорта); приобретение базовых научно-практических знаний в области физической культуры;
3) воспитательные, или общепедагогические, задачи, направленные на формирование личности человека: воспитание морально-нравственных качеств личности; формирование личностных качеств человека (трудолюбие, настойчивость, упорство, смелость, уважение и др.). Формирование личности осуществляется не только в процессе физического воспитания, однако воспитание полноценной личности в современном мире без него становится невозможным. Успешное достижение цели физического воспитания возможно лишь в случае единства, системного решения всех его задач.